«Какими будут наши дети?..»

О повести Владимира Крупина «Сороковой день»

Александр Сергеевич Пушкин 
0
689
Время на чтение 5 минут

Эзоповский язык в русской литературе не самоцель, а стремление сказать то, что говорить открытым текстом или «не художественно», или опасно.

Тяга к Эзопу нарастала в те периоды нашей истории, когда свобода слова оказывалась под цензурным запретом, когда демократия ( власть народа) загонялась в глубокое подполье. Эзоповский язык, вольно или невольно, обогатил русскую литературу. Спасибо ему за «тень слова». Но надо всегда помнить об удивительной многозначности русского слова и о том, что многие русские пословицы и поговорки, по своему обобщению духовного опыта народа, гениальны. Чтобы не быть голословным, приведу примеры: «Дураку воля, что умному доля: сам себя губит!», «На дурака вся надежда, а дурак-то и поумнел!» и т. д. Есть в них подтекст и второй план.

Владимир Крупин в своей повести в письмах «Сороковой день» щедро пользуется закромами народной мудрости. И если мы что-то не в состоянии понять в этом произведении, то это наша беда. Многие из нас плохо знают могучий великорусский язык, а тем более, пословицы и поговорки.

Прежде всего «Сороковой день» тяготеет к жанрам Древней Руси, повестям и побывальщинам. Крупин не случайно вспоминает в одном из писем Александра Радищева: «он критики-то с избытком написал, а подкрасить забыл».

В другом месте Владимир Крупин пишет: «Всё срываюсь на очерк». Таким образом автор даёт нам понять, что «Сороковой день» не совсем художественное произведение, а реалистическое повествование. Рассмотрение «Сорокового дня», как повести, дало возможность недоброжелателям писателя признать её «несостоятельной» в художественном отношении. Они забыли о том, что кроме художественной правды, есть и художественная ложь. Художественная правда формировала и формирует русскую литературу. Художественная ложь - не бескорыстна. «Для пишущего правда должна быть целью», - утверждает Крупин.

Письма написаны исконным русским языком. Их хорошо поняли угодники от литературы, унаследовавшие повадки «охранителей» власти. Обсуждение творчества Владимира Крупина на страницах «Литературной газеты» больше похоже на осуждение литераторами «Сорокового дня». Их антиподы упрекнули писателя в «раскаяньи». Одиннадцатая книжка журнала «Наш современник» разошлась по стране. Крупин свой гражданский долг исполнил.

Беспокоит другое. Суть писем поняли немногие. Общественного резонанса не получилось. Если и была «молва», то больше «кухонная», похожая на сплетню. Мы к этому привыкли. Так уютнее. Больше всего огорчает то, что многие подписчики журнала «Сорокового дня» не заметили вовсе. Разуверились соотечественники в писательском слове. Потеряло оно былую привлекательность. Обтрепалось от потребительского отношения к нему. Поизносилось в громких фразах и лозунгах. Но слово правды, сказанное писателем своему народу, не может быть «без вести пропавшим!»

Сегодня человек всё чаще тянется к детективу. Это проявление лености ума или уход в иллюзии. Книга всё более и более становится не духовной, а материальной ценностью. Здесь уместно привести слова Адама Мицкевича из статьи, посвящённой Пушкину: «В России... талант не стал ещё товаром». Но статья написана в 1837 году. Позволю себе заметить, что произведения литературы нашего времени, написанные в разрез с этими словами, никакого отношения к литературе не имеют.

Что касается оценки произведений современной литературы, то чаще всего это делается школьными мерками. Достаёт ума искать «образ Лариной» или «образ Плюшкина» и т. д. Образ Печорина остаётся в стороне. Несмотря на то, что он в современной жизни присутствует и является одним из героев нашего времени. «Луч света в тёмном царстве» давно искать перестали. Потому что «царство» наше - не тёмное. Потому и ведут литературные графоманы на страницах периодической печати дискуссии о «положительном герое».

А дело обстоит гораздо проще. Положительного героя не надо искать с литературным фонариком. Он живёт среди нас. Честно делает своё, нужное народу дело. Недоедает и недосыпает. Способствует духовной и материальной жизни Отечества. Утверждает смысл человеческой жизни. Не даёт нам духовно оглохнуть. Обувает и одевает. Кормит и поит.

«Не подлежит спору, - писал в 1865 году Константин Аксаков, - что правительство существует для народа, а не народ для правительства... при потере взаимной искренности и доверенности всё обняла ложь... Все лгут друг другу, видят это, продолжают лгать, и неизвестно, до чего дойдут... Такая система, пагубно действует на ум, на дарования, на все нравственные силы, на нравственное достоинство человека, порождает внутреннее недоумение и уныние... Лишённый нравственных сил, человек становится бездушен и, с инстинктивной хитростью, где может, грабит, ворует, плутует...»

Главную идейную нагрузку в письмах Крупина несёт заглавие. Суть его звучит в диалоге: «В магазине в эти дни не было ничего. Видел я, как мужик просил очень настойчиво: «Сороковой день, понимаешь!» А вот ответ: «Тут каждый день у кого-нибудь сороковой день!» Правда, в одном из писем упоминается: «вот и мой сороковой день здесь (в деревне)». Но это - от Эзопа.

Сороковой день - поминки по усопшим. И если мы, как народ, ещё живы, то нравственность наша - на отходе...

«Несмотря на засилье кино и телевидения, вера в чудеса не истреблена». Не может народ оглохнуть вовсе. Социальное чутьё окончательно не притупилось. Оно расслоилось на потребительское и мученическое. Но доброта русской души неодолима.

«Нет, не осуждена на бесславное разрушение страна, - писал Александр Куприн, - которая вынесла на своих плечах более того, что отмерено судьбою всем другим народам, вынесла татарское иго... крепостное бесправие... ужасы и тягость непрерывных войн; вынесла это непосильное бремя и всё-таки под налётом рабства сохранила живучесть, упорство и доброту души».

Поцитируем Владимира Крупина из повести «Сороковой день»: «Ложь стала моей нормой», «...пока что-то нужно, мы хорошие, а нет - бросили», «пишу последнее время, как нынче строят - блоками, готовыми фразами, а ведь слышу прекрасный язык, то есть потерял способность быть естественным», «не напечатают», «жизнь идёт поперёк, вы пишите вдоль, это обо мне», «...дети своё место знают. На шее сидят», «...можно быть честным и порядочным в беспорядочном мире или нельзя?», «...всё у меня было: и родина, и язык, и любовь...», «...смерть - глупой уверенности переделать мир...».

Задав нам вопрос «что перевесит... бригада писателей или одна модная певица?», лирический герой услышал бы в ответ не много голосов в пользу «бригады писателей». Крупин задаёт много вопросов себе, но всё-таки больше нам: «Неужели под душой так же падаешь, как под ношею?»

Есть у Владимира Крупина и горькие мысли о пьянстве, которое принимает масштабы национального бедствия. Отец лирического героя по сути своей добрый работящий человек, занимающийся делом, к которому душа не лежит. Водка отравила его жизнь. Понимая это, он говорит: «Играю узника». Это наводит на горькие мысли. Какими будут наши дети? Доктрины советской власти продолжают удаляться от жизни. Лозунг - «Нынешнее поколение советских людей будут жить при коммунизме!», - свидетельствует о политическом хулиганстве.

В самые трагические моменты нашей истории нас спасала Божья милость и правда. Народ в такие моменты напрягал все свои духовные и физические силы и мы побеждали.

«Вспомните и нашу многострадальную литературу, - писал Александр Куприн, - этот термометр угнетённого общественного самосознания. Она задыхалась, принуждённая к молчанию. Надолго совсем замолкала, временно жалко мелела, но никогда и никто не мог поставить её на колени и приказать говорить холопским языком».

Повесть Владимира Крупина «Сороковой день» оказалась пророческой.

 

P. S. Прочитав повесть, я был удивлён и обрадован подвигом писателя. В то время (1981 год) публиковать её было очень и очень опасно.

1982 - 2002 гг.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Матвеевич Суздалев
Награда*
Андрею Звягинцеву
22.01.2015
Октябрь
Стихотворение
01.10.2012
Мы - русские люди
Стихи
07.09.2012
Все статьи Геннадий Матвеевич Суздалев
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45