Традиция («традиция» и «предание» - синонимичные слова) есть жизнь Церкви - мистического Тела Христова - в историческом ее воплощении. Традиция органически присуща Церкви во всех без исключения ее областях (богослужении, обрядах и таинствах, каждении, крестном знамении, молитве, призывании имени Божьего и святых, посте, поклонах, церковном пении, иконописи, колокольном звоне, проповеди, благовестничестве, паломничестве, почитании святынь и святых мест и т.п.), как недискурсивная часть Священного Предания, как реальная, духовно-чувственная и видимая жизнь во Христе. Если нет исторической жизни Церкви - традиции, - то нет и самой Церкви.
Церковь всегда исторична, как исторично и само Боговоплощение. Церковь не может существовать вне истории, а, следовательно, и вне традиции, но проявляется, выявляется, становится видимой и осязаемой именно в самой традиции! Как Христос по Воплощении уже не может быть без Своего Тела, так и Церковь не может быть без традиции. Традиция - это реальная жизнь Церкви в Духе Святом, опытное богопознание и опытное богопочитание. А опыт может накапливаться только исторически, во времени. Более того, он может иметь полноту накопления.
В современное апостасийное и предапокалипсическое время Филадельфийского периода Церкви ничего не может быть более важного, чем выполнение апостольской заповеди - «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3: 11). Хранение веры и святоотеческих традиций есть основная задача Церкви последних времен. Сейчас нет уже таких великих подвижников благочестия, каковые были в древности, подобных святителю Иоанну Златоусту - строителей православного таинств, богослужебного устава и церковного чина.
Однако это не означает, что мы имеем в чём-то нужду. За все историческое время существования Церкви Церковный Устав - Типикон - обрел свою полноту, вобрав в себя всю святоотеческую мудрость предшествующих веков. И мы имеем истинное апостольское богослужение, преукрашенное святоотеческой мудростью, которое надо беречь, как зеницу ока! Никаким последующим изменениям или упрощениям Церковный Устав не может быть подвержен без потери духовной сути и выхолащивания фундаментальных основ, заложенных святыми отцами в основу всего нашего богослужения. Обратное будет означить кардинальное разрушение святоотеческого наследия в угоду человеческим страстям и порокам.
Преемственность традиций заключается в передаче духовного опыта богопочитания от одного поколения православных христиан другому (такова на самом деле и библейская заповедь Божия: Пс. 77: 5-6). Апостольская преемственность к нам не внезапно с неба упала, а плавно перешла от святых отцов и через святых отцов. Между святыми апостолами и нами - современными православными христианами - нет пустоты, как и нет непосредственной передачи Предания от апостолов, но через и посредством отцов!
Дух Святой постоянно живет в Церкви, а наипаче в отцах наших: духоносных и равноапостольных святителях, преподобных, постниках, подвижниках и молитвенниках. Всё то, что сохранилось от апостолов, по преемственности перешло и преумножилось от отцов к нам, так как те и другие - апостолы и святые отцы - от одного и того же Духа. Если же не от отцов, то значит и не от апостолов! Вот истинный критерий подлинности традиции! Причем, преемственность от отцов заключается не в перескакивании из века в век, но в непрерывной и непосредственной передаче от предыдущего поколения.
Вот возьмём конкретный современный пример. Если так называемая «литургия Якова» не перешла к нам от отцов, не передана нам отцами (в Типиконе её нет, это неуставная служба), то это может означать только то, что современная «литургией Якова» не имеет к апостолам никакого отношения. А подлинная апостольская литургия Иакова утрачена безвозвратно и, разумеется, не без Промысла Божьего.
Например, если в наше время дерзнуть составить совершенно новую литургию, с новыми молитвами, исходя только лишь из описания в Евангелии Тайной вечери, то получится что-то примерное, как у современных протестантов. Будет ли такая литургия благодатной? Очевидно, что нет. Без отеческой преемственности благодатной она не будет, даже если кто-то её соборно и утвердит. Так как соборное утверждение не может быть истинным без учета святоотеческого духовного опыта и наследия. И здесь отнюдь нет никакого магизма или обрядоверия, но есть обязательная в Православной Церкви святоотеческая преемственность.
Подобным образом, нельзя и изменять богослужебные чинопоследования, установленные святыми отцами, так как при этом нарушается целостность их святоотеческой передачи и восприятия. Если же по немощи порой бывает трудно соблюсти все уставные требования Типикона, то лучше по благословению в чём-то разумно сократить чинопоследование, нежели полностью отменять Типикон и заменять его каким-то суррогатным новоделом, подстраивая службу Богу под свою немощь, и, таким образом, лишать православных христиан эталона и наивысшего образца святоотеческого богослужения.
Будем надеяться и твердо верить, что Господь молитвами Богородицы и святых не попустит таковому случиться в Православной Церкви, Пастыреначальником и Главой которой Он Сам является.
Михаил Яблоков, подполковник запаса
15. Ответ на 14., М.Яблоков:
14. Ответ на 12., СТРОИТЕЛЬ:
13. Re: Традиция как неотъемлемая часть Священного Предания Церкви
12. Re: Традиция как неотъемлемая часть Священного Предания Церкви
11. Ответ на 7., Lucia:
10. Ответ на 9., eka:
9. Ответ на 1., савл:
8. Ответ на 7., Lucia:
7. Ответ на 6., М.Яблоков:
6. Ответ на 5., Lucia: