itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Прославить жизнью

Настоящее прославление новомучеников - это перемена самой нашей жизни

Новости Москвы 
0
186
Время на чтение 8 минут

Верность и предательство

C чего начинается предательство? Оно начинается с предательства Бога в себе. Предавший Бога все остальное предает автоматически. Поэтому когда сегодня мы протестуем против легализации греха, охватывающей западный мир и навязываемой нам, мы боремся за верность Богу. А значит за верность Отечеству, жизни наших предков и потомков.

Жизнь православного христианина зиждится на двух Заветах - Ветхом и Новом. И если Новый Завет - это путь к обожению человека, то Ветхий Завет - это путь к очеловечиванию. Ветхий Завет - это тот закон Божий, который позволяет из распущенно живущего по инстинктам дикого ненормального существа сделать человека. Господь просит: не превращайся в животное! Не прелюбодействуй, не убивай, не кради и пр. Иначе, если ты перестал быть человеком, в отношении тебя Он заповедал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6).

Если рухнет жизнь по заповедям Божиим, мы потеряем человеческое лицо. Ветхий Завет - это заповеди человеческого бытия. Это еще не путь к святости, но путь к становлению человеком. Предстать перед Лицом Божиим может только человек - Его образ и подобие. Попирая же заповеди, люди превращаются в «скотов несмысленных». Отсюда даже в христианских странах начинаются эти безумные толки: «Ведь Христос говорит: "любите", - значит, надо любить всех подряд». И нечестивцы еще смеют роптать: «А что вы нас притесняете? Ведь Сам Христос сказал: "любите"...» Но Он не сказал: любите грех. Божественная любовь дарована человеку, а тут предлагают предать Христа под маской верности Ему.

Новомученики и исповедники Церкви Русской предстали перед нами как люди, которые стремились к святости. Виктор Франкл, автор известной книги «Человек в поисках смысла», прошедший нацистские лагеря, писал, что очень мало было тех, кто в условиях лагерной жизни сохранял человеческое достоинство: за кусок хлеба готовы были все и всех предать, продать, убить. И только те, кто сохранял веру, оставались людьми. Столько грязи, боли, убийств... А приходит из заключения монах и пишет: «Это само лучшее время в моей жизни, потому что Господь был со мной!» Верующий человек везде прославляет Бога. И не столько на словах, а самой жизнью своей.

Новомученики показали нам пример преданности Богу. Они и в лагерях были радостны и светлы. Приняли из рук Божиих все, что Он им попустил, и Господь чад Своих не оставил. У них могло быть немало личных грехов: многие, например, критиковали самодержавие - это была достаточно распространенная болезнь того времени. Большинство были недовольны Императором, и лишь потом в эмиграции, пройдя через тяжкие испытания и утраты, прозревали: «Что же мы натворили, какого святого человека предали?» Благое покаяние присуще всем новомученикам и исповедникам Российским, когда перед смертью вдруг как бы пелена спадала с глаз в отношении своих ошибок и заблуждений.

Пример новомучеников

Когда мы говорим о канонизации новомучеников, встает вопрос: насколько можно верить документам НКВД? Теперь известно, что эти документы фальсифицировались: и подписи на них подделывались, и пустые листы обвиняемыми подписывались. Наш самарский митрополит Мануил (Лемешевский) - человек святой жизни. Возглавив в 1923 г. по поручению Святейшего Патриарха Тихона борьбу с обновленчеством в Петрограде (а в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха!), владыка Мануил за три месяца целый город вернул из обновленческой ереси. Сам он в юности в монахи не собирался, учился на юридическом факультете Петербургского университета. Но у него заболел брат, и будущий архиерей упал на колени: «Господи, если брат поправится, стану монахом». Брат выздоровел, он принял постриг. Маленький был, худенький. А будучи уже в епископском сане, твердой рукой ставил на колени каяться перед всем народом лжеепископов-обновленцев. Ему этого тогда простить не могли, и кажется, до сих пор не могут. Владыка быстро попал на Соловки, но и там писал записки против обновленческой ереси. Проделал огромный труд: составил каталог русских архиереев от Крещения Руси до современных ему времен. 21 год владыка Мануил провел в лагерях. Его очень любил простой народ, даже уголовники очень почитали, называли «дедушкой». После освобождения Владыка хотел вернуться в Петроград, но ему не позволили. Служил в Самаре, здесь и погребен в Покровском кафедральном соборе.

Но когда мы подали документы на его канонизацию, то совершенно неожиданно получили отказ: якобы кто-то где-то что-то видел. Какой-то французский журнал «Надежда» опубликовал анонимную (!) статью с некоей историей. Поговаривают, что отец Сергий Мечев, выйдя из заключения, стал искать, кому поисповедоваться. Ему посоветовали владыку Мануила, и отец Сергий обратился к нему. Но вскоре вместе с своей общинкой был сновав арестован. И возник слух: «Поисповедовал и сдал». Даже предъявляют такой странный аргумент, что Владыка, составляя каталог русских архиереев, якобы выполнял задание НКВД, поскольку там было много подробностей из жизни советских архиереев... Никаких документальных доказательств не предъявлено, но на основании этих подозрений митрополита Мануила теперь не канонизируют.

А на могиле владыки Мануила происходит множество чудес, и народ его чтит как святого. С самого начала день его кончины 12 августа - особо значимый для самарцев: множество людей приходит почтить память любимого Владыки, заказать панихиду, приложиться к надгробию. И вот по прошению митрополита Самарского и Сызранского Сергия в 2004 г. Священный Синод устанавливает день празднования Собора Самарских святых - 12 августа! Таким образом, когда сила Божия пересилит немощь человеческую, в этот день будет праздноваться и память митрополита Мануила - самого главного для самарцев из самых близких к нам по времени святых.

Мы должны сравнивать себя с новомучениками и исповедниками Российскими. Их пример для нас заключается в том, что перед лицом страданий и смерти они остались верны Господу, верны всему самому святому, самому важному в жизни. Во время расстрела митрополит Владимир (Богоявленский) молился и благословлял тех пьяных красноармейцев, которые вывели его из Лавры и поставили к стене, насмехаясь и злорадствуя. Мало кто так сможет: благословлять глумящихся и убивающих тебя. Но незадолго до этого, когда только началась революция, именно владыка Владимир первым делом вынес кресло и вещи императора из здания Священного Синода... Однако смертью за Христа он искупил свои промахи, ошибки и грехи.

Подвиг новомучеников - пример любви, страдания и верности. Это урок того, как выдержать самый главный экзамен перехода из жизни земной в вечность. Границу вечности пересечет лишь тот, кто остался верен Богу.

Жертвы и палачи

Говоря о новомучениках и исповедниках, нельзя упустить из вида и их палачей. Почему эта тема замалчивается? Она напрямую связана с прославлением святых. Прославить - это значит восстановить правду, пролить свет на то, что скрывалось. На страданиях новомучеников выросла современная Россия: они своей кровью оплатили этот расцвет. А мы до сих пор ходим по улицам, названным в честь их мучителей. Живем в городах, одноименных палачам. На площадях с названиями губительных для нашей страны и народа событий стоят памятники этим убийцам. Как это все совместить? Это же историческая шизофрения.

История XX века, история большевизма - это часть нашей истории. Так же как периоды правления Муссолини для Италии или Гитлера для Германии. Но там им не ставят памятников, в честь них не называют площадей. Может быть, и нам пора понять, что цареубийц, террористов, людей, заливших кровью миллионов жертв нашу землю, разрушавших наши святыни, проводивших геноцид русского народа, отбросивших развитие нашей страны на сотни лет назад, тоже не стоит увековечивать в бронзе и наименованиях общественных пространств?

В нашей стране этих преступников всячески оберегают. А не пора ли, наоборот, рассказать о них всю правду? Пусть наконец-то тайное станет явным. Тогда, может быть, их последователи осознают все и покаются. Их никто не собирается изгонять с нашей земли, но люди должны знать, кто есть кто. Как раньше в русской деревне все знали: вон в той хате на краю села живет вор, а вон в том доме на другом краю - самогон гонят. Все знали друг о друге: кто чем грешит, чем живет, кому помочь нужно, кого надо приструнить, кого стоит слушать, а кого - обходить за версту. Так и сейчас необходимо честно обнажить это тайное дно нашего исторического процесса, призвать к покаянию тех, кто еще способен услышать, чтобы хотя бы их потомки осмыслили, наследниками и продолжателями чего они являются. Иные по-фарисейски живут в своей исторической псевдославе и не собираются каяться. Есть многие, кто благополучно дожили до наших времен, словно и нет на их совести никаких страшных злодеяний. Один из таких палачей, например, спокойно ходил на работу, жил широко, обедал с шиком, дослужился до генерала, потом получал огромную пенсию. Только недавно скончался и похоронен чуть ли ни в Новодевичьем монастыре.

Открыть и осознать правду нужно хотя бы для того, чтобы наши дети ходили по улицам и площадям святых и героев, чтобы им давали имена в честь новомучеников и исповедников, чтобы жили они в городах, освященных именами святых покровителей. Хватит чтить память кощунников и убийц - пленников ада. Но у нас в стране пока даже вопрос возвращения исторических названий решается с большим трудом, не говоря уже о прославлении святых и героев.

Подвиг новомучеников и исповедников продолжался, и когда уже не было открытого террора, только он приобретал иные формы. Еще в 1989 г. если священник шел домой к прихожанам на день Ангела - его запрещали в служении. Потому что в Уголовном Кодексе совсем недавно еще была статья: религиозная пропаганда являлась уголовным преступлением. За ношение нательного креста изгоняли из вузов, увольняли с работы. Разве это не исповедничество?

И сейчас у власти находятся многие наследники мучителей и палачей. Почитаешь биографию иного политика - оказывается, например, что его дед заведовал всеми санитарными учреждениями НКВД. И внук его респектабелен и успешен, стоит «у руля». При этом такие люди уверяют: «Мой дедушка был кристально чистый человек! Да, на работе он какие-то опыты делал, но приходил домой и был безупречно честным и добрым». И такое мнение, что все эти люди - «чистые руки, холодные светлые головы, горячие патриотичные сердца» и пр. - культивируют до сих пор. Так, например, в Москве рядом с МГИМО и Российской академией госслужбы при Президенте РФ находится улица имени Удальцова - того самого, кто помогал известной Р. Землячке организовывать красный террор в Крыму, где пролилось море русской крови. А их потомки, наверно, гордятся: «В Москве именем моего деда улица названа!»

Мы должны изжить в себе советский период, отвергнуться советской идеологии, которая в разных завуалированных формах продолжает определять реальность наших дней. Нет у нас исторической преемственности и в государственных органах и учреждениях: лишь современная прокуратура взяла отсчет от царских времен, большинство же структур корнями уходят в страшные времена массовых расстрелов, арестов и расправ.

Прославление новомучеников - это не только составление им служб, акафистов, канонов, написание икон и построение храмов. Настоящее прославление - это перемена самой нашей жизни. Мы должны покаяться и принести достойные плоды этого. И так, навыкая прославлять наиболее близких к нам по времени святых - новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы будем учиться прославлять своей жизнью Бога.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии
Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Прославить жизнью

Изжить и отвергнуться от советского периода? Подвиг новомучеников есть,а подвига советского народа нет? Не от советского,а от коммунистического надо отвергнуться. Однако вопрос ставится неверно. Нельзя отвергнуться - надо поставить во вторичность. Тот же пример с т.Эволюцей - ее нельзя отвергнуть,а вот поставить,целиком (всю геохронологию жизни) во вторичность - можно и нужно. Для этого надо продемонстрировать,что линейность т.Эволюции и Библии - противоречивы.И все. Так же и в вопросе коммунизма и советского народа: линейность коммунизма противоречит линейности советского народа. Чтобы возглавить смыслы в мире,Россия должна противопоставить линейности эпохи Просвещения линейность Русского просвещения. Для этого русской науке надо объединить два вопроса. Вопрос о духе советского народа и библейского мировоззрения - с одной стороны,и вопрос о коммунизме и материалистическом мировоззрении - с другой стороны. Между сторонами которого - противоречивая линейность измерения. А отметать,отвергать и изживать противоречивое - значит бороться с ним...значит давать ему оставаться быть,питать его своим признанием...потому,что коммунизм и материализм в умах обществах остается в первенстве.Потому,что богословы,не говоря об ученых,ведут исчисление природы и мира от материи. Какая может быть в этом случае борьба с коммунизмом и материализмом? Так,пародия на борьбу,подмена борьбы,подыгрывание сильному...спотыкание.Об эту же "борьбу" в свое время споткнулся Ленин... и не стало его,а был вождем восставшего духа Народа. Так,что не бороться,отвергаться и изживать нужно,а ставить "врага" в его позицию подчинения,вторичности.Ибо сегодня он - первичен,властвует,и нельзя закрывать на это глаза,как будто его нет вовсе:мол,отверглись и изжили...
Бондарев Игорь / 03.09.2013 04:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Архимандрит Георгий (Шестун)
Чему мы призваны научить наших детей
Выступление на секции XXIII ВРНС «Защита материнства и детства – фундамент народосбережения России», 17.10.2019 г.
26.10.2019
Мы наблюдаем возрождение православной России!
О прогнозе о.Кураева, согласно которому наша страна вслед за Западом неизбежно пойдет по пути секуляризации
27.03.2019
«Это был интереснейший человек, оптимист, мудрец и настоящая монахиня»
На 60-м году жизни после тяжелого заболевания скончалась известный ученый и педагог монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко)
01.02.2019
Россия - как Иов Многострадальный
Гонения, которые Русская Православная Церковь пережила в ХХ в., - величайший акт испытания веры в истории всего человечества
10.01.2018
Все статьи Архимандрит Георгий (Шестун)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужны ли России медвытрезвители?
Новый комментарий от Vladislav
18.11.2022 12:14
Вслед за умирающими деревнями…
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.11.2022 11:43
«Не сойти с пути, по которому шла Русь»
Новый комментарий от Человек
18.11.2022 11:27
Из двух зол…
Новый комментарий от Человек
18.11.2022 11:17
Стоять насмерть!
Новый комментарий от Vladislav
18.11.2022 10:43
Семинар медленного чтения «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова глазами читателей XXI века
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.11.2022 03:44
«Епископство: власть или служение?»
Новый комментарий от prot
17.11.2022 23:54