Православная выставка - это Святая Русь в миниатюре. Как будто монастыри, разбросанные по всей земле, вдруг собрались вместе, и каждый принёс с собой то, что смог донести. Кто - чудотворную икону, кто - «рукоделие» братии, кто - духовные книги, кто - мёд с монастырской пасеки. Батюшка с южным выговором помазывает посетителей елеем. Между стендами идёт согбенная до земли монахиня с котомкой. Беременная женщина тащит за собой троих детей. Поют гусляры... Проходит несколько дней - и стенды разбирают, как декорации, священники и монахи разъезжаются по далёким городам и весям. Как будто разрушается целый мир.
Для посетителей и даже для экспонентов несколько выставочных дней - это праздник. Но ведь есть ещё организаторы, для которых выставка - тяжкий труд. Разместить участников в гостинице и в выставочном зале, продумать культурную программу, позаботиться о том, чтобы выставка отвечала духу Православия... Да ещё и постараться не потерять дух мирен. Игорь Валерьевич Матвеев, руководитель творческого объединения «Духовное наследие», занимается именно такой деятельностью.
Благодаря усилиям «Духовного наследия» 6 июня в Санкт-Петербурге открылась очередная Троицкая православная выставка.
- Игорь Валерьевич, приходилось ли Вам в прошлом быть простым участником православных выставок?
- Я всегда с любовью относился к православным выставкам. Считал, что у таких выставок - огромный потенциал, и был их постоянным посетителем. А в 2004 году был участником выставки «Православная Русь», помогал немножко «Рестэку» в рекламе. В благодарность «Рестэк» дал нам место на выставке, и на этом месте мы нашли своих первых партнеров и клиентов. «Рестэку» пришлось тогда тяжело. Они взяли на себя организацию православных выставок, когда никто не верил в возможность массовых, православно ориентированных, мероприятий. Но в 2004 году произошел перелом, когда интерес к таким событиям резко возрос. Где-то к 2010 году конъюнктура так изменилась, что стало ясно: необходимо менять систему. Две большие выставки в год, в которых участвуют по четыреста экспонентов?.. Культурная программа проходит в маленькой рекреации? Хозяйственная и экономическая составляющие явно доминируют? Нет, нужно было как-то расти.
- И «Духовное наследие» решило сделать упор именно на духовно-просветительскую часть?
- Да, конечно, в этом и заключается цель нашего творческого объединения. Конечно, не все духовно-просветительские задачи можно решить за счет поющих и играющих артистов или за счет просмотра кинофильма. Но, тем не менее, у нас есть и хорошая музыка, и авторские встречи. Для этого существует отдельный шестисотместный Красный зал, полностью звукоизолированный. Мы традиционно организуем встречу с Иваном Ивановичем Краско. К нам приезжали авторы фильма «Раскол», в том числе Николай Досталь. Были известные миссионеры: профессор Алексей Ильич Осипов, протодиакон Андрей Кураев, священник Олег Стеняев. На нынешнюю выставку приедет известный политолог Александр Дугин и профессор МДА, переводчик древних отцов Алексей Иванович Сидоров. Приезжали священники из Африки и Америки...
Большинство посетителей выставки - люди невоцерковленные. Наша задача - чтобы они увидели, какой богатой жизнью могут жить православные люди сегодня. На выставке можно и качественную музыку услышать, и встретить прекрасных собеседников - мирян и священников, и серьезных политологов послушать, и народных артистов. Мы очень серьезно относимся к отбору участников духовно-просветительской программы.
- И всё-таки: откуда взялось такое дерзновение - организовать ещё одну православную выставку?
- Компания «Рестэк» устраивала только две выставки в год, а потребность петербуржцев была гораздо выше. К тому же многие монастыри и храмы не могли попасть на выставку из-за высоких цен за аренду места. Мы снизили цены на участие в выставке для монастырей и храмов, увеличили количество выставок в год. Ведь это не очень хорошо - когда люди стоят на входе и ждут, чтобы им разрешили войти. А стоят они из-за того, что народа на выставке слишком много. Теперь мы делаем три выставки, «Рестэк» делает две... И люди уже могут спокойно расходиться по выставкам, не создавая давок.
- Назовите, пожалуйста, три ваших выставки!
- Троицкая православная выставка, Зимняя православная выставка и Масленица - хороший, традиционный русский праздник.
- Кого Вы считаете небесным покровителем вашей выставочной деятельности?
- Наши небесные покровители - Царская семья. Дело в том, что первая православная выставка состоялась в 1904 году, и именно под патронажем Царской семьи. В архивах мы нашли каталог этой выставки, собрали о ней всю информацию. В 2014 году будет юбилей: 110 лет с момента первой православной выставки.
- А вы поддерживаете традиции той выставки?
- Да, и во многом - случайным образом. Например, мы узнали, что на первой выставке тоже показывали фильм - «Перенесение мощей Серафима Саровского». А у нас сейчас богатая программа кинопоказов.12 июня в 18.00 будет демонстрироваться документальный фильм «Храм для Онегина. После славы» - это история обращения ко Христу автора популярных советских песен Онегина Гаджикасимова. Также на большом экране мы покажем уже полюбившийся всем фильм «Остров».
На дореволюционных православных выставках была одна весьма спорная традиция: платный вход. Я с удивлением узнал, что простые люди на выставку попасть не могли: вход стоил 50 копеек. Это были бешеные деньги: можно было на рынок сходить и на неделю запастись товаром. Но у нас цены очень скромные. Для инвалидов и всех льготников билеты бесплатные. Для детей, школьников и пенсионеров цена всего 30 рублей, для взрослых - 70 рублей. Если кто-то подходит и говорит, что не может заплатить, то, естественно, никто не зверствует. А есть люди, которые принципиально не хотят платить: считают, что, раз выставка для православных, то она должна быть бесплатной. Людей, которые требуют бесплатного входа, мы тоже пускаем без билетов.
- На православных выставках вообще встречается довольно много чудаков. А бывают очень интересные встречи. Я, когда работала на выставках, познакомилась с настоящей странницей. Приезжают интересные батюшки из далёких мест. А Вам приходится встречаться с кем-то подобным?
- Мы, организаторы, в этом смысле несчастные люди, потому что не можем позволить себе радоваться подобным встречам. Мы относимся к ним с опаской, и во всех этих неожиданностях склонны видеть негатив. Мы надеемся найти какого-нибудь опытного клирика, который согласится помогать нам в сложных вопросах. Мы все нацелены на ограждение выставок от неправославных, псевдоправославных или духовно опасных элементов.
- А как вы это отслеживаете?
- На выставку приходят различные ряженые в качестве обычных посетителей, а потом представляются участниками или организаторами и начинают собирать деньги. Иногда приходят запрещенные клирики, которые потеряли весь свой священнический вид. Они выдумывают несуществующие храмы и требы, и тоже собирают деньги. Это «чудаки» всероссийские, которые кочуют из города в город. Собирают они очень неплохо, потому что систематически и грамотно этим занимаются.
Поэтому, если у вас есть желание подать требу или оказать помощь монастырю или храму, то лучше делать это экспоненту на его рабочем месте. А не где-то в кафе или по дороге на выставку, встретив батюшку, который правильно сложил ручки или достал из-под одежды коробочку для пожертвований.
Конечно, мы не можем быть рады тому, что увидели. Мы сразу же «нападаем» на такого человека, выясняем, кто он и что здесь делает. Мы поступаем так потому, что очень боимся за наших посетителей. По данным статистики, у нас больше половины посетителей можно отнести к нецерковным людям, то есть к тем, кто ходит в церковь только по большим праздникам или просто поставить свечу. А среди воцерковленной половины мы не проводим опросов о том, насколько они воцерковлены, потому что боимся расстроиться. Практика проведения подобных опросов в других городах показывает еще более удручающие результаты, чем в Петербурге.
- Но ведь выставка для того и нужна, чтобы «околоцерковные» люди хоть на шаг приблизились к Церкви!
- Да, и первый удар приходится на представителей монастырей и храмов. Это на них сыплются вопросы посетителей: «Это что? А это как?» И начинаются разговоры с невоцерковленными людьми, чтобы дать им хоть какое-то количество формальных знаний. Но иногда на стенде сидит какая-нибудь матушка-послушница, которая сама еще толком ничего не понимает. И она говорит всё, что приходит ей в голову: «Эта икона - от сглаза, эта - от порчи. У нас на требках молятся лучше, чем в других монастырях». Иногда попадаются слишком веселые послушники. Мы стараемся с этим бороться, пока только совещательно: звоним их руководству. Позже мы хотим ввести правило, чтобы на стендах работали люди, окончившие хоть какие-то богословские курсы.
Для более серьезных разговоров у «Рестэка» есть стенд «Вопросы священнику», а у нас - три специальные кабинки, в которых можно поговорить с батюшками. И я не видел ни разу, чтобы к этим кабинкам не было очереди.
- А кто эти батюшки?
- Это священники нашей епархии, которые за очень скромную мзду согласились выполнять эту обязанность. Они сидят там целый день и отвечают на вопросы. А если есть необходимость, то могут принять и исповедь. Это не запрещено церковными правилами. Человек может исповедоваться священнику и дома, и в каком-то общественном месте, и даже публично, если пожелает.
Мне всегда очень хотелось, чтобы выставка была менее торговой и более религиозной. Этому помогает наличие нескольких залов. Когда ты входишь в один зал, то попадаешь в торговую атмосферу. Надоело - перенесся в Красный зал, где в этот момент выступает известный священнослужитель. Устал немножко - перешел в кафе, послушал музыку, отдохнул и пошел к особо почитаемым святыням. Для них мы строим подиум, он у нас называется «часовня». Там есть подсвечники, возжигаются свечи. При святыне постоянно находятся чтец и дьякон, которые служат Акафисты и молебны. А когда батюшки подъезжают, то молебны служат полным чином.
- А какие святыни уже побывали на ваших выставках?
- Была икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». С Украины приезжала замечательная икона святителя Николая: доска относится аж ко временам Крещения Руси, извод, конечно, более поздний - где-то XVI век. Это известная чудотворная икона, об этом можно судить по множеству золотых украшений под стеклом.
Большой радостью был приезд древней Феодоровской иконы Богородицы.
На первую выставку привозили мироточивую икону Государя Николая II, которая стала одним из оснований для его канонизации. Та самая икона, которая облетела на самолете границы всей нашей страны. На эту выставку она опять прибыла к нам с казаками, которые ее охраняют. Из Череменецкого монастыря привезли древнюю чудотворную икону святого Иоанна Богослова.
- Осенью я была на конференции, посвященной юбилею Казанского собора. Открывая конференцию, владыка Назарий сказал примерно следующее: «Дорогие участники, сегодня вы въехали в лаврскую гостиницу, - а там прорвало трубы. Это знак того, что лукавому очень не нравится дело, которое мы начинаем. А значит - оно угодно Богу!» А у вас бывает что-нибудь подобное?
- Проблем, безусловно, очень и очень много. Настолько много мелких хозяйственных вопросов на каждой выставке! А-а, подумаешь, трубы прорвало... По Божией милости, в конце концов все гладко получается, но понервничать, конечно, успеваешь. Я во время первой выставки похудел на восемь килограмм - от постоянного бега и стрессов. Сейчас, конечно, все проще, сотрудники опытные, мы уже не удивляемся ничему.
Одна из главных задач - это избежать конфликтов между православными организациями. Их поставили в один зал, но все они разные, и у всех разные традиции в храмах и монастырях.
Важно, чтобы вся культурная программа состоялась. В этот раз профессор Осипов не сможет приехать из-за плохого самочувствия, хотя мы с ним задолго договаривались. В прошлый раз ему очень понравилось, как его приняли в Петербурге. Бог даст, в следующем году постараемся его привезти, чтобы он лично смог ответить на многие вопросы, которые накопились у петербуржцев по поводу его творчества.
- А как вы вообще собираетесь развиваться дальше?
- Думаю, количество православных выставок в городе все-таки должно быть ограничено. Скажем, десять таких выставок в неделю - многовато. Думаю, пяти православных выставок в год будет достаточно. Но есть и другие города, которые нуждаются в организации православных выставок, и не могут этого сделать своими силами. Наша дорога, в первую очередь, - туда. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими епархиями. Если какая-то епархия заинтересуется сотрудничеством с нами, мы с удовольствием будем делать различные мероприятия.
Второе направление - это продуктовые «светские» мероприятия: ярмарки «Хлебосолье». Православным организациям мы будем предоставлять лучшие места и заниженные цены на участие. Это нужно для того, чтобы православные монастыри и храмы, а также фермеры, могли сбыть свою продукцию. Все натуральные продукты - скоропортящиеся, поэтому от них отказываются крупные торговые сети. Им надо, чтобы товар у них мог полгода простоять.
Поэтому мы приглашаем монастыри и храмы в качестве продавцов собственной продукции. У многих из них есть налаженная хозяйственная система: и продукты конкурентоспособны, и количество их достаточно. Накормить тех, кто пришел на ярмарку, точно можно! Поэтому ярмарки «Хлебосолье» с участием храмов и монастырей - это одно из самых важных и интересных направлений. Мы уже устраивали их в Московском и Кировском районах, а также в городе Пушкине. Теперь пойдем дальше по районам, чтобы решить проблемы с консервированными и сублимированными продуктами, которые являются монопольными в сфере питания. Мы выступаем за живую продукцию, пусть у людей будет выбор!
- Спрос будет совершенно точно!
- А спрос и сейчас есть. Мы провели «Хлебосолье» на Кировском заводе - и там пять дней без перерыва стояла очередь к отдельным экспонентам. Это были представители тех монастырей, которые выращивают в садках, а затем вялят рыбу. И производители мясной продукции - например, монастырь святой Марии Магдалины.
- Не смешивается ли во время таких выставок Божий дар с яичницей?
- Да нет, ведь выставка так и называется - «Хлебосолье». Но естественно, мы не забываем, что мы - православные христиане. Например, приезжает экспонент продавать сушеные травы - и вешает над прилавком икону. Начинается все с молебна. Матушкам, конечно, некогда, но если человек очень просит, чтобы его требу приняли, то они, конечно, запишут. Но основная задача «Хлебосолий» - насыщение петербуржцев натуральными продуктами. Именно они, с моей точки зрения, должны быть гипоалергенными, здоровыми и полезными. И одновременно с этим можно вполне законным и традиционным способом помочь монастырям обрести экономическую независимость.
- Игорь Валерьевич, у Вас всегда была хозяйственная жилка, или это приобретенное свойство?
- Когда я вижу недостаток чего-то, я стараюсь заткнуть его своими способностями. Когда я был студентом и пришел к вере, то захотел помогать Церкви. Одно из наших самых слабых мест - это церковый менеджемент. Здесь Церковь сильно проигрывает светским организациям и даже многим сектам. А если в Италии побывать и посмотреть, как налажена система экономического снабжения у католиков...
- А как Вы думаете, почему православные так часто бедны и не расторопны?
- Я бы так однозначно не сказал. Так не всегда было. Вспомните начало XX века: русское купечество, зажиточное крестьянство, профессиональных рабочих. Конечно, мы можем обвинить любого делового человека в том, что он слишком много занимается экономикой, но мало думает о душе. Может, это правда, а может, и нет, - это ведь только Бог знает.
Многие крупные духоносные мужи не преставая работали, и делали это очень эффективно. Например, настоятели монастырей: Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий. И далеко в средневековье нет нужды заглядывать. Можно посмотреть на старца Силуана Афонского: он трудился, не покладая рук, и был экономом монастыря. Это во многом иллюстрирует древний устав Бенедикта Нурсийского, где рефреном идет мысль о том, что молитва и труд - это две заповеди монашествующего. Ведь труд - это еще и аскетическая практика.
Я, конечно, сваливаю все это на советское прошлое. Все было разрушено, и сегодня только начинается робкое возрождение. У нас сформировалось мнение, что Церковь настолько не от мира сего, что она даже и не в мире. Купола сами золотятся, иконы сами просветляются, храмы восстанавливаются по ночам, когда Ксеньюшка их достраивает. Получается, Бог создал человека хозяином на земле, но на определенном этапе решил все хозяйство вести за нас. Это не совсем верно. Такое убеждение - наследие эпохи, когда Союз решал за человека все, вплоть до того, где он будет работать, во что будет верить. Такая фаталистичность не должна быть свойственна православным людям. Мы стараемся вернуться к разумной традиции. Иерархи Церкви благословляют активность мирян, на этом и строится наша работа. На самом деле не все сложно. Господь поможет, если человек серьезно начнет что-нибудь делать.
Беседовала Ольга Надпорожская