Святое Православие исповедует спасение в обожении, в стяжании нетварной божественной благодати, в онтологическом причастии божественного естества (2Пет.1.4), в становлении богами по благодати. Вся суть православной антропологии, сотериологии, экклезиологии и евхаристологии сводится в итоге к одному - правильному пониманию обожения. Итак, что же такое обожение?
По святителю Игнатию (Брянчанинову) до грехопадения человеческое естество находилось в естественном состоянии, после грехопадения перешло в состояние нижеестественное, в Царстве славы (на небе в Царстве Небесном) будет находиться в сверхъестественном состоянии. Вот об этом сверхъестественном состоянии и пойдёт речь. Хотя начинается оно - обожение - ещё в Царстве благодати, то есть, здесь на земле - в Воинствующей Церкви Христовой. Святые отцы учат, что Плоть Христа была обожена с самого момента Воплощения. Что это означает? Обожение человеческого естества есть возвышение человеческого естества в своих пределах и совершенствованиях под воздействием божественной благодати и приобретении новых качественных свойств человеческой природы. В силу ипостасного соединения обожение Плоти Христа достигло максимально возможных пределов, в результате чего Плоть Христа приобрела новые качественные свойства. Забегая вперед скажем, что одним из таких свойств является возможность быть преподанным под видом хлеба и вина для причащения верных на божественной литургии. Обожение святых отличается от обожения Христа. Обожение Плоти Христа предельно максимально, не имеющее никакого дальнейшего приращения. Обожение святых - частичное, в меру христианского подвига, и не прекращающее даже в Царстве славы во всё большем и большем познании Бога. Обожение святых осуществляется в соработничестве свободной воли человека с божественной благодатью, в восстановлении падшего образа Божия через христианский подвиг искоренения в душе страстей и грехов через воздержание, посредством поста, молитвы и бдения, послушания и смирения, православного исповедания и стояния в вере, обретения сердечной чистоты и целомудрия. Путь духовного восхождения к обожению святых подробнейшим образом рассмотрен в 30 ступнях «Лествицы» преподобного отца нашего Иоанна Лествичника.
Какие же новые качества и характеристики получает восстановленный образ Божий в человеке? Как и Христос, так и святые, стоящие на пути к совершенству, приобретали дар чудотворения, врачевания душевных и телесных недугов, дар пророчества и прозорливости, воскрешения мертвых, могли быть невидимыми телесными очами (например, невидимые старцы Афона) и многое другое. Всё это - характеристики сверхъестественного состояния обожения святых. Христос же, в отличие от святых, есть сам воплощенный Логос! Его предельное состояние обоженной Плоти несравненно превосходит обожение святых. Его Святейшая Плоть в обожении получила свойство некончаемости в причащении и возможности существования во все времена на всех престолах алтарей православных храмов и одновременно в нескольких местах, причем, так, что в каждой частице Святых Даров находится весь Христос целиком! И при этом, Его Плоть по божественном Вознесении никогда не оставляет Небесного престола и седения одесную Бога-Отца. Однако эти новые качественные свойства предельно обоженной человеческой Плоти не есть свойства Божества. Свойства божественного естества не смешивались со свойствами человеческого естества и не передавались человечеству. Иначе тогда Плоть Христа приобрела бы такие божественные свойства, как нетварность, неописуемость и вездесущие, и, таким образом, преложилась (претворилась, превратилась) бы в Божество. Взаимное общение свойств - περιχώρησις - не ведет к их смешению, человеческое естество не смешивается с Божеством, но остается человечеством даже на самых вершинах обожения!
Теперь рассмотрим еретические понимания обожения.
В монофизитстве человеческое естество поглощается Божеством, и ни о каком обожении речи быть не может, так как и обоживать нечего. В разновидности монофизитства - миафизитстве (севирианстве) происходит смешение свойств обоих естеств, что так же приводит к растворению человечества в Божестве, когда на человечество переходят божественные свойства нетварности, неописуемости и вездесущия. В несторианстве "обожение" происходит не с момента Воплощения, а постепенно, что по сути дела отвергает ипостасное соединение, вводя человеческую ипостась. В католичестве обожение невозможно по причине исповедания тварности благодати: непосредственного соединения с Богом не происходит, но лишь посредством твари. В протестантизме спасение одной верой вообще не предполагает никакого обожения.
Наблюдаем на ярком примере евхаристии.
Если на престоле хлеб и вино остались хлебом и вином без пресуществления (изменения сущности), то это - или простые символы Тела и Крови Христа, или словесная метафора. Здесь возможны только два варианта: 1. Обожения никакого не произошло, и Тело Христа только на небе, на земле же остались одни лишь символы и воспоминания. Только тогда придется объяснять метафорически и слова Христа: «И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь.» (Мф.28.20), а по большому счету и всё домостроительство Божией становится лишь символом и метафорой; или 2. Плоть Христа преложилась в Божество, поглотилась Божеством, соответственно, на земле её так же быть не может, как нет её и на небе. Ни о каком онтологическом соединении с Божеством речи не может идти. Очевидно, что в том и в другом случае отрицается не только обожение, но и его причина - боговоплощение! Как тут не вспомнить здесь апостола Иоанна Богослова: "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мiре." (1Ин.4.3). Постепенно подходим к древнему гностицизму, но не задерживаясь на нём, переходим к его главному истоку - платонизму! Платонизм исповедует всё бытие как единую целую, вечно эволюционирующую и инволюционирующую субстанцию, - универсальное «божество-космос-тело». Нет границы между Творцом и тварью, все люди одинаково богочеловеки. Бытие представляется нормальным и не нуждающимся ни в каком совершенствовании. Зло в этом мiре имеет такую же вечную онтологическую основу, как и добро. Спасаться не нужно, так не от чего! Соответственно, не нужен и Спаситель. В таком платоновском мiре нет места ни Богу-Творцу, ни Богочеловеку-Искупителю.
Вывод.
Мы подходим к главному: в мiре существует только две религии: Православие и язычество. Первая спасает - обоживает человека - онтологически соединяет с Богом, вторая низводит во «тьму кромешнюю» вместе с падшими ангелами. Хранительницей Святого Православия является Православная Церковь - Новый Божественный Ковчег, вне которой спасения нет и быть не может.
208. Ответ на 56., eka:
207. Ответ на 203., Лев Хоружник:
206. Ответ на 202., М.Яблоков:
205. Ответ на 201., Лев Хоружник:
204. Ответ на 106., Сергей Швецов:
203. Ответ на 198., Lucia:
202. Ответ на 197., Сергей Швецов:
201. Ответ на 191., М.Яблоков:
200. Ответ на 196., М.Яблоков:
199. Re: Православное обожение