Летом 2013 года торжественно отмечалось 1025-летие Крещения Руси. Русская Земля омылась в водах Днепра - этой Иордани нашего Отечества. Возникает вопрос: а до массового крещения киевлян в 988 году наши предки пребывали в абсолютной тьме неведения Истинного Бога, полного незнания истинной веры?
Наша Церковь имеет несомненное апостольское происхождение. Первые семена христианства были у нас посеяны еще в первом веке. Поэтому говорить о том, что Русь приняла христианство на тысячу лет позже греков можно только с большой долей условности. Очень интересно узнать о том, что было до 988 года, когда произошло массовое крещение. Узнать, что об этом говорят наши летописи и другие исторические источники, археологические находки. Наши ведущие дореволюционные церковные историки митрополиты Платон, Макарий и Филарет, профессоры Голубинский и Знаменский и др. Кто из образованных людей не знает о «Повести временных лет» - этом безсмертном труде отца русской истории прп. Нестора Летописца? В ней мы читает о том, что еще в первом веке пределы нашей земли огласила проповедь ап. Андрея Первозванного - одного из 12 учеников Христа. Апостол дошел до того места, где ныне располагается Киев, водрузил здесь крест и сказал, что на этом месте «воссияет благодать Божия, будет великий град и Бог воздвигнет множество церквей». Кто был в Киеве никогда не забудет захватывающую картину золотых маковок Киево-Печерской Лавры - разве это не исполнение пророчества апостола? Кто-то может сказать: ну что за невежество, о какой проповеди апостола у нас в первом веке может идти речь?! Наука давно это опровергла, например, в трудах известного церковного историка Голубинского ( он был основателем критической школы; писал в основном о спорных событиях; стремился очистить церковную историю «от домылсов»). Таких скептиков хочется попросить не спешить с безапелляционными утверждениями.
Во-первых, кроме прп. Нестора о посещении пределов нашего Отечества ап. Андреем упоминается у свт. Епифания Кипрского и церковного историка Евсевия Кесарийского (пятый век). Важным свидетельством являются археологические находки. Так, в районе с. Грузино Псковской области нашли остатки т.н. Андреевских крестов. Случайно ли у нас на Руси в первые же годы после крещения нередко строили храмы в честь св. ап. Андрея и князья называли своих детей Андреями? Все это не случайно, все это свидетельствует о реальности апостольской проповеди на Руси. Если говорить о «большой России» в объеме Российской Империи или СССР, то кроме ап. Андрея у нас проповедовали еще апостолы Варфоломей, Матфей, Фаддей и Симон Канонит. На Кавказе в ссылке был свт. Иоанн Златоуст, о котором блаженный Феодорит писал, что он «алтари воздвигал на Кавказе» и что под влиянием его проповеди те воинственные народы, жившие на Кавказе, «кто не слазил с коней, стали преклонять колена, кого не трогали слезы, стали проливать слезы раскаяния». Сосланный в конце первого века в Крым священномученик Климент Римский нашел здесь 2000 христиан. Здесь в Крыму за несколько веков до крещения были даже целые епархии - Херсонесская и Сурожская. К сожалению, нашествия варваров зачастую сметали эти островки христианства. В Крыму проповедовали святые братья Кирилл и Мефодий. Существование христианских общин подтверждает находка в 1940 году в Херсонесе (Севастополе) глиняного штампа для просфор, относящегося к этому времени. В 1950 году здесь же были обнаружены развалины подземного храма первого-третьего веков. В 60-е годы девятого века киевские князя Аскольд и Дир ходили походом на Константинополь. Жители города во главе с Патриархом Фотием и императором Михаилом совершили Крестный ход на берег Босфора. Когда в воды была погружена риза Богородицы случилась буря, заставившая осаждавших отступить. Аскольд и Дир крестились. Они пригласили в Киев епископа, который проповедовал здесь о чудесах Ветхого и Нового Заветов. Чудо с Евангелием, не сгоревшем в огне, произвело большое впечатление на киевлян. На могиле князя Аскольда была построена церковь в честь свт. Николы Чудотворца (по-видимому, в крещении князь был наречен в честь этого святителя). К сожалению, в настоящее время этим храмом владеют униаты.
В «Повести временных лет» мы узнаем о таком примечательном факте: в 944 году после удачного похода князя Игоря на Царьград был заключен мирный договор с Византией. Часть дружины князя - язычники, давали при этом клятву перед идолом Перуном, а другая часть - христиане, присягали на Кресте и Евангелии в церкви св. пророка Илии. Эта церковь называется соборной, т.е. главной, стало быть, кроме нее были еще церкви.
Теперь нужно сказать о великой княгине Ольге. В летописи ее называют «мудрейшей из всех людей». С целью принятия крещения она совершила поездку в Константинополь. В составе ее свиты (около 100 человек) был христианский священник Григорий. В 957 году она приняла крещение. Крестил ее Патриарх Полиевкт, а восприемником был император Константин. Вместе с Ольгой крестились и многие из числа тех, кто сопровождал ее в этой поездке. Летописец ярко описывает, как Ольге удалось обхитрить императора, хотевшего на ней жениться (это стало невозможным, так как он стал ее восприемником). В год 1000-летия крещения Руси в течение нескольких дней я посещал лекции в Ленинградских (тогда еще) духовных школах. Запомнилось, как на лекции прот. Иоанна Белевцева по церковной истории, посвященной княгине Ольге, было высказано предположение, что это место в летописи является вставкой, сделанной с целью «подчеркнуть ум Ольги». На лекции говорилось о том, что в источниках имеются расхождения в определении даты крещения Ольги (назывались, например, 954 и 959 гг.)
О пребывании княгини Ольги в Константинополе сообщается в книге Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Прием нашей русской княгине был оказан на высшем уровне, что и неудивительно, ведь Ольга была не частным лицом, а главой государства. Когда входившие в зал, где стоял трон императора, сделанный из чистого золота и осыпанный драгоценными камнями, падали ниц, то трон поднимался под потолок. При этом на троне пели птицы и рычали звери. Ольга, войдя, лишь слегка наклонила голову. О происхождении Ольги у историков имеются три версии: одни считали ее варяжкой, другие славянкой, третьи волжской булгаркой. О том, что она была славянкой, свидетельствует Иоакимова летопись. Голубинский считал ее варяжкой и полагал, что она была крещена не в Константинополе, а в Киеве. По возращении на родину св. Ольга проповедовала веру Христову по городам и весям. В Пскове ею был построен храм в честь Святой Троицы. Скончалась она в 969 году. «Аки луна в нощи» сияла она своей жизнью среди язычников. Ее называют «зарей утренней, предваряющей солнце», т.е. она явилась предшественницей равноапостольного князя Владимира в благовестии истинной веры на Русской Земле. Св. Ольга завещала погребсти себя по христианскому обряду и не совершать по ней языческой тризны.
По милости Божией мне довелось побывать на месте рождения княгини Ольги и совершить там молебен по старому обряду. Сын Ольги Святослав был занят военными походами. Он и погиб, возвращаясь из очередного похода. При нем на христиан были воздвигнуты гонения. Дети Святослава Ярополк и Олег благосклонно относились к христианству, но не успели принять его. Погибли они в междоусобице. В 1044 году Ярослав Мудрый крестил их кости (странное, с точки зрения канонов действие). Владимир еще в 8-летнем возрасте был увезен в Новгород, где воспитывался дядей Добрынею - ревностным язычником. Они стремились возвысить язычество, воздвигали идолов в Новгороде, а затем и в Киеве. Летопись отмечает, что никогда еще не было такого гнусного идолослужения на Руси. В 983 году после удачного похода была принесена человеческая жертва. Жребий пал на юношу по имени Иоанн - сына христианина варяга Феодора, который обличал языческое безумие. Федор и Иоанн явились первыми мучениками. Их мужественная кончина произвела большое впечатление на Владимира.