Деревья в детстве растут до неба!
(Опыт каждого человека)
«Отверзу в притчах уста Мои». Господь часто говорит с нами притчами со страниц Своего Евангелия, и, как сказано в одной из них, каждая - как зерно малое, падающее на землю нашей души и нашего ума. Многие годы мы слышим их на богослужениях, читаем дома, и постепенно из маленького, как казалось, простенького семени вырастает древо, корнями уходящее в глубину земли, а кроной поднимаясь к небу, - «и птицы небесные укрываются в ветвях его». Например, случай с расслабленным, которого опустили к ногам Христа четверо его друзей. И хотя это не притча, рассказанная Спасителем, а случай, произошедший реально, но, как и все, что происходило вокруг Него, имеет характер притчи. Обычно мы берем пласт нравоучения, лежащий на поверхности, в данном случае - пример веры и любви друзей болящего, их настойчивости. Но семя этой истории таит в себе смыслы, раскрывающиеся дальше, поднимающиеся к высотам духовной жизни. Вот как пишет об этом св. Григорий Палама:
«Но когда, убежденный евангельскими увещаниями, покаявшись, он восторжествует над своими грехами и над порожденной ими расслабленностью души, тогда он бывает приносим ко Господу сими четырьмя: презрением к себе, исповедью согрешений, обещанием на будущее воздерживаться от зла и молитвой к Богу. Но они не могут приступить к Богу, если только не раскроют крышу, разметав черепицы, глину и иной материал. Кровлей же в нас является мыслительная часть души, как все в нас покрывающая; заключает же она в себе как бы многочисленный, нагроможденный материал, имеющий отношение к страстям и к земному. И вот, когда это состояние станет расцеплено и уничтожено сими вышереченными четырьмя, тогда действительно мы сможем быть спущенными, т. е. истинно смириться и припасть и приступить ко Господу, и просить и получить от Него исцеление.» (Омилия 10).
Если привычное толкование открывает широкое поле для проявления веры в благость Божию и любви к ближнему, то второе толкование, не исключая первого, открывает нам бесконечную перспективу духовного восхождения - «наше 6о житие на небесех есть» [1].
«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ио.1,1). И человека Он создал по Своему образу и подобию - словесным существом, и ждет от него также слова, ОТВЕТА.
Грех заковал душу в броню, окаменил сердца - «и не слышат, и не разумеют, и не обратятся, да исцелю их» (Мф. 13,15). Вот опять - притча о Сеятеле, о зерне, о почве, на которую оно падает. Господь говорит: почва должна быть такой, чтобы зерно слова могло пустить корни и прорасти, оно должно найти трещину в душе. Начало покаяния - это и есть трещина, расколовшая монолит гордыни.
Покаяние начинается, когда рождается сознание, что твой грех и несовершенство оскорбляет Его, ты понимаешь, что твой грех вносит в мир и в твою жизнь нечто непоправимое, что ты оскорбляешь Отца, пробуждается чувство стыда, боли - и крик о помощи - исполнение прошения: всели в мя корень благих - страх Твой в сердце мое [2]. Покаяние раскалывает кору, душа открывается, и через эту щель Бог слышит наше слово, нашу молитву - и откликается на нее. Начинается жизнь с Богом.
Слово истины взрастет на доброй почве до самого неба, а ветви-толкования - как перекладины лестницы, по которой мы поднимаемся все выше, и чем выше поднимаемся, тем дальше отодвигается линия нашего душевного горизонта.
В физическом пространстве, в котором мы живем, и законы которого для нас привычны, как дыхание, иногда проявляются интересные его свойства. Если ехать в открытой машине лицом назад, то наблюдается удивительный эффект: мелкие и близкие предметы, убегают назад, но вот пространство в целом при этом, напротив, расширяется и охватывает тебя. Особенно это заметно, если по сторонам дороги и позади нее - лес или возвышается гряда гор. Возникает ощущение, что удаляющееся - стремится к убегающему и обнимает его.
Как телом движемся в физическом пространстве, так душой - в духовном. Но смотрим ли по сторонам, видим ли его жизнь и движение? Какие звезды на его небосводе, какие горные вершины высятся на горизонте?
Две тысячи лет назад вошел воскресший Христос в закрытую горницу и встал перед Апостолами. Запертое пространство падшей жизни разомкнулось, и в этот момент перед ними, обычными людьми на расстоянии протянутой руки открылась дверь в мир Воскресения, в Новую, вечную жизнь - Он и был этой дверью, Спаситель сам это сказал и явил им. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10,9). И дверь эта от синайской горницы стала дверью в каждом человеческом сердце, человеку дано выбрать: или шагнуть в это новое духовное пространство вечной жизни или остаться в ветхом измерении, чтобы после окончания линейного отрезка времени, отпущенного ему, провалиться в бездну смерти.
Бежит грешный человек по дороге своей жизни, но не скрываются за горизонтом, не уменьшаются вершины гор Синай и Фавор. В физическом мире не возвышается уже гора Голгофа, но всех выше она поднимается в мире духовном. Ход времени не удаляет от нее, а как бы возносит ее над всей человеческой историей. От этих вершин разбегаются цепи холмов - святые угодники, праведники, преподобные... Горы взыграйтеся, яко овни, и холми, яко агнцы овчии (Псал. 113, 6) - и бегут они вслед за нами, заполняя пространство и, как крылья, обнимают наш путь, охраняя нас.
Кто познал геометрию духовного пространства? - «Яко взятся великолепие Твое превыше небес» (Пс.2,2).
Примем Царствие Божие, как дети, чтобы витать нам, как птицы небесные в ветвях древа жизни, уходящего кроною в небо.
Примечания:
[1] - Ап. Павел. Флп. 3,20.
[2] - Вечернее правило, молитва Иоанна Златоуста.