Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.

В контексте миссионерского просвещения кряшен и чуваш

Новости Москвы  Кряшенский вопрос 
0
865
Время на чтение 30 минут

Святой мученик и чудотворец Авраамий (Аврамий) Болгарский В настоящее время достаточно многое известно об истории почитания во Владимирской епархии убиенного 1 апреля(1) 1229 г. в городе Болгар (Булгар) за христианскую веру и «обличение мухаммеданства» святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского, память которого совершается в Соборе Владимирских святых и в Соборе Казанских святых. Однако этого нельзя сказать о самой Казанской епархии, на территории которой (тогда - в государстве Волжская Булгария) жил, принял мученическую смерть и первоначально был похоронен святой Авраамий (Аврамий)(2) (происходивший, как считается, из «волжских», или «камских», булгар и исповедовавший до принятия православия ислам).

Во многом это связано с тем, что особое внимание его почитанию стало уделяться здесь только в последней трети XIX в., когда в связи с массовыми случаями «отпадений» в ислам возникла насущная потребность в указании православным инородцам - в первую очередь, кряшенам («крещёным татарам») и чувашам, - исторических примеров христианской стойкости, ревности и благочестия.

Как отмечал 10 октября 1873 г. протоиерей Казанского кафедрального Благовещенского собора В.П.Вишневский (1804 - 1885), «несмотря на то, что св[ятой] Авраамий пролил кровь свою за Христа в казанской епархии и первый здесь озарился и просиял светом веры христовой, казанская епархия доселе не совершала памяти его; а многие здесь даже не знали и его имени». «Честь свято чтить св[ятую] память его, - добавлял кафедральный протоиерей, - принадлежит одной владимирской епархии, куда св[ятые] мощи его, на первом же году по мученической кончине, перенесены, быв истребованы от Болгар вел[иким] князем Георгием Всеволодовичем».(3)

Основная заслуга в установлении почитания мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии принадлежала архиепископу Казанскому и Свияжскому Антонию (Я.Г.Амфитеатрову) (1815 - 1879). Развивалось же оно, главным образом, стараниями известного миссионера, духовного писателя и учёного, протоиерея Е.А.Малова (1835 - 1918), перу которого, помимо прочего, принадлежала вышедшая в 1898 г. в Казани брошюра «Святый мученик Авраамий Болгарский», с «татарским переводом» (арабской графикой) П.Н.Ахмерова (1858 - 1900) - бывшего муллы Сахиб-Гирея Ахмерова, принявшего под влиянием Е.А.Малова православие и являвшегося одним из его ближайших сотрудников.(4)

брошюра «Святый мученик Авраамий Болгарский»Позже - в дополненном виде - исследование «Святый мученик Аврамий(5) Болгарский и сказание об его чудесах» было опубликовано в 6-м выпуске XXIII тома «Известий Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете» и вышло также в Казани в 1908 г. «отдельным оттиском».

Как отмечал в последнем Е.А.Малов, «православные жители и Казанской Епархии, и особенно старокрещённые и новокрещённые татары, имеют свои особенные причины почитать мученика Христова Аврамия Болгарского». «Он первый, - подчёркивал миссионер, - пролил за Христа и за учение Евангельское кровь свою в стране Казанской и показал нам пример, что и мы должны твёрдо содержать в своём сердце и исповедовать устами веру во Иисуса Христа, как Спасителя мира, жить согласно с предписаниями христианской веры и непостыдно исповедовать пред другими и усердно проповедовать всем неверующим учение Христово, содержащееся в св[ятом] Евангелии и Писаниях Апостольских».(6)

«Пастырски желая», по словам В.П.Вишневского, «чтобы память сего угодника Божия достойно чтилась и благочестивыми жителями казанской епархии, и трудящиеся здесь в деле просвещения светом христовой веры инородцев, остающихся ещё чуждыми сего света, имели себе нового пособника и поборника в сём святом деле», архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я.Г.Амфитеатров) 4 мая 1873 г. обратился к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Антонию (А.И.Павлинскому) (1801 - 1878) с покорнейшей просьбой «уделить некоторую часть св[ятых] мощей мученика Авраамия Болгарского в казанскую епархию, и прислать оную, вместе с его иконою».(7)

Владимирский архиерей отнёсся к данной просьбе «с полным сочувствием и совершенным уважением». Получив от игуменьи Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря Марии (М.И.Белаго) (? - 1878) частицу мощей Авраамия (Аврамия) Болгарского «довольно значительного размера, издавна хранившуюся в особом кресте», а также его икону («точный список с древнего изображения, только в уменьшенном виде»), он распорядился вложить эту частицу в «особо приготовленный серебро-позлащённый ковчежец» и врезать его в икону. Затем последняя «в футляре за собственною печатью» архиепископа Владимирского и Суздальского Антония (А.И.Павлинского), вместе со «службою св[ятому] Авраамию Болгарскому, которая совершается во Владимире», была препровождена в Казань.(8)

30 сентября 1873 г. эта икона была внесена в Казанский кафедральный Благовещенский собор, где «под 2 число октября - день покорения казанского царства» было совершено «всенощное бдение св[ятому] мученику Авраамию», а «заутра икона отпущена в крестный ход, совершаемый 2 октября» из собора в церковь Киприана и Иустинии Казанского Спасо-Преображенского монастыря, находившегося в непосредственной близости от собора - в той же «Крепости» (Казанском Кремле).

Одновременно с этим последовали архиерейские и консисторские установления относительно почитания мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского, содержание которых, по причине утраты ряда документов, можно восстановить по опубликованной в «Известиях по Казанской Епархии» заметке протоиерея В.П.Вишневского «Приобретение, для Казанской епархии, св[ятой] иконы с частицею мощей св[ятого] мученика Авраамия Болгарского».

«По сему обстоятельству, - указывал он, - Его Высокопреосвященство вменил казанской д[уховной] консистории в обязанность предписать кафедральному собору, чтобы: 1) св[ятая] икона св[ятого] мученика Авраамия Болгарского, с частицею мощей его, была поставлена в соборе в приличном месте, удобном и доступном для желающих прикладываться к ней; 2) употребляема была в обычных крестных ходах из кафедрального собора, в определённые дни, вместе с иконами - казанской божией матери и святителей казанских - Гурия, Варсонофия и Германа; 3) имя св[ятого] мученика Авраамия Болгарского, пострадавшего за веру христову в пределах казанской паствы, как имя заступника и покровителя её, всегда поминалось на отпустах(9) церковных служб и при других случаях, после имён святителей Гурия, Варсонофия и Германа; 4) нарочитая служба, со всенощным бдением св[ятому] мученику Авраамию болгарскому, по примеру города Владимира, где почивают целые мощи его, отправляема была в 4 неделю по пасхе, так как сие более удобно для всеобщего народного чествования памяти сего угодника Божия, чем 1-го апреля - день мученической кончины его и 9-го марта - день перенесения честных мощей его из Болгар во Владимир, каковые дни всегда почти бывают в вел[иком] посту; 5) архипастырю владимирскому изготовить отношение, с уведомлением о получении драгоценной для казанской паствы святыни и выражением живейшей благодарности за сей дар; при чём упомянуть и о настоящем распоряжении.

Отношение ко владимирскому преосвященному послано 3 октября за № 3129; а указ дух[овной] консистории в кафедральный собор последовал 6 октября за № 4706».(10)

Присланная из Владимира икона была помещена в Казанском кафедральном Благовещенском соборе «в правом приделе на стене, между окнами». В 1892 г. стараниями полковника П.И.Плиханкова (1845 - 1913), поступившего в следующем году в число монашествующих и прославленного впоследствии в Соборе преподобных Оптинских старцев с именем схиархимандрита Варсонофия, для неё был устроен «особый киот».(11)

Как отмечал Е.А.Малов, в «день страдальческой кончины мученика» совершалась «божественная литургия особенно торжественно архиерейским служением», после чего служился «молебен св[ятому] Аврамию пред его св[ятою] иконою, вынимаемою из киота и поставляемою на аналое пред амвоном». «Во время молебна, - добавлял он, - читается Акафист св[ятому] мученику Аврамию, а по окончании молебствия все молящиеся благоговейно целуют на иконе изображение св[ятого] мученика Аврамия и самую частицу мощей его».(12)

«7 числа, в неделю о расслабленном, - сообщалось, к примеру, в разделе «Архиерейские служения в мае», опубликованном в № 11 за 1878 г. «Известий по Казанской Епархии», - на память св[ятого] мученика Авраамия Болгарского, Его Высокопреосвященство, в кафедральном соборе совершил всенощное бдение, божеств[енную] литургию и молебен св[ятому] Авраамию, в сослужении архимандрита Самуила, соборной и крестовой братии. Слово произнесено кафедр[альным] протоиереем В.Вишневским».(13)

Некоторые из произнесённых во время этих богослужений проповедей были опубликованы. Так, во второй части за 1874 г. журнала «Православный Собеседник», издававшегося Казанской Духовной Академией (КДА), было помещено «Слово в день празднования памяти св[ятого] мученика Аврамия болгарского, в неделю 4-ю по пасхе, высокопреосвященного Антония, архиепископа казанского».

Одновременно с появлением в Казани иконы Авраамия (Аврамия) Болгарского с частицей его мощей здесь начала осуществляться работа по составлению, переводу и публикации жизнеописания святого мученика. К сожалению, многие из вышедших в свет изданий отсутствуют в местных библиотечных фондах, и узнать об их существовании можно только по разрозненным упоминаниям.

По сообщению Е.А.Малова, на русском языке «Житие св[ятого] Авраамия мученика Булгарского» было напечатано в Казани в 1874 г. при «Житиях св[ятителей] Гурия, Варсонофия и Германа».(14)

В том же году, согласно информации, содержавшейся в «Отчёте о деятельности Братства Св[ятителя] Гурия за десятый братский год от 30-го октября 1876 года по 30-е октября 1877 года», «псаломщиком-учителем» Григорием Филипповичем Филипповым (1850 - 1914) были изданы на чувашском языке «Жития казанских святителей: Гурия, Варсонофия и Германа с присовокуплением сведений о мученике Авраамии Болгарском».(15) В настоящее время их «обратный» перевод приводится как «Жития Св[ятых] Гурия, Варсонофия и Германа, с прибавлением сведений о мученике-инородце Авраамии Болгарском» (в современном графическом исполнении чувашского языка - «Пăлхар холинче хорлăх корса вилнĕ çынăн, Авраамий ятлăскерĕн порнăçĕ»).(16)

В 1878 г. в Казани - по поручению архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я.Г.Амфитеатрова) - был составлен и издан перевод краткого «Жития св[ятого] Авраамия, мученика Булгарского» на «крещёно-татарский», а в 1879 г. - на чувашский язык (для ознакомления, по словам Е.А.Малова, «крещёных и некрещёных чуваш и татар с жизнию и мученическою кончиною Аврамия Болгарского»). Оба издания представляли особый интерес ещё и в связи с тем, что, помимо просветительно-миссионерской, носили также лингвистико-методологическую направленность.

«На крещёно-татарском языке, с перефразированным русским переводом» «Житие...» было изложено слушателем Казанского частного миссионерского приюта («института») (КЧМП) Дмитрием Тимофеевичем Медведевым, выйдя в свет в качестве издания «Православного Миссионерского Общества» тиражом шестьсот экземпляров.(17)

Второй из упомянутых переводов «Жития...» - «Христосъ-тора кумульжын Булгаръ-холыньчэ хорлых корза вильне сьын, Авраамий ятлыскэр, борнызэ» («Житие Авраамия, за любовь Христову пострадавшего и умершего в городе Булгар») был выполнен на «наречии сплошного центрального чувашского населения» тем же Г.Ф.Филипповым (вероятно, речь шла об одном и том же переводе).

Он стал составной частью выпущенной в 1879 г. в Казани воспитанником КЧМП Александром Ивановичем Добролюбовым под редакцией известного филолога, тюрколога и фольклориста Н.И.Золотницкого (1829 - 1880) брошюры «Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка посредством разбора и перевода оригинальных чувашских статей». «Житие...» было помещено в данном издании первым, после чего следовали его подробный «фонетический и этимологический разбор», а также «дословный и перефразированный перевод».(18)

Житийные переводы сразу же оказались востребованы среди миссионеров. Сам Е.А.Малов активно использовал образ и житие Авраамия (Аврамия) Болгарского в своей повседневной миссионерской практике. Так, например, в его статье «О крещёных татарах (Из миссионерского дневника)» имеется упоминание о том, как 11 октября 1881 г., будучи в селе Апазово Казанского уезда одноимённой губернии (весьма неблагополучном в плане «отпадений» в ислам), он проповедовал в одном из домов.

«Хозяину дома Василию Семёнову, - отмечал, в частности, Е.А.Малов, - читал житие св[ятого] Аврамия мученика Булгарского. Потом я читал ему из молитвенника «Иман княгясе» о том, как Иисус Христос призывает к Себе грешника, и как грешник молится Иисусу Христу (стр[аницы] 35 - 47) и одну из вечерних молитв (стр[аница] 18). Прочитал я ему и бывшему с ним Емельяну Ерофееву о значении крестного знамения и о сложении перстов для молитвы из книжки «Оло Байрямняр» (стр[аницы] 89 - 91). О крестном знамении я прочитал два раза. Спасибо, батюшка, сказал мне Василий Семёнов».(19)

Помимо этого, известно об активной миссионерско-просветительной деятельности автора чувашского перевода жития мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского - одного из воспитанников члена «Братства святителя Гурия» (БСГ) Н.И.Золотницкого чуваша Г.Ф.Филиппова. «О деятельности Григория Филиппова, - говорилось, в частности, в вышеупомянутом «Отчёте о деятельности Братства Св[ятителя] Гурия за десятый братский год...», - Совет Братства в минувшем году имел особое суждение и при этом усмотрел, что он, Филиппов, с самого поступления в должность учителя, в течение семи лет постоянно и с большим усердием занимается христианским просвещением своих единоплеменников, - что, кроме постоянных религиозно-нравственных бесед с чувашами, он составил на чувашском языке и издал (в 1874 г.) на свой счёт «Жития казанских святителей: Гурия, Варсонофия и Германа с присовокуплением сведений о мученике Авраамии Болгарском» и перевёл с русского на чувашский язык «Учение пред св[ятым] крещением» первого начальника Алтайской миссии о. архимандр[ита] Макария, которое (в 1876 г.) также издал на свой счёт, - что со времени посвящения его в стихарь (в 1875 г.) он, Филиппов, кроме частных собеседований с чувашами в училище, по деревням и при всяком удобном случае, с благословения местных настоятелей, проповедовал и с церковной кафедры в сёлах Аликове, Бичурине и Тюрлеме, и что таковою деятельностию он снискал особенное расположение и доверие к себе как местных прихожан чуваш и русских, так и волостных начальников, которые приглашали его на сельские сходы для разъяснения внушений начальства».(20)

Одновременно духовные власти озаботились прославлением Авраамия (Аврамия) Болгарского непосредственно в местах его мученической кончины - в русском селе Болгары (Успенское) Спасского уезда Казанской губернии, располагавшемся на развалинах столичного города Болгар (Булгар).

В 1887 г. из Владимира сюда - в Успенскую церковь, по ходатайству архиепископа Казанского и Свияжского Палладия (П.И.Раева) (1827 - 1898), была прислана ещё одна икона мученика с частицей его мощей.(21)

14 января 1892 г. Святейший Правительствующий Синод, по ходатайству доверенного православных обывателей села Болгары (Успенское) Ф.Ф.Мордвишина, своим указом за № 252 «разрешил, для удовлетворения благочестивого желания прихожан церкви села Болгар, перенести из города Владимира деревянную раку, в которой почивали мощи св[ятого] мученика Аврамия до 1805 г.,(22) и поставить оную в церкви села Болгар в приделе, посвящённом имени св[ятого] мученика Аврамия с тем, чтобы над верхнию частию(23) сей раки была положена икона св[ятого] Аврамия».(24) 27 января 1892 г. был издан соответствующий указ Казанской духовной консистории (КДК) за № 844 «о. Благочинному села Бездны С.Студенцову».(25)

Рака с мощами святого мученика и чудотворца Авраамия Владимирское епархиальное начальство дало своё согласие на передачу деревянной раки в село Болгары (Успенское), и, в соответствии с указом КДК № 4932 от 21 мая 1892 г., 30 мая того же года она была торжественно перенесена с крестным ходом от пристани Спасский затон на Волге в церковь села Болгар. Причём, Е.А.Малов упоминал о двух «обстоятельствах», случившихся здесь «во время торжественного принесения гробницы св[ятого] мученика Аврамия»: «1) Когда церковная процессия приходила(26) уже самым селом Болгарами, то в многочисленной толпе богомольцев оказался подкинутым некрещённый младенец мужеского пола. Скоро нашлись желающие быть восприемниками этого младенца от св[ятой] купели. Того же 30 мая 1892 г. младенец наречён Аврамием и был просвещён св[ятым] крещением.

2) Крестьянин села Болгар Андрей Тимофеев Суходов, незадолго до принесения гробницы св[ятого] мученика, отправился продать воз извести. Соседи говорили ему, чтобы он отложил эту продажу до другого времени, что он не успеет положить на воз известь, как гробницу принесут в село и в храм Божий, но Андрей не послушался. И, если вы спросите: что же случилось с ним за это? А вот что: он, продавая известь, свалился в яму, где была известь, и обжёгся до смерти* (* См. Записи этих треб в метрических книгах села Болгар в 1892 г. под 30 числом мая, №№ 50 и 25.). Когда церковная процессия с гробницею св[ятого] мученика Аврамия была уже в селе, привезли в Болгары и Андрея Тимофеева Суходова, но уже мёртвым. Это поразило всех благочестивых богомольцев и жителей Болгар».(27)

В 1899 г. епархиальным начальством было дано разрешение устроить при Успенской церкви придел в честь святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского, а в 1901 г. «губернским правлением» был утверждён проект расширения храма.(28) Однако работы по претворению этого плана в жизнь затянулись. Так, известно, что 14 мая 1907 г. члены «болгарской ревизионной комиссии» «Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете» (ОАИЭ при ИКУ) профессора Н.Ф.Катанов и А.И.Александров посетили село Болгары (Успенское) и осмотрели древние здания, «находящиеся на попечении Общества». При этом в составленном по итогам осмотра акте, помимо прочего, сообщалось, что: «В современном православном храме, по заявлению о. смотрителя, бывшего смотрителя Ф.Ф.Мордвишина и др[угих], предполагается пристрой нового южного алтаря, в честь Авраамия Болгарского; в силу чего получится изменение прежнего вида храма после необходимой разломки стены и извлечения из неё старых, во многих случаях с надписями камней фундамента».(29)

В 1898 г. - в Казани была издана вышеупомянутая брошюра Е.А.Малова «Святый мученик Авраамий Болгарский», с «татарским переводом» П.Н.Ахмерова. Её издание было предпринято сотрудником (агентом) «Агентства Пароходства А.А.Зевеке» А.П.Косых. При этом, как отмечал Е.А.Малов: «Целью издания было единственное желание А.П.Косых распространить сведения о мученике Христовым(30) Авраамии как между православными людьми русскими и крещёными инородцами, так и особенно между татарами и мухаммеданами, посещающими местность древней столицы Булгарского царства».(31)

26 апреля 1899 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (А.Д.Брянцева) был утверждён «Порядок празднования памяти Свв[ятителей] Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана», согласно которому в качестве дней памяти святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского утверждались 1 апреля - «день страдальческой кончины мученика» и 9 марта - «день перенесения честных мощей мученика из селения Болгар, Казанской епархии, в г[ород] Владимир».

При этом особо указывалось на то, что: «Нарочитая по всем церквам Казанской епархии служба со всенощным бдением, величанием, молебном после литургии св[ятому] мученику Авраамию Болгарскому, по примеру г[орода] Владимира и по установившемуся уже в Казанской епархии обычаю, должна быть отправляема в 4 неделю по Пасхе, так как сие более удобно для всеобщего чествования памяти сего Угодника Божия, чем 1 апреля и 9 марта, каковые дни всегда почти бывают в великий пост. Но и 9 марта и 1 апреля, если эти дни падут не на страстную седмицу, делается прибавка в стихирах в честь мученика по уставу, служится Преждеосвященная литургия, а после оной молебен ему».(32)

Очевидно, что «Порядок празднования...», наравне с предыдущими установлениями, имел большое миссионерское значение как в плане закрепления в повсеместной богослужебной практике в епархии почитания первых святителей и страстотерпцев «Богохранимой и Богоспасаемой земли Казанской», так и в части упорядочения их «иерархии». Показательно также, что из перечисленных четырёх святых мучеников - Авраамия Болгарского, Иоанна, Стефана и Петра Казанских - трое были «коренного» происхождения: Авраамий - «из волжских болгар», Стефан и Пётр - «из казанских татар». Причём, все они до принятия православия исповедовали «магометанскую веру» и были умучены за свой христианский исповеднический подвиг прежними «единоверцами»: Авраамий Болгарский - в 1229 г., Стефан и Пётр Казанские - в 1552 г.(33) Мученическую смерть от мусульман принял также в 1529 г. в Казани русский по происхождению Иоанн Казанский.(34)

«Имена св[ятых] мучеников - Авраамия Болгарского, Иоанна, Стефана и Петра, - подчёркивалось в «Примечании» к «Порядку празднования...», - пострадавших в пределах Казанской паствы, как покровителей и защитников её, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда в отпустах(35) церковных служб и при других случаях после имён Свят[ителей] Гурия, Варсонофия и Германа Казанских чудотворцев».(36)

Одновременно означенной архиерейской резолюцией предписывалось: «В руководство епархиальному духовенству и для исполнения напечатать сие в Известиях по Казанской епархии и, кроме того, на отдельных листках для всех церквей, чтобы листки были вделаны в рамки и выставлены были в алтарь вместе с табелью царских дней».(37)

В следующем 1900 г. «повелением» и «собственным иждивением» архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (А.Д.Брянцева), были изданы в «карманном» формате написанные «в душевную пользу чтущим и послушающим сынам паствы Казанския» «Жития Святых и Богоносных Святителей и Страстотерпцев земли Казанския, иже в добродетели поживше и страну Казанскую, в тьме неведения сущую, светом Христианския веры просветивше, венец мученичества и нетления восприяша, и их же память, подвиги и труды страны Казанския жителям всегда свято хранити и чтити должно есть». В книгу вошли жития «Святителей Христовых» Гурия, Германа и Варсонофия, святого мученика Авраамия Болгарского и святых Иоанна, Стефана и Петра, мучеников Казанских. При этом житие Авраамия Болгарского являло собой сокращённо-адаптированный русский текст брошюры Е.А.Малова «Святый мученик Авраамий Болгарский» 1898 г.(38)

В связи со всем вышеизложенным возникает также вопрос о распространении в Казанской епархии икон Авраамия (Аврамия) Болгарского. Помимо упомянутых уже выше образов, Е.А.Малов в 1898 г. указывал на то, что «очень хорошо написанная икона» святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского имелась ещё и в действовавшей с 1871 г. церкви Святителя Гурия Центральной крещёно-татарской школы в Казани. «На этой иконе, - писал миссионер, - изображены страдания его от мухаммедан Булгарских».(39)

В начале двадцатого века произошёл всплеск интереса местного научного сообщества к булгарским древностям, что, помимо прочего, способствовало дальнейшему изучению жития мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского и истории его почитания.

В 1907 г. ОАИЭ при ИКУ через своего секретаря приват-доцента К.В.Харламповича (1870 - 1932) приобрело, по словам Е.А.Малова(40), «некоторые сведения, относящиеся к Аврамию мученику Болгарскому, из одной рукописи С[анкт-]Петербургской Духовной Академии». Как явствует из протокола заседания Совета общества 4 сентября 1907 г., на нём К.В.Харламповичем была «предъявлена сделанная по его просьбе выпись из принадлежащей С[анкт]-Петербургской дух[овной] академии рукописи XVIII в. о чудесах от мощей преп[одобного] Авраамия болгарского».(41) В связи с этим было постановлено «напечатать выпись в «Известиях» с приложением данных о преп[одобном] Авраамии, каковые просить собрать прот[оиерея] Е.А.Малова».(42)

Результатом сего стало появление неоднократно цитируемого мною выше исследования «Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах», в которое была включена означенная «выпись» под названием «Потомже ещё о чюдесех Страстотерпца Аврамиа Слово предлежит к нам в дховное напоение любезне, празднующих его страстотерпческую память».(43) В отчёте ОАИЭ при ИКУ за 1907 г. это исследование фигурировало как «краткое житие св[ятого] Авраамия Болгарского», приготовленное «для напечатания в качестве предисловия к полученному из Петербурга сказанию о чудесах от его мощей».(44)

Получив «выпись», ОАИЭ при ИКУ обратилось к игуменье Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря Маргарите (Р.И.Лавровой) (1840 - 1914) с запросом о том, не имеется ли в монастыре «какой-либо древней рукописи о св[ятом] мученике Аврамии», чтобы сличить их.

Ответ оказался неутешительным: игуменья сообщила, что «в монастыре в настоящее время не имеется никакой рукописи о св[ятом] мученике Аврамии, даже не известно, где теперь находится и то рукописное житие, на заглавном листе которого был означен 1789 г., и некоторые сведения из коего Лев Кавелин поместил в 1844 г. в журнале Маяк».(45) Вместе с тем, она прислала ОАИЭ при ИКУ три книги, в том числе - изданные в 1876 г. в Санкт-Петербурге «Службу и Акафист Святому мученику Аврамию, с приложением краткого его жизнеописания».(46)

В своём исследовании «Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах» Е.А.Малов, помимо прочего, достаточно подробно проанализировал сведения, содержавшиеся в заметке Л.А.Кавелина (впоследствии - наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Леонида) (1822 - 1891) «Св[ятой] Авраамий Болгарский мученик», опубликованной в 1844 г. в «журнале современного просвещения, искусства и образованности, в духе народности русской» «Маяк» (г. Санкт-Петербург),(47) в «церковно-литературном исследовании» (докторской диссертации) профессора КДА А.В.Попова (1856 - 1909) «Православные Русские Акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения» (г. Казань, 1903 г.),(48) а также в присланных игуменьей Маргаритой (Р.И.Лавровой) изданиях.

На мой взгляд, следует обратить также внимание на то обстоятельство, что в процитированной статье Л.А.Кавелина «Св[ятой] Авраамий Болгарский мученик» упоминался ещё один «мученик Болгарской земли» - Феодор Философ Болгарский (Камский) (в летописи - Феодор Иерусалимлянин), который также «имел с Болгарами прение о вере» и был казнён ими «спустя 100 лет после Авраамия». «Связка» житийных историй двух святых мучеников, пострадавших за христианскую веру в Болгаре (Булгаре), являлась весьма символичной и показательной. «Что касается до другого мученика Болгарского, Феодора, - указывал, в частности, Л.А.Кавелин, - пока скажу, что он был родом Иерусалимлянин(49), богатый гость, и искусный философ, чему доказательством служит его прение о вере с Болгарами. Он был замучен ими в 1323 году апреля 21 дня. (См.: Историю Татищева под годом 1223, стр. 113, кн. IV; у Никона тоже согласно, на стр. 127, часть 3; в древн[ей] летописи ч. I, стр. 112)».(50) Однако сам Е.А.Малов по каким-то причинам развивающих тему ремарок на сей счёт не сделал.

Вместе с тем, он привёл несколько важных уточнений и замечаний, касающихся авторства и изучения различных вариантов акафиста мученику Авраамию (Аврамию) Болгарскому. Так, например, Е.А.Малов подверг сомнению сделанное А.В.Поповым - со ссылкой на помещённую в № 4 за 1902 г. журнала «Русский Архив» публикацию графа Г.А.Милорадовича (1834 - 1905) «Слагатель акафистов Андрей Феодорович Ковалевский» - заключение о том, что автором акафиста, изданного в 1876 г. в Санкт-Петербурге («в Синодальной Типографии»), являлся духовный писатель А.Ф.Ковалевский (1840 - 1901)(51). «В книге проф[ессора] А.Попова, - отмечал он, - составление акафиста, по указанию графа Г.А.Милорадовича, приписывается А.Ф.Ковалевскому. А мне кажется, что акафист принадлежит ректору Калужской духовной семинарии архимандриту Владимиру».(52)

Однако серьёзного развития эта тема в Казанской епархии, судя по всему, не получила (по крайней мере, лично мне пока не удалось обнаружить каких-либо исследований, относящихся к последнему предреволюционному десятилетию). В советское время почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии практически прекратилось.

Учитывая возобновление такового с конца 1980-х гг. в городе Куйбышеве (с 1991 г. - Болгаре),(53) а также значительно усилившийся в последнее время в Татарстане интерес к истории Волжской Булгарии и её столицы, растёт потребность в дальнейшем историческом и агиографическом осмыслении данной проблематики. Уместным в связи с этим является и чёткая постановка вопроса о возвращении православным верующим Успенской церкви в Болгаре, где в настоящее время располагается музейная экспозиция.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (г. Казань)

Тезисы выступления, представленные на III Глуховские чтения «Национальное самоопределение кряшен: история и современность» (г. Казань, 23 ноября 2012 г.)

Сноски:

(1) По юлианскому календарю. - И.А.

(2) Согласно различным летописным источникам и святцам, первое перенесение мощей мученика из Болгар (Булгар) во Владимир произошло 9 марта 1229, 1230 или 1231 гг. Память Авраамия (Аврамия) Болгарского совершается 1 апреля - в день его кончины и 9 марта - в день первого перенесения мощей, в четвёртую неделю по Пасхе («Неделю о расслабленном»). «Что касается дней праздничных в честь мученика Аврамия, - указывал, в частности, в 1908 г. протоиерей Е.А.Малов, - то разногласие здесь оказывается относительно дня принесения святых мощей из Болгар в город Владимир. Одни писатели указывают на 6-ое число марта, а другие - на 9-ое, и самый год принесения одни считают 1229-м по Р[ождество] Х[ристово], а другие - 1230-м годом». (См.: Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. - Т. XXIII. - Вып. 6. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. - С. 424.)

(3) Вишневский В. Приобретение, для Казанской епархии, св. иконы с частицею мощей св. мученика Авраамия Болгарского// Известия по Казанской Епархии. - 1873. - № 22 (15 ноября). - С. 689.

(4) Разрешение печатать брошюру было дано 20 апреля 1898 г. «Казанским Комитетом Духовной цензуры при Казанской Духовной Академии», за подписью его члена профессора М.А.Машанова. - И.А.

(5) Переход на написание имени «Аврамий» с одной буквой «а» Е.А.Малов объяснял следующим образом: «Наконец, - указывал он, - самое имя мученика пишется двояко: Аврамий, и - Авра[а]мий. Мы заметили, что по книге служб и в акафисте святому мученику Аврамию (С.-Петербург, 1876 г.), имя мученика везде напечатано с одним а: Аврамий, что в новых книжках, изданных в городе Владимире об Успенском монастыре, имя мученика также употребляется с одним а, что, наконец, и самое имя относится к лицу одного мученика, а увеличено было другою буквою только в отношении к одному патриарху Аврааму. Посему мы желали бы везде писать имя мученика однообразно с одною буквою а: Аврамий, предполагая, что и во граде Владимире имя его произносится также». (Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Отдельный оттиск из 6-го выпуска XXIII тома «Известий Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете». - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. - С. 27.)

(6) Там же.

(7) См.: Вишневский В. Указ. соч. - С.с. 689 - 690.

(8) Протоиерей Е.А.Малов указывал, что эту икону «св[ятого] Аврамия мученика Болгарского написали и прислали из города Владимира в Казань по усиленной просьбе бывшего в Казани Архиепископа Антония (Амфитеатрова), особо ревновавшего о распространении Христовой веры среди инородцев, наипаче же татар-мухаммедан». (См.: Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Отдельный оттиск... - С. 12.)

(9) В оригинале - «отпусках». - И.А.

(10) Вишневский В. Указ. соч. - С.с. 690 - 691.

(11) См.: Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Отдельный оттиск... - С. 12.

(12) См.: Там же. - С.с. 11 - 12.

(13) Архиерейские служения в мае// Известия по Казанской Епархии. - 1878. - № 11 (1 июня). - С. 310.

(14) См.: Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Отдельный оттиск... - С. 15.

(15) См.: Отчёт о деятельности Братства Св. Гурия за десятый братский год от 30-го октября 1876 года по 30-е октября 1877 года. (Продолжение)// Известия по Казанской Епархии. - 1878. - № 12 (15 июня). - С. 332.

(16) См.: ФИЛИППОВ Григорий Филиппович// Персоналии/ Чувашская энциклопедия [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=4129)

(17) Брошюра продавалась по пять копеек за экземпляр. - И.А.

(18) Печатать брошюру было дозволено 26 мая 1878 г. Советом «Братства Святителя Гурия». (См.: Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка посредством разбора и перевода оригинальных чувашских статей. Воспитанника Казанского частного Миссионерского Приюта Александра Ив. Добролюбова. Под редакцией Ник. Ив. Золотницкого. - Казань: Типография Императорского Университета /«В Университетской типографии»/, 1879. - С.с. 5 - 32.)

(19) [Малов Е.А.] Миссионерство среди мухаммедан и крещёных татар. Сборник статей кафедрального протоиерея Е.А.Малова. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1892. - С. 300.

(20) «В виду такой несомненно полезной деятельности миссионера-инородца, - сообщалось далее, - Совет Братства принял справедливым ходатайствовать пред Высокопреосвященнейшим покровителем Братства о поощрении Григория Филиппова к дальнейшим миссионерским трудам зачислением его на штатную должность при открытии вакансии. Согласно сему ходатайству архипастырю благоугодно было, за перемещением диакона села Тюрлема в другой приход, определить Филиппова на вакансию штатного псаломщика, при церкви села Тюрлемы». (Отчёт о деятельности Братства Св. Гурия за десятый братский год от 30-го октября 1876 года по 30-е октября 1877 года. /Продолжение/. - С.с. 332 - 333.)

(21) Об этом сообщается, в частности, в изданном в 1903 г. в Москве «Историческом описании первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губ[ернском] гор[оде] Владимире». Вместе с тем, Е.А.Малов указывал не на 1887 г., а на 1878 г. «В Апреле 1878 г., - писал он, - Владимирский архиепископ Феогност прислал в село Болгары икону св[ятого] мученика Аврамия также с частицею мощей его». Однако, это, судя по всему, является простой опечаткой. В пользу данного утверждения свидетельствует, в частности, то, что Феогност (Г./Е./И.Лебедев) (1829 - 1903) был утверждён архиепископом Владимирским и Суздальским только 9 декабря 1878 г., а Палладий (П.И.Раев) стал архиепископом Казанским и Свияжским в 1882 г. (См.: Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губ. гор. Владимире// Издание монастыря. - Москва: Печатня А.И.Снегирёвой, 1900. - С. 26.; Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Отдельный оттиск... - С. 13.; Церковный Вестник /часть официальная/. - 1878. - № 51 /30 декабря/. - С. /245/.)

(22) Вместе с тем, в том же исследовании Е.А.Малов привёл цитату, из которой следовало, что «переложение мощей в новую раку» произошло в 1806 г. Об этом сообщается, в частности, и в «Историческом описании первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губ[ернском] гор[оде] Владимире». Однако ранее - в изданной в 1898 г. брошюре «Святый мученик Авраамий Болгарский» - у Е.А.Малова также фигурировал 1805 г. «В 1805 году св[ятые] мощи мученика Авраамия, - сообщалось в ней, - переложены из деревянной раки в новую серебряную раку, устроенную тщанием Преосвященного Ксенофонта на сумму доброхотнодателей. В этой новой серебряной раке св[ятые] мощи Авраамия мученика почивают у юго-западного столба храма, под деревянным, резным, вызолоченным балдахином, а прежняя деревянная рака поставлена в приделе Благовещения».

Весьма знаменательно при этом, что тогдашний епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский) (1760-е - 1834) ранее - с 1798 г. - являлся настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря, с 1799 г. - настоятелем Свияжского Богородице-Успенского монастыря и ректором КДА, а в 1800 г. - епископом Свияжским, викарием Казанской епархии. (См.: Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губ. гор. Владимире. - С. 26.; Малов Е.А. Святый мученик Авраамий Болгарский. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1898. - С. 13.; Он же. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Отдельный оттиск... - С. 10.)

(23) Так в оригинале. - И.А.

(24) См.: Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Отдельный оттиск... - С. 13.

(25) См.: Там же.

(26) Так в оригинале. - И.А.

(27) См.: Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Отдельный оттиск... - С. 14.

(28) Об этом, в частности, сообщалось в отношении КДК № 8129 от 3 июля 1907 г., заслушанном на заседании Совета «Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете» 4 сентября 1907 г. (одновременно было заслушано отношение Императорской археологической комиссии № 869 от 27 июня 1907 г. «о том, что ею затребованы от Казанской консистории проект расширения болгарской церкви и фотографические снимки с неё»). (См.: Протокол заседания Совета 4 сент. 1907 г. 6 - 8 ч. в.// Протоколы общих собраний и заседаний Совета Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете за 1907 год. Отчёт Общества за 1907 год, составленный секретарём Общества К.В.Харламповичем и доложенный им общему собранию 18 марта 1908 г. Список изданий Общества, находящихся в его складе. Список членов Общества. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. - С.с. 22 - 23.)

(29) «Комиссия, - говорилось далее, - полагает, что Общество могло бы приобрести для себя ценные камни, о чём и заявило Строительному Комитету церкви». (Протокол Общего собрания 19 мая 1907 г. 8 - 9 ½ ч. в.// Протоколы общих собраний и заседаний Совета Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете за 1907 год... - С.с. 20 - 21.)

(30) Так в оригинале. - И.А.

(31) Малов Е.А. Святый мученик Авраамий Болгарский. - С. 15.

(32) Порядок празднования памяти Свв. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана// Распоряжения Епархиального начальства/ Известия по Казанской Епархии. - 1899. - № 9 (1 мая). - С. 386.

(33) В качестве общего дня их памяти устанавливалось 24 марта - «день страдальческой кончины св[ятых] мучеников Стефана и Петра». «День этот, - указывалось в «Порядке празднования...», - почти всегда падает на дни великого поста, и только в чрезвычайно редких случаях на первые дни Пасхи, посему нарочитая праздничная служба в этот день может быть отправляема только постольку, поскольку это допускает богослужебный устав; во всяком случае, в этот день после дневного богослужения должен быть отправлен молебен св[ятым] мученикам». (См.: Там же. - С. 387.)

(34) В качестве дня его памяти устанавливалось 24 января - «день страдальческой кончины мученика Иоанна». «В этот день, - прописывалось в «Порядке празднования...», - по всем церквам г[орода] Казани отправляется праздничная служба, т[о] е[сть] литургия с молебном после оной мученику, а накануне - 23 января - всенощное бдение с величанием». (См.: Порядок празднования памяти Свв. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана// Распоряжения Епархиального начальства/ Известия по Казанской Епархии. - 1899. - № 9 (1 мая). - С. 387.)

(35) Отпуст (от греч. «ἀπόλυσις») - краткое, завершающее богослужение молитвенное благословение священника, произносимое на солее, по выходе из царских врат, лицом к народу, после которого верующие «отпускаются» из храма. - И.А.

(36) Порядок празднования памяти Свв. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана. - С. 387.

(37) Там же.

(38) См.: Жития Святых и Богоносных Святителей и Страстотерпцев земли Казанския, иже в добродетели поживше и страну Казанскую, в тьме неведения сущую, светом Христианския веры просветивше, венец мученичества и нетления восприяша, и их же память, подвиги и труды страны Казанския жителям всегда свято хранити и чтити должно есть. - Казань, 1900 (7408). - С.с. (55) - 63.

(39) Малов Е.А. Святый мученик Авраамий Болгарский. - С. 17.

(40) Е.А.Малов являлся членом Совета ОАИЭ при ИКУ. - И.А.

(41) Данный текст был «сообщён» известным библиографом и богословом, библиотекарем Санкт-Петербургской Духовной Академии А.С.Родосским (1838 - 1908), которому ОАИЭ при ИКУ принесло глубокую благодарность. - И.А.

(42) Протокол заседания Совета 4 сент. 1907 г. 6 - 8 ч. в.// Протоколы общих собраний и заседаний Совета Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете за 1907 год... - С. 25.

(43) О том, что Е.А.Малов выполнил данное ему поручение и «представил сведения о св[ятом] мученике Авраамии Болгарском», было заявлено на заседании Совета ОАИЭ при ИКУ 7 декабря 1907 г. В связи с этим было постановлено «напечатать их вместе с рукописным сказанием о чудесах от мощей св[ятого] Авраамия». (См.: Протокол заседания Совета 7 декабря 1907 г. 8 ½ - 10 ч. в.// Протоколы общих собраний и заседаний Совета Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете за 1907 год... - С. 41.)

(44) См.: Отчёт Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете за 1907 год// Протоколы общих собраний и заседаний Совета Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете за 1907 год... - С. 51.

(45) См.: Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Отдельный оттиск... - С. 16.

(46) Помимо этого, были получены книги: «Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губ[ернском] гор[оде] Владимире» (г. Москва, 1900 г.), составленное «на основании архивных документов, хранящихся в монастыре и частию в Московском Архиве Министерства Юстиции», и «700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (15 июля 1200 - 1900 г.г.)» (г. Владимир, 1900 г.). (См.: Там же.)

(47) См.: Кавелин Л. Св. Авраамий Болгарский мученик// Смесь/ Маяк. - 1844. - Т. XIII. - С.с. 103 - 106.

(48) См.: [Попов А.В.] 56. Акафист святому мученику Авраамию// Православные Русские Акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование Алексея Попова/ Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник» за 1902 - 1903 г. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1903. - С.с. 285 - 289.

(49) Прозвище Феодора - Иерусалимлянин - даёт возможность предположить, что он являлся выходцем из Святой Земли или Византии. Память святого мученика Феодора Философа Болгарского (Камского) совершается в день его кончины - 21 апреля (по юлианскому календарю) - в Соборе Казанских святых. - И.А.

(50) См.: Кавелин Л. Св. Авраамий Болгарский мученик. - С. 106.; Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Отдельный оттиск... - С. 5.

(51) См.: [Попов А.В.] 56. Акафист святому мученику Авраамию. - С. 289.

(52) Имелся в виду будущий архиепископ Тобольский и Сибирский Владимир (В.Ф.Алявдин) (1791 - 1845). (Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Отдельный оттиск... - С. 26.)

(53) См., например: История храма святого мученика Авраамия Болгарского// История храма/ Православный Болгар [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.bolgar-hram.info/o+hrame

Иллюстрации:

1. Святой мученик и чудотворец Авраамий (Аврамий) Болгарский (фреска на западной стороне юго-западного столба в Успенском соборе Свято-Успенского Княгинина женского монастыря) (г. Владимир, XVII в.) (См.: Храмы и святыни/ Свято-Успенский Княгинин женский монастырь [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.km1199.ru/hramyi-i-svyatyini/).

2. Обложка брошюры «Святый мученик Авраамий Болгарский» (Казань, 1898 г.) (См.: Малов Е.А. Святый мученик Авраамий Болгарский. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1898. - Обложка.).

3. Рака с мощами святого мученика и чудотворца Авраамия (Аврамия) Болгарского в Успенском соборе Свято-Успенского Княгинина женского монастыря (г. Владимир) (См.: Нетленные мощи св. мученика Аврамия в Успенском храме// Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губ. гор. Владимире/ Издание монастыря. - Москва: Печатня А.И.Снегирёвой, 1900. - С. /17/.).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Алексеев
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
21.07.2023
Пьянство и эпидемии
Из воспоминаний и наблюдений докторов медицины Н.Ф. Высоцкого, И.В. Годнева, В.П. Первушина и других…
14.09.2021
Пощёчина
Стихотворение
15.08.2021
Все статьи Игорь Алексеев
Новости Москвы
Все статьи темы
Кряшенский вопрос
Россия — наследница Византии и Золотой Орды
В Москве во время выборов Президента России прошли Божественные Литургии на татарском (кряшенском) и персидском (таджикском и фарси) языках
19.03.2024
«Матильда» из Татарстана
Почему кряшены объединились против этого фильма
09.10.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.05.2024 04:56
Тайна жизни Пушкина
Новый комментарий от Людмила
19.05.2024 22:21
Чем брать оплату?
Новый комментарий от учитель
19.05.2024 16:35
Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.05.2024 15:47