itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О схождении Благодатного огня в 1994 году

Из дневника православного паломника

Новости Москвы 
0
783
Время на чтение 7 минут
29 апреля 1994 года. Великий Пяток. ...Завтра - нисхождение Благодатного Огня. Как попасть? Ведь ожидается море народа. Отец Вячеслав с параллельной группой уезжают в собор с вечера. Будут там ночевать на каменных ступеньках, чтобы быть поближе к Гробу Господню. Мы решаем пробиваться с утра. Может быть, окажет поддержку Русская Миссия? Чувствуется, что будет трудно. Да поможет нам Бог!

30 апреля 1994 года. Великая Суббота. "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным...."

Кульминационные сутки. Все предыдущее - ступени к ним. Улицы старого города заполнены паломниками, торговцами, сомнительными личностями. Вокруг храма Гроба Господня море людей всех национальностей. Собор оцепили плотные ряды израильских полицейских и военных. Узкий проход в кордоне. Тщательные проверки по несколько раз. А там еще и дежурные от армянской конфессии. Нужны пропуска, а их у нас нет. Предпринимаем неудачные попытки проникнуть внутрь. Нас отбрасывают назад. Даже православных священников не пускают и грубо отталкивают. Отцы Алексей и Василий пройдут с делегацией Русской Миссии. Мы решили немного подождать. Втроем: отец Роман, я и паломница встали во дворе собора. Читаем Акафисты Иисусу Христу и Божией Матери. Вокруг на своих раскладных скамеечках рассаживаются греки и арабы. Продолжаем молиться. Нас фотографируют. У входа бушуют страсти. Неожиданно армянский священник проводит отца Романа.

Я с паломницей решаем выйти со двора на ближайшую улицу и встречать отца Алексея. Ждем. Вдруг из-за угла раздается страшный шум: крики, дикие визги, быстрый языческий бой барабанов. Люди жмутся к стенам. На улицу выскакивает странная компания полуголых и в татуировках крепких парней. 20-30 человек. Глаза их фанатичны, в руках грохочущие барабаны, сабли и фляжки с трубочками (брызгалки). Притискивают нас к стене. Стремительные танцы, ездят друг на друге, прыгают. Что им нужно? Все это сборище медленно перемещается к входу в собор. Мы вырываемся и обгоняем их. Ощущаю страх. Подбегаем к входу. По пути кто-то со стороны брызгает мне в глаза жгучей жидкостью, но спасают очки. Щиплет кожу и уголок глаза. Слезы. Не останавливаюсь. За кордон в этот момент медленно проходит восточного вида делегация. Мы - не раздумывая вплотную за ней. И нас... внезапно пропускают, хотя внешне мы существенно отличаемся. Никто не требует у нас документов. Солдаты и полицейские, только недавно отбрасывавшие меня и паломницу, как будто перестали нас видеть. Других по-прежнему останавливают. Путь для нас вдруг стал свободен. Господь открыл его для нас. Мы - в соборе. Встречаем там отца Романа и устраиваемся у высоких подсвечников при камне Помазания.

Со своего места мы обозреваем колонны ротонды, окружающей Гробницу Иисуса Христа, гигантские своды собора. Рядом с нами прекрасная мозаика Погребения на стене Католикона. Вокруг - плотная толпа поклонников из многих стран. Наблюдаем изнутри храма всех, проходящих через главный вход, и поглядываем на своды над часовней Гроба Господня.

Вновь слышим знакомый громкий шум. Между цепями солдат появляется то сборище. Неужели пропустят? Да! Они с барабанным боем и теми же танцами вваливаются в собор. В их глазах фанатизм, которого нет в нашей православной вере. Совершают в нем нечто вроде крестного хода. Одного из своих привязывают оранжевыми лентами к носилкам и бегом на поднятых руках уносят из собора. Часть их осталась в недрах колоссального здания. Все время бьют медленные тревожные набатные удары большого колокола. Пытаются разбудить совесть каждого. Греческие священники сказали, что сей ритуал - православных арабов. Так они радуются предстоящему нисхождению Благодатного Огня, а начались подобные действа после того, как арабы узрели чудо расщепления колонны у входа в собор. Не знаю... Внешне слишком похоже на разгул нехристианских сил. Да и внутренней благодати здесь как-то мало. Мы ощущаем себя из-за случившегося несколько растерянными, смущенными. Неужели и в наших храмах будет такое? Русское Православие должно укрепляться. Нельзя допускать таких экзальтаций."Вера без дела мертва". А камни собора молчат. Чего только не было рядом с ними.

13:10. В собор прошел греческий Патриарх со свитой. Для него с трудом прокладывают дорогу турецкие янычары с саблями и посохами. Крики приветствия от сотен греков. Напряжение усиливается. Толпа густеет. Прошла группа Русской Миссии. Увидели в ней отцов Алексея и Василия. Приветствуем радостно друг друга. А вот и армянская делегация.

14:00. Судя по поведению греков, Патриарх Диодор начал молитвы. Взметнулись вверх бесчисленные руки со свечами. В глазах тысяч людей горячее желание чуда, вера, слезы. "Господи помилуй! Кирие элейсон!". Я также полностью захвачен молитвой. В сердце жар. Внезапно крики по гречески: "Лига - Огонь!" По огромным темным сводам прошло мерцающее ярко-голубое зарево. Как от мощной электрической сварки. Гул голосов невообразимый. "Лига - Огонь!" Новый вал криков: "Аксиос - Достоин!" Значит, Патриарх вышел из часовни.

Сквозь густую толпу от кувуклии в разные стороны быстро вприпрыжку побежали мальчики с ярко горящими факелами. Огонь странный - длинные языки ровного красно-оранжевого цвета. Обычных сине-желтых зон у этого пламени не видно. Оно похоже на упругую ленту полупрозрачной ткани, трепещущую в восходящем потоке воздуха. Мы зажгли от него свои свечи. Они горят таким же особенным огнем - светящиеся красно-оранжевые ленты шириной 1-1.5 см и длиной 5-10 см. Через слои тканей куртки и рубашки внутри руки, держащей свечи, явственно разливается тепло. В толпе, поджигая свечи, раздают пламя друг другу. Минуты, и весь собор и двор в огне. Пытаюсь фотографировать. Зажигаю врученные мне в Москве многочисленные свечи. Восковые, парафиновые, стеариновые. И у всех невиданное ранее мною пламя. Суета. Потом с трудом тушу этот огонь. Он, словно нехотя, гаснет.

И тут опять сцена экзальтаций. Из собора выбегает группа молодых парней, несущих на поднятых руках смущенную девушку с факелом огня. Слышны свисты. Все-таки у греков в недрах обыденного православия гнездится некое язычество. Впрочем, у нас разве не так? В каждом из нас? Медленно выбираемся из собора. Ни у кого в толпе нет ран, увечий, ожогов. А на спортивном стадионе при подобном сполпотворении и огне травмы бывают обязательно. Почти потерял ощущение реальности происходящего. Из семидесяти человек наших двух групп все, кто хотел, попали внутрь собора. Разве это не промысл Божий?

Едем в гостиницу. Очень устал сегодня. С отцом Романом опросили наших паломников - что они видели и ощущали, где находились. Из двенадцати опрошенных у десяти рассказы не совпали лишь в мелких деталях. Получилось так, что мы по два-три человека стояли вокруг часовни Гроба Господня и в разных местах храма. В целом не пропустили ничего. От момента запирания Патриарха на молитву в часовне до нисхождения Благодатного Огня прошло семь минут. В многовековой истории этого чуда время призывания Огня колебалось от пяти минут до двух часов. Как здесь рассказывают, один раз моление длилось три часа, и Огонь не сошел, а тогдашний Патриарх, неправедно живший, был растерзан верующими при выходе из часовни (но документальных подтверждений этому события я не видел). Интересно, что многие паломники, присутствовавшие ранее на нисхождении Огня и написавшие воспоминания, отмечали появление тучи, облака, тумана, росы на стенах и предметах около кувуклии и в ней.

Итак, через семь минут по внешней поверхности стен и крыши часовни внезапно начали мигать ярко-голубые зигзагообразные молнии или зайчики со следами трасс перемещения (в этом различие основных показаний). Поочередно цепочкой сами собой зажглись и погасли лампады над входом часовни, а у некоторых стоящих рядом сами загорелись свечи. Одна поклонница увидела красновато светящийся туман, появившийся вокруг кувуклии и растекшийся в собор. Один свидетель рассказал также о молниеподобном свечении между иконами над входом. Еще один паломник не заметил молний-зайчиков, но ясно увидел самовозгорание свечей и лампад. Восемь человек сразу же после зажигания своих свечей без неприятных последствий водили огнем по своим волосам, коже рук и лица, по одежде. Десятилетняя девочка из нашей группы проделала такой эксперимент на виду у своей матери. Никаких ожогов и загораний не было. У отца Вячеслава при соприкосновении с этим странным пламенем не пострадали его пышные борода и шевелюра, однако, потом безболезненно покраснела кожа лица. Правда, ранее он долго был на солнцепеке.

"Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину..." (Ин.16,13). Благодатный Огонь принадлежит к таким наставлениям. Здесь мы напрямую столкнулись с одним из чудес, которые всегда были для атеистов и суеверных непреодолимой проблемой, безумием. Они охотней верят во что-либо подобное несчастью от черной кошки или пользе "энергетики экстрасенса". Тот не увидит чуда, кто чем-то в душе как Иуда. Наш мiр во грехе лежит. Отсюда страх перед чудом у современного обыденного псевдонаучного сознания. Мы - православные - знаем чудо, оно дается нам через Таинства.

Вернулись в гостиницу. Я зажег одну из свечей, горевших в соборе тем загадочным пламенем. Обычный огонь. Чудо осталось в памяти сердца. Ужинаем, собираем вещи - завтра ранним утром уедем в аэропорт. Через сутки должны быть дома. А сейчас впереди - Православная Пасха. Праздник праздников. Пасха у Гроба Господня!

23:00. Вновь в храме Гроба Господня. Я прошел в Католикон. Встал так, чтобы наблюдать и часовню Гроба. Начался крестный ход. Через Католикон и вокруг кувуклии. В первых рядах и наши священники. Греки прекрасно поют в своей ритмичной манере. Молодые мужские голоса. Пасха! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! На всех языках многократные крики радости. Пасха у Гроба Господня. "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

После крестного хода по спящему ночному городу быстро пошли в Русскую миссию. Храм Святой Троицы. Литургия. Исповедь. Причащение...

Благодатный Огонь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер
Беспредел в храме Божием продолжается
К вопросу об УМК «Приходская школа «под ключ»
28.02.2022
Конференция «Деструктивное мышление,
сформированное влиянием сектантских идеологий». Часть 2
26.12.2020
Битва за души
О сектантском проникновении в силовые структуры России
16.04.2019
Недремлющее око сект
О духовно-религиозной безопасности
27.06.2016
Все статьи Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Виктор
31.01.2023 18:37
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Туляк
31.01.2023 18:36
По сбору ДНК граждан «процесс пошёл»
Новый комментарий от Адриан Послушник
31.01.2023 18:25
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Советский недобиток
31.01.2023 17:55
Чтобы победить, нам нужно вести
Новый комментарий от Адриан Послушник
31.01.2023 17:52
Разнузданность
Новый комментарий от Алекс
31.01.2023 17:40