О схождении Благодатного огня в 1994 году

Из дневника православного паломника

Новости Москвы 
0
882
Время на чтение 7 минут
29 апреля 1994 года. Великий Пяток. ...Завтра - нисхождение Благодатного Огня. Как попасть? Ведь ожидается море народа. Отец Вячеслав с параллельной группой уезжают в собор с вечера. Будут там ночевать на каменных ступеньках, чтобы быть поближе к Гробу Господню. Мы решаем пробиваться с утра. Может быть, окажет поддержку Русская Миссия? Чувствуется, что будет трудно. Да поможет нам Бог!

30 апреля 1994 года. Великая Суббота. "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным...."

Кульминационные сутки. Все предыдущее - ступени к ним. Улицы старого города заполнены паломниками, торговцами, сомнительными личностями. Вокруг храма Гроба Господня море людей всех национальностей. Собор оцепили плотные ряды израильских полицейских и военных. Узкий проход в кордоне. Тщательные проверки по несколько раз. А там еще и дежурные от армянской конфессии. Нужны пропуска, а их у нас нет. Предпринимаем неудачные попытки проникнуть внутрь. Нас отбрасывают назад. Даже православных священников не пускают и грубо отталкивают. Отцы Алексей и Василий пройдут с делегацией Русской Миссии. Мы решили немного подождать. Втроем: отец Роман, я и паломница встали во дворе собора. Читаем Акафисты Иисусу Христу и Божией Матери. Вокруг на своих раскладных скамеечках рассаживаются греки и арабы. Продолжаем молиться. Нас фотографируют. У входа бушуют страсти. Неожиданно армянский священник проводит отца Романа.

Я с паломницей решаем выйти со двора на ближайшую улицу и встречать отца Алексея. Ждем. Вдруг из-за угла раздается страшный шум: крики, дикие визги, быстрый языческий бой барабанов. Люди жмутся к стенам. На улицу выскакивает странная компания полуголых и в татуировках крепких парней. 20-30 человек. Глаза их фанатичны, в руках грохочущие барабаны, сабли и фляжки с трубочками (брызгалки). Притискивают нас к стене. Стремительные танцы, ездят друг на друге, прыгают. Что им нужно? Все это сборище медленно перемещается к входу в собор. Мы вырываемся и обгоняем их. Ощущаю страх. Подбегаем к входу. По пути кто-то со стороны брызгает мне в глаза жгучей жидкостью, но спасают очки. Щиплет кожу и уголок глаза. Слезы. Не останавливаюсь. За кордон в этот момент медленно проходит восточного вида делегация. Мы - не раздумывая вплотную за ней. И нас... внезапно пропускают, хотя внешне мы существенно отличаемся. Никто не требует у нас документов. Солдаты и полицейские, только недавно отбрасывавшие меня и паломницу, как будто перестали нас видеть. Других по-прежнему останавливают. Путь для нас вдруг стал свободен. Господь открыл его для нас. Мы - в соборе. Встречаем там отца Романа и устраиваемся у высоких подсвечников при камне Помазания.

Со своего места мы обозреваем колонны ротонды, окружающей Гробницу Иисуса Христа, гигантские своды собора. Рядом с нами прекрасная мозаика Погребения на стене Католикона. Вокруг - плотная толпа поклонников из многих стран. Наблюдаем изнутри храма всех, проходящих через главный вход, и поглядываем на своды над часовней Гроба Господня.

Вновь слышим знакомый громкий шум. Между цепями солдат появляется то сборище. Неужели пропустят? Да! Они с барабанным боем и теми же танцами вваливаются в собор. В их глазах фанатизм, которого нет в нашей православной вере. Совершают в нем нечто вроде крестного хода. Одного из своих привязывают оранжевыми лентами к носилкам и бегом на поднятых руках уносят из собора. Часть их осталась в недрах колоссального здания. Все время бьют медленные тревожные набатные удары большого колокола. Пытаются разбудить совесть каждого. Греческие священники сказали, что сей ритуал - православных арабов. Так они радуются предстоящему нисхождению Благодатного Огня, а начались подобные действа после того, как арабы узрели чудо расщепления колонны у входа в собор. Не знаю... Внешне слишком похоже на разгул нехристианских сил. Да и внутренней благодати здесь как-то мало. Мы ощущаем себя из-за случившегося несколько растерянными, смущенными. Неужели и в наших храмах будет такое? Русское Православие должно укрепляться. Нельзя допускать таких экзальтаций."Вера без дела мертва". А камни собора молчат. Чего только не было рядом с ними.

13:10. В собор прошел греческий Патриарх со свитой. Для него с трудом прокладывают дорогу турецкие янычары с саблями и посохами. Крики приветствия от сотен греков. Напряжение усиливается. Толпа густеет. Прошла группа Русской Миссии. Увидели в ней отцов Алексея и Василия. Приветствуем радостно друг друга. А вот и армянская делегация.

14:00. Судя по поведению греков, Патриарх Диодор начал молитвы. Взметнулись вверх бесчисленные руки со свечами. В глазах тысяч людей горячее желание чуда, вера, слезы. "Господи помилуй! Кирие элейсон!". Я также полностью захвачен молитвой. В сердце жар. Внезапно крики по гречески: "Лига - Огонь!" По огромным темным сводам прошло мерцающее ярко-голубое зарево. Как от мощной электрической сварки. Гул голосов невообразимый. "Лига - Огонь!" Новый вал криков: "Аксиос - Достоин!" Значит, Патриарх вышел из часовни.

Сквозь густую толпу от кувуклии в разные стороны быстро вприпрыжку побежали мальчики с ярко горящими факелами. Огонь странный - длинные языки ровного красно-оранжевого цвета. Обычных сине-желтых зон у этого пламени не видно. Оно похоже на упругую ленту полупрозрачной ткани, трепещущую в восходящем потоке воздуха. Мы зажгли от него свои свечи. Они горят таким же особенным огнем - светящиеся красно-оранжевые ленты шириной 1-1.5 см и длиной 5-10 см. Через слои тканей куртки и рубашки внутри руки, держащей свечи, явственно разливается тепло. В толпе, поджигая свечи, раздают пламя друг другу. Минуты, и весь собор и двор в огне. Пытаюсь фотографировать. Зажигаю врученные мне в Москве многочисленные свечи. Восковые, парафиновые, стеариновые. И у всех невиданное ранее мною пламя. Суета. Потом с трудом тушу этот огонь. Он, словно нехотя, гаснет.

И тут опять сцена экзальтаций. Из собора выбегает группа молодых парней, несущих на поднятых руках смущенную девушку с факелом огня. Слышны свисты. Все-таки у греков в недрах обыденного православия гнездится некое язычество. Впрочем, у нас разве не так? В каждом из нас? Медленно выбираемся из собора. Ни у кого в толпе нет ран, увечий, ожогов. А на спортивном стадионе при подобном сполпотворении и огне травмы бывают обязательно. Почти потерял ощущение реальности происходящего. Из семидесяти человек наших двух групп все, кто хотел, попали внутрь собора. Разве это не промысл Божий?

Едем в гостиницу. Очень устал сегодня. С отцом Романом опросили наших паломников - что они видели и ощущали, где находились. Из двенадцати опрошенных у десяти рассказы не совпали лишь в мелких деталях. Получилось так, что мы по два-три человека стояли вокруг часовни Гроба Господня и в разных местах храма. В целом не пропустили ничего. От момента запирания Патриарха на молитву в часовне до нисхождения Благодатного Огня прошло семь минут. В многовековой истории этого чуда время призывания Огня колебалось от пяти минут до двух часов. Как здесь рассказывают, один раз моление длилось три часа, и Огонь не сошел, а тогдашний Патриарх, неправедно живший, был растерзан верующими при выходе из часовни (но документальных подтверждений этому события я не видел). Интересно, что многие паломники, присутствовавшие ранее на нисхождении Огня и написавшие воспоминания, отмечали появление тучи, облака, тумана, росы на стенах и предметах около кувуклии и в ней.

Итак, через семь минут по внешней поверхности стен и крыши часовни внезапно начали мигать ярко-голубые зигзагообразные молнии или зайчики со следами трасс перемещения (в этом различие основных показаний). Поочередно цепочкой сами собой зажглись и погасли лампады над входом часовни, а у некоторых стоящих рядом сами загорелись свечи. Одна поклонница увидела красновато светящийся туман, появившийся вокруг кувуклии и растекшийся в собор. Один свидетель рассказал также о молниеподобном свечении между иконами над входом. Еще один паломник не заметил молний-зайчиков, но ясно увидел самовозгорание свечей и лампад. Восемь человек сразу же после зажигания своих свечей без неприятных последствий водили огнем по своим волосам, коже рук и лица, по одежде. Десятилетняя девочка из нашей группы проделала такой эксперимент на виду у своей матери. Никаких ожогов и загораний не было. У отца Вячеслава при соприкосновении с этим странным пламенем не пострадали его пышные борода и шевелюра, однако, потом безболезненно покраснела кожа лица. Правда, ранее он долго был на солнцепеке.

"Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...(Ин.16,13). Благодатный Огонь принадлежит к таким наставлениям. Здесь мы напрямую столкнулись с одним из чудес, которые всегда были для атеистов и суеверных непреодолимой проблемой, безумием. Они охотней верят во что-либо подобное несчастью от черной кошки или пользе "энергетики экстрасенса". Тот не увидит чуда, кто чем-то в душе как Иуда. Наш мiр во грехе лежит. Отсюда страх перед чудом у современного обыденного псевдонаучного сознания. Мы - православные - знаем чудо, оно дается нам через Таинства.

Вернулись в гостиницу. Я зажег одну из свечей, горевших в соборе тем загадочным пламенем. Обычный огонь. Чудо осталось в памяти сердца. Ужинаем, собираем вещи - завтра ранним утром уедем в аэропорт. Через сутки должны быть дома. А сейчас впереди - Православная Пасха. Праздник праздников. Пасха у Гроба Господня!

23:00. Вновь в храме Гроба Господня. Я прошел в Католикон. Встал так, чтобы наблюдать и часовню Гроба. Начался крестный ход. Через Католикон и вокруг кувуклии. В первых рядах и наши священники. Греки прекрасно поют в своей ритмичной манере. Молодые мужские голоса. Пасха! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! На всех языках многократные крики радости. Пасха у Гроба Господня. "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

После крестного хода по спящему ночному городу быстро пошли в Русскую миссию. Храм Святой Троицы. Литургия. Исповедь. Причащение...

 Благодатный Огонь

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер
Флешка «Всё и сразу»
Обзор материалов диакона Ильи Кокина
08.04.2025
«Вместо разбора нашей статьи голословно обвинил нас во лжи»
Открытый ответ священнику Павлу Островскому авторов статьи «О миссионерской ответственности священника Павла Островского»
17.03.2023
Беспредел в храме Божием продолжается
К вопросу об УМК «Приходская школа «под ключ»
28.02.2022
Конференция «Деструктивное мышление,
сформированное влиянием сектантских идеологий». Часть 2
26.12.2020
Все статьи Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер
Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Vladislav
18.09.2025 21:36
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Человек
18.09.2025 20:50
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 20:32
Фантазия или реальность?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.09.2025 17:22
«Освежить голову вежеталем… и умереть»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:34
«Без импорта и экспорта Израиль не продержится и года»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:02
«Будущее Отечества в руках Учителя»
Новый комментарий от Апографъ
18.09.2025 12:55