Может ли храм быть современным?

Размышления о церковной архитектуре

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
1388
Время на чтение 7 минут

От редакции: Сегодня мы вновь обращаемся к теме модернизма в церковной архитектуре, поднятой в статье протоиерея Константина Островского, председателя Московского епархиального отдела по реставрации и строительству «Заметки о модернизме в церковной архитектуре».

21 февраля 2013 г. в храме Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве прошел круглый стол «Современная храмовая архитектура: поиск нового образа». Мероприятие было приурочено к презентации второго номера журнала «Храмоздатель», специализированного приложения к «Журналу Московской Патриархии» о храмовой архитектуре и церковном искусстве. В рамках круглого стола были представлены образцы так называемой «современной церковной архитектуры» от создателей творческого объединения «Квадратура круга».

В дискуссии приняли участие архитекторы Михаил Кеслер, Андрей Анисимов, Ектерина Шеко, протоиерей Андрей Юревич, Александр Головкин и Илья Людоговский, искусствоведы Лилия Ратнер и Ирина Языкова и другие. А вот знаменитому зодчему Дмитрию Сергеевичу Соколову возможности выступить не дали. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей текст его доклада, а также стихотворение (Д.С.Соколов - автор пяти стихотворных книг), посвященное архитектуре. И предлагаем нашим читателям, глядя на образцы «современной церковной архитектуры» поразмышлять, хотели ли бы они молиться в таких храмах.

***

Через четыре года будет сто лет с тех пор, как русский народ вступил на путь самоуничтожения. Началось с оскопления алфавита, а значит с попытки уничтожения родной речи, продолжилось изменением времени и борьбой с Богоданной природой земли и человека, и перешло к уничтожению генофонда и борьбе с Самим Богом. Все это, включая и борьбу с церковнославянским языком под предлогом большей понятности для бабушек, продолжается и поныне. Дело в том, что в любом явлении, даже таком, как самоуничтожение, по изобретательности, энергии и широте, русскому народу нет равных. Но не будем уходить в сторону, ибо мы рассматриваем конкретный вопрос, а именно: борьбу с Богом. В ленинско-троцкистско-большевистские времена это было примитивное, но необычайное по широте и жестокости физическое разрушение храмов и уничтожение духовенства. Была, правда, иезуитская попытка введения Церкви в обновленчество, но она оказалась бесплодной, в силу тогдашней генной укорененности русского человека в благодати Православия. Увы, скорбный труд большевизма по изменению русской души, - эта «метанойя» наоборот, - не прошел бесследно. Зуд модернизма у нас теперь перешел в разряд врожденных пороков, но не сердца, а души!

Как же прискорбно видеть этот парадокс у сегодняшнего священства из когорты модернистов, как они сами себя называют. Что такое православный русский менталитет? Это: то, что создано не нами, не нам и менять. Ладно, молодые люди, не испытавшие священного трепета, благоговения и потрясения перед шедеврами древнерусского зодчества, не принявшие их со страхом Божиим в свое сердце, - их можно пожалеть и пожелать им съездить в Вязьму, Суздаль, Плес, Кострому - перечислять можно до бесконечности, а священство, - уж кто-кто, а оно-то должно чувствовать благодать в творениях предков, а творения предков - это и было сотворчество со своим Творцом! Нет, о современном храме говорят именно они, принимающие исповедь, и стоящие у престола Божия! Слово «современный» имеет чисто отрицательное, ругательное значение, ибо никогда еще мир так глубоко не погружался во зло, как сегодня. Современный - это значит вобравший, впитавший в себя грехи всего мира!

И таким должен быть храм?! Еще в 1988 году, в Кемерово, когда я защищал на градсовете проект собора, ко мне подходили архитекторы и спрашивали, почему собор не современен.

Как же далеко мы продвинулись за четверть века от Бога, если теперь уже священство задает нам такие вопросы.

Поэтому даже сама постановка вопроса может считаться некорректной, ибо эффект от постановки проблемы во много раз гибельнее, чем от ее решения.

И поэтому любые попытки осовременить, - читай: модернизировать православный храм, означают намерение его разрушить. Не говорю, что сознательное, часто и бессознательное, ибо «во гресех роди мя мати моя».

Короче говоря: Вам нужны великие изменения и осовременивания, а нам нужна Великая Россия! А Велика она будет, только сохранив и укрепив Православие. То есть речь идет о сбережении Православия, сбережении нации, сбережении России. Поэтому давайте прекратим этот разрушительный разговор. Ему не место в православном храме.

Храм это Православие. Как можно осовременить Православие!? Как может в голову придти Его осовременить, - сделать соль не соленой, сахар не сладким, горечь не горькой, жизнь не живой!? - Убить!

Храм не может быть современным или своевременным, или суевременным. Он должен быть вечным и совершенным!

А вообще-то московским храмоздателям, если уж они себя так именуют, неплохо было бы хоть раз в месяц ходить в Кремль, тем более, что в последнее время в Благовещенском и Архангельском соборах Кремля нашими реставраторами были сделаны потрясающие открытия.

Поэтому предлагаю не путать такие понятия, как современный и совершенный.

А о двух молодых людях, выступавших с фантазиями по поводу православного храма, могу сказать: чему мы научим, то и получим. Сами виноваты. Вот лист с изображением, который я недавно обнаружил в своем архиве. Это работа на звание «ученого рисовальщика», ученика 6 класса (Сергея Устиновича Соловьева) Строгановского императорского училища. Не думаю, что сегодня найдутся академики, которые умеют так рисовать. И заметьте, никому тогда, 100 лет назад не приходило в голову рассуждать о современности или несовременности храма. Была культура, было чувство Родины, было знание и изучение традиций, было уважение своих предков и благоговейное отношение к тому, что они создали. То есть не было большевизма. Так что мне бы хотелось сказать этим молодым людям: дети, учитесь рисовать. Это - то конструктивное предложение, которое напрашивается само собой и относится ко всем храмоздателям! Независимо от сана.

Как говорил Корней Чуковский, в России надо жить долго, тогда что-нибудь получится.

А по поводу движения «вперед» в храмоздательстве могу сказать: вперед - куда? К Богу или от Бога? То, что происходит здесь, это призыв: вперед, от Бога!

Дмитрий Сергеевич Соколов, архитектор, строительно-реставрационная компания «Практика»

***

Русский храм парадоксален

Осиянием теней,

Он зеркален, он хрустален

Благодатию своей.

Он охватит вас с порога

И в руках начнет качать,

Имя Слова, имя Бога

Будет с вами величать.

Храм Покрова_на_НерлиРусский храм многострадален

Стен наклонностью своей,

Он как Крест парадоксален

От веков до наших дней.

Благодушен, прост как сердце

Русских далей и равнин,

Купол, маленькая дверца,

Но каков христианин!

Золотые в небо взоры

Окон, огненных свечей,

Белый камень и узоры

Разноцветных кирпичей,

Он выводит на просторы

Вашу душу жить горé,

Он и в радости и в горе

На престоле в алтаре.

Русский храм ортодоксален

В небе, в зелени полей,

Он всегда парадоксален

Тихой святостью своей.

В этой стати есть и тайна,

Вот она-то -суть и стать,

От нее как луч кристальный

В русском храме благодать.

Русский храм не идеален,

Не стремясь и вовсе к ней,

Он от века эпохален

Детской сущностью своей.

Русский храм парадоксален

Всею сутью бытия,

Он сусален, он буквален,

Краток он как лития.

Русский храм не одиночка,

Он венец, он апогей,

Он играет роль листочка

В разветвленности ветвей.

Русский храм не однозначен,

Он в полете на земле,

Ширью неба он охвачен,

Но как мир стоит во зле.

Он повсюду, над снегами,

В сердце, в городе, в душе,

Он к Спасителю кругами

Поднимается уже,

Мы вослед ему киваем,

Почитая то за честь,

Оживая, понимаем,

Видно Бог и вправду есть!

Русский храм парадоксален

Кафедральностью своей,

Он кирпичен, деревянен,

Частью сложен из камней,

Русский храм непререкаем,

Он - святыня на планете,

От него мы все сверкаем, -

Взрослые и дети.

Русский храм орнаментален

Мимолетностью своей,

Он пронзителен, пространен,

И чем дальше, тем сильней.

Разойтись, мой храм, с тобой,

Мы теперь не в силах,

Бог с тобой, а мы с мольбой

Будем до могилы.

Русский храм не оболванен

Ни Престолом, ни Ордой,

Он Пожарский, он Сусанин,

Он не Петр, он с бородой!

Русский храм парадоксален

Взором Вседержителя,

Православен и преславен

Как его служители.

Ведь священники, попы, -

Все за нас ходатаи,

Православия столпы,

Бога соглядатаи.

Оттого-то русский храм

Так нам и приволен,

Что цветет он по утрам

Гулом колоколен,

Этот гул с утра встает

И идет равниной,

Сердце за душу берет

Песней соловьиной.

Что я Господу отдам

После жизни тленной?

Век живи наш русский храм,

Богу преклоненный!

***

Образцы модернизма в церковной архитектуре:

модернизм

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Re: Может ли храм быть современным?

И снова спасибо за интересную статью.
рудовский / 18.03.2013, 21:15

7. беречь веру православную

Модернисты не понимают элементарной вещи- церковь пользуется такой поддержкой народа именно потому, что она есть единственный устойчивый институт, прошедший сквозь бурные века нашей истории без изменений. Когда участвуешь в литургии и представляешь, что точно так же молились наши русские предки и сто, и двести, и пятьсот лет назад- укрепляешься духом и наполняешься надеждой, что есть еще в нашей жизни вечные устои, не подверженные сиюминутному влиянию лукавых властителей нашего времени. Один раз в нашей истории уже модернизировали церковь на потребу дня, и кончилось это Расколом и тяжелейшим нравственным кризисом, приведшим в конце-концов к катастрофе 17-го года. Иерархи-модернисты рубят сук, на котором сидят, ибо модернизированная церковь не будет никому интересна, и сами модернизаторы окажутся на свалке истории. Возникает вопрос- неужели они не понимают столь очевидной вещи, или они преследуют какую-то другую цель, нежели сохранение и приумножение веры в нашем народе?

6. Re: Может ли храм быть современным?

Из представленных примеров нет проектов храмов Богу. Есть проекты памятников архитекторам, которые они хотят установить самим себе.
Чемоданов / 18.03.2013, 12:36

5. Re: "Может ли быть храм современным?"

Такие стилизованные христианские храмы, в основном, лютеранские и католические, можно давно увидеть на Западе. По стилю архитектура таких храмов напоминает фантастические сооружения глобалисткого будущего явленного в фильмах известного голливудского режиссера Спилберга и ему подобных глобалистких креативщиков. Идея не нова, а именно, подчинить все сооружения и христианские храмы по всему миру одной «архитектурной мысли», лишить их всякой индивидуальности, пригладить, причесать под одну глобалисткую гребенку. Расчет по возведению подобных храмов строится на том, что технологические новшества смогут сделать храм более приспособляемым к нуждам верующих. На самом же деле, изменив тысячелетний архитектурный облик христианского храма, сделав его более приземленым, мирским, более приемлемым для современного мирского глаза, лишить его традиционной архитектурной духовности. В этом и кроиться опасность архитектурного обновленчества в православии. Стремление у российских инициаторов к обновлению всякой «старины», в неприменном подражании западным образцам, продиктованы, по большому счету, желанием популярности и большого заработка. На Западе такие на модернисткий лад обустроенные храмы, еще более чем старые, стоят полупустыми и их сдают в наём для всякого рода светких увеселений. Вероятнее всего, это то чего желают наши православные обновленцы – и себя не обидеть и православную Церковь сделать более близкой, более обмирщвленной, на потребу простому обывателю. Старо как мир! Общеизвестно, что обыватель никогда не оценит подобные старания и будет использовать их в своих целях, как это и происходит на Западе. Верующие же, соглашаясь на изменения архитектуры храмов, навсегда теряют часть своего уникального духовного наследия. Так что же, теперь и до нас дошла очередь сооружать что-то новое, как у всех, по принципу «куда конь с копытом, туда и рак с клешней»? Завиден «творческий» пыл подражателей, поражает их духовная недальновидность... Только найдут ли эта и другие инициативы обновленцев от архитектуры истинное понимание и поддержку у простого православного народа? Вспоминается старый анекдот. У пожилого грузина, торговавшего апельсинами на рынке, как-то спросили, может ли грузин стать когда-нибудь русским? На что тот, немного подумав, сказал: «За деньги, ара, все можно». Так ли это в нашем случае?
/ 17.03.2013, 23:40

4. Re: Может ли храм быть современным?

Страшно, когда забываем веру отцов своих! Приведённые проекты ужасают, здесь храмы похожи на скворечники, мечети и даже какие-то несуразные постройки. Не дай нам, Бог, чтобы такое богохульство-модернизация вошло в нашу реальную жизнь! Спаси и сохрани, Господи, страну нашу Российскую! И просвети затуманенные мозги тех, кто хочет "осовременить" Россию, чуть не написала обасурманить... Не зря, наверное, и такая мысль мелькнула после просмотра представленных проектов!
Людмила Р. / 17.03.2013, 14:44

3. Может ли храм быть современным?

Современным храму быть не надо. Развитие церковной архитектуры в России было насильственно прервано 100 лет назад. К тому времени церковная архитектура представлена была разнообразными стилями и не нуждалась в подражании современности. Современность это понятие сиюминутное, церковная архитектура символизирует вечность. В этом вопросе лучше быть осторожным консерватором. В России новые храмы лучше строить в соответствии с традициями России начала 20 века, когда уместен был и русский стиль, и классицизм, и стиль византийский. И нельзя церковную архитектуру отдавать на откуп не православным архитекторам.
Hyuga / 17.03.2013, 12:37

2. Re: Может ли храм быть современным?

Стоит только посмотреть на проекты "архитекторов", задаешься вопросом - а не бесноватые ли они?
Блинов / 16.03.2013, 17:34

1. Вид русского храма выстрадан веками.

Русский православный храм уникален тем, что его могут построить местные мастера из местных материалов и он будет стоять века. Даже в разрушенном состоянии храм заставляет молиться и благоговеть православного человека. Для строительства русского храма не нужны сложнейшие технологии и производства. Русский храм будет действовать когда во всем мире исчезнет электроэнергия. Через Русский храм спасется все человечество!
н.п. / 16.03.2013, 12:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Сергеевич Соколов
Информационная война в архитектуре
Вновь о современном храмоздательстве
03.04.2013
Все статьи Дмитрий Сергеевич Соколов
Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Вера и Жизнь
Беседа с епископом
18.07.2024
Письмо коллеге и соратнику
Ответ Евгению Никифорову
11.07.2024
Кейс митрополита Илариона
Чем грозит влиятельному архиерею скандал с келейником?
10.07.2024
«Радонеж» хочет стать иноагентом?
О провокационной программе православного радио
09.07.2024
О «власовцах в рясах»
Как расценивать категорический отказ отдельных священнослужителей совершать молитву о Святой Руси?
08.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от В.Р.
23.07.2024 17:01
Русская история едина
Новый комментарий от С. Югов
23.07.2024 15:55
«География не важна в делах Духа»
Новый комментарий от Кожухевич
23.07.2024 15:53
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Лев
23.07.2024 14:15
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Новый комментарий от Константин В.
23.07.2024 13:27
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.07.2024 13:24