itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?

0
6946
Время на чтение 4 минуты

Те православные, которые ходили в церковь хотя бы при Святейшем Патриархе Пимене, помнят, что ни в сам день Пасхи, ни на Светлой седмице нигде никого не причащали (разве что кроме младенцев, которым не требуется для причастия ни поста, ни исповеди). Обычно все причащались в Великий Четверг, так как именно в этот день было установлено Господом таинство Евхаристии, а кто по причине работы не мог причаститься в Великий Четверг, - причащался в Великую Субботу. В Пасху же после крестного хода и литургии все разговлялись.

Тем более не могло быть и речи о причащении на Светлой седмице за отсутствием поста как такового. Казалось бы одной этой установленной отцами традиции было бы достаточно, чтобы закрыть тему раз и навсегда. Однако, современные модернисты, не удовлетворяются традицией, до них отцами установленной, но пытаются внести какую-нибудь новенькую отсебятинку, ссылаясь при этом для оправдания якобы на более глубокую древность.

Замечено, что любой богослужебный модернизм лукаво прикрывается «древностью». Хотя уже сама идея возврата к древности порочна, так как Церковь постоянно живет Духом Святым, а не только в какие-то недоведомые древние времена, но и, тем не менее... была ли такая практика в древности? Склоняемся утверждать, что нет. По Уставу литургия Великой Субботы должна начинаться с великой вечерни и после полудня. Все песнопения, входящие в ее чинопоследование, - воскресные, включая Евангелие. И новый день, как известно из Библии, начинается с вечера. Можно предположить, что она - литургия святителя Василия Великого - как раз и была в древности первой пасхальной литургией (!), за которой все причащались. После этой литургии в качестве уставных чтений Типиконом назначаются Деяния Апостолов, потому что разговляться, согласно 89-му канону Шестого Вселенского Собора, можно было не раньше полуночи. Нужно было благоговейно ждать окончания поста. Сейчас, кстати, этот канон вообще потерял всякий смысл, так как все равно никто раньше окончания пасхальной утрени и литургии не разговляется, а это уже далеко после полуночи. Да и ежегодное схождение Благодатного огня на Гробе Господнем происходит в Великую Субботу во второй половине дня, а не в воскресенье. Хотя, это уже и есть воскресенье. Таким образом, причастившись и разговевшись ровно в полночь, православные расходились по домам.

А та, что в современном понимании называется пасхальной литургией - святителя Иоанна Златоуста - была уже, по всей видимости, второй пасхальной литургией. На ней уже вряд ли кто-то причащался, так как все уже разговелись. Впоследствии, когда в 8 веке был составлен преподобным Иоанном Дамаскиным для утрени замечательный пасхальный канон, предположительно произошло смещение акцентов на вторую литургию. Литургию Великой Субботы стали совершать в первой половине дня, и она усвоилась именно субботе, а не воскресенью; а следующей литургии - Иоанна Златоуста - усвоили название первой пасхальной литургии, вместе с предшествующими ей крестным ходом и пасхальной заутреней.

Все традиции далеко не случайны. И если современные модернисты не понимают их смысла, то это никак не означает его отсутствие. О причащении же на следующих литургиях Светлой седмицы и речи быть не могло, так как пост, согласно Устава, - непременное условие подготовки к причащению (Типикон, 32-я глава). И напрасно модернисты ссылаются на 66-й канон Шестого Вселенского Собора, как будто наши отцы его не знали, а они - обновленцы - открыли нам Америку. Там речь идет совсем о другом, о том, что дни Светлой седмицы нужно проводить как один день - в молитве и духовной радости о Воскресшем Господе, а не заниматься различными мирскими попечениями и увеселениями. Здесь, как и везде, модернисты не понимают и не хотят понимать самого главного, - это то что отцы, установившие церковные традиции, всегда пребывая в подвиге бдения, поста и молитвы, были водимы Духом Святым, а современные неообновленцы и модернисты, не несущие совершенно никакого духовного подвига, водятся иным духом и собственной гордыней, пребывая в состоянии духовной прелести. Более того, патологическое отсутствие смирения перед духовным авторитетом предшествующих отцов вызывает справедливые вопросы об истинных целях их видимого присутствия в Церкви. Не для разрушение ли Церкви они пришли? Не на профанацию ли всей церковной жизни, святых таинств и переформатирование церковного сознания православных христиан? Время покажет, однако, и уже показывает...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

378. Ответ на 376., М.Яблоков:

Ну что же, хорошо. Значит, совесть не так чиста!Именно так. Себе "доказывают" )

Никогда не видел, что-бы мирянин не правильно держал руки и сам себе вытирал губы. Обычно рядом с чашей стоит дьякон. Я не не знаток традиций как ты, но если есть какие нарушения, нужно писать жалобу Епископу, зачем бросать подозрения на всю Церковь. И по поводу не правильного причащения, за этим священники наблюдают, нельзя превышать свои полномочия. Излишняя подозрительность это не хорошо....
eka / 10.05.2017 17:57

377. Ответ на 375., Lucia:

Ну что же, хорошо. Значит, совесть не так чиста!

Именно так. Себе "доказывают" )
М.Яблоков / 10.05.2017 04:27

376. Ответ на 372., М.Яблоков:

больше добавить нечего. это правда. Странно, что ека так завелся. его же никто не связывает. Совесть у него чиста. Бывает же!Здесь очень много чего странного... Почти 400 комментариев - тоже странно. Видимо, нажали на самую болевую точку. Акупрессура не понравилась ))

Ну что же, хорошо. Значит, совесть не так чиста!
Lucia / 09.05.2017 08:27

375. ответ 372, М.Яблоков:

- Здесь очень много чего странного... Почти 400 комментариев - тоже странно. Видимо, нажали на самую болевую точку. Акупрессура не понравилась. Да чего же тут странного? 400 комментариев на твое богословие, всё одно, что вселенская пыль! А вот, когда Божья акупунктура надавит на твою болевую точку, тогда Миша, мало тебе не покажется -, проверено веками. Жди, родной, жди! Ты ведь этого добиваешься.
Олег В / 09.05.2017 07:54

374. Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?

Всех поздравляем с Днем Победы! Праздничная викторина ) Обратите внимание на картинку в начале статьи. Картинка характерная. Найдите три явных нарушения при совершении причащении.
М.Яблоков / 09.05.2017 06:33

373. Ответ на 371., Lucia:

больше добавить нечего. это правда. Странно, что ека так завелся. его же никто не связывает. Совесть у него чиста. Бывает же!

Здесь очень много чего странного... Почти 400 комментариев - тоже странно. Видимо, нажали на самую болевую точку. Акупрессура не понравилась ))
М.Яблоков / 09.05.2017 04:44

372. Ответ на 369., М.Яблоков:

больше добавить нечего.

это правда. Странно, что ека так завелся. его же никто не связывает. Совесть у него чиста. Бывает же!
Lucia / 08.05.2017 16:54

371. Ответ на 365., М.Яблоков:

Он тайно улетает от нас

Если тайно улетает от тебя, не нужно всех под себя ровнять. Ты перешёл все границы и упорствуешь в своей ереси. Стал сердцевидец как Бог? Откуда ты можешь знать кто как причащается, следи за собой и за своими грехами. Священники никогда никого об этом сильно не допрашивают, готов значит готов, совесть чиста вперёд. А ты тут развёл демагогию основанную на твоём невежестве и маловерии....
eka / 08.05.2017 12:58

370. Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?

Диавол, по словам св. Златоуста, особенно нападает на приступающих ко св.Причащению без страха и благоговения и часто вселяется в них, как он вошел в сердце Иуды во время Тайной вечери. Беседуя о предательстве Иуды и последней пасхальной вечери Спасителя, святитель замечает: "Тогда, после принятия предложенного, в Иуду вошел дьявол, презрев не Тело Господне, но презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются Божественных тайн, особенно нападает и часто вселяется в них дьявол, как и тогда в Иуду. Ибо почести приносят пользу достойным, а недостойно пользующихся ими подвергают большому наказанию. Говорю это не для того, чтобы устрашить, но чтобы предостеречь. Эта жертва есть духовная пища; и как телесная пища, попадая во чрево, имеющее худые соки, еще более усиливает болезнь, не по своему свойству, но по расстройству чрева, так обыкновенно бывает и с духовными таинствами. Ибо и они, когда сообщаются душе, исполненной нечестия, то больше повреждают и губят ее не по своему свойству, но по расстройству принявшей души." Думаю, больше добавить нечего.
М.Яблоков / 08.05.2017 05:56

369. Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?

"Хотя Лука (Лк.22:3) говорит, что сатана вошел в Иуду прежде, чем он говорил с первосвященниками и начальниками о том, как им предать Иисуса Христа, а Иоанн (Ин.13:27) говорит, что после поданного ему куска, однако они не противоречат один другому. Сначала сатана искушал Иуду и испытывал его (звоном монеты, как испытывают годных к войне лошадей звоном колокольчика), а узнав, что он совершенно отлучен, как неизлечимый, дерзнул окончательно овладеть им. Притом, вошел не потому, что презирал Тайны Божественные, но потому, что видел в Иуде недостойного их причастника и отныне уже совершенно бесполезного." (Евфимий Зигабен).
М.Яблоков / 08.05.2017 04:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Михаил Яблоков
Все статьи Михаил Яблоков
Последние комментарии
Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США
Новый комментарий от наталья чистякова
07.08.2022 17:41
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Денис Никонов
07.08.2022 14:47
Хуснуллин снова рекламирует миграцию
Новый комментарий от Калужанин
06.08.2022 08:22
«Одноэтажная Россия. Азов»
Новый комментарий от Адриан Послушник
06.08.2022 01:42
Русский мир Николая Ефимова
Новый комментарий от Мирянин
06.08.2022 01:30
Папа Римский – пуп земли евразийской?
Новый комментарий от учитель
06.08.2022 01:12