Православное обожение

0
3765
Время на чтение 5 минут

Святое Православие исповедует спасение в обожении, в стяжании нетварной божественной благодати, в онтологическом причастии божественного естества (2Пет.1.4), в становлении богами по благодати. Вся суть православной антропологии, сотериологии, экклезиологии и евхаристологии сводится в итоге к одному - правильному пониманию обожения. Итак, что же такое обожение?

По святителю Игнатию (Брянчанинову) до грехопадения человеческое естество находилось в естественном состоянии, после грехопадения перешло в состояние нижеестественное, в Царстве славы (на небе в Царстве Небесном) будет находиться в сверхъестественном состоянии. Вот об этом сверхъестественном состоянии и пойдёт речь. Хотя начинается оно - обожение - ещё в Царстве благодати, то есть, здесь на земле - в Воинствующей Церкви Христовой. Святые отцы учат, что Плоть Христа была обожена с самого момента Воплощения. Что это означает? Обожение человеческого естества есть возвышение человеческого естества в своих пределах и совершенствованиях под воздействием божественной благодати и приобретении новых качественных свойств человеческой природы. В силу ипостасного соединения обожение Плоти Христа достигло максимально возможных пределов, в результате чего Плоть Христа приобрела новые качественные свойства. Забегая вперед скажем, что одним из таких свойств является возможность быть преподанным под видом хлеба и вина для причащения верных на божественной литургии. Обожение святых отличается от обожения Христа. Обожение Плоти Христа предельно максимально, не имеющее никакого дальнейшего приращения. Обожение святых - частичное, в меру христианского подвига, и не прекращающее даже в Царстве славы во всё большем и большем познании Бога. Обожение святых осуществляется в соработничестве свободной воли человека с божественной благодатью, в восстановлении падшего образа Божия через христианский подвиг искоренения в душе страстей и грехов через воздержание, посредством поста, молитвы и бдения, послушания и смирения, православного исповедания и стояния в вере, обретения сердечной чистоты и целомудрия. Путь духовного восхождения к обожению святых подробнейшим образом рассмотрен в 30 ступнях «Лествицы» преподобного отца нашего Иоанна Лествичника.

Какие же новые качества и характеристики получает восстановленный образ Божий в человеке? Как и Христос, так и святые, стоящие на пути к совершенству, приобретали дар чудотворения, врачевания душевных и телесных недугов, дар пророчества и прозорливости, воскрешения мертвых, могли быть невидимыми телесными очами (например, невидимые старцы Афона) и многое другое. Всё это - характеристики сверхъестественного состояния обожения святых. Христос же, в отличие от святых, есть сам воплощенный Логос! Его предельное состояние обоженной Плоти несравненно превосходит обожение святых. Его Святейшая Плоть в обожении получила свойство некончаемости в причащении и возможности существования во все времена на всех престолах алтарей православных храмов и одновременно в нескольких местах, причем, так, что в каждой частице Святых Даров находится весь Христос целиком! И при этом, Его Плоть по божественном Вознесении никогда не оставляет Небесного престола и седения одесную Бога-Отца. Однако эти новые качественные свойства предельно обоженной человеческой Плоти не есть свойства Божества. Свойства божественного естества не смешивались со свойствами человеческого естества и не передавались человечеству. Иначе тогда Плоть Христа приобрела бы такие божественные свойства, как нетварность, неописуемость и вездесущие, и, таким образом, преложилась (претворилась, превратилась) бы в Божество. Взаимное общение свойств - περιχώρησις - не ведет к их смешению, человеческое естество не смешивается с Божеством, но остается человечеством даже на самых вершинах обожения!

Теперь рассмотрим еретические понимания обожения.

В монофизитстве человеческое естество поглощается Божеством, и ни о каком обожении речи быть не может, так как и обоживать нечего. В разновидности монофизитства - миафизитстве (севирианстве) происходит смешение свойств обоих естеств, что так же приводит к растворению человечества в Божестве, когда на человечество переходят божественные свойства нетварности, неописуемости и вездесущия. В несторианстве "обожение" происходит не с момента Воплощения, а постепенно, что по сути дела отвергает ипостасное соединение, вводя человеческую ипостась. В католичестве обожение невозможно по причине исповедания тварности благодати: непосредственного соединения с Богом не происходит, но лишь посредством твари. В протестантизме спасение одной верой вообще не предполагает никакого обожения.

Наблюдаем на ярком примере евхаристии.

Если на престоле хлеб и вино остались хлебом и вином без пресуществления (изменения сущности), то это - или простые символы Тела и Крови Христа, или словесная метафора. Здесь возможны только два варианта: 1. Обожения никакого не произошло, и Тело Христа только на небе, на земле же остались одни лишь символы и воспоминания. Только тогда придется объяснять метафорически и слова Христа: «И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь.» (Мф.28.20), а по большому счету и всё домостроительство Божией становится лишь символом и метафорой; или 2. Плоть Христа преложилась в Божество, поглотилась Божеством, соответственно, на земле её так же быть не может, как нет её и на небе. Ни о каком онтологическом соединении с Божеством речи не может идти. Очевидно, что в том и в другом случае отрицается не только обожение, но и его причина - боговоплощение! Как тут не вспомнить здесь апостола Иоанна Богослова: "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мiре." (1Ин.4.3). Постепенно подходим к древнему гностицизму, но не задерживаясь на нём, переходим к его главному истоку - платонизму! Платонизм исповедует всё бытие как единую целую, вечно эволюционирующую и инволюционирующую субстанцию, - универсальное «божество-космос-тело». Нет границы между Творцом и тварью, все люди одинаково богочеловеки. Бытие представляется нормальным и не нуждающимся ни в каком совершенствовании. Зло в этом мiре имеет такую же вечную онтологическую основу, как и добро. Спасаться не нужно, так не от чего! Соответственно, не нужен и Спаситель. В таком платоновском мiре нет места ни Богу-Творцу, ни Богочеловеку-Искупителю.

Вывод.

Мы подходим к главному: в мiре существует только две религии: Православие и язычество. Первая спасает - обоживает человека - онтологически соединяет с Богом, вторая низводит во «тьму кромешнюю» вместе с падшими ангелами. Хранительницей Святого Православия является Православная Церковь - Новый Божественный Ковчег, вне которой спасения нет и быть не может.

Михаил Яблоков, подполковник запаса

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

208. Ответ на 56., eka:

13 век воюет с 21м.

По - моему, так это первый век н.э. в лице иудеев продолжает бороться с Богом. Мусульман они загоняют в 13 век, чтобы господствовать на Ближнем востоке. А иначе, как они храм - то восстановят? Только этому не бывать до тех пор пока антиюридическое "богословие", эта новая ересь жидовствующих, не погубит христианство.
Лев Хоружник / 02.10.2016, 18:35

207. Ответ на 203., Лев Хоружник:

Бес ему надиктовал... в синергии с самим Ильичем.
М.Яблоков / 02.10.2016, 17:00

206. Ответ на 202., М.Яблоков:

Антиюридизм - это вырождение христианства в религию антихриста.

Обязательно. Антиюридизм, как видно уже из самого этого слова, есть ни что иное как противление закону, т.е. попросту беззаконие. А антихрист есть ни кто иной как беззаконник, которого однажды Господь убьет духом уст Своих. Беззаконником же его назвал любимый ученик Христа ап. Иоанн Богослов. Но для некоторых, как мы видим, все решает авторитет Осипова который не рыбак там какой - нибудь, а целый ученый "прохфессор", который в своей "любви" превзошел даже и Господа Иисуса. Ибо Ильич, конечно же, не стал бы убивать беззаконника, а прочел бы ему свои лекции. Впрочем, кто ему их надиктовал - то?
Лев Хоружник / 02.10.2016, 16:38

205. Ответ на 201., Лев Хоружник:

Антиюридизм - это вырождение христианства в религию антихриста. "Крест - хранитель всея вселенныя, Крест - красота Церкве, Крест - царей держава, Крест - верных утверждение, Крест - Ангелов слава и демонов язва."
М.Яблоков / 02.10.2016, 13:37

204. Ответ на 106., Сергей Швецов:

О, ипостась понятия "человек" вылезла из комбайна продемонстрировать богословское мастерство? Что на этот раз? Земля вращается вокруг Луны?

Вы варвар и самый настоящий дикарь. На Земле Христос распялся "нас ради человек" - как же она, земля - матушка, вокруг чего - то крутиться может?!Все вокруг нее, родимой, и крутится. А как же иначе - то? Ну и ну....До чего же дикий народ эти антиюридисты!
Лев Хоружник / 02.10.2016, 09:26

203. Ответ на 198., Lucia:

Нет смысла отвечать каинитам.И коммунистам нет смысла отвечать. С кем же беседовать?))))

Это почти синонимы ))
М.Яблоков / 01.10.2016, 11:05

202. Ответ на 197., Сергей Швецов:

Добро имеет свое онтологическое основание в БогеМиша, ты такой умный. Дай голову - поносить.

А у тебя что вместо головы?.. )
М.Яблоков / 01.10.2016, 11:04

201. Ответ на 191., М.Яблоков:

Нет смысла отвечать каинитам.

И коммунистам нет смысла отвечать. С кем же беседовать?))))
Lucia / 01.10.2016, 10:04

200. Ответ на 196., М.Яблоков:

Добро имеет свое онтологическое основание в Боге

Миша, ты такой умный. Дай голову - поносить.
Сергей Швецов / 01.10.2016, 09:56

199. Re: Православное обожение

Добро имеет свое онтологическое основание в Боге. Не существует автономного добра или добра вне Бога. Любое доброе дело считается действительно добрым, если совершается во имя Христа. (Имеется в виду Христа, которого догматически исповедует Святая Православная Церковь, а не еретических "христов", которых проповедуют еретики). Не ради Христа "добро" не имеет никакого сотериологического смысла, если не приводит в дальнейшем в Церковь ко Христу, и не способствует обожению. Без Христа спасения не бывает, и ни для кого. А вне Церкви Христа нет.
М.Яблоков / 01.10.2016, 04:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Яблоков
Все статьи Михаил Яблоков
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40