Сыночки

0
2
Время на чтение 6 минут

Источник: Православие.ру

 

Когда вспоминаешь юность, то основное чувство – это стыд за себя. В последнее время довелось побывать в тех местах, в которых бывала только в те далёкие годы, и, мысленно продираясь сквозь «культурный слой» прошедших лет, удивлялась тому, насколько всё изменилось – и вокруг меня, и во мне. Вспоминается всё-таки не только дурное, но и юношеская острота восприятия, и вдохновение, и какое-то безумное бесстрашие, желание бросить вызов мiру. Юность – прекрасное время, когда человеку так много дано, но он швыряет свои сокровища на ветер, думая, что они никогда не иссякнут.

Прошли годы, и уже дети мои достигли этой прекрасной поры. Встречая молодых людей, воспринимаю их в первую очередь как ровесников моих сыновей, а значит, как детей, хотя они намного выше меня ростом, сильнее и гораздо практичнее. И мне понятно теперь, почему в книгах и фильмах пожилые женщины, бабушки обращаются к солдату, да и просто к мужчине: «Сыночек…». По каким-то причинам они часто встречаются мне – большие мальчики, и мне всегда это радостно, потому что кажется, что понимаю их.

В плацкартном вагоне поезда «Москва – Тамбов» вместе со мной ехали призывники – бритые, в одинаковой форме, и потому похожие друг на друга. Их я сразу причислила к «друзьям» среднего сына, которому девятнадцать. Хотя были здесь ребята и постарше: один, двадцатидвухлетний, уже окончил вуз, причём с красным дипломом. Ехали они из Петрозаводска и, хотя недавно познакомились, уже начинали сплачиваться в какое-то братство. Я не вмешивалась в их разговоры, но почему-то они относились ко мне с уважением – может быть, потому, что уступила одному из них место у стола, когда они собирались обедать. Радовалась, что они не матерятся. Тронута была, когда один из них предложил: «Ребята, давайте сыграем в города» – ну точно, дети, и едва удержалась, чтобы не сказать: «Я с вами!». И ещё у них был разговор о татуировках. Один из них так выкрутился из положения: «Сейчас я слишком молод для татуировок, а потом буду слишком стар». Обсуждали ребята и то, как надо вести себя во время службы – ко всему относиться с юмором, а если будут предлагать подписать контракт, то отказываться.

Ближе к Тамбову между ними пронеслась весть: в той части, куда они едут, предыдущий призыв весь год кормили одной перловкой! Парни запереживали, один даже позвонил домой (телефоны у всех были одинаковые, кнопочные) и сообщил, что теперь похудеет ещё больше. И следующая новость: на КПП отбирают еду! Спешно начали вскрывать сухие пайки, пробовать одно, другое, но не справлялись. Одному из них на остановке в Мичуринске родные принесли дополнительную порцию провианта, и он обратился ко мне:

– Простите, вы не возьмёте всё это у меня? Нам просто сейчас придётся всё выбрасывать!

Я уже знала, что он занимался боксом, что у него сломана носовая перегородка и иногда сильно поднимается давление. И ещё, кажется, он единственный из всех вполголоса матерился.

– А Вы уверены, что придётся? Раздадите всё, а потом окажется, что можно было оставить.

– Это точно, точно! Выручите, пожалуйста!

Взяла вафли и печенье, и он достал шоколадки:

– И это тоже!

– В соседнем купе сидит девушка, она ждёт ребёнка. Предложите, ей будет приятно!

– А что, книги тоже нужно будет выбрасывать? – спросил паренёк в очках, который всю дорогу читал толстую книгу, усиливая сходство происходящего с каким-то старым фильмом. – Я тогда вообще не выживу!

– Возьмите ещё это! – первый парень протянул мне большую бутылку «Святого источника».

Вода у меня заканчивалась, поэтому не отказалась, и действительно, пила её весь следующий день, вспоминая попутчиков. Глупо, конечно – ситуация совсем другая, но вспомнилось, как в годы блокады мою бабушку с грудным ребёнком спас родной брат, который служил на Пулковских высотах: он приходил иногда в осаждённый город и отдавал ей свой паёк. Лет ему, наверное, было не намного больше…

В Тамбов приехали уже в темноте, ребята стали строиться под дождём. Меня встречал семинарист, и по дороге, в машине, дипломатическим тоном рассказывал о семинарии, о конференции, о святых тамбовской земли. Мы приехали в семинарию уже после отбоя и какое-то время ходили в потёмках по этажам, освещая дорогу телефонным фонариком, пока, наконец, не нашли предназначенную мне комнату. Семинарист с некоторой важностью сказал, что утром будет служить владыка, и он должен быть на службе, потом помогать на конференции, поэтому не знает, сможет ли съездить со мной за книгами. Не сразу поняла, что окно выходит на храм – как оказалось позже, в нём был рукоположен во священники преподобный Серафим Саровский. А утром сквозь дымку дождя увидела вдали за храмом тёмный лес до самого горизонта.

На следующий день познакомилась ещё с двумя семинаристами – один, двадцатилетний, простодушно рассказал предысторию своего поступления в семинарию: «Пришёл я в храм, а там мой знакомый в алтаре… Мне интересно: а что здесь вообще происходит? Всё так необычно, одежды такие красивые… Спросил у друга: “А что ты тут делаешь?” – “А я пономарю”. И я решил, что тоже хочу пономарить! Подошёл после службы к батюшке. Он мне говорит: “Вот подожди, пройдут праздники, и мы с тобой разберёмся”. И я стал каждый день, от Рождества до Крещения, на службу ходить! Чтобы понимать хоть немножко, что там происходит!»

 

Другому семинаристу было уже двадцать шесть – он годился в друзья моему старшему сыну. Хотя был таким худеньким, что на возраст свой не тянул. Он вёз меня на машине сначала за книгами, а потом провожал на вокзал. И с ним мы говорили по душам – это редко бывает. Не так давно поняла, что общение может проходить как будто на разных уровнях погружения: первый – «привет – как дела – пока», второй – поглубже, дальше ещё глубже, а потом уже редкостное – «от сердца к сердцу»… Почему с одними складывается так, а с другими иначе? Трудно сказать. Но самое частое, поверхностное общение – вещь бесполезная, когда никто никому изнутри себя не показывает. Лучше бы, наверное, не было его совсем…

Конечно, по душам мы заговорили не сразу. Сначала он рассказал, что у него уже есть юридическое образование, что в неучебное время он живёт под Тамбовом и что его брат год провёл на СВО.

– Старший брат? – спросила я.

– Да, старший… Он на два месяца старше меня.

Странно, подумала я, но не стала расспрашивать. Спросила, собирается ли он быть священником.

– Да, конечно, если Бог благословит… Вот только мне нужно найти себе матушку. У нас на регентском отделении все девушки после девятого или после одиннадцатого класса, я всё-таки намного их старше…

– Вы знаете, девушки в восемнадцать лет бывают совсем как дети. Такие простые, неиспорченные… У меня сейчас средний сын общается с такой, она мне очень нравится!

– Да, так бывает…

– А о монашестве Вы не думали?

– Думал сначала, но потом как-то стал склоняться к семейной жизни… Если быть монахом, то, конечно, не в городе.

– А я знаю, что есть монахи, которым нравится в городских монастырях. Но мне это тоже непонятно. Мне кажется, если монахом – то подальше от людей…

– Монаху нужен физический труд, – прервал он мои романтические рассуждения. – А в городе какой труд может быть?

Поздним вечером, провожая меня на вокзал, он спросил:

– А Вам нравится то, чем Вы занимаетесь?

– Конечно! Это же большая редкость – заниматься тем, что ты любишь, во что веришь, о чём точно знаешь, что это не бессмысленно! Нужно обязательно вкладывать душу в то, что делаешь. Работать просто ради денег, потом тратить их, потом снова зарабатывать – это просто ужасно! И так всю жизнь!..

Он стал кивать:

– Да, да, я Вас понимаю! Я потому и пошёл в семинарию, не захотел работать по специальности!

– А Ваш брат не думал поступать в семинарию?

– Один из моих братьев поступил, но скоро ушёл… Нас у папы с мамой четверо: у них было двое своих детей, и они ещё нас с братом усыновили. Папа уже умер, во время ковида, а маме сейчас за семьдесят…

Мы вышли у вокзала, и он проводил меня до того места, где проверяют багаж. Дальше ему было нельзя без билета. Жалко было расставаться, хотелось что-то хорошее сказать, но родилось только простое:

– Дай Вам Бог найти свой жизненный путь!

В плацкартном вагоне проходящего поезда было темно, повсюду спали люди, с включённым фонариком удалось как-то улечься на боковом месте. В первом часу ночи позвонил мой шестнадцатилетний крестник – у него в жизни трудности. Вызов пришлось сбросить, но я написала ему сообщение и предложила вместе пойти в воскресенье в храм. И вроде бы договорились, но в последний момент, как и думала, он написал, что не сможет…

 

Чужая жизнь на расстоянии привлекательна, малознакомые люди кажутся иногда прекрасными. Приблизься к ним, взгляни на их жизнь изнутри, если позволят, – и ужаснёшься. И всё-таки бывают утешительными короткие встречи. Пусть человек открывает только маленький кусочек души – но ты успеваешь поверить в него. Пусть не все оправдают надежды. И всё-таки много в человеке прекрасного, и особенно это видно, когда душа ещё не захламлена, не засыпана этим «культурным слоем». Всё в моей жизни неправильно, сделано сикось-накось: то, что в юности искривилось, позже с трудом выпрямляется. И всё-таки появился с годами откуда-то этот взгляд – на случайных попутчиков как на «сыночков»…

Ольга Надпорожская

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
«Моя позиция - "Православие, Самодержавие и Народность"»
К 95-летию художника (10.06.1930 — 9.07.2017)
03.06.2025
«Покров от вечности отъят…»
Вечная память отцу Анатолию Трохину!
07.03.2025
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.07.2025 10:23
«Мумия» – отвратительный фильм!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.07.2025 10:15
Если вы попали в шторм...
Новый комментарий от Александр Волков
16.07.2025 09:19
«Любовь к родине начинается с языковой среды»
Новый комментарий от Советский недобиток
16.07.2025 09:18
Убого, двусмысленно и лицемерно
Новый комментарий от Советский недобиток
16.07.2025 09:09
Кому доверить чистки?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.07.2025 04:34