«За други своя»

Духовные основы подвига в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Новости Москвы 
0
2004
Время на чтение 15 минут

Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя.

Ин. 15,13

Всех нас озаряет свыше небесный Полководец...

Н.В. Гоголь

 

Промыслом Божиим нам уготовано жить в удивительное и трудное время - время болезненных перемен в общественно - политической жизни страны, время мучительных поисков идеологических ориентиров, время утверждения утраченного в значительной мере национального самосознания.

Обращение к нашим духовным корням поможет нам сегодня обрести почву под ногами, восстановить нравственный стержень нашего народа, поможет нам вернуться на свою стезю на путях истории. В этом контексте необычайно важен для нас духовный потенциал русской классической литературы и особенно творческое наследие Николая Васильевича Гоголя.

Гениальный художник, изумительный мастер слова, он был и христианским мыслителем, и учителем нравственности, «пророком православной культуры», как называет его протоиерей В. Зеньковский.

Гоголь долгое время оставался «неизвестным», не открытым в полной мере не только широкому кругу читателей, но и многочисленным исследователям его творчества, которые в силу идеологических ограничений печально известных времен просто не способны были осмыслить ни судьбу писателя, ни его зрелую прозу. Оценить значение Гоголя для России и для каждого русского человека может только глубокий знаток как творчества писателя, так и святоотеческой литературы - и непременно находящийся в лоне Православной церкви, так как сам Николай Васильевич «всегда, с детства, был православен, обращен к Богу настолько, насколько вмещала душа его Господа, насколько это вообще было возможно в миру...»(2,3)

Художественное наследие Гоголя уникально по своему масштабу, многогранности, жанровому разнообразию. «Тарас Бульба» - одно из самых удивительных произведений не только отечественной, но и мировой литературы, не случайно современник писателя К.С. Аксаков ставил имя Гоголя в один ряд с именами Гомера и Шекспира, отмечая присущую ему «всесторонность, истину и ...полноту жизни»(3,129), отраженную в его творениях. Сам Николай Васильевич, всегда строго оценивающий все, что выходило из-под его пера, считал этот труд одной из вершин своего творчества.

Эта книга пользовалась большой популярностью не только в России, но и за рубежом: в начале прошлого столетия её увлеченно читали дети в школах Франции, предпочитая её таким шедеврам, как «Айвенго», «Робинзон Крузо», «Дон-Кихот». В настоящее время повесть включена в обязательный перечень книг для изучения в школах Министерством образования Испании. В России в начале XX века устраивались публичные чтения «Тараса Бульбы» в сопровождении духовных бесед священников Православной Церкви...

Что же так привлекает в этом произведении заботящихся о достойном воспитании юных граждан своей страны и чем объяснить столь высокую популярность «Тараса Бульбы» во всем мире?

 

1. Духовные основы подвига в повести «Тарас Бульба»

1.1. «За други своя». Понятие о духовном родстве.

Несомненно, это произведение несет в себе великую национальную идею защиты своего Отечества, жертвенного служения своему долгу, незабываемый колорит изображаемой эпохи, мастерски выписанные характеры защитников своей Веры, истинных богатырей духа - истинные признаки народной эпопеи.

Десять лет упорной, тщательной работы над повестью, начатой в 1833 году, с изучением исторических источников, летописей Запорожской Сечи, народных преданий, дум, песен, увенчались необычайным творческим успехом. Гоголю удалось воссоздать, по выражению В.Г. Белинского, «духовный образ» эпохи.

«Тарас Бульба» - это гимн любви к Богу, к ближнему, к Отечеству. Жертвенный подвиг Запорожского братства определяется исполнением заповеди Спасителя о любви к братьям: «Больше сия любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин 15,13). «Много ли самоотверженных людей, которые ... осуществляют эти ... слова? Такие люди редкими ... единицами стоят в истории человечества... А между тем, запорожцы целыми тысячами осуществляли ... слова Божественного Учителя», - писал К.С. Хоцянов в своей работе «Опыт разбора повести «Тарас Бульба», опубликованной в 1883 году [,113].

Кто были эти люди, которые так самоотверженно шли за Христом, исполняя Его волю? «Дикий горец, ограбленный россиянин, убежавший от деспотизма панов польский холоп, даже беглец исламизма - татарин ...положили начало этому огромному обществу... уже в начале имевшему одну главную цель - воевать с неверными и сохранять чистоту религии своей», - писал Гоголь в статье «Взгляд на составление Малороссии» в 1834 году [6, 727-728].

И.А. Виноградов в работу «Узы небесного братства» пишет, что рассуждения Гоголя о возникновении «казацкого братства» несут в себе «...несомненные ветхозаветные реминисценции - от истории царя Давида: И собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душой, и сделался он начальником; и было с ним около четырехсот человек» (1 Цар. 22,2) - до истории Маккавеев: «Тогда снидоша мнози ищуще суда и правды в пустыню» (1 Мак. 2,29) [4, 114].

Для запорожцев, породнившихся «по душе, а не по крови», Сечь - духовная родина, здесь они получают то духовное утешение, ту святую радость, которые и составляют суть их бытия и служения. Эта радость не исчезает, не умирает, «ибо проистекает у запорожцев непосредственно из принятого ими на себя подвига» [4, 115]. Такое состояние души христолюбивых воинов объясняет на страницах своих сочинения архиепископ Херсонский Иннокентий: «Ибо о чем же человеку более радоваться на земле, как не о том, что к нему близко небо, что в нем и его жизни исполняются требования Евангелия, что он идет тем драгоценным путем, который, по уверению Спасителя, ведет прямо к царствию» [1, 72].

 

1.2. О святости долга и жертвенной любви к ближнему.

Главная цель казачества - защита Веры христианской от всякого врага и супостата: «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа. Поднялась отомстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинство чужеземных панов...» [6, 133].

Исследователь творчества Гоголя В.А. Воропаев, тщательно изучая черновые работы Гоголя, включая выписки разного рода, в том числе церковные, писал: «В отношении «Тараса Бульбы» выписки позволяют проследить за мыслью Гоголя о важном вопросе: разрешает ли церковь убивать людей на поле брани. Среди них есть такая: «Не позволительно убивать, но убивать врагов на поле брани и законно, и похвалы достойно»» [5,247].

Позднее в одной из статей «Выбранных мест из переписки с друзьями», адресованной графу А.П. Толстому, Гоголь пишет: «Вспомните, что когда приходила беда ...тогда из монастырей выходили монахи и становились в одни ряды с другими... Чернецы Ослябя и Пересвет, с благословения самого настоятеля (преподобного Сергия Радонежского), взяли в руки меч, противный христианину, и легли на кровавом поле битвы...»[9, 119].

Все события повести, определяющие её сюжетные линии, продиктованы чувством долга. «Долг - Святыня, - замечал позднее Гоголь в отдельном наброске. - Человек счастлив, когда исполняет долг»[4, 115]. В своей знаменитой речи о товариществе Тарас Бульба, напоминая казакам об их долге, прямо призывает их положить за друзей своих души: «Пусть же знают ... что такое значит в Русской земле товарищество. Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж не доведётся так умирать!» [6, 101].

Такие исследователи, как И.А. Есаулов, М.М. Дунаев, видят в «товариществе» аналогию с категорией соборности - «совпадение сверхличного долга и свободного самоопределения героев, осознание каждой личности включенности в это единство, осознание, что без каждой личности такое единство будет в чем-то неполноценным. И значит, каждый сугубо ответственен за это единство. Скрепа же тому единству - любовь... В любви же и может полнее всего осуществить себя свобода человека»[11, 109-110].

Объединенные «духовными узами», христолюбивые воины готовы всегда пострадать, пройти любые лишения, принести любую жертву, с радостью голову сложить за ближнего своего, и для них это наслаждение. «Все наслаждения наши заключаются в пожертвованиях, - писал Н.В. Гоголь в 1844 году своему приятелю по Нежинской гимназии А.С. Данилевскому. - Счастье на земле начинается только тогда для человека, когда он, позабыв о себе, начинает жить для других...»[4, 116].

Какая беспокойная жизнь! Сколько лишений, тяжестей походной жизни переживают казаки, идущие на защиту гонимых христиан и на выручку пленных товарищей! И, кажется, что нет предела их героическим деяниям!

«Нет таких трудов и подвигов, на которые бы не согласился Христов человек, только бы они вели к цели: всечеловеческому братству», - пишет преподобный Иустин (Попович) в книге «Достоевский о Европе и славянстве»[15, 65].

Как трогательны и величественны строки, запечатлевшие восхождение душ воинов, погибших за Веру и «други своя»: «Повёл Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!». И вылетела молодая душа. Подняли её ангелы под руки и понесли к небесам. Хорошо будет ему там. «Садись, Кукубенко, одесную Меня! - скажет ему Христос, - ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал Мою Церковь» [6, 108].

Духовное родство и удовлетворение от осознания исполненного долга дает великое утешение душе воина перед смертью и вечностью. «Узы этого братства, - писал Гоголь о казаке в статье «О малороссийских песнях», - для него (казака) выше всего... Умирающий казак лежит среди ...девственной природы и собирает все силы, чтобы не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей.... Увидевши их, он насыщается и умирает»[7, 734].

Так же и Остап перед смертью хочет увидеть перед смертью самого близкого человека - отца: «... когда подымали его к последним смертным мукам, казалось, будто стала подаваться его сила... Он не хотел слышать рыданий ... матери или ... супруги ... хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом осветил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты всё это?» - «Слышу», - раздалось среди всеобщей тишины...» [6, с.132]. Гоголь, говоря о предстоящих муках Остапа, упоминает о «тяжелой чаше», которую ему первому приходилось выпить. И.А. Виноградов, обращая особое внимание на этот отрывок, говорит, что это упоминание о «чаше» прямо обращает к словам Спасителя: « Чашу мою будете пить, и крещением, которым я крещусь, будете креститься» (Мф. 20,23) [4, 118].

Упование на вечное утешение дает силы вытерпеть все муки и победить всякий страх не только Остапу, но и самому Тарасу, пострадавшим подобно древним христианским мученикам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» [6,139].

 

1.3. Духовная сила христолюбивого воинства. О значении поста в борьбе со страстями.

Не только истоки блаженной христианской кончины интересуют Гоголя, автор исследует и повседневную жизнь казаков, ибо и она требует незаурядного мужества. Тарас, имеющий за плечами огромный опыт боевых походов и сражений, изрекает глубокую истину: «Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, все вытерпит...» [ 6, 51].

«Воин христианский силен ...не одним мужеством и храбростью, не одним благодушным перенесением нужд и трудностей, а еще верой, молитвой и упованием на Бога», - читаем в сочинениях архиепископа Херсонского Иннокентия [1, 77]. «Вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать её до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании» [6, 29], - этим и объясняется та атмосфера вольной Сечи, с её разгулом, бражничеством, шумными забавами, описанная Гоголем при выезде в неё Тараса с двумя сыновьями. К этим «потехам» и возвращаются казаки во время продолжительной осады у стен Дубно, скучая и ища себе «утешений», что полностью противоречит рыцарскому духу защитников Православной Веры.

Иоанн Златоуст, рассуждая о значение поста, называет его «оружием», необходимым для «войны со страстями» [17, 366], от которого добровольно отказываются казаки, предпочитая воздержанию бражничество и шумные гуляния, вошедшие у них в злую привычку. Гоголь особенно подчеркивает пагубность такого нравственного состояния, при котором человек лишается благодати Божией и терпит поражение в битве и с внутренними врагами <греховными страстями>, и с внешними: вследствие чрезмерного винопития казаки Переславского куреня попадают в плен, тем самым осложняя благополучный исход событий своего похода.

Само стремление казаков погулять, «разжиться в походах деньгами...», являясь принадлежностью запорожского общества, не составляет «его главного формообразующего принципа, но, напротив, при возрастании действует разрушительно» [4,120]. Поражения, которые терпят казаки, есть результат их отказа от норм благочестия, от исполнения важнейших заповедей Божьих, которые повелевают человеку «убегать от невоздержания, срамословия, лжи, буйства и притеснения» [1, 76].

Автор героической эпопеи приходит к основополагающим выводам: «Чтобы отразить врагов своего Отечества видимых, необходимо научиться отражать и врагов ... невидимых, кои суть наши злые пожелания и страсти» [1, 74].

Великий русский философ И.А. Ильин в статье «О силе, мече и праведности» пишет, что душа, сопротивляющаяся силой и мечом должна «освободить себя ... от возмущения страстей, от соблазна, замешательства, неуравновешенных и преждевременных взрывов, и всяческого пристрастия, и всяческих немудрых душевных движений» [12, 58].

Можно по праву сказать, что в своей повести Гоголь изобразил две битвы: одну - внешнюю - с «ляхами», другую - внутреннюю - «со страстями и демонами» [17, 366], так называемую святыми отцами «невидимую брань».

М.М. Дунаев видит причину ослабления казацкого духа в «отсутствии глубинной религиозности, выразившейся в полном отсутствии поста (без которой вера лишается внутренней укрепляющей основы), которое «расшатывает самодисциплину, питает своеволие и возможное вследствие этого предательство веры» [11, 112].

 

2. Измена Андрия: причины и следствия.

Действительно, пост не только уберегает человека от пьянства и чревоугодия, но и сообщает душе силу для борьбы с греховными помыслами. Так в душе Андрия не находят никакого сопротивления его страстные мечты и думы о прекрасной полячке, увиденной им однажды в старом Киеве. И сама эта встреча не была случайной в жизни младшего сына Тараса, ибо «потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет» [6,17].

Женский образ занимал его мысли, и все, что не представляло его живое воображение, «дышало каким-то невыразимым сладострастием» [6,19]. Впечатление, которое оставила красавица после нескольких мимолетных встреч, уже не исчезало из сердца Андрия, хотя он «тщательно скрывал ... эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы » [6,47].

Несмотря на внешнее подчинение законам братства, в душе Андрий не сопротивляется воспылавшей в нем плотской страсти, и вскоре она начинает господствовать над ним, парализует его волю и делает его своим узником.

Иоанн Златоуст, рассуждая о «худых страстях», пишет: «Надлежит всячески отражать их и возбранять им вход. Ибо как только они займут душу и ею возобладают, то, как огонь, падающий на сухие дрова, возжигает в ней страшный пламень» [14, 524]. Авторитетное мнение святителя Вселенской Церкви поддерживает русский философ И.А. Ильин: «Владеть силой и мечом может лишь тот, кто владеет собой, т.е. своими страстями и своим видением ...Вот почему очищение души есть основное условие победы со злом» [12, 60].

Н.В. Гоголь, неустанно заботившийся о чистоте своей души и внимательно изучавший творения святых отцов, с гениальной точностью прослеживает процесс зарождения блудной страсти в душе своего героя, началом которой служит греховный помысел, продолжением - представление греха в воображении. В дальнейшем всё зависит от самого человека: от его соглашения с воображаемым или неприятием сих соблазнительных видений. Андрий уже достаточное время жил с внутренним согласием на эту страсть, он был похож на порох, который вспыхивает при первой искре. И появление в казачьем стане горничной польской панночки сразу же определяет дальнейшие поступки героя. «...Плотская чувственная любовь... - писал Гоголь в «Правиле жития в мире», - не может поступать разумно, потому что очи её слепы» [4, 124].

«Отсутствием веры прежде всего объясняет Гоголь предательство Андрия», - пишет И.А. Виноградов. Цитируя восклицания героя в момент объяснения в любви к панночке («Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны?») исследователь подчеркивая «богоборческий» характер этого вопроса, пишет: «Ибо подразумеваемый ответ на него очевиден. Только Бог указывает каждому место его рождения, и поэтому Андрий отрекается здесь не только от родины, но и от Божьего установления»[4, 123].

Некоторые дореволюционные исследователи творчества Н.В. Гоголя, пытаясь объяснить измену Андрия, ссылаются на «роковую заданность личных черт, присущих обоим им изначально, от рождения» [4, 123]. Но И.А. Виноградов не соглашается с их точкой зрения, он приводит мнение К.С. Хоцянова, который утверждает, что своей пылкой натурой Андрий проявляет себя «как сын своей матери», тем самым рассматривая условия формирования характеров братьев: «Встречей Тараса с сыновьями Гоголь и подчеркивает роль семейного воспитания (материнского по преимуществу в отношении к Андрию и отцовскому - Остапу)» [4, 123]. Но основную причину предательства Андрия И.А. Виноградов видит в том, что «идея религиозного долга, служения ближнему не владычествует в сердце Андрия, не наполняет его жизни, и потому душа его становится жертвой других «утешений» и «очарований»» [4, 123].

И если условием подвига является не столько мужество, сколько чистота души, то законы плотской страсти всегда требуют нарушения нравственных устоев, когда «зов красоты и любви оказывается сильнее чести, Родины, Веры, тогда происходит падение человека, созданного по образу Божию» [16, 113].

«И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать её. Вырвет старый Тарас седой клок из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына» [6, 73], - в этих проникновенных строках - скорбь Гоголя о погибшей душе христианской, отрекшейся от своих святынь.

Гоголь, открывая на страницах своего произведения всю силу зла, направленную на уничтожение человека, верит в конечное торжество добра.

Писатель вновь идет в бой с каждым новым поколением, открывающим для себя художественный мир «Тараса Бульбы»: «Мы вышли на битву, и нечего тут выбирать, где поменьше опасностей; как добрый воин, должен бросаться из нас всякий туда, где пожарче битва. Всех нас озаряет свыше небесный Полководец...» [13, 109].

Н.В. Гоголь, принадлежавший как по отцу, так и по матери к потомственным казацким родам, отличался своими «бойцовскими» душевными качествами: на протяжении всей своей жизни он верно и преданно служил России своим словом, своим творчеством, призывая к реальной помощи государству, обществу, каждому человеку и своих соотечественников.

Обращение писателя к героической эпохе борьбы Украины за свою независимость была дорога Гоголю «как ключ к настоящему, - не сама по себе в своей фактичности и неповторимости, а в её смысле, если угодно - в её уроках» [4, 151].

В своей исторической эпопее Гоголь размышляет о судьбе России в её настоящем и будущем, «уроки» прошлого обращены к нам, «потомкам православных». Эстафета Духа продолжается, наше пристальное внимание к творчеству Н.В. Гоголя и внимательное изучение его наследования должны принести свои достойные плоды в служении на благо любимой Родины.

Гениальный писатель, христианский мыслитель, великий учитель нравственности, Гоголь и сегодня обращается к нам с призывом: Нужно любить Россию. И это чувство любви к своему православному Отечеству должно быть настоящим, живым, действенным: «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, - нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова».

 

Щелкунова Светлана Александровна ,учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №22 (г.Сергиев Посад)

 

 

Литература

Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

Архиепископ Иннокентий Херсонский. Сочинения. В сб.: «Христолюбивое воинство». М.- 2006.

Алексеев В. «Ко Христу взыскующее сердце». В сб.: «Н.В. Гоголь и Православие», М.- 2004.

Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождение Чичикова или Мертвые души.

Русская литературная критика. Саратов.- 2003.

Воропаев В.А. Малоизвестная часть творческого наследия Н.В. Гоголя. В сб.: Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков. Петрозаводск.-2001.

Гоголь Н.В. «Тарас Бульба». М.- 1966.

Гоголь Н.В. Взгляд на составление Малороссии. Собрание сочинений в 2-х томах. Том 2. Москва - Киев - Париж.- 2002.

Гоголь Н.В. О малороссийских песнях. Собрание сочинений в 2-х томах. Том 2. Москва - Киев - Париж.- 2002.

Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 2001.

Горбунов А., священник. За всех и вся. М.- 2006.

Дунаев М.М. Православие и русская литература. Часть 2. М.- 1996.

Ильин И.А. О силе, мече и праведности. В сб.: Христолюбивое воинство. М.- 2006.

Могульский К. Духовный путь Гоголя. В сб.: Н.В. Гоголь и Православие. М.- 2004.

Православная энциклопедия. Том 11. М.- 2006.

Преподобный Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. Минск.- 2007.

Простые беседы о страстях. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 2001.

Святитель Иоанн Златоуст. В сб.: Алфавит духовный. М.- 2005.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Александровна Щелкунова
Уроки преподобного Сергия
Ко дню памяти печальника Земли Русской
17.07.2013
Проблема счастья, или лишний человек в русской литературе
Заметки учителя литературы после прочтения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
05.06.2013
Весна души
О грехопадении и Воскресении в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». К Лазаревой субботе
26.04.2013
«Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг»
Н.В.Гоголь об искусстве и художнике в повести «ПОРТРЕТ»
03.04.2013
Все статьи Светлана Александровна Щелкунова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 08:21
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00