Воспоминания

Часть I

Новости Москвы 
0
1700
Время на чтение 23 минут

Предисловие

Читателю предлагаются воспоминания Геннадия Михайловича Шиманова (1937-2013) - замечательного русского мыслителя. В советское время он был одним из самых активных публицистов православного диссиденства, боровшегося за осуществление церковного возрождения. В поздних работах Шиманов предстает как философ и богослов, глубоко осмысливающий сложные проблемы церковной, социальной и национальной жизни России.

Записи воспоминаний Г.М. Шиманова были сделаны летом 2004 года у него на квартире на Рижской. Тогда там собирался небольшой кружок, «семинар», обсуждались написанные статьи и все прочее, связанное с христианством. Однажды мы попросили, чтобы Шиманов рассказал о своей жизни и встречах с интересными людьми. Он согласился. В результате получилось 5 кассет записей.

Чтобы лучше понять эти заметки, их следует читать параллельно со сборником Шиманова «Перед смертью» (1969 г.), в котором много автобиографического. Некоторые пояснения даны в комментариях.

Воспоминания рисуют целый ряд живописных картин из жизни религиозно-диссидентской среды в советский период. Основную часть их составляют воспоминания о тогдашних известных деятелях религиозного движения: Михаиле Агурском, о. Дмитрии Дудко, о. Глебе Якунине, о. Александре Мене, Буковском, с которыми Шиманов был хорошо знаком. Любопытен его рассказ и о А.И. Солженицыне (знакомство с ним так и не состоялось). К сожалению, остались незаписанными его очень интересные воспоминания о Феликсе Владимировиче Карелине - крупнейшем богослове советского периода. В настоящий текст вошло примерно четыре пятых записанной звуковой дорожки - выпущены воспоминания о некоторых друзьях его детства и юности.

Шиманов был очень цельным человеком, и всегда смело говорил то, что думал. И эти его заметки отличаются большой открытостью. Шиманов ничего не умалчивает, говорит и о хорошем и о плохом (как по отношению к себе, так и к своим персонажам), оценивает мысли и дела со своей, вполне определенной, точки зрения русского националиста. Однако вот что интересно. Безусловно, он оценивает. Но не судит. Для него каждый человек, тем более значительный, - Божие творение, ищущее свой путь ко Творцу. И Шиманов, - этот рыцарь истины - старается этот путь понять и рассказать о нем слушателям. Причем, делает это с изрядной долей тонкого и доброго юмора.

Геннадий Михайлович довольно серьезно готовился к этим записям. Отдельные, наиболее ответственные части он написал на бумаге и зачитывал. Но таких начитанных кусков - меньшая часть - он был прекрасный рассказчик, и легко говорил экспромтом. Запись, при ее расшифровке подверглась некоторой корректуре. Например, были исключены вопросы слушающих, поскольку они разрушают плавность повествования. Однако все слова Шиманова оставлены практически без изменений, и можно быть уверенным, что мысли Геннадия Михайловича переданы адекватно.

Надо сказать, что сам Шиманов считал эти воспоминания черновыми. Он намеревался их откорректировать и дополнить. Увы, при жизни ему это не удалось. Но и в таком виде они представляют безусловную ценность. И потому мы решились их предать гласности, причем невзирая на то, что многие из упоминаемых Шимановым персон до сих пор здравствуют (В.И. Прилуцкий, о. Глеб Якунин, И.Р.Шафаревич, В.А. Капитанчук, В.Н. Осипов и другие).

 Расшифровку записи и примечания подготовил Николай Сомин.

 ***

Об отношении к советской власти

Я начну с того, что у меня отношение к советской власти (и вообще к власти) сформировалось в армии. У меня там появилось две идеи. Первая - необходимость поиска истины и вторая - ненависть к толпе. Я заметил, что как только начальство из казармы уходит, то начинается царство грубой силы. И поэтому я всегда демократию западную понимал как торжество физической, денежной и прочей силы - то есть как недолжное состояние. И советскую власть я признавал как силу организующую и был сторонником советской системы, сторонником диктатуры. Ну вот, когда я вернулся из армии и стал высказывать это свое отношение, то на меня смотрели как на оригинала, не понимали - настолько этот взгляд расходился с уже господствующим тогда среди моего поколения на советскую власть (я вернулся из армии летом 1959 г.). Я не говорю про всех; я говорю про людей моего поколения и про круг тех «продвинутых», с которыми я общался. Примитивизм советской пропаганды, даже литературы тогдашней, интерес новым явления культуры (и к старым тоже) постепенно втягивали меня в новую среду художников, поэтов (я сам писал стихи). И компания, которой я в школе принадлежал, была в основном из поэтов, или людей, которые намеревались что-то написать (некоторые так ничего и не написали). Но, во всяком случае, интересы литературные, музыкальные, отчасти живописные господствовали. И тогда же уже салоны образовывались - некоторые хозяева квартир устраивали литературные вечера. Я помню салон Екатерины Сергеевны, старушки, где-то в районе Таганки. Собиралась такая фрондирующая публика, и это было во многих квартирах - это и салон Елены Строевой[1], и Компанейских и Трипольских - я наверняка еще десятки и десятки не знаю.

И эта новая среда своими либеральными взглядами постепенно подготавливала во мне почву для последующего перехода к антисоветским взглядам. Но к ним я перешел уже став христианином. Логика была простой - человек я был очень наивный, знал очень мало - логика была такой: я за Бога; советская власть против Бога; значит, я должен быть против советской власти. Тем более, что я пришел к вере в бога в конце января 1962 г., а это было время хрущевского гонения на религию. Почти каждый день в газетах печатались так называемые фельетоны с разоблачением то православных, то баптистов, то еще кого. И естественно на этой почве у верующих искусственно развивали антисоветизм. Люди, с которыми я общался в то время, были люди, либо ненавидевшие советскую власть (и между собой об этом говорившие открыто), либо равнодушные, но под равнодушием тоже скрывалось неприятие. Например, один мой приятель (сейчас он священник) говорил: я отношусь к советской власти, так же, как относится к ней кот Барсик. Для кота Барсика ее нет, и для меня тоже - я ее не вижу в упор.

Но я сейчас хочу сказать о двух встречах с В.К. Буковским[2]. Это в общем-то известный человек, историческая личность, сыгравшая большую роль в демократическом движении. Я познакомился с ним в 1960 г. (может быть в 61-м). Но во всяком случае в 61-м году мы как то сидели с ним в сквере на скамеечке, и он пытался меня убедить, что мне надо принимать участие в борьбе за свободу. Я с ним не соглашался, говоря, что самое главное - найти истину. А уж когда я истину найду, то в соответствии с ней я уже буду относиться к политической свободе. Он говорит: чудак, да как же ты найдешь истину при нынешнем отсутствии информации - ведь советская власть ее не дает. А когда будет свобода, вот тогда ты ее и найдешь. На что я ему сказал: нет, для меня свободы вполне достаточно: есть книги, никто мне не мешает думать, разговаривать. Тогда мы с ним к общему согласию не пришли. Но когда я пришел к вере в Бога - а после этого я пошел в психушку, добровольно, для того, чтобы мне подумать, как мне дальше жить. Там я провел три месяца (об этом я сейчас подробно рассказывать не буду)[3]. Но ко мне туда в гости ходили мои друзья, в том числе и Буковский. Спрашивает: ну как, теперь узнали? Я говорю, да, я с Вами. Я против советской власти, но политической борьбой я заниматься не буду. - Почему? - говорю: истина в православии, но у нас очень мало православных и нам нужно работать на православие, на позитив. Вот когда мы силы разовьем, то тогда будем думать. что делать дальше. Опять-таки я с ним не согласился. Не согласился с его позицией прежде всего бороться за свободу...

...Перелом у меня по отношению к советской власти произошел в 1971 г. Это когда я уже стал уважаемым диссидентом, меня везде принимали (в правозащитной среде). Тогда я обнаружил, что там очень много русофобии. Раньше я не придавал этому значения, поскольку у меня представление о еврействе сложилось по советским источникам - мол, это народ который подвергался преследованиям до революции, это несчастный народ, у них сейчас обида, которую они пытаются высказать, и с этим связана их русофобия. Но когда я увидел их в натуральном виде, то я понял, что это совсем не так, и что это изначально их шовинизм. И тут-то мое необъятное терпение лопнуло. Правда, конфликт произошел не с евреями, а в их присутствии - на квартире чувашского поэта Геннадия Айги. Он был тоже антисоветски настроен, но до этого я не замечал его русофобских настроений, и мы были даже приятели. А тут вдруг его понесло. И я хлопнул по столу и сказал, что я с вами, ребята, больше не вожусь (или что-то вроде этого), и порвал с ним и с присутствующими евреями. Хотя они говорили, что, мол, это он говорил, мы же не говорили. Но ясно, что это была одна компания, и я начал менять отношение. Я понял, что когда мою мать оскорбляют, то нельзя говорить, что все женщины одинаковы - мать есть мать и ее надо защищать. Народ у меня тоже один, и его тоже надо защищать.

Примерно в то же время я познакомился с Владимиром Николаевичем Осиповым. Я в то время в был бегах. После психушки я сборник составил под названием «Перед смертью», в нем описал, как меня брали туда, обстановку в больнице, беседы с врачами, как они угрожали мне, что если я буду продолжать заниматься религиозной пропагандой, то меня на всю жизнь уже в больницу отправят. Я об этом говорить не буду - я просто скажу, что когда я по квартирам жил (это было около 4-х месяцев после психушки), на одной из квартир мы встретились с Осиповым. И он предложил мне написать для журнала «Вече»[4]. Так что у меня разрыв с демократами у меня как-то совпал с переходом на новые позиции, и у меня начало образовываться новое окружение. Причем в первое время я еще оставался антисоветчиком, но уже стоящим на русских позициях. Так было очень недолго. Потом я пришел к следующей мысли: если придут к власти вот эти диссиденты, то для нас, русских православных, это будет хуже, чем советская власть. Поэтому надо перестать выступать против нее при всех ее грехах это все-таки меньшее зло по сравнению с тем, что было бы она рухнула и пришли к власти западники, а надо наоборот ее защищать. Если мы будем ее защищать, то мы будем менее уязвимы для советской власти. Пускай усилится конфронтация советской власти с западниками - это очень хорошо. А мы тем временем будем свои русские православные силы наращивать. Таким был очередной этап.

А третий этап начался после знакомства с Феликсом Карелиным[5], который повел со мной беседы. Я раньше отождествлял социализм и марксизм. Он говорил: «Геннадий, ты неправ. Социализм - это великая идея, вечная идея, а марксизм - это лишь частная форма ее, связанная с атеизмом. И поэтому знак равенства между ними ставить нельзя». Я сначала потопорщился, а затем понял, что он прав, и сам стал потихонечку писать в защиту социализма. Более того, я писал о том, что советская власть погибнет, если она не избавится от атеизма и космополитизма. И эту линию я вел в одиночку, ибо на меня практически все смотрели большими глазами. Даже в когда меня вызывали в КГБ. А меня довольно часто вызывали, ибо среди моих знакомых, то одного арестуют, то другого. И сразу же все его окружение туда тягали, так что я раз десять минимум был на этих беседах. Такое ощущение у меня сложилось, что они с недоумением на меня смотрели. Непонятно: по своим взглядам враг - православный, националист. И в то же время выступает против запада в защиту СССР.

И еще один момент:­ ни еврейства, ни масонства я не знал. Тогда, в конце 70-х о евреях знал очень мало - что там у Достоевского написано. А потом стала литература появляться, самиздатовская. И чем больше я с этой литературой знакомился, тем больше убеждался, что надо Советский Союз защищать. Так писали я, Феликс Карелин и еще один - Владимир Прилуцкий, который писал под псевдонимом Ибрагимов. Наше направление не устраивало никого - ни советскую власть, ни антисоветскую власть, ни демократов. И в конце концов, где-то в начале 80-х мы собрались, и я предложил издавать свой собственный альманах. Потому что наши статьи по одиночке исчезали, а здесь хотя бы их будем брошюровать. В общем, решили издавать альманах «Многая лета». И поскольку я взял на себя ответственность, то редактором был Шиманов. Альманах печатали на машинке тиражом 5 экземпляров. Но в Троице-Сергиевой лавре в Академии Духовной, как мне передавали, кто-то копировал - они у меня покупали оригинал. Говорили, что где-то еще размножают. Всего я издал пять номеров. Но это была эпоха Андропова. Во-первых, он разогнал все демократическое движение - перестали выходить эти издания практически все. А у меня оно даже не было нелегальным - я писал там адрес свой. С этим журналом Феликс ходил к нынешнему патриарху (тогда митрополиту), тот его принимал, Феликс ему дарил «Многая лета», патриарх что-то отдаривал. Но такое благополучие было до 5-го номера. В пятом номере была напечатана моя статья о возможности масонской революции в СССР. И после этого меня вызвали в КГБ и запретили издавать: если будешь издавать, то мы по старым материалам откроем против тебя дело, забыл какая статья, в общем, о клевете - до трех лет. Я сказал, что с вашими оценками не согласен, ибо на самом деле этот альманах был просоветским, антидиссидентским, антизападным. И его закрытие диктовалось тем, что готовился переворот в СССР.

В это время Осипов сидел в лагере, его арестовали в начале 75-го года и дали 8 лет. Формально Осипов антисоветчиком не был. В предисловии от редактора «Вече» он писал, что мы исключаем политическую проблематику, мы выступаем за сохранение национальных начал и нравственности, за спасение природы - задача была такая узкая поставлена. Хотя он был монархистом, но публично он об этом не объявлял.

И кстати, на почве отношения к советской власти возникла полемика между Осиповым и Шимановым. Я в своей статье «Письмо Наталье Сергеевне»[6] писал, что нам необходимо верноподданническое отношение к советской власти. Не дело православных людей требовать свобод и справедливости от власти, будучи самими неорганизованными и безобразниками - надо начинать с себя, и по мере возрастания православной общественности ситуация будет улучшаться. Эта статья вызвала бурю негодования среди не только демократов, но и среди националистов. Потому что осиповское окружение - это люди-лагерники; он ведь по второму разу сидел. Это окружение было антисоветским (но не западническим). И они естественно возмутились словами о верноподданническом отношении к советской власти. Осипов написал мне открытое письмо, в котором обвинил меня, что разумные пределы лояльности к советской власти я перехожу, что у меня отношение коленопреклоненное и всеприемлющее. Он это письмо мне передал (хотя и не печатал в журнале «Вече»). А я через некоторое время напечатал ответ. В нем я указал: вот, смотрите, кого вы упоминаете: акад. Сахаров, Буковский, ген. Григоренко, Амальрик - хорошие же вы ориентиры предлагаете для русского народа, Владимир Николаевич. В общем, ответ был не менее резким, чем его письмо. И уже задним числом оценивая то и другое письмо, я думаю, что перехлесты были и у него и у меня.

Постепенно у меня расхождения ширились. Ибо русские националисты в основном занимают позицию антисоветскую. И поскольку я занял твердую просоветскую позицию, то возникли не то чтобы конфликты, как с евреями, но такие, скажем так, прохладные отношения. Так что мой переход на просоветские позиции вызвал множество кривотолков. Но после так называемой перестройки отношение к советской власти снова стало меняться на двухзначное. И в настоящее время я отношусь к советской системе ни положительно, ни отрицательно. Я не знаю чего больше - и положительного было много, и отрицательного. И окончательно только история покажет, какую роль сыграл советский период в жизни русского народа.

 II

Из воспоминаний о ранних друзьях

...Однажды мой школьный друг, еврей, Саша Лайков мне сказал: «мы, евреи создали советскую власть, мы ее и разрушим». Я естественно воспринял это как хохму. Позже я подумал, что он такого же возраста, как я, и сам додуматься до этого не мог - он мог только подслушать это у своих старших и потом мне рассказать. И кстати, через него я потом познакомился с его приятелями евреями, с Агурским, с Александром Менем. То есть это был по тем временам самые передовые в известном смысле люди. Вот. Пока я служил в армии, он учился в библиотечном институте и стал заведующим библиотекой и номинальным христианином. Я пришел а христианству в начале 62-го года[7], а эти мои приятели евреи тут же, через полгода, через год заявили себя христианами. Потом один вообще отошел от христианства, я как ни пытаю его при встрече, он увиливает, кем он стал, стал ли он иудеем - не знаю. С Агурским тоже темная история. Он тоже пытался христианство с иудейством сочетать. У него там целая трагедия была на этой почве в Израиле. Отказался ли он от христианства или нет - не знаю. С Сашей был интересный эпизод. Где-то в конце 80-х он позвонил и пригласил в гости. Я пришел, а там еще парочка моих знакомых евреев. Они знали о моих взглядах. А я никогда не скрывал, что жидо-масонский заговор - это реальность. Это не значит, что я каждого еврея ненавижу, но что этот есть так есть. Они это знали и принимали. Так вот, во время непринужденного разговора предложили мне дать для него статью - журнал назывался «Шалом» - на любую тему, которую я сам захочу. Я предложил им на выбор две статьи: одна «О тайной природе капитализма» (о жидо-масонской природе капитализма) и вторая статья «Закрытая тема» (о деятельности бюрократии в советской системе в связи с еврейством - она у меня до сих под не сделана в электронном виде). К моему удивлению, они напечатали вторую статью (первую они не решились) и дали мне журнальчик со статьей и рецензией на нее духовного сына Александра Меня Александра... забыл фамилию - он известный православный либерал. И рецензия в общем-то не злая. Он не соглашался, когда я на евреев нападал, но все же...

Михаил Агурский

Еще до знакомства с Литвиновым, я познакомился с Агурским. Его привели ко мне мои школьные приятели-евреи еще до моего обращения к христианству. А потом он узнал, что я стал христианином и прибежал разведать. А я как раз в то время сидел и переписывал от руки (пишущей машинки не было) Добротолюбие, но не все, а выбранные места. Он был несказанно поражен, что человек занимается таким делом. Но тут же стал разведовать. Говорит: «вот есть такие люди, которые считают, что есть еврейский заговор мирового масштаба». А я думаю - ну как это возможно ­- нелепость. Ну, так и сказал ему. В этом отношении он успокоился. И стал говорить мне: «вот в Ветхом Завете там чудовищные всякие казни совершали евреи в отношении народов Палестины».

 А я: «ну, кто были эти народы палестины? - безбожники, сволочи - правильно делали евреи, что их казнили». Свой человек! Тут он проникся ко мне доверием и стал статьи носить. А статьи он такие носил такие, что ... Был такой Марк Васильевич Доброхотов. Он спрашивал: «Ты о.Меня знаешь?» - «Нет не знаю». - «Так вот у него есть тетка, которая распространяет статьи, христианские, но обращенные к евреям. Ты берегись - это страшная опасность». Потом я понял, что это не тетка Меня (которая и христианкой-то не была; была христианской его мать), а это Агурский стал сочинять статьи, обращенные к евреям с призывом принять христианство. И, разумеется они были ясно русофобские; все гонители евреев там изображались как плохие люди, а вот евреи как хорошие. И всегда подчеркивал, что Церковь выступала в защиту евреев, против погромов. И этими статьями он делился со мной. Поскольку я был человек необразованный по этой части, как и по многим другим. А потом мне Агурский (или Огурец, как мы его звали) принес мне свое открытое письмо патриарху Пимену, в котором говорилось, что в русской Церкви к сожалению есть элементы антисемитизма и в богослужении и канонизации Евстратия Печерского и младенца Гавриила Белостокского - это кровавый навет на евреев. И просил на его запрос ответить положительно, т.е. деканонизировать этих святых и убрать антиеврейские тексты из богослужения. Причем в ультимативной форме. Кажется месяц давался: мол в случае. если я не получу ответа, я обращусь с мировой общественности. К сожалению текст у меня не сохранился - он то давал, то забирал, и поэтому очень мало кто знает об этом. Патриарх ему естественно ответил не письменно, а косвенно: в одном из ЖМП появилась икона мученика Евстратия. Не знаете его историю? Он был продан половцами в рабство еврею, тот пригвоздил его ко кресту, но Евстратий так на кресте и умер, оставшись христианином.

Так вот, в скором времени оказалось, что он (Агурский) уже работает в издательском отделе Московской патриархии. Как он там мог там очутиться - это трудно понять, если не было какой-то мощной руки. А она наверняка была. Ведь у него техническое образование, в христианстве новичок, и сразу оказался там - то ли Мень помог, то ли кто-то еще. А вообще сам издательский отдел - это тоже тайна... И там он стал защитником советской власти, причем не на митингах (их не было), а в застольных, частных беседах. Поскольку мы были антисоветчики, то у нас глаза на лоб полезли. Мы думали: то ли он агент КГБ, то ли с ума сошел. И когда мы без него болтали (а компания была в основном еврейская), то однажды Миша Роговский сказал такие знаменательные слова: «посмотрите на его хитрый нос!». А нос у него на самом деле был такой, как говорил Бернс: «Его глаза не лгут, они правдиво говорят, что их владелец плут». У него было плутоватое лицо. Он лавировал в интересах своей карьеры. Вот работал - надо защищать. Через некоторое время оказалось, что он подал на выезд в Израиль, и тут же переменил позицию. Он стал приятелем, во всяком случае - вместе с Солженицыным, Шафаревичем - т.е. антисоветчиками. Они его включили в свой сборник «Из под глыб». Причем он с гордостью говорил, что он не сам туда пошел, а Солженицын его пригласил к себе. Он уехал в Израиль где-то в 74-м году. Но до этого он успел выступить в защиту Солженицына, когда у того разразился конфликт со священником Всеволодом Шпиллером. Он приехал из Болгарии, не еврей (у нас часто так думают, но Шпиллер - немецкая фамилия). А конфликт у них разгорелся на почве женитьбы Солженицына на этой... забыл[8]. Что-то там в степени духовного родства - они кого-то вместе крестили, и нельзя ему было жениться. Боюсь наврать, но конфликт был и он обсуждался в обществе. И Агурский очень яростно выступал против о. Шпиллера в защиту А.И.

Тогда же у него стали проводиться семинары на дому по еврейскому вопросу. А у евреев в те времена постоянно были семинары, о чем они мне доверительно говорили. Они приходили домой, одевали эту кругленькую шапочку и начинали изучать язык, законы, историю - и это было не только в Москве, а по многим городам. Он довольно часто забегал ко мне - я делал великолепный самогон, лучше водки, никакого сравнения - и он с удовольствием сидел со мной, разговаривали. Мы не были единомышленниками, но я его чем-то информировал, он - меня. И кстати, когда вышел журнал «Вече», он прибежал ко мне, расспросил, я ему рассказал. Он через какое-то время написал послание к Осипову, я его передал. И таким образом он стал участником «Вече». Причем он занял там позицию не антирусскую, а такую довольно обтекаемую, и даже с симпатией. Вот такую он занимал позицию даже позже, когда уехал отсюда.

Когда появилось письмо Солженицына «К вождям СССР»[9], он решил создать сборник откликов и создал его, одним из участников которого был я. Мой отклик на «К вождям» я делал по его заказу. Но чем-то этот сборник не угодил сильным мира сего, и его так и не издали. Он смутно мелькает - раз, два я слышал, что он создает такой сборник, но печатного текста я не видел. Там в основном все авторы высказались против Солженицына: Раиса Лер, еще кто-то, я не помню. Все высказывались с позиций левых (я постоянно это путаю), т.е. с позиций европейских, западных. Я выступил с несколько иных позиций, причем не безусловно против, а так, частично. По-моему, поддержал только один Иванов-Скуратов - это уже давно было, я мог и забыть.

Перед отъездом (он года два был в отказниках) он (Агурский) устроил большой прощальный вечер, на который пригласил и меня, и Шафаревича, и Бородина, и Осипова, и Иванова-Скуратова. Там же знакомил меня то ли с Жоресом, то ли Роем Медведевым, Гинзбургом, вот этим известным - он отсидел срок и потом стал распорядителем фонда Солженицына (потом смотал туда). Я помню, группа сахаровцев на меня с такой ненавистью смотрели, - а я тогда уже выступал против Сахарова, - того и гляди бросятся и разорвут на части. Народу было столько, что все не помещались в квартире - на лестнице были, фотографировались. Еще до этого, примерно в 63-м, я помню, пригласил меня на сходняк. Он устроил встречу с православными интеллектуалами - под видом дня рождения его жены. И поводом была энциклика папы римского[10], свежайшая, переведенная на русский язык. С нею приехала одна француженка. Энциклику зачитывал Феликс Владимирович Карелин. Я его в первый раз увидел - он был совершенно непохож на позднего Карелина, спокойного человека, мудрого. А это был черный, со сверкающими глазами, очень хорошо говорил. И потом было обсуждение этой энциклики, причем обсуждавшие разделились. Александр Мень, помню, он сидел вместе с Николаем Эшлиманом, и они спорили, на чьей стороне правда - католиков или православных. Мень напирал на всякие цитаты известные из Евангелия, где Христос поручает Петру «пасти овец Моих», и другие. Я хотя и сознавал себя православным, но конфликт между католичеством и православием тогда еще не чувствовал - я просто с интересом смотрел. Там были знаменитый Женя Барабанов, главный, наряду с Мишей Меерсоном, духовный сын Александра Меня, интеллектуал, писал статьи. Потом он с Менем как-то разошелся, причем на почве - может быть это единственная почва, но в храме Меня с ехидством рассказывали, что он слушал проповедь Меня о недопустимости абортов, и Женя не выдержал, вышел, говоря: «какая чушь!» Потом с перестройкой он вообще отошел от всякой политической деятельности, занялся научной работой. Где он сейчас, я не знаю. На этом сходнике (я был совсем молодым, не говорил, а только слушал) было очень много людей - это примерно 63-й год, в квартире Агурского на Арбате. Причем, квартира, которая использовалась КГБ в качестве явки (там был отдельный вход), но потом каким-то образом оказалась его собственностью.

Два слова о его происхождении. Дело в том, что его отец был троцкистом, который приехал на одном из двух пароходов из Америки. И тут же был назначен товарищем Лениным ответственным товарищем по Белоруссии. Мне Огурец говорил, что там он боролся с местным национализмом, чуть ли не шовинизмом, который был направлен, по словам Агурского, якобы против русских. Я в то время ничего не знал, но когда стал немножко поумнее, я понял, с каким национализмом боролся - он выкорчевывал белорусскую интеллигенцию. Ну и по-видимому, другими делами отличался, за что его товарищ Сталин в 37-м (то ли в 38-м) отправил в Казахстан в ссылку - с его сынишкой. И после 56-го года вернулся Огурец - видимо, какая-то рука у него была. После того, как он приехал в Израиль, его там приняли по высшему счету. Если мне не изменяет память, его аж сама Голда Меир[11] удостоила встречи, и он вошел в какой-то кружек при президенте Изралия по религиозным делам. Он тут же получил работу профессора в Иерусалимском университете, особняк у него (в отличие от простых евреев, мыкающихся) и разъезды по всему миру - от Южной Африки до Скандинавии с соответствующими поручениями - по многим линиям он использовался. В России он стал появляться, по моему, в 90-м году - до этого он не приезжал (хотя точно я не знаю). Свою русскую жену Веру он тут же посадил в микву (это такой бассейн для евреек, где они проходят обряд очищения). А потом через некоторое время он перебрался к другой женщине, Гале Келерман. Потом они не поладили, она выгнала его, и он вернулся к своей русской жене.

О христианстве Агурского. Я его (до отъезда в Израиль) в храме видел - я ходил не только к о. Димтрию Дудко на Преображенку, но и к о. Дмитрию Смирнову на Обыденку. И вот на Обыденке, где собиралась столичная интеллигенция, там я его иногда видел. Здесь, в России, он мог себя вести по-всякому. Но там, в Израиле, его тут же стали спрашивать - «ты кто же собственно - христианин или еврей?» - «Я и то и другое» - «Как так? Это невозможно». Его призвали на суд к раввинам (скорее всего), и он там, правда по словам человека, который его очень не любил (мне писали оттуда), он вертелся как уж, изворачивался, пытался доказать, что то и другое совместимо. И вот тогда же прошел слух, что он там сделал обрезание. И одновременно его фамилию убрал Никита Струве из своего журнала (а до этого он печатал его как корреспондента «Вестника РХД»[12] в Израиле). Кстати, Струве перед ним благоговел, писал «замечательный московский публицист» и пр. А после как обрубили. Значит, он там что-то такое... Но когда я год назад спросил его двоюродного брага (он недалеко от меня живет): «Марик, сделал он обрезание или нет?». В ответ я получил такую штуку: «Ты знаешь, когда ему хотели сделать обрезание, то оказалось, что он уже обрезанный». Я сразу не сообразил, а потом подумал: «это его батя, правоверный марксист, тем не менее это сделал в детским возрасте». То ли хитрит этот его брат Горелик, выкручивается, что тоже не исключено. И вот в 90-м году было объявлено, что в Москве будет проводиться конгресс на тему «Русская идея». Я тоже туда пошел, и должен был быть там Агурский. Но вдруг объявили, что он сегодня в ночь умер. Он остановился в гостинице, и утром у тела нашли початую бутылку вина - смерть довольно загадочная. Так же как и смерть Александра Меня. То ли евреи его укокошили? Русские, я думаю - это исключено. Или на самом деле у него с сердцем что-то? Это было 25 августа 91 года, во время путча. Так что вопрос о его обрезании открыт. Когда к нему приходил священник из вашего института[13], то я ему сказал, что вот он принял иудаизм. Он ответил, что это бабушка надвое сказала - никто ничего точно нем не знает. Уже после его смерти вышла в Израиле его книга автобиографическая, на русском языке. Он ее подготовил, а жена уже издала и выслала экземпляр мне.

Я к нему всегда относился, откровенно говоря, как к хитрому такому человеку, и никогда его высоко не ставил. Но после смерти, после прочтения его книги я стал как-то относиться к нему более серьезно. Его многие патриоты ставили высоко. Он написал книгу о национал-большевизме. Там тысяча благодарностей разным советологам, славяноведам, в т.ч. Солженицыну. С Кожиновым[14] он общался, и тот называл его своим другом. В автобиографической книге он писал о своем отце (откуда я узнал, что он приехал на пароходе), про ссылку, про молодость свою. Местами написано очень хорошо. Политической позиции у него не было, а была меняющаяся, обтекаемая. Несомненно, он очень болел за свой народ. Но все же он пытался (или делал вид, что пытается) разобраться в судьбе русского народа. У него не было жесткой отрицательной позиции по отношению к русским. И не было такой же отрицательной позиции по отношению к советской власти - то он ее защищал, то переходил на диссидентские позиции. Но при этом он не вставал на крайние позиции.

Как-то в первые годы после переезда в Израиль он прислал своему двоюродному брату письмо с фото. В письме он хвастался, как его там все уважают, и одновременно поносил своих противников, какие у него там были. Там грызня страшная. На присланной групповой фотографии было написано: «если правда, что существуют сионские мудрецы, то я среди них».

Это все, что я о нем пока вспомнил.

 Лето 2004 г. 

 



[1] Елена Васильевна Строева (1930-1975), жена Юрия Титова. Покончила с собой в Париже. О них позже говорит Шиманов в связи с А.И.Солженицыным.

[2] Владимир Константинович Буковский (р. 1942), живет в Великобритании, один из основателей диссидентского движения в России.

[3] Дело в том, что Геннадий Михайлович дважды был в психиатрической лечебнице. Первый раз в 1962 году, причем добровольно. Он устроил симуляцию и провел в бол. им. Ганнушкина три или четыре месяца. Второй раз он был там уже не по собственному желанию - его отправили туда за активную проповедь христианства. Там он провел около месяца (май-июнь 1969 г.), и этот период он описал в своей знаменитой повести «Записки из красного дома» (она вошла в сборник «После смерти».). После выхода из больницы Шиманов, уверенный, что его скоро арестуют и поместят в «психушку» уже навечно, несколько месяцев скрывался, ночуя по квартирам знакомых.

[4] Самиздатовский журнал под редакцией В.Н. Осипова, выходил в 1971-1974 гг., всего было 10 номеров.

[5] Феликс Владимирович Карелин (1925-1992), видный деятель православного диссидентства в советское время, богослов, автор замечательных работ: «Теологический манифест» «Царство святых или два типа христианской государственности» «Тринитарная эсхатология и ближайшие судьбы человечества» и других, один из первых стронников православного социализма.

[6] С этой статьей можно ознакомиться в последнем, наиболее полном собрании работ Шиманова «Записки из красного дома», М,: Институт русской цивилизации, 2013.

[7] Этот момент описан в статье Шиманова «ХРИСТОС ВОСКРЕС

[8] Наталья Светлова (р. 1939), брак с А.И. Солженицыным оформлен в 1973 г.

[9] Письмо Солженицына «Вождям Советского Союза» было направлено 5 сентября 1973 г.

[10] Видимо, это энциклика папы Иоанна XXIII Pasem in Terris («Мир на Земле»).

[11] Голда Меир (1898-1978) была премьер министром Израиля в 1968-1973 гг.

[12] «Вестник Русского Христианского Движения» - журнал русской эмиграции, издающийся в Париже с 1925г. С 70-го года по настоящее время редактором является Никита Алексеевич Струве (р.1931).

[13] Имеется в виду клирик храма Николы в Кузнецах, преподаватель ПСТГУ о. Александр Щелкачев.

[14] Вадим Валерианович Кожинов (1930-2001), известный советский, русский литератор.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Михайлович Шиманов
Нужен ли нам социализм? Часть четвёртая
Из наследия Русской мысли
22.04.2023
Нужен ли нам социализм?
Социализм мог раскрыть подлинные возможности в нашей стране при условии христианизации русского народа и других народов, связанных исторически с христианством
01.10.2022
Об отношении Д.И. Менделеева к капитализму
Менделеев называл капитализм несомненным злом, но считал что это зло исторически необходимое и даже во многом полезное
30.09.2022
Воспоминания
Часть III. Об отце Александре Мене
24.10.2013
Все статьи Геннадий Михайлович Шиманов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12