Ниже мы впервые переиздаем доклад (прочитанный 22 марта/ 4 апреля 1905 г. в Харьковском отделе Русского Собрания) профессора богословия Харьковского университета, члена Государственного Совета, известного миссионера, выдающегося участника монархического движения, протоиерея Тимофея Ивановича Буткевича (1864-1925).
Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Буткевич Т., проф., прот. О веротерпимости в России // Мирный труд.- 1905.-N7.- С.83-103), подготовил профессор А. Д. Каплин. Название - составителя. Постраничные сноски заменены концевыми.
+ + +
О веротерпимости в России
(Окончание)
Не с такою, по-видимому, терпимостью и гуманностью относились русские государи и русское правительство к своим собственным русским расколо-сектантам. Иногда по отношению к ним были употребляемы довольно жестокие и насильственные меры. Но что особенно бросается в глаза, так это то, что иногда одни и те же государи различно относились к одним и тем же нашим сектантам: покровительствуя им в начале царствования, под конец его они иногда употребляли и такие меры, которые как будто бы непримиримы с гуманною веротерпимостью. Конечно, отношение Православной Церкви к русским расколо-сектантам не может быть таким объективным, каким является её отношение к католичеству или протестантству; русские расколо-сектанты вышли из недр нашей Православной Церкви, отрицая ее, а потому они первые неизбежно становятся во враждебное отношение к ней, Но не этою религиозною враждебностию раскольников и сектантов к нашей Православной Церкви, не их фанатизмом, иногда выражающемся даже в разгроме православных церквей и кощунственном осквернении православной святыни, объясняются те стеснительные меры, которые иногда были принимаемы русским правительством в борьбе с нашим расколо-сектантством. Когда мы познакомимся ближе с русским расколом и сектантством, то мы увидим, что причины этого прискорбного явления заключаются в самом расколо-сектантстве нашем. Наши раскольники и сектанты часто оставляют религиозную почву и переходят на чисто политическую, вследствие чего и правительство вынуждено бывало принимать соответствующие меры. В этом случае, конечно, о полной веротерпимости уже не может быть и речи.
В 70-х годах XIV столетия в Пскове и Новгороде появилась ересь стригольников - дьякона Никиты и какого-то Карпа, отрицавшихся от пастырей церкви, как от незаконных, поставленных на мзде, а вместе с тем и от всех их священнодействий (таинств) и от всего проповедуемого ими учения, т. е. от всего христианства. Так как на этих еретиков не действовали никакие убеждения, то новгородский владыка отлучил их от церкви (в 1375 г.). Но новгородцы не удовольствовались таким судом архиепископа; они посмотрели на этих еретиков с иной точки зрения: в их учении они увидели оппозицию против иерархического подчинения Пскова Новгороду и потому поступили с ними по-своему: народная толпа схватила их и бросила в Волхов. Митрополит Фотий в особом послании укорял новгородцев за то, что они поступили с еретиками не по-христиански.
В том же самом Новгороде в конце ХV века появилась другая ересь - жидовствующих, на которую мы указали. Учение её состояло в отрицании всего христианства и в замене его рационалистическим еврейством. Ересь эта была осуждена на соборе и великий князь Иоанн III «явил похвальную умеренность в этом случае, столь важном для веры». Выли люди, которые хотели было пытать и казнить уличенных еретиков; но великий князь не допустил этого, и собор, действуя согласно с его волею, только отлучил не покаявшихся еретиков от церкви, а вожаков осудил на монастырское заточение. Такое наказание, - говорит Карамзин, - по суровости века и по важности разврата, было весьма человеколюбиво. Князь думал, что отлучения церковного достаточно для отвращения людей слабых от подобных заблуждений. «Разврат истреблять нужно, говорил он, но без казни, противной духу христианства». «Не должно злобиться и на еретиков», - говорил митрополит Зосима; «пастыри духовные да проповедуют только мир». Заметим кстати, что собор русских архипастырей осудил только ересь, т. е., учение еретиков, а самых еретиков, как говорит летописец, «судили по градскому закону».
В царствование Иоанна Грозного в Москве были обнаружены ереси Матвея Башкина и монаха (из бояр) Феодосия Косого. Еретики эти проповедовали какое-то рационалистическое, не-христианское учение, отвергали божество Иисуса Христа, все таинства нашей церкви, деяния соборов и святость угодников Божиих. Своими совратителями Башкин назвал католиков - аптекаря Матвея Литвина и Андрея Хотеева, а единомышленниками: Ивана и Григория Борисовых, монаха Белобаева и др. Царь Иван Васильевич Грозный и митрополит, уличив еретиков на соборе, «не хотели однако же употребить жестокой казни»: они осудили их только на заточение, «да не сеют соблазна между людьми».
В 1689 году в Немецкой Слободе в Москве явился исступленный мистик Квирин Кульман, называвший себя князем Бога Израилева, сыном Сына Божия, пророком, который должен был восстановить тысячелетнее царство Божие на земле». Он был сожжен на костре. Чем объяснить эту непонятную жестокость, - мы не знаем; для решения этого вопроса у нас нет достаточно материала. Можно однако же предполагать, что намереваясь основать на земле свое царство, он чрез это ступил на политическую почву, грозившую устоям тогдашней государственной жизни русского народа. Во всяком случае считаем нужным заметить, что Кульман был предан не русскими, а самими же немцами, среди которых он жил.
Раскол старообрядства, и по своему внутреннему значению, и по количеству своих последователей, и по своей живучести, есть самое выдающееся отрицательное явление в церковно политической жизни русского народа. К сожалению, русские люди, особенно - питающие к расколу большие симпатии, имеют о нем весьма неверное понятие. Они ошибочно приписывают ему только религиозный характер. С этим не согласны безпристрастные исследователи нашей истории. «По своему догматическому учению, - говорит, напр., даже немецкий ученый исследователь нашего раскола, проф. Геринг, - раскольники так близко родственны с православными, что стоящий вне их взаимных споров только с трудом может отыскать те пункты, в которых воззрения, относящиеся собственно к учению о спасении, у обоих противников находятся в таком непримиримом противоречии, что исключается всякое общение. Равным образом они не различаются и в своих принципиальных стремлениях: те и другие хотят быть «православными» и притом - по одним и тем же авторитетам; те и другие имеют одинаковые принципиальные воззрения на клир и таинства; те и другие одинаково придают существенно важное значение обрядам». После этого нельзя не согласиться с Герингом в том, что если бы раскол старообрядства был явлением только религиозным, то он сам по себе не мог бы долго существовать, - он скоро слился бы с русскою церковью. Геринг считает наш раскол явлением столько же религиозным, сколько и социально-политическим, консервативно реакционным; «а со времен Петра, говорит он, раскол принимает особый, чисто революционный характер», ибо он оказывает уже противодействие не только церкви, но и государству.
С этим мнением Геринга нельзя не согласиться. Церковных мнений, защищаемых раскольниками 11, гражданских - свыше 70. И мы, только по недоразумению, ошибочно, считаем раскольников настоящими русскими людьми, даже патриотами, безпредельно преданными русскому царю. Кто знает раскол, тот знает и то, какой смысл имеют все верноподданнические адресы и поздравительные телеграммы раскольников. Наши раскольники лучше всего доказали то положение, что кто перестаёт быть православным, тот неизбежно должен перестать быть и русским. В действительности раскол есть самый враждебный элемент в России и для русского дела [i]. Раскольники никогда не будут искренно почитать русского царя и никогда не будут даже молиться за него. В глазах раскольников русский православный царь - еретик, с которым, следов., нельзя иметь никакого общения; мало того, он, - антихрист, царствующий в мире[ii]; в самом его титуле заключается и его антихристово имя, - число зверино (император=666). Но если русский царь - антихрист; то не только не следует исполнять, но нужно всеми силами противиться его указам и распоряжениям. Так раскольники и поступали: они объявили делом антихриста все реформы Петра и все распоряжения последующих императоров: народные переписи, рекрутчину, паспорты; они противились даже распоряжениям Екатерины о разведении картофеля, вишен и т. п. И не думайте, что в настоящее время раскол стал иным. Нет, он остался тем же. В 1896 г. по повелению ныне царствующего Государя, была производима в России народная перепись. И что же? Раскольники в Тирасполе Херсон. губ. (в числе 21) живыми замуровали себя в стены, чтобы только уклониться от антихристовой переписи. «Странники» и теперь ни за что не возьмут паспортов, не пойдут в солдаты. Министры и сановники в глазах наших раскольников - слуги антихриста. Но раскольники враждебно относятся и ко всем вообще русским людям, как подвластным антихристу. Даниловцы и филипповцы считают тяжким грехом даже заговорить с православными; федосеевцы все купленные на рынке продукты очищают 100 поклонами, дабы на них снизошла благодать Божия; а чтобы она имела свободный проход, для этого федосеевцы делают в своих печах особые отверстия и никогда не закрывают горшков, в которые вложены эти продукты. Питая такую враждебность к русским людям, наши раскольники никогда не считали грехом делать вред и России. Многие из них под предводительством казака Некраса, бежали в Турцию и во время наших турецких войн, не исключая и последней - восточной, становились в ряды турецких войск и сражались против своих братьев россиян; но особенно много вреда причиняли они русским войскам в качестве турецких шпионов. В 1812 г. все русские люди оставили Москву; одни только раскольники с радостным биением сердца ожидали прибытия Наполеона. На Воробьевых горах, чрез французского коменданта Москвы генерала Дюронеля, они поднесли ему хлеб-соль на серебряном блюде и глубокую тарелку червонцев, прося его милостей. 12 сентября на Преображенском кладбище раскольники давали Наполеону роскошный обед; а на Рогожском, с разрешения нового царя России, часовня была освящена в церковь... Отказавшиеся молиться за своих природных царей, раскольники неопустительно молились за Наполеона, прося ему побед над Александром. Пользуясь благорасположением французского узурпатора, раскольники безнаказанно грабили православные церкви, похищая древние иконы и утварь. Никифор Тимофеев утащил даже часть мощей св. митрополита Филиппа... Можно ли после этого удивляться тому, что в расколе образовалась даже особая секта - наполеоновцев, почитающих Наполеона I воплощенным Христом, спасителем мира и поклоняющихся пред иконою, изображающею Наполеона, возносящимся на небо... И какая ирония судьбы: эта секта раньше всего появилась в белокаменной Москве!.. (Кельсиева Сборник о раскольниках, Лондон, 1861, вып. 2, стр. 135 - 137). Не считали для себя раскольники позором вступать в сношения с русскими эмигрантами и революционерами: поляком - Садык-пашею - Михаилом Чайковским, Гончаровым, Равским и Жуковским, которые, собственно, и дали им их австрийскую лже-иерархию; не устыдились наши раскольники посылать своего лжеепископа Пафнутия в Лондон к революционерам: Герцену, Бакунину, Кельсиеву и Огареву с тем, чтобы устроить в Лондоне для раскольнического «новгородского архиепископа» кафедральный собор, монастырь, типографию... По внушению этих же друзей своих наши раскольники в 1854 г. учинили гнусный замысел цареубийства. Главными участниками этого замысла были раскольники: епископы Алипий и Аркадий, а из мирян: Гончаров, Никита Беляев и некие: Стефан, Феодор и Димитрий... Не по воле этих лиц не удался их гнусный замысел...
Между тем в своем дальнейшем развитии раскол все более и более обнаруживал себя как явление крайне вредное и нетерпимое в благоустроенном государстве. Так, отвергнув священство, раскольники-безпоповцы должны были отвергнуть вместе со всеми другими таинствами и таинство брака. В результате: полиция каждою весною стала вытаскивать из Хапиловского пруда (близь Преображенского кладбища) целые сотни младенческих трупов; а у раскольников явилась новая секта - детоубийц; детей-де убивать полезно: они невинные ангелы и у престола Божия будут самыми надежными молитвенниками за своих родителей. Из идеи же сопротивления русскому правительству развились две секты, также нетерпимые ни в каком культурном государстве: секта душителей и секта самосожигателей. Так, в 1670 году сожгли себя 2700 безпоповцев в Беризанке и 300 человек в Сибири. В Палеостровском монастыре в 1687 г. около 1000 фанатиков сожгли себя в яме, обложенной хворостом; то же самое повторилось и в следующем году. В 1832 г. около 500 раскольников сожгли себя, запершись в одной избе. Таких случаев не перечтешь.
После сказанного понятно и самое двойственное поведение нашего правительства по отношению к раскольникам: когда наши государи видели в расколе только религиозное явление, хотя бы то даже и в виде самых бессмысленных сект его, каковы, нетовцы, немоляки, дырники, раззини и т. п., они относились к нему с полною веротерпимостью и даже благорасположением; но как только они усматривали в нем вредный политический элемент, нетерпимый ни в каком государстве, они предпринимали против него внешние, полицейские меры. Такой взгляд высказывает и известный эмигрант, друг наших раскольников - Кельсиев. Вот что мы читаем в его «Сборнике о раскольниках» (вып. 2, Лондон, 1861, стр. 95): «Сначала на раскол смотрели только как на чисто религиозную секту; но вскоре заметили в нем политический характер, и тогда последовали законы против раскольников, совершенно противоположные выше упомянутому (крайне либеральному) взгляду».
В первый раз русское правительство прибегает к стеснительным мерам против раскольников в 1681 г., но не за их верования, а как объявило само правительство, «за великие поносительные речи против царского дома».
Петр Великий, отличавшийся веротерпимостью вообще, был весьма снисходителен и к раскольникам. Он никогда их не преследовал за их верования. Когда ему однажды дали знать, что много раскольников живет на Волге, он сказал: «пускай живут!» и не велел их трогать. В другой раз ему заявили, что из раскольников выходят хорошие купцы. В ответ на это он сказал: «Если они таковы, то, по мне, пусть веруют, чему хотят, и когда уже нельзя их обратить от суеверия рассудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч; а мучениками за глупость быть, - не они той чести недостойны, ни государство пользы иметь не будет». Особенное расположение к раскольникам. Петр обнаружил после шведской войны, во время которой ему помогали стародубские раскольники. Он велел переписать на себя их слободы, утвердил за ними их земли, промыслы и торги и даровал амнистию всем беглецам, которые в них скрывались. К сожалению, раскольники всегда были настроены враждебно по отношению к Петру. Уже за то, что 23 июня 1682 г. Петр был коронован по Никонианскому обряду, раскольники 5 июля подняли открытый бунт. Когда, по возвращении из-за границы Петр не обратил внимания на челобитную раскольников и не отказался от своих реформ, они прямо объявили его антихристом и решили оказывать самое решительное противодействие всем его начинаниям. Удивительно ли, если, узнав после этого сущность раскола, Петр к концу своего царствования стал принимать в отношении к расколу некоторые стеснительные меры, вроде двойного подушного оклада, установления для раскольников особой одежды и т. п.? Но само собой понятно, что эти меры ничего не говорят против разумной веротерпимости Петра...
Императрица Анна Иоанновна если не благоволила, то во всяком случае и не преследовала наших раскольников. К сожалению, раскольники сами скоро вызвали репрессивные меры против себя. Они на отрез отказались возносить молитву за императорскую фамилию на своих богослужениях; только поморяне и то лишь «страха ради полицейска» (их выражение) решили для виду читать молитву за царя, но - с пропуском «благочестивейшего»; остальные раскольники в молитве за царя выражение: «победы благоверному императору нашему» заменили словами: «победы благоверным рабом твоим»; в 3-м ирмосе на Крещение Господне вместо: «крепость даяй царю нашему» раскольники поют: «крепость даяй рабом своим. Лже-архиепископ московский Антоний, по словам раскольнического же лже-епископа Пафнутия (в записке лже-попам - Петру и Феодору), особым посланием запретил молиться за русского царя. Поморян за то именно, что они решили хотя в присутствии полицейских чиновников молиться за царя, раскольники обыкновенно зовут «самарянами». Кроме того, раскольники, проживавшие во множестве на Ветке, занимались разбоем и грабительством не только в России на больших дорогах, но и в соседней Польше. Императрица Анна, особенным указом в 1733 г.. предложила ветковским раскольникам возвратиться в Россию и обещала им полную амнистию (это ли не веротерпимость?); но приглашение это успеха не имело. В следующем году оно было повторено неоднократно и только после этого в 1735 г. императрица послала против них полковника Я. Г. Сытина и приказала ему разрушить их колонию. И что же? - Только год спустя Сытину удалось овладеть их монастырем и захватить 40,000 раскольнических монахов. Чрез 5 лет императрица вынуждена была отправить ещё Самарина для усмирения возмутившихся филипповцев. Но когда Самарин приблизился к монастырю Филиппа, последний сжег сам себя вместе с 38 своими приверженцами при возмутительных демонстрациях против царицы и церкви.
Подобно Анне и императрица Елизавета (1741 - 1761) особым указом, переведенным на многие иностранные языки, предлагала ветковцам возвратиться в свое отечество и обещала им полную амнистию и редкие права. Но они отклонили и это предложение. Здесь важно отметить, что веротерпимости Елизаветы удивлялись самые либеральные иностранцы и иноверцы.
Петр III еще при вступлении на престол даровал раскольникам полную свободу вероисповедания, «ибо (говорил он в своем манифесте) внутри империи и иноверные яко магометане, и идолопоклонники, состоят, а те раскольники - христиане... Отвращать их от суеверия должно не принуждением и огорчением их, от которого они, бегая за границу, в том же состоянии множественным числом проживают безполезно».
Екатерина II еще указом 14 декабря 1762 г. предоставляла раскольникам всякую свободу вместе с новою амнистиею при возвращении их в Россию; им было дозволено носить бороды, сохранять свой обычный костюм; они могли селиться в губерниях Курской, Воронежской и Казанской по их усмотрению и в течении шести лет освобождались от всяких податей и рекрутского набора, как торговцы или государственные крестьяне. В благодарность за такое благорасположение раскольники в 1763 г. подняли на Ветке целое восстание, так что в 1764 г. Екатерина вынуждена была послать генерала Маслова, чтобы разрушить непокорную Ветку. Маслов привел в Россию около 20,000 раскольников... Не смотря на это в 1771 г., во время моровой язвы, Екатерина позволила безпоповцам поселиться в самой Москве и основать здесь большую общину - Преображенское Кладбище, - где проживало до 15000 раскольников; поповцы основали подобную же общину под именем Рогожского Кладбища. Даже фанатикам филипповцам Екатерина дозволила поселиться в Москве и учредить общину. Выговским раскольникам она подарила в вечное владение 12,500 десятин земли в то время, как отнимала имущества у православных монастырей и мучила православного архиепископа Арсения Мацеевича, не сочувствовавшего этому распоряжению её. Но особенно большою свободою пользовались раскольники, жившие на юге России под покровительством благоволившего к ним Потемкина. В 1789 году Екатерина II издала даже указ, которым предписывалось таврическому архиепископу назначить для старообрядцев Черниговской и Новгородсеверской губернии особых священников, которые совершали бы для них все требы по старым книгам. Только когда Екатерина узнала, что раскольники были турецкими и польскими шпионами, снаряжали на свой счет против русских целые военные отряды и сражались против русских вместе с турками, она изменила свое отношение к ним и обратилась к мерам Петра Великого...
Император Николай I был возмущен тем, что раскольники, устраивавшие гнусный замысел против его жизни, находились в сношениях с русскими революционерами и явно сопротивлялись многим требованиям закона; но этому он был к ним довольно строг: велел запечатать их церкви и кладбища, а имущества их конфисковать.
Гуманный, но безхарактерный Александр II снова возвратил раскольникам все, что было конфисковано его отцом... Еще в первый год своего царствования, присутствуя на заседании Сената, обсуждавшего вопрос о раскольниках, император Александр закрыл это заседание следующими словами: «Господа, я нахожу, что меры против гражданских поступков раскольников, принятые г. министром внутренних дел и утвержденные моим покойным отцом, - необходимы: полиция должна исполнять свою обязанность; духовенству следует проповедовать и поучать: но в уваженье к искренним убеждениям - я хочу, чтобы в моем государстве царствовала терпимость» (Le Raskol, стр. 159; Кельсиева «Сборник о раскольниках», вып. 2. Лондон, 1861. стр. 190).
О положении раскольников в настоящее время мы скажем несколько ниже.
К сектам русское правительство относилось так же, как и к расколу. Оно не стесняло их верований, но предпринимало репрессивные меры против того, что оказывалось в них вредного для общественной и государственной жизни.
Из русских сект раньше других, еще в начале царствования Алексея Михайловича (в 1645 г.) появилось хлыстовство под именем ереси людей Божиих. Основателем её был беглый солдат Даниил Филиппов, из Владимирской или Костромской губернии. Он уверял, что на горе Городине в Муромском уезде на него сошел с неба Саваоф и в нем вселился. В 1649 году он объявил своим сыном-богом или христом своего ревностного последователя, крестьянина Муромского уезда Владимирской губернии Ивана Тимофеевича Суслова. Суслов уже завел себе богородицу и 12 апостолов и распространял свое учение в Нижегородской и Владимирской губернии. После Суслова в 1716 году объявил себя христом стрелец Прокопий Лупкин, а жену свою Акулину Ивановну он выдавал за богородицу. Замечательно, что этою ересью были заражены 8 московских (большею частъю - женских) монастырей. В основе учения хлыстов лежит идея перевоплощения. Перевоплощаются Саваоф, христос, богородица, пророки, апостолы и т. д.
С этой идеей в тесной связи находится идея предсуществования душ и душепереселения. После разлучения с телом, душа становится или ангелом (душа хлыста), или диаволом (души православных), но чаще всего переселяется в какое-либо животное; только живущие в брачной жизни несомненно переходят в свиней. Сущность нравственного учения хлыстов, состоит собственно в отрицании брака или брачной жизни и в умерщвлении плоти через её изнурение и распутство. Хлысты образуют отдельные общины или корабли (в Харьковской губернии - садки, сионы); во главе каждого корабля, стоит особый кормщик - христос, пророк, иногда просто наставник. Культ хлыстов состоит из трех моментов: 1) чтения Слова Божия и пения псалмов; 2) радений и 3) свального греха. Радения хлыстов разделяются на 6 видов: 1) одиночное, 2) в схватку, 3) стенкою, 4) корабельное, 5) крестное и 6) круговое. Не все моменты культа обязательны для выполнения и сами хлысты не знают, чем окончится в данное время их моленье. Часто, по требованию обстоятельств, хлысты ограничивают свое моленье только первым моментом, т. е. чтением Св. Писания и пением псалмов, и тогда они оказываются безупречными в своем поведении. Вообще хлысты в высшей степени лицемерны. Сами пророки поучают их лицемерить и лицемерие не признают грехом. Они крестят в нашей церкви своих детей, венчаются у приходских священников, отпевают умерших, в домах своих имеют иконы, принимают духовенство. Хлысты почти всегда первыми являются на церковные богослужения и вечерние собеседования в церквах; когда на, этих собеседованиях священник заводит речь о мерзостях хлыстовства, хлысты первые начинают вздыхать и возмущаться этими мерзостями; в обществе хлысты в особенности любят осуждать блуд и распутную жизнь. Будучи по внешности благочестивыми, хлысты чаще других становятся друзьями дома своих приходских священников, и последние, нередко только на судебном следствии узнают, кто были их друзья, кого они уважали за благочестие и считали лучшими христианами в приходе! Как ловко они умеют скрывать свои мерзости, доказывает следственная комиссия, учрежденная Александром I в 1818 году, которая засвидетельствовала, что «православная церковь должна признать хлыстов своими вернейшими и благочестивейшими овцами, в веровании которых нет ничего, заслуживающего порицания». Удивляться ли такому отзыву, если принять во внимание, что к этой секте принадлежали: бывший с 1803 г. обер-прокурор Св. Синода кн. Алексей Голицын и министр внутренних дел граф Кочубей! Целых 88 лет (1645-1733) секта хлыстов безпрепятственно и без всякого стеснения распространялась по России. Власти прекрасно знали о её существовании, - и молчали... Это ли не веротерпимость? Только в 1733 году хлысты московские были преданы суду, но - не за верования свои, а за разрушение основ семейной жизни, за свальный грех, за растление малолетних, за кровосмешение и прелюбодеяние. Так смотрит наше правительство на хлыстов и в настоящее время. Хлысты предаются суду только тогда, когда будет установлено, что они учинили умерщвление блудно прижитых младенцев, свальный грех на радениях, половой разврат, как замену брака и т. п. противонравственные и гнусные деяния (реш. Прав. Сен. по делу тарусских хлыстов 1895 г. N 34; Полн. Собр. Зак. 6613, 10664; ук. Св. Син. 1734 г. 7 авг. и 9 дек.). Но могло ли бы другое какое-либо культурное государство терпеть эти противонравственные и вредные для общества деяния?...
Скопчество основал один из хлыстов, орловский крестьянин Кондратий или Андрей Селиванов (по некоторым - подпоручик Владимир Селиванов), возмутившийся сильным распространением разврата среди хлыстов; ревностными последователями его были: тульский крестьянин Александр Иванович Шилов, и фабричный писарь Емельян Ретивый или Аверьянушка. По своему учению скопчество есть то же самое хлыстовство, от которого оно и произошло. Скопчество отличается от хлыстовства лишь тем, что на место свального греха ставит оскопление. По учению скопцов, оскопление было установлено еще в ветхом завете в виде обрезания; Христос был оскоплен Иоанном Предтечею; на тайной вечери Он оскопил Своих учеников, кроме Иуды, который не был оскоплен, но «шед, удавися», т. е., женился. Все дело искупления Христа состояло в том, что Он научил людей оскопляться. К скопчеству наше правительство относилось неодинаково. В 1775 году основатели скопчества Селиванов и Шилов были сосланы по суду: первый - в Сибирь, второй - в Ригу. Так как в Сибири Селиванов выдавал себя за Петра III, то император Павел, признав его сумасшедшим, отправил только для излечения в Обуховскую больницу. Александр I, как известно, покровительствовал всевозможным сектантам, а потому с 1801 года настало и для скопчества, по их собственному выражению, «счастливое время», «золотой век»; скопцов велено оставить в покое. Впрочем, с 1819 года должен был изменить свой взгляд на скопчество и Александр I, потребовавший указом, чтобы эти сектанты впредь не производили оскоплений, а три вожака были даже сосланы в Соловецкий монастырь, Селиванов же - в Суздальский - Спасо-Евфимиев. Император Николай I объявил скопчество самою вредною сектою в России и велел преследовать за простую принадлежность к ней. В настоящее время суду предаются только те скопцы, относительно которых будет доказано, что они оскопили себя или других (Реш. Прав. Сен. по делу Кудриных 1871 г. и Шараповых - 1872 г.).
М. г.! девять лет я нес обязанности миссионера в этой епархии; иногда я был вызываем в суд в качестве эксперта. Я видел членовредительство скопцов; я видел их, так называемые большие царские печати: но я не желал бы, чтобы вы их когда-нибудь увидели. По возвращении из суда, я, даже усталый, не мог заснуть в течение многих ночей. Все у меня стояли перед глазами эти ужасные печати! Такого зверства не может терпеть ни одно государство... Не спешите же обвинять свое отечество в нетерпимости. Как вы видели, оно долго гуманничало даже со скопцами...
Идеи духоборчества стали распространяться в Харьковской и Екатеринославской губерниях еще в 40-х годах XVIII века; но форму ереси им дал некто Силуан Колесников только около 1785 г., а ее распространителем был однодворец с. Горелова Тамбовской губ. Илларион Побирохин. Сущность учения духоборов состоит в том, что в их роде обитает Бог-Слово и предохраняет их от заблуждений. Догматики у них почти нет, и источником их вероучения служит только внутреннее откровение или сообщение духа, обитающего в каждом духоборе. Их учение, в виде отдельных сверхъестественных откровений, содержится в их псалмах, которые в своей совокупности составляют так называемую «животную книгу». Библию духоборы отвергают. Признавая всех духоборов носителями духа или Бога Слова, они проповедуют вообще равенство, отвергают власть начальников и даже царя, не признают суда, не дают присяги, не хотят отбывать воинской повинности и т. д. Это учение заставило даже Екатерину обратить внимание на секту духоборов. Впрочем, когда духоборы не противились исполнять законные требования властей, их никто не трогал, и они пользовались полною свободою своей совести. В Канаду наши духоборы ушли сами, несмотря на увещания правительства...
Молоканство выделилось из духоборства, как скопчество из хлыстовства. Его основателем был портной, крестьянин Борисоглебского уезда Тамбовской губернии Семен Матвеевич Уклеин. Он отделился от духоборов только потому, что духоборы не приписывали никакого значения книгам Св. Писания, а всю систему своего учения построяли только на основании внутреннего озарения или просвещения. В существенных же частях своего учения молоканство согласно с духоборчеством. При Александре I эта секта пользовалась совершенною свободою своего вероисповедания; но Николай I признал молокан, как и духоборов вредными для общественной и государственной жизни: вместе с духоборами они были выселены в Закавказье. В последнее время духоборы и молокане усвоили еще учение штундистов и толстовцев и потому стали еще более вредными сектами.
Штунда появилась у нас на юге в 80-х годах прошлого столетия; ее первыми распространителями были малороссийские крестьяне: Ратушный, Рябошапко, Балабан и Коваль. Секта эта немецкого происхождения и потому носит на себе явно протестантский характер. Сущность учения ее состоит в следующем: I. Христос умер на кресте и искупил всех людей от их грехов. Человек оправдывается пред Богом только верою. Церковь и ее таинства отвергаются. Крещению, впрочем, придается символическое значение. Теперь у штундистов появились уже епископы, пресвитеры и диаконы; есть и преломление хлеба. Моления их состоят большею частью из чтения Св. Писания Нового Завета, его толкования (проповеди) и молитв. Правительство признало штунду вредною сектою потому, что штундисты отвергают все церковные обряды и таинства, не признают никаких властей, восстают против присяги и военной службы, верных защитников престола и отечества уподобляют разбойникам и проповедуют социалистические принципы, как-то: передел земли и т. д. (Полож. Ком. министр. 4 июля 1894 г. и цирк. мин. вн. д. от 3 сент. 1894 г.). Несмотря на это, правительство всегда смотрело сквозь пальцы на штунду, и штундисты совершенно свободно собирались для своих молитвословий; неоднократно здесь, в Харькове, я присутствовал на их собраниях, - и они меня нисколько не стеснялись.
Толстовщину, особенно народную, как она выразилась среди крестьян Харьковской губернии, только по недоразумению, можно причислять к религиозным сектам; это - чисто политическая доктрина, проповедующая анархизм и социализм. Тем не менее крестьяне совершенно свободно исповедовали и исповедуют эту доктрину: есть много толстовцев-крестьян, не принявших верноподданнической присяги, есть много некрещенных парней и девок. И никто их не принуждает ни присягать, ни креститься. Если в 1901 году павловские крестьяне были преданы суду, то - не за толстовские их убеждения, а за то, что они разгромили церковь православную, осквернили святыню, произвели буйство и побои...
Итак, мы рассмотрели все наши секты и расколы и видели, что правительство наше всегда относилось к ним гуманно, снисходительно и с веротерпимостью, пока они не принимали вредного политического направления. Как же оно относится к ним теперь? Об отношении правительства к сектантам мы уже говорили; здесь мы покажем только, в каком положении, по нашему законодательству, находится раскол.
Вот что говорит наш закон (Собр. узак. 1883 г. мая 24-го, ст. 469. Полное Собран. зак., собр. 3-е, т. III. 1883. N 1545).
1. Паспорта на отлучки внутри империи выдаются раскольникам всех сект, за исключением скопцов, на общем основании. Действующие правила о паспортах скопцов остаются без изменения.
2. Всем вообще раскольникам дозволяется производить торговлю и промыслы, с соблюдением общедействующих по сему предмету постановлений.
3. Раскольники допускаются к вступлению в иконописные цехи, с разрешения министра внутренних дел.
4. Раскольникам дозволяется занимать общественные должности, с утверждения, в указанных законами случаях, подлежащих правительственных властей. В том случае, когда в волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины утвержден будет раскольник, помощник его должен быть из православных. Принадлежащие к расколу волостные старшины и их помощники не допускаются к участию в делах приходских попечительств.
5. Раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам, как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка. Не зависимо от сего, относительно часовен и других молитвенных зданий соблюдаются правила, постановленные в статьях 6 - 8 настоящего узаконения.
6. Раскольникам предоставляется исправлять и возобновлять принадлежащие им часовни и другие молитвенные здания, приходящие в ветхость, с тем, чтобы общий наружный вид исправляемого или возобновляемого строения не был изменяем. На производство упомянутых работ, предварительно приступая к оным, испрашивается каждый раз разрешение губернатора или начальника области. В случае необходимости такой перестройки молитвенного здания, вследствие которой общий наружный его вид должен подвергнуться изменению, соблюдается порядок, указанный в статье 8 сего узаконения.
7. Распечатание молитвенных зданий раскольников допускается с особого разрешения министра внутренних дел и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества, причем о каждом случае этого рода министр входит предварительно в сношение с обер-прокурором св. Синода. Распечатание раскольничьих монастырей и скитов не допускается.
8. В тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения министра внутренних дел, обращать для общественного богомоления существующие строения. При этом наблюдается, чтобы обращенному для сего строению не был придаваем внешний вид православного храма, и чтобы при нем не имелось наружных колоколов. Наддверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется.
9. При погребении умерших раскольников дозволяется: а) предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику и б) творение на кладбище молитвы но принятым у раскольников обрядам, с пением, но без употребления церковного облачения.
10. Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. За означенными лицами не признается духовного сана или звания, причем они считаются, в отношении к правам состояния, принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят.
11. Последователям раскола воспрещается публичное оказательство оного, которым признаются: а) крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях, б) публичное ношение икон, за исключением случая, предусмотренного в пункте а) статьи 9 настоящего узаконения, в) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковного облачения или монашеского и священнослужительского одеяний и г) раскольничье пение на улицах и площадях.
12. В тех случаях, когда, на основании статей 3, 4, 7 и 8 настоящего узаконения, требуется разрешение и утверждение министра внутренних дел, он делает надлежащие, относительно раскольников распоряжения, сообразуясь как с местными условиями и обстоятельствами, так равно с нравственным характером учения и другими свойствами каждой секты».
Итак, вот в каком положении находится наш раскол старообрядства в настоящее время. Между тем наши либералы вопят о гнете, стеснении, нетерпимости русского правительства в отношении к расколу. Голос этот доходит до Царского Престола: 12-го декабря прошлого года Государь Император предписал Комитету министров (в пункте 6): «принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте раскольников и лиц иноверных и инославных исповеданий всякого, прямо в законе не установленного, стеснения». Комитет министров, приступая к выполнению этого Высочайшего повеления 25 января н. г., нашел, что «при сложившейся веками близости у нас вероисповедных и племенных отличий, некоторые стеснительные в делах веры мероприятия имеют скорее политическое, чем религиозное значение, и в силу этого могут подлежать сохранению и впредь». Посему, и на основании других соображений Комитет положил:
I. Предоставить министру внутренних дел: 1) без замедления и во всяком случае не позднее трех месяцев со дня утверждения сего Положения распорядиться отменою всех, кроме указанных в следующем пункте (2), стесняющих свободу исповедания веры и не основанных прямо на законе административных распоряжений, от каких бы начальств они ни исходили; 2) если из числа стесняющих свободу исповедания веры административных распоряжений окажутся такие, применение коих и впредь, по соображениям государственного порядка, он признает необходимым, то на утверждение оных испросить через Государственный Совет Высочайшее соизволение, и 3) принять действительные меры надзора к тому, чтобы никакими административными учреждениями и лицами, впредь не устанавливалось каких-либо стеснений в области религии, законом не указанных.
II. Поручить министру внутренних дел: 1) не допускать впредь применения к делам религиозного свойства Положений о мерах к охранению государственного порядка, и общественного спокойствия и о полицейском надзоре, учрежденном по распоряжению административных властей (Уст. Пред. Прест., прилож. I и II к ст. 1 (прим. 2) ), преподав надлежащие по сему предмету разъяснения всем административным местам и лицам, и 2) немедленно прекратить дальнейшее действие всех, принятых по делам религиозного свойства в административном порядке, центральным. управлением Министерства или местными главными и губернскими начальствами мер на основании упомянутых выше (п. 1) Положений, или в каком либо, ином порядке; и
III. Поручить главным начальникам ведомств и в частности обер-прокурору Св. Синода немедленно войти со всеподданнейшими докладами к Его Императорскому Величеству о помиловании тех лиц, которые были подвергнуты без суда высылке из мест постоянного жительства или лишения свободы за религиозные заблуждения и вытекающие из оных поступки.
Таковые заключения Комитета повергаемы были на Всемилостивейшее одобрение Его Императорского Величества и удостоились 11-го сего февраля Высочайшего утверждения.
Но этим постановлением Комитета министров наши раскольники, конечно, не удовлетворятся; в своей петиции они уже просят: 1) чтобы их впредь именовали не раскольниками, а только старообрядцами; 2) чтобы правительство признало всех их лжеепископов, попов и диаконов и предоставило бы им, наравне с духовенством Православной Церкви права и преимущества государственной службы; 3) чтобы им позволено было, не испрашивая разрешения у губернатора, по своему усмотрению, строить свои церкви и молитвенные дома; 4) чтобы им позволено было, в своих действиях по общественным учреждениям (богадельням, кладбищам и т. п.) не подлежать государственному контролю, 5) чтобы им дозволено было принимать к себе на воспитание детей православных родителей; 6), чтобы их попам и наставникам дозволено было преподавать в школах их закон Божий и т. п.
Рассмотрите эти пункты, и вы увидите, что раскольники требуют себе не веротерпимости и свободы совести, а уже, по меньшей мере, равноправности с Православною церковно, если не более... Но дело в том, что требования их совершенно незаконны или излишни.
1. Официально раскольники, уже с царствования Александра III, именуются «глаголемыми старообрядцами», а не раскольниками; называть же их прямо старообрядцами, без слова «глаголемые», было бы несправедливо по отношению к Православной церкви, которая всегда оставалась верною древнейшим, т.е. апостольским обрядам; раскольнические же обряды появились только в 17 веке и называть их старыми в сравнении с обрядами апостольской церкви нельзя.
2. Еще со времен Екатерины Великой наше правительство охотно давало раскольникам законно поставленных священников с тем, чтобы они совершали богослужение по старообрядческим книгам и обрядам, но раскольники предпочитали иметь самозваных и самочинных лиц австрийского посвящения. Митрополит Амвросий, виновник этой лже-иерархии, отличался от наших епископов разве только тем, что не имел канонического права рукополагать никого в то время, когда рукополагал нынешних раскольничьих лже-епископов и лже-попов.
3. Позволить раскольникам строить их церкви и молельни без разрешения губернатора нельзя. Церкви и молельни - здания общественные; кто же будет отвечать, если эти здания впоследствии рухнут и подавят молящихся? И православные церкви строятся не иначе, как по утверждении плана Строительным отделением губернского правления. Мало того, - православного храма нельзя даже покрасить без надлежащего разрешения. В городах разрешение требуется даже для построения частного дома.
4. Что раскольники хлопочут об освобождении их общественных учреждений от полицейского надзора, это - их дело и к вопросу о веротерпимости не относится.
5. Понятно, чтó побуждает раскольников-безпоповцев хлопотать о разрешении брать им на воспитание православных детей. Отвергнув брак, они подготовили могилу для своей будущности. Но в интересах ли России доставлять безпоповщине контингент ее будущих последователей?..
6. Против дозволения раскольническим попам обучать в наших школах раскольнических детей закону Божию в принципе ничего нельзя сказать; но чему они будут учить их? Ведь лишь восемь ничтожных мнений об обрядах составляют отличительную особенность раскольников: Это - 1) старые книги и иконы, 2) сугубая алилуиа, 3) слово «истинный» в 8 члене символа веры, 4) хождение посолонь, 5) двуперстное крестное знамение, 6) восьмиконечный крест, 7) имя Христа - Исус и 8) семеричное число просфор. Но этому может научить детей и простая баба. Ведь заменяют же бабы-богородицы попов в некоторых сектах безпоповщинских, где также исповедуются эти раскольнические мнения!..
Как ни странны приведенные требования раскольников, они, впрочем, имеют некоторый смысл. Те права, которых требуют раскольники теперь, правительство наше, как мы видели, предлагало им давным-давно, - еще со времени Петра I. Тогда раскольники отказались от них, предпочитая прятаться в своих конурах... Теперь они вылазят, так сказать на свет Божий. Что же? Слава Богу! Раскол для простого народа заманчив только теперь. Теперь раскольничьи попы не отвечают пред правительством за свои действия: погребают усопших в самый день их смерти, венчают несовершеннолетних и в родстве. Не нужно им ни предбрачных свидетельств, ни гербовых марок. А вы знаете, как крестьянину трудно в летнюю пору держать в доме покойника до третьих суток! Ведь у него одна комната: она и кухня, и спальня, и столовая, и гостиная... А сколько хлопот и затруднений бывает у крестьян при венчании детей!.. Станут раскольничьи попы ответственными пред законом, - и заманчивость раскола для крестьян исчезнет.... Кроме того, не забудем, что раскол есть результат невежества. А тьма исчезает от света. Лучи солнца высушивают и зловонные болота. Людям раскольники не осмелятся показать тех мерзостей, которые они совершают в своих норах. Света больше, света! 25 лет я служу в разных учебных заведениях, - и я видел не один пример, как благотворно действует на раскольников один рассказ учителя истории о происхождении раскола...
Русские люди! Когда ваши школы примут нормальное течение и будут поставлены на твердых религиозно-нравственных началах, откройте пошире их двери. Дети раскольников войдут в них врагами нашей церкви, а выйдут из них ее чадами. Верьте этому!
22 марта 1905 г.
[i] Подробно об этом раскрыто в интересном сочинении знатока раскола - Н. И. Субботина «Раскол, как орудие враждебных России партий».
[ii] Подлинное учение раскольников о русских царях изложено в раскольнических символических книгах: Пандекте, Цветнике и в Собрании от Св. Писания об антихристе (См. Кельсиева «Сборник о раскольниках», Лондон, 1861, вып. 2, стр. 245 - 269).