itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Священники Твои облекутся правдою...»

Светлой памяти протоиерея Германа Дубовцева

0
506
Время на чтение 7 минут

12 ноября сего года на 82-м году жизни отошёл ко Господу один из старейших клириков Вятской епархии митрофорный протоиерей Герман Дубовцев.


Внук репрессированного священника

Протоиерей Герман Дубовцев - из послевоенного поколения священников. Многие из них прошли через тюрьмы и лагеря, воевали на фронте, но были призваны на служение во вновь открытых храмах СССР.

Ныне покойный священник Иоанн Корзунин однажды рассказал отцу Герману такую историю. На фронте вызвал его однажды командир части и спрашивает: «Что за нелепость пришла мне тут? Какая-то бумага... Вы разве священник?» - «Так точно!» - отвечает отец Иоанн, а командир удивляется: «Как же так! Столько прошли мы с вами, а вы ничего не говорили!»

Другой случай часто вспоминает в своих проповедях клирик Серафимовской церкви г.Вятки протоиерей Серафим Исупов - вместе с отцом Германом они были иподиаконами Владыки Вениамина (Тихоницкого). Во время войны будущий Владыка освободился из заключения и вернулся на родину в Киров. Вскоре стучится к нему милиционер и говорит: «Пошли, поп, будем открывать церковь, надо начинать службу». Батюшка ему отвечает: «Зачем меня испытываешь? Ты ведь меня за это посадил!» - «Нет, я говорю правду. Сталин приказал открывать церкви». И пошел батюшка с милиционером открывать Серафимовский храм.

Среди этих священников, прошедших через гонения и вновь призванных на служение, и начинал свой путь протоиерей Герман Дубовцев. Гонения коснулись и его семьи.

«Я в ГУЛАГе побывал еще во чреве матери», - рассказал отец Герман. В 1930 году его деда - протоиерея Евфимия Дубовцева посадили в Вятскую тюрьму, а папу Германа конвоировали на торфоразработки в Горьковскую область. Дядя Германа - мамин брат работал в советских органах и помог получить его матери специальную справку. С этой справкой беременная мама отправилась в Горький, чтобы разыскать мужа. Оттуда супруги Дубовцевы уехали в Новосибирск. Там 31 мая 1931 года у них родился мальчик Герман.

Семья часто переезжала с места на место, потому что отец работал на руководящих должностях в органах образования.

В доме у них не было икон, о Боге никто не говорил. Когда ложились спать, мама делала рукой какое-то движение, и маленький Герман спрашивал:

- Мама, что ты делаешь?

- Это чтоб ты хорошо спал, - отвечала она. Позже Герман понял, что мама накладывала на него крестное знамение.

Во время войны папа Германа получил ранение, и врачи посоветовали ему переехать в другую климатическую зону, чтобы не развился туберкулез легких. Тогда отец написал письмо И.В. Сталину, где изложил свою просьбу о переезде, заверив, что может поработать на благо народного образования. Никто и не верил в успех дела, но вскоре пришел ответ: «Вам разрешается переехать в г. Харьков».

На новое место жительства Дубовцевы ехали поездом из Челябинска, и паровоз долго стоял на станции Зуевка, что в двух часах езды от Кирова. Здесь папа вывел Германа в тамбур и сказал:

- Мы говорили тебе, что дедушка у тебя учитель, а на самом деле он священник. Мы надеемся, что ты его полюбишь, он очень хороший.

Здесь родители простились с сыном, и отправили его в село Ильинское Кировской области. Там внук репрессированного священника впервые встретился со своим дедушкой, у которого прожил до окончания средней школы.

Дедушка о.Евфимий служил священником в Ильинской церкви, но не принуждал внука посещать службы и молиться, а только приговаривал: «Ума наберешься - сам разберешься».

Один раз учительница попросила Германа принести облачение священника для школьного театра - рясу, крест и головной убор. И когда Герман обратился с этой просьбой к деду, тот сказал: «Как тебе не стыдно, я в рясе и с крестом служу у престола Божия, а ты хочешь отдать это на посмешище!»

Иподиакон Владыки Вениамина

После войны Герман был рабочим на заводе металлоизделий. У них на квартире часто останавливались богомольные старушки из деревни. Они познакомили Германа с иподиаконами Серафимом Исуповым и Геннадием Преснецовым (ныне покойным). Молодые люди быстро подружились, вместе ходили на рыбалку, беседовали об избрании жизненного пути. Однажды они всю ночь проговорили на религиозные темы и уговорили Германа пойти на прием к Владыке Вениамину.

Владыка Вениамин был старшим сыном священномученика Михаила Тихоницкого (†1918). Своим видом он напоминал древнего пророка: высокий рост, длинная седая борода, пронзительный взгляд. Когда-то ему довелось встречать в Вятке самого о.Иоанна Кронштадтского! Как вспоминал отец Герман, всех кировских архиереев уполномоченные по делам религии вызывали к себе, а к Владыке Вениамину уполномоченные приезжали сами. В 1942 году отец Вениамин был возведен в сан Епископа Кировского и Слободского и стал восстанавливать разогнанную епархию, не имевшую своего архиерея с 1929 года. При нем в Кирове были открыты два храма - Серафимовский и Феодоровский.

После беседы с Владыкой Герман решил посвятить свою жизнь служению Церкви. На учебу в семинарию мама благословила Германа Казанским образом Божией Матери. В стенах Ленинградской Духовной семинарии в то время находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перед ней постоянно служились молебны. «Так вот Казанская Божия Матерь всю жизнь мне и покровительствует», - говорил отец Герман.

Четырнадцатый диакон

В возрасте 22 лет Герман Дубовцев повенчался с внучкой вятского митрофорного протоиерея Виктора Пономарева - девицей Татианой. Но когда он пришел с прошением к архиепископу Вениамину определить его на какой-нибудь приход, Владыка посоветовал ему поехать в другую епархию, пока не появится возможность служить в Вятке.

«Открыли мы с супругой Богослужебный календарь на текущий год - там, где напечатаны портреты всех архиереев, - вспоминал отец Герман, - смотрим на них: который лицом самый добрый, к тому и поедем». Выбрали Владыку Николая, Архиепископа Рязанского и Касимовского. И поехали в Рязань. На место прибыли ранним утром, пришли в кафедральный собор, там идет Божественная литургия. После чтения Евангелия духовенство выходит из алтаря на солею - читать записки о здравии и за упокой. Вдруг на солее Герман замечает своего однокурсника по семинарии. Оказывается, он здесь был ключарем собора. Они обрадовались друг другу, поговорили, и однокурсник привел Германа на прием к Владыке.

Владыка Николай пообещал его устроить на приход, но не в Рязани, а в маленьком поселке Тума в 80 километров от г.Гусь-Хрустального. «Там священник за один год сменил тринадцать диаконов. Если Вы у него удержитесь, приживетесь, значит, школу пройдете хорошую», - заключил Владыка.

Оказалось, что этот священник тоже был репрессирован и, обладая сильным и жестким характером, в тюрьме руководил всей «братвой». У него-то отец Герман и прослужил диаконом три года.

А через три года пришла весточка из Вятки: Владыка Вениамин звал его обратно, как раз появилась вакансия в Серафимовском соборе.

В Кирове отец Герман по настоянию Владыки принял сан священника. Рукоположение было совершено в праздник Рождества Пресвятой Богородицы архиепископом Вениамином (Тихоницким).

«Когда на мою голову возложили воздух, слезы градом покатились у меня из глаз, - вспоминает отец Герман. - Было такое впечатление, как будто уже уходишь из этой жизни».

Настоятель Феодоровской церкви

После трех лет диаконства у батюшки-«пахана» о.Герману предстоял еще более тяжкий крест - священническое служение в условиях постоянных гонений, злобы и клеветы. Вскоре молодой священник о.Герман пережил организованное нападение пьяных комсомольцев на Божий храм: прямо в алтарь через выбитые стекла летели горящие женские гребенки из пластмассы, несколько камней попало на престол. Все, кто находился в алтаре, оцепенели от столь наглого кощунства.

Но самыми трудными были годы настоятельства в Феодоровской церкви, построенной к 300-летию Дома Романовых на высоком берегу реки Вятки. Сколько унижений ему пришлось претерпеть от уполномоченных по делам религий, которые обладали большей властью, чем правящий архиерей.

Был такой уполномоченный Медведев, который оправдывал свою фамилию. Вызовет к себе, батюшка приходит к нему, стучит в дверь: «Можно войти?» - а он молчит. Еще раз постучит, а Медведев опять молчит. А если посетитель наберется смелости и войдет в кабинет, Медведев как рявкнет: «А вам разрешили войти?» Тогда священник разворачивается и уходит, а Медведев звонит охране: «Верните такого-то».

Однажды по злой воле уполномоченного отец Герман был лишен «регистрации», то есть фактически «запрещен в служении» гражданской властью. Дело было так. Пришел настоятель Феодоровской церкви на прием к уполномоченному П.Л. Смирнову получить разрешение на ремонт алтаря.

- Вот, Петр Логинович, у нас возникла такая проблема: с северной стороны штукатурка отвалилась - частью упала, да частью нависает над головой. Если, не дай Бог, кого-нибудь придавит, кто будет отвечать? Разрешите нам сделать ремонт.

- Хорошо, - отвечает уполномоченный, - нанимайте рабочих, ставьте леса, приступайте к ремонту.

Через несколько дней после этого, в самый разгар ремонта, уполномоченный вызывает о.Германа. В кабинете у него сидит куратор из Москвы по северным епархиям.

- Кто вам разрешил делать ремонт? - поинтересовался П.Л. Смирнов.

- Вы, Петр Логинович.

- Когда?

- Три дня назад.

- Ничего подобного, не врите. Где письменное разрешение?

- Я на слово поверил вам.

- С сегодняшнего дня лишаю вас регистрации.

Похороны о.Германа Дубовцева...Неподалеку от Феодоровской церкви, на другом конце квартала,- располагалась городская тюрьма. Однажды ночью тюремный охранник выстрелил со смотровой вышки, и пуля попала в окно Феодоровской церкви. Церковный сторож ее нашёл и передал наутро священнику: «Пуля в гости пришла!» Пулю отдали верующему мастеру по фамилии Бульканов. Он сделал из нее копьецо для вынимания частиц. Это копьецо освятили, и оно оказалось таким удобным, что до сих пор используется для совершения проскомидии. Эта реликвия сейчас находится в Успенском соборе Трифонова монастыря, где служил протоиерей Герман.

В 1962 году властями г.Кирова было принято решение ликвидировать Феодоровскую церковь. Настоятеля вызвали в облисполком и предложили подписать документ о слиянии двух церковных общин - Феодоровской и Серафимовской. Верующие пытались хлопотать об отмене решения, но безрезультатно. Уполномоченный ответил:

- Не хлопочите, все равно церковь закроют.

- Да что за причина такая?

- А знаете, если жене пришло время родить, как ни задерживай, она все равно родит. Так и здесь - пришло время закрывать церковь, как ни крути - все равно закроют.

Октябрьской ночью город Киров проснулся от взрыва: взорвали Феодоровскую! Храм рухнул не сразу, было несколько попыток. В завершение приехали несколько танков и тросами растаскивали треснувшее здание. Груда обломков «украшала» город целый год.

Секретарь трех Владык

За долгие годы служения о.Германа в Вятке сменились пять Владык: Поликарп (Приймак), Иоанн (Иванов), Владимир (Котляров - нынешний Митрополит Санкт-Петербургский), Мстислав (Волонсевич), Хрисанф (Чепиль). У троих батюшка служил секретарем епархиального управления.

Саном протоиерея о.Герман был удостоен еще Святейшим Патриархом Алексием I (Cиманским). О смерти Владыки Мстислава в 1978 году он докладывал Митрополиту Никодиму (Ротову). Вновь назначенного на Кировскую кафедру Владыку Хрисанфа сопровождал из Ленинграда в Киров.

Последние годы своей жизни протоиерей Герман Дубовцев служил в Успенском соборе Трифонова монастыря.

Этот рассказ о жизни о.Германа был записан с его слов, когда мы готовили публикацию к 50-летию его священнической хиротонии. Пройдя жизнь, полную лишений и скорбей, о.Герман сохранил для нас главное сокровище - живую православную Веру.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Четвериков
Душа народа – в его языке
Олег Четвериков о книге Владимира Ситникова «Эх, кабы на цветы, да не морозы…»
30.11.2017
Все статьи Олег Четвериков
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40