Традиция как неотъемлемая часть Священного Предания Церкви

0
1374
Время на чтение 4 минуты

Традиция («традиция» и «предание» - синонимичные слова) есть жизнь Церкви - мистического Тела Христова - в историческом ее воплощении. Традиция органически присуща Церкви во всех без исключения ее областях (богослужении, обрядах и таинствах, каждении, крестном знамении, молитве, призывании имени Божьего и святых, посте, поклонах, церковном пении, иконописи, колокольном звоне, проповеди, благовестничестве, паломничестве, почитании святынь и святых мест и т.п.), как недискурсивная часть Священного Предания, как реальная, духовно-чувственная и видимая жизнь во Христе. Если нет исторической жизни Церкви - традиции, - то нет и самой Церкви.

Церковь всегда исторична, как исторично и само Боговоплощение. Церковь не может существовать вне истории, а, следовательно, и вне традиции, но проявляется, выявляется, становится видимой и осязаемой именно в самой традиции! Как Христос по Воплощении уже не может быть без Своего Тела, так и Церковь не может быть без традиции. Традиция - это реальная жизнь Церкви в Духе Святом, опытное богопознание и опытное богопочитание. А опыт может накапливаться только исторически, во времени. Более того, он может иметь полноту накопления.

В современное апостасийное и предапокалипсическое время Филадельфийского периода Церкви ничего не может быть более важного, чем выполнение апостольской заповеди - «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3: 11). Хранение веры и святоотеческих традиций  есть основная задача Церкви последних времен. Сейчас нет уже таких великих подвижников благочестия, каковые были в древности, подобных святителю Иоанну Златоусту - строителей православного таинств, богослужебного устава и церковного чина.

Однако это не означает, что мы имеем в чём-то нужду. За все историческое время существования Церкви Церковный Устав - Типикон - обрел свою полноту, вобрав в себя всю святоотеческую мудрость предшествующих веков. И мы имеем истинное апостольское богослужение, преукрашенное святоотеческой мудростью, которое надо беречь, как зеницу ока! Никаким последующим изменениям или упрощениям Церковный Устав не может быть подвержен без потери духовной сути и выхолащивания фундаментальных основ, заложенных святыми отцами в основу всего нашего богослужения. Обратное будет означить кардинальное разрушение святоотеческого наследия в угоду человеческим страстям и порокам.

Преемственность традиций заключается в передаче духовного опыта богопочитания от одного поколения православных христиан другому (такова на самом деле и библейская заповедь Божия: Пс. 77: 5-6). Апостольская преемственность к нам не внезапно с неба упала, а плавно перешла от святых отцов и через святых отцов. Между святыми апостолами и нами - современными православными христианами - нет пустоты, как и нет непосредственной передачи Предания от апостолов, но через и посредством отцов!

Дух Святой постоянно живет в Церкви, а наипаче в отцах наших: духоносных и равноапостольных святителях, преподобных, постниках, подвижниках и молитвенниках. Всё то, что сохранилось от апостолов, по преемственности перешло и преумножилось от отцов к нам, так как те и другие - апостолы и святые отцы - от одного и того же Духа. Если же не от отцов, то значит и не от апостолов! Вот истинный критерий подлинности традиции! Причем, преемственность от отцов заключается не в перескакивании из века в век, но в непрерывной и непосредственной передаче от предыдущего поколения.

Вот возьмём конкретный современный пример. Если так называемая «литургия Якова» не перешла к нам от отцов, не передана нам отцами (в Типиконе её нет, это неуставная служба), то это может означать только то, что современная «литургией Якова» не имеет к апостолам никакого отношения. А подлинная апостольская литургия Иакова утрачена безвозвратно и, разумеется, не без Промысла Божьего.

Например, если в наше время дерзнуть составить совершенно новую литургию, с новыми молитвами, исходя только лишь из описания в Евангелии Тайной вечери, то получится что-то примерное, как у современных протестантов. Будет ли такая литургия благодатной? Очевидно, что нет. Без отеческой преемственности благодатной она не будет, даже если кто-то её соборно и утвердит. Так как соборное утверждение не может быть истинным без учета святоотеческого духовного опыта и наследия. И здесь отнюдь нет никакого магизма или обрядоверия, но есть обязательная в Православной Церкви святоотеческая преемственность.

Подобным образом, нельзя и изменять богослужебные чинопоследования, установленные святыми отцами, так как при этом нарушается целостность их святоотеческой передачи и восприятия. Если же по немощи порой бывает трудно соблюсти все уставные требования Типикона, то лучше по благословению в чём-то разумно сократить чинопоследование, нежели полностью отменять Типикон и заменять его каким-то суррогатным новоделом, подстраивая службу Богу под свою немощь, и, таким образом, лишать православных христиан эталона и наивысшего образца святоотеческого богослужения.

Будем надеяться и твердо верить, что Господь молитвами Богородицы и святых не попустит таковому случиться в Православной Церкви, Пастыреначальником и Главой которой Он Сам является.

Михаил Яблоков, подполковник запаса
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. Ответ на 14., М.Яблоков:

А бесов-то все равно полным полно, даже в церкви залезают окаянные.И что? Вот бесы как раз и паразитируют на гордыне реформаторов.

это уж точно.
Lucia / 10.01.2017, 12:33

14. Ответ на 12., СТРОИТЕЛЬ:

А бесов-то все равно полным полно, даже в церкви залезают окаянные.

И что? Вот бесы как раз и паразитируют на гордыне реформаторов.
М.Яблоков / 10.01.2017, 05:26

13. Re: Традиция как неотъемлемая часть Священного Предания Церкви

Если еще проще сказать, то это называется континуитет (непрерывность) Предания в Церкви Христовой. Что агрессивно отвергается всеми протестантскими сектами и современными псевдоправославными обновленцами и модернистами.
М.Яблоков / 08.01.2017, 12:53

12. Re: Традиция как неотъемлемая часть Священного Предания Церкви

А бесов-то все равно полным полно, даже в церкви залезают окаянные.
СТРОИТЕЛЬ / 07.01.2017, 09:20

11. Ответ на 7., Lucia:

Тем православие и отличается.

У католиков непререкаемый "духовный" авторитет - это папа римский. Папа может отменить все Вселенские Соборы и всех святых отцов вместе взятых, как глава "церкви" и "наместник Сына Божия на земле". То у нас в Православной Церкви такого единоличного авторитета нет и быть не может. У нас соборный разум, и авторитет - святые отцы. Если патриарх, например, говорит что-то вопреки святых отцам, то его мнение не признается. А хранителем Православной веры является не патриарх и даже не все священноначалие, а весь православный народ. Мы - непобедимы! с Божьей помощью, разумеется.
М.Яблоков / 01.01.2017, 12:17

10. Ответ на 9., eka:

"Нужно постоянно увеличивать часы службы, каждый день на 15 минут что-бы довести службу до 24 часов в сутки." Здесь и так на форуме всенощное бдение )))
М.Яблоков / 31.12.2016, 15:35

9. Ответ на 1., савл:

Какую тему поднял подполковник! Аж душа радуется :). А мысль уносится в 17 век, когда русскую Церковь переломили реформами. Но не сломили! И ныне есть храмы, где полностью соблюдается Устав и Всенощная, например, длится не один час 45 минут, а шесть часов. Водосвятный молебен не 15 минут, а полтора часа. Приходите молиться в старообрядные храмы Русской Православной Церкви и увидите, что Церковь жива! Автору благодарение за статью! :)

Нужно постоянно увеличивать часы службы, каждый день на 15 минут что-бы довести службу до 24 часов в сутки. Сразу будет трудно, но старообрядцам сил не занимать.....
eka / 31.12.2016, 09:02

8. Ответ на 7., Lucia:

Тем православие и отличается.

Сейчас Православие хотят изменить, а традиция у них встала костью в горле.
М.Яблоков / 31.12.2016, 08:26

7. Ответ на 6., М.Яблоков:

Традиция - это путь, которым шли наши святые отцы и спаслись. И если мы хотим тоже спастись, нам надо идти их путем. Другие пути могут быть не спасительны, но ведущие в погибель.

Тем православие и отличается.
Lucia / 30.12.2016, 22:03

6. Ответ на 5., Lucia:

Традиция - это путь, которым шли наши святые отцы и спаслись. И если мы хотим тоже спастись, нам надо идти их путем. Другие пути могут быть не спасительны, но ведущие в погибель.
М.Яблоков / 30.12.2016, 16:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Яблоков
Все статьи Михаил Яблоков
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59