От антропологии к догмату Искупления

0
2514
Время на чтение 6 минут

Для наиболее полного и правильного усвоения православного догмата Искупления необходимо разобраться в основах антропологии и христологии. Все православные догматы связаны между собой, и неправильное понимание одного ведет к неправильному понимаю и всех остальных.

Итак, остановимся на ключевых моментах:

I.   Грехопадение Адама;

II.  Воплощение Христа - Второго Адама;

III. Крестная Смерть.

IV. Славное Воскресение.

 

I. Антропология.

Итак, все творение Божие совершенно, так как совершен Сам Творец. Совершенный Творец не может творить что-то несовершенное. Адам был сотворен совершенным: бессмертным, бесстрастным, безгрешным и нетленным по природе, со свободной волей и стоящим на пути к обожению - «обоживающимся». В соблюдении божественной заповеди он должен был утвердиться в добродетели, и, таким образом, полностью и окончательно обожиться. Но это, как известно, не произошло...

После же грехопадения человеческое естество в Адаме претерпело некоторые существенные изменения:

1. Появились греховные страсти, всеянные диаволом в результате греха (смерть души - отлучение от Бога и лишение благодати, порабощение диаволу, удобопреклонность воли ко греху, помрачение разума, искажение образа Божия, органическое расстройство), которые есть неверные направления естественных способностей и душевных сил (что уже само по себе является грехом, отлучающим душу от Бога), но они - эти греховные страсти - естество человеческое не изменяют, грех нового естества не создает. Т.е. греховные страсти не в природе души, а как нечто придаточное. Они являются искажением, порчей, изъяном, деформацией и деградацией естества человеческого, и в них виновата сама душа.

2. Господь в наказание и во благо (всякое наказание Божие во благо) облекает первых людей в кожаные ризы, одной из составляющих которых являются непогрешительные или безукоризненные страсти (голод, жажда, труд, слеза, утомление, боязнь смерти, испытание боли, предсмертная мука, смертность) - но вот они-то, как раз, изменяют естество. В отношении этих безукоризненных страстей естество Адама до грехопадения не единосущно естеству Адама после грехопадения. Это очень важный момент для дальнейшего рассмотрения христологии и сотериологии.

 

Догмат о первородном грехе.

Под первородным грехом подразумевается:

1. Нарушение божественной заповеди Адамом в раю - личный грех Адама;

Последствия первородного греха, так же называют первородным грехом:

2. Распространение вины этого греха на всех потомков Адама;

3. Искажение человеческой природы (непогрешительные и греховные страсти).

4. Отлучение от Бога, проклятие и порабощение диаволу.

Последние эти последствия первородного греха (три последних пункта) распространились на весь человеческий род. Все потомки Адама сделались «по природе чадами гнева».

 

II. Воплощение.

Бог-Слово принимает в Свою Божественную Ипостась человеческое естество, которое одновременно в самом моменте Воплощения приводится в бытие и полностью обоживается (обоживается - то, что не смог сделать первый Адам, - совершается Вторым Адамом). Христос - Второй Адам - начинает все сначала, воссоздает человека. От Девы Марии, как и первый Адам из девственной земли,  воспринимает человеческую плоть - ту самую плоть, которую имел Адам до грехопадения, но, в тот же самый момент, с добровольно воспринятыми безукоризненными - непогрешительными страстями, которые явились следствием грехопадения и наказания первого Адама. Таким образом, Христос понес на Себе наше наказание. То есть воспринял естество человеческое с теми же кожаными ризами (1), в которые в свое время Сам и облек согрешившего Адама еще в раю. Для чего? - Для того, чтобы:

1. быть полностью единосущным нам («что не воспринято, то не спасено»), и

2. чтобы иметь возможность пострадать и умереть за нас.

Греховные же страсти, которые так же являются следствием грехопадения первого Адама, Христос не воспринимал. Если бы Христос воспринял греховные страсти, то был бы таким же грешником как и все мы, и умер бы за Свои  грехи, а не за наши. А если бы Христос добровольно не воспринял безукоризненные страсти, то был бы не единосущен нам и не смог бы пострадать и умереть за нас на Кресте, так как естество Адама до грехопадения было бессмертно и нетленно. И все это - бытие, восприятие и обожение - произошло одновременно в самом моменте Воплощения. Таким образом, человеческое естество Христа от самого момента Воплощения до Славного Воскресения сделалось добровольно тленно по природе (в смысле непогрешительных страстей). Именно тленность по природе делает единосущным Его человеческое естество естеству всех потомков Адама, т.е. всем нам.

 

Далее. Откуда Христос взял естество Адама до грехопадения, т.е. без первородного греха? - Именно от Богородицы. Но отнюдь не потому что Сама Богородица была изъята от первородного греха, как говорят католики, а вследствие бессеменного зачатия от Духа Святого. Если бы Христос был зачат, как и все люди, от отца и матери, то Он имел бы естество Адама, которое стало после грехопадения, с порчей и изъянами, и нес бы на Себе первородный грех со всеми его последствиями. Но Христос воспринял естество Адама до грехопадения, и не имел ни греха, ни греховных страстей, ни порчи, ни изъянов, ни деформации естества, и не находился под проклятием и властью диавола - «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.»(Ин.14,30). Более того, у Христа не было избирающей между добром и злом (гномической) воли, а Его Ипостасное произволение было полностью тождественно природной воли всей Святой Троицы. Итак, Христос имеет два совершенных естества - Божественное и человеческое. Он - совершенный Бог и совершенный Человек. И две совершенные природные воли, соответствующие этим естествам, - Божественную и человеческую. Хотелось особо подчеркнуть совершенство Его человеческой природной воли (согласно догмату VI Вселенского Собора), которая не нуждалась ни в каком исцелении, становлении или совершенствовании. От Адама до грехопадения Христос отличался тем, что Адам мог согрешить (и согрешил), а Христос согрешить не мог не только в силу непреложности Ипостасного произволения Бога-Слова, но и полного совершенства Его природной обоженной человеческой воли, которая во всем была последующая и подчиняющаяся Его Божественному и всемогущему хотению.

 

III. Теперь непосредственно подходим к догмату Искупления.

Человек, преступив заповедь, сам по себе не мог избавиться от греха, проклятия, смерти и власти диавола. Все чада Адама после смерти нисходили во ад. Для удовлетворения Божественного Правосудия, Правы Божией, и избавления человека от греха, проклятия и смерти требовалась искупительная Жертва. Причем, эта Жертва должна была быть чистой и непорочной. Никакой человек такой чистой жертвы за себя принести не мог, так как сам был рожден во грехах. Но даже если кто-то бы и принес такую жертву, то принес бы ее только за себя, за свои грехи, а не за грехи всех людей. Но в то же время спасение должно было прийти именно от человека. Человеком вошел грех в мир, человеком должно прийти и оправдание. Человек был побежден диаволом, человек должен был стать и победителем его. И такой Человек пришел. Бог-Слово по любви, нисходя  к роду человеческому, воплощается в человека, становится во всем подобным нам кроме греха. Бог становится Человеком, чтобы человек снова стал богом. Творец воссоздает Свое падшее создание. Сын Божий в Своей Божественной Ипостаси соединяет два совершенных естества - Божественное и человеческое. Итак, чистый и непорочный Человек для принесения Жертвы пришел. Господь наш Иисус Христос добровольно проходит весь наш жизненный путь и через страдания, и Крестную Смерть приносит Себя в чистую и непорочную Жертву Святой Троице. А ипостасное соединение с Божеством придает этой Жертве бесконечную цену, что распространяет Ее спасительное действие на всех потомков Адама. Эта Жертва является искупительной и заместительной, принесенной за нас и вместо нас. Усвоение же каждым человеком в отдельности этой Жертвы осуществляется через правую веру в Искупителя, таинства Св.Церкви и жизни по вере. В таинстве крещения человеку прощается первородный грех и все личные грехи, человек становится чадом Божиим, именно в силу искупительной Жертвы Христовой. Следствия же первородного греха промыслительно остаются для того, чтобы каждый человек с помощью благодати Божией, мог бороться со грехом и побеждать грех и диавола. И, таким образом, обоживаться и спасаться.

 

IV. Воскресение.

Во Своем Славном Воскресении Господь наш Иисус Христос отринул от Своего человеческого естества безукоризненные страсти, воспринятые Им в Воплощении. Таким образом, Его человеческое естество по Воскресении стало совершенно бесстрастным и нетленным. В Вознесении же было посажено одесную Бога-Отца. И последующие за Христом святые станут по Всеобщем воскресении подобные Ему - богами по благодати и усыновлению.

Вот кратко суть догмата Искупления в Домостроительстве нашего спасения в православном его понимании.

Примечание

1.     «Адам отображает и предотпечатлевает Воплощение и телесную плотяность человеческого рождения нетленного и невещественного Бога Слова и в том, что он, вместо нетленного, бессмертного и близкого к невещественному тела, которым обладал до грехопадения, был переоблачен Богом в тело нынешнее - более дебелое и страстное. Этот пример, я имею в виду наготу и одевание Адама, показывает, как это представляется и божественным Григориям, что нагой и непокрытый Бог Слово будет покрыт и облачен в некие нерукотворные и богозданные, кожаные и плотяные ризы нашего естества. Поэтому человек и был сотворен нагим и не являлся самооблаченным наподобие скотов и птиц, обладающих естественно присущим им покровом благодаря перьям, толстой коже, шерсти и волосам. А человек, будучи первоначально нагим, нетленным и бессмертным, затем был облачен в бессемянные кожаные ризы во образ и подобие нагого Слова; ибо Бог облачил Адама, не совлекши и не отняв эти ризы у какого-либо скота, но бессемянно и боголепно поставил его над всяким прочим естеством. Отсюда ризы эти - не скотоподобны, не берут свое начало в неразумном естестве, но, как и сам человек, созданы руцей Божией. Ведь тем самым ясно и несомненно предначертана богозданная и бессемянная плоть Бога Слова, которую соделал Ему Сам Бог, подобно тому, как сотворил Иаков пеструю ризу собственному сыну Иосифу (Быт. 37, 3). И если кожаные ризы не предначертали Воплощения нагого второго Адама, то почему Бог не одел его в ризы виссоновые, льняные или сотканные из какого-либо иного материала?» (прп. Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему 2, 3).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

122. Ответ на 121., vlad7:

Если в Вашем понимании человеческая природа Христа до Воскресения нетленна (или в какие-то моменты то тленна, то нетленна), то это - ересь. Теряется единосущие Христа человечеству. В этом проблема всех антихалкидонитов.
М.Яблоков / 08.03.2013, 06:56

121. Ответ на 117., М.Яблоков:

Григорий Пала был тоже язычник?

Нет, он не был пантеистом. Ибо нигде не утверждал, что тварь для нетления не нуждается в благодати.
vlad7 / 25.02.2013, 02:25

120. Ответ на 118., М.Яблоков:

А вот Вам и контекст:"Если же Слово Божие восприняло бы тело неподвластное смерти и страданию, то каким образом мог бы оказаться обманутым, мог бы прикоснуться к Нему диавол – само сущее зло?Посему-то он и не касался до тех пор, пока не узнал, что Христос имеет плоть подвластную страдание (Пафитóн сома); ибо, постившись в пустыни сорок дней и не голодая – ибо если и имел тело, способное испытывать страдание, но тогда не совершил бы этого и не выдержал, если бы не допустила сего, сочетанная с телом, сила Всемогущего – Он, как говорит Евангелие, потом взалкал. Тогда-то впервые дерзнув и приблизившись, началозлобный принес искушения, стараясь проникнуть в Его душу. Поскольку же с силою был отринут, и опять приступив, искушая всеми вообще способами услаждения, был державно побежден, то ослабевший и разбитый и постыженный, бежав отступил. Почему же оказался разбитым искуситель, дерзнувший приступить по удобоболезненности тела (Богочеловека)? – Потому, что безгрешного Человека он побуждал к совершению греха."Ну, и где же святитель говорит, что Плоть Христа становилась в какие-то моменты нетленной?! Все совершенно наоборот. Так что афтартодокет не свт.Григорий, а Вы, Влад.

Плоть в состоянии нетления - это плоть, не испытывающая голод необычно долго. О чем и пишет свт.Григорий. Только Вам такую нехитрую мысль не понять никогда:) Чтобы понять, надо святоотеческую терминологию знать про свойство природы "потенциальное", "актуальное" и т.д.
vlad7 / 25.02.2013, 02:23

119. Владу:

Вам, Влад, надо вечернюю молитву: "Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся" изменить на такое: "... Иже мене ради окаяннаго в тленную, а яже в совершении чудес и нетленную плоть оболкийся" ))) Ну, чтобы до конца быть последовательным афтартодокетом )))
М.Яблоков / 22.02.2013, 12:03

118. Свт.Григорий Палама:

А вот Вам и контекст: "Если же Слово Божие восприняло бы тело неподвластное смерти и страданию, то каким образом мог бы оказаться обманутым, мог бы прикоснуться к Нему диавол – само сущее зло? Посему-то он и не касался до тех пор, пока не узнал, что Христос имеет плоть подвластную страдание (Пафитóн сома); ибо, постившись в пустыни сорок дней и не голодая – ибо если и имел тело, способное испытывать страдание, но тогда не совершил бы этого и не выдержал, если бы не допустила сего, сочетанная с телом, сила Всемогущего – Он, как говорит Евангелие, потом взалкал. Тогда-то впервые дерзнув и приблизившись, началозлобный принес искушения, стараясь проникнуть в Его душу. Поскольку же с силою был отринут, и опять приступив, искушая всеми вообще способами услаждения, был державно побежден, то ослабевший и разбитый и постыженный, бежав отступил. Почему же оказался разбитым искуситель, дерзнувший приступить по удобоболезненности тела (Богочеловека)? – Потому, что безгрешного Человека он побуждал к совершению греха." Ну, и где же святитель говорит, что Плоть Христа становилась в какие-то моменты нетленной?! Все совершенно наоборот. Так что афтартодокет не свт.Григорий, а Вы, Влад.
М.Яблоков / 22.02.2013, 09:54

117. Ответ на 115., vlad7:

Вообщем, ни одной святоотеческой цитаты, подтверждающей языческую идею о том, что тварь для нетления и бессмертия не нуждается в Боге, в Его благодати, так и не привел. Нехорошо "фантазировать" на эти темы, Михаил:)

Ну, если Вы слепой, тогда да. Но только для Вас. Может Григорий Пала был тоже язычник? А вот смысл этих слов свт.Григория Паламы как можете объяснить: "...ибо, постившись в пустыни сорок дней и не голодая – ибо если и имел тело, способное испытывать страдание, но тогда не совершил бы этого и не выдержал, если бы не допустила сего, сочетанная с телом, сила Всемогущего – Он, как говорит Евангелие, потом взалкал" ? Свт. Григорий был афтартодокет?

Да ну? Илья с Моисеем смогли 40 дней поститься, а Христос вдруг нет? - Цитата Ваша без контекста - ноль. Разумеется, свт.Григорий не был афтадокетом. Он даже однозначно считал бессмертие ангелов и человеческих душ по своей сущности, а не по благодати, ибо если отрицать бессмертие ангелов по природе, тогда невозможно объяснить вечные муки. В состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны Божественной благодати, но, тем не менее, они не прекратят свое существование. Следовательно, они бессмертны не по благодати, а по своей собственной природе. Вот это Григорий Палама. "Ибо как плоть человеческая по своей природе не есть животворящая, плоть же Господа, ипостасно соединенная с Самим Богом Словом, хотя и не утратила свойственной природе смертности, однако, по причине ипостасного соединения с Богом Словом, соделалась животворящею..." (ТИПВ).

Т.е Плоть Христа смертна. И не только смертна, но и обладала до Воскресения и прочими безукоризненными страстями, т.е была тленна по природе. Но при этом с момента Воплощения была животворящей - в силу ипостасного соединения. Если же Плоть Христа была то тленна, то нетленна, как Вы утверждаете (и Юлиан) - это чистейшее афтартодокетство.
М.Яблоков / 22.02.2013, 09:23

116. Ответ на 114., М.Яблоков:

А у Вас получается, что Плоть Христа в какие-то моменты становится нетленной. А у Юлиана, - что в какие-то моменты становится тленной. Это есть смешение свойств. Такое даже Севир Антиохийский не допускал.

А вот смысл этих слов свт.Григория Паламы как можете объяснить: "...ибо, постившись в пустыни сорок дней и не голодая – ибо если и имел тело, способное испытывать страдание, но тогда не совершил бы этого и не выдержал, если бы не допустила сего, сочетанная с телом, сила Всемогущего – Он, как говорит Евангелие, потом взалкал" ? Свт. Григорий был афтартодокет?
vlad7 / 22.02.2013, 06:26

115. Ответ на 113., М.Яблоков:

"Душа есть сущность сотворенная, сущность живая, разумная" (свт.Григорий Нисский)."Душа есть сущность мысленная (разумная), бестелесная, бессмертная." (свт.Афанасий Великий)."Душа имеет жизнь не только как энергию, но и как сущность, ибо живет сама по себе." (свт.Гигорий Палама)."Мы говорим, что душа проста, разумна и бессмертна." (блж.Феодорит Кирский)."Адам был бессмертен... у него не было ни печали, ни забот, которые присоединились потом, как наказания." (свт.Иоанн Златоуст)."Духовная и бессмертная сущность твоей души, неименуемая и неведомая, является примерным типическим образом..., непознаваемого и бессмертного Бога" (свт.Григорий Нисский)."Душа, будучи простой, а не сложенной из разных частей... вследствие этого нетленна и бессмертна." (прп.Максим Исповедник).

Вообщем, ни одной святоотеческой цитаты, подтверждающей языческую идею о том, что тварь для нетления и бессмертия не нуждается в Боге, в Его благодати, так и не привел. Нехорошо "фантазировать" на эти темы, Михаил:)
vlad7 / 22.02.2013, 06:12

114. Перихоризис или общение свойств:

Благодаря ипостасному соединению становятся возможными и теопасхистские формулы, и взаимное общение свойств обеих природ. Но только по отношению к Ипостаси Христа - Логосу. Можно говорить о страдании Бога-Слова, но нельзя говорить, что Божество страдало. Можно говорить о Предвечном Младенце, но нельзя говорить, что Младенец-Христос не родился по Плоти. Общение свойств есть, но эти свойства не смешиваются! Общение - но не смешение. У Вас же, как и Юлиана Галикарнасского, эти свойства природ смешиваются. Тленность - свойство человеческой природы Христа (от Воплощения до Воскресения). Нетленность - свойство Божественной природы. Божество не страдало и тленная природа Христа не совершала чудеса. Хотя Христос страдал и совершал чудеса. А у Вас получается, что Плоть Христа в какие-то моменты становится нетленной. А у Юлиана, - что в какие-то моменты становится тленной. Это есть смешение свойств. Такое даже Севир Антиохийский не допускал.
М.Яблоков / 19.02.2013, 12:33

113. Ответ на 111., vlad7:

У Вас есть хоть одна святоотеческая цитата в подтверждение тезиса о нетлении по природе, а не по благодати Адама до падения?

"Душа есть сущность сотворенная, сущность живая, разумная" (свт.Григорий Нисский). "Душа есть сущность мысленная (разумная), бестелесная, бессмертная." (свт.Афанасий Великий). "Душа имеет жизнь не только как энергию, но и как сущность, ибо живет сама по себе." (свт.Гигорий Палама). "Мы говорим, что душа проста, разумна и бессмертна." (блж.Феодорит Кирский). "Адам был бессмертен... у него не было ни печали, ни забот, которые присоединились потом, как наказания." (свт.Иоанн Златоуст). "Духовная и бессмертная сущность твоей души, неименуемая и неведомая, является примерным типическим образом..., непознаваемого и бессмертного Бога" (свт.Григорий Нисский). "Душа, будучи простой, а не сложенной из разных частей... вследствие этого нетленна и бессмертна." (прп.Максим Исповедник).
М.Яблоков / 19.02.2013, 11:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Яблоков
Все статьи Михаил Яблоков
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59