«Наше бо жительство на небесех есть...»

0
236
Время на чтение 4 минуты
Фото: редакции РНЛ

Одна моя хорошая знакомая рассказала мне о впечатлении от события, казалось бы, незначительного, но которое глубоко тронуло ее. Будучи на отдыхе в одной из северных деревень, она зашла в местный небольшой храм; службы на тот момент не было, но пожилой священник еще не ушел, и она подошла под благословение. Он благословил, а потом вдруг поцеловал ее, тоже немолодую женщину, в голову и сказал: «Бедное, бедное городское дитя!» У нее к глазам подступили слезы...

Одна из самых сильных душевных болей, которые претерпевает христианин, - это страшное уродство, противоестественность мира, в котором живет современный человек. Его, этого мира, изломанность и извращенность безжалостно перемалывают души - либо задыхающиеся в каменных и дымных лабиринтах, либо вступившие в круг ослепительного, но мертвенного света хай-тека. Не только этот мрак или ложный свет убивают в человеке духовное зрение, но и бешеное движение в никуда. Отсутствие цели стремительного движения (падения?) - всеобщая фигура умолчания в безбожном мире. Такое впечатление, что все понимают это, но боятся, что кто-нибудь власть имеющий скажет, выкрикнет страшные слова, и остановится маховик, маски спадут, калейдоскоп блестящих игр рассыплется и... мир окажется перед судом.

Мир лежит во зле с момента грехопадения, но человек многие века жил внутри природы, сотворенной Богом. Созерцание ее, подчиненность ее законам и могуществу, не позволяли забывать, чувствовать душой Законодателя, Его верховенство в мире - «Вся премудростию сотворил еси».

Сейчас человек технической цивилизации существует не в Божьем мире, а в своем. Природа? Не человек живет внутри нее, а природу он заключил в свой техногенный град, и любуется ее уже беспомощной и умирающей красотой, как веткой коралла, залитой стеклом. Помните, такую игрушку купил герой Оруэлла - она была напоминанием об исчезнувшем мире?

«Бедное, бедное городское дитя!..»

Но весной, сквозь этот грохот и дым из другого мира доносятся звоночки - это названивают синички - малые, невесомые птахи. Перегоняя друг дружку, они перелетают с дерева на дерево, повинуясь закону раз и навсегда им данному, для них не существует нашего мира, они пролетают сквозь него. И вот, не пламя и грохот извергающегося вулкана, не иные проявления стихии, а стремительный прочерк за окном этих легких и звонких птиц неожиданно сделал для меня ясным то, о чем читала, но понимала только умом.

Божество «чрез все проникает, ни с чем не смешиваясь, но чрез Него Самого ничто не проникает. Оно и все знает простым ведением, и все просто зрит божественным, всесозерцающим и невещественным своим оком, все - и настоящее, и прошедшее, и будущее, прежде бытия их» [1].

Эти птички пролетают сквозь наши города, как сквозь несущественный для них призрак - законы созданного нами мира не становятся законами для них. Они живут по иным, незыблемым законам. Гармония Божьего мира - великая твердыня. Самый твердый минерал - алмаз. Его твердость есть твердость невидимых связей между атомами, которые находятся в узлах решетки и сами занимают ничтожно малую часть объема кристалла.

«Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс.32, 6).

«Ибо утверди вселенную, яже не подвижется» (глас 1, Вечерня).

Человек, отвернувшийся от Бога, выпал из этой живой и бессмертной гармонии и в гордости возомнил, что из праха, лишенного животворящей силы Духа, он может создать свою гармонию, построить свой мир. Вместо органических связей между человеком и природой, между человеком и человеком, благодаря которым жизнь растет и распускается как бы сама собою, как цветок, люди, «яко бози», пытаются сами создать законы жизни. Но создают не стройный кристалл, а сеть, в которой бьются, обессиливая все больше и больше. Человечество еще обладает остатками творческой силы, дарованной ему при сотворении, но она - как свет вечерний, и все более длинными и зловещими становятся тени от созданного самозваными богами.

Как птицы пролетают сквозь город, оставаясь чуждыми ему, так люди, чуждые Божьему миру, проходят сквозь него и становятся в своих делах грязью и пылью на его сверкающих небесной и нерушимой красотой гранях - «Растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй благостыню» (Пс.13, 1).

Но «Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам». (Пс.102). Своим воплощением Господь наш Иисус Христос вновь усыновил нас Отцу, для человека стало возможным преодолеть хаос разложения и вернуться к органической связи с Подателем жизни. Крещением мы вновь рождаемся от смерти в жизнь; вкушая Тела и Крови Христовой, - претеснейшим образом соединяемся с ним, наше естество оздоравливается, делается свтовидным и неподвластным смерти, как световиден и неподвластен разрушению алмаз.

«...так как наше бытие есть дело Его творческой силы; продолжение бытия - дело Его содержащей силы; управление и спасение - дело Его промыслительной силы; вечное услаждение благами- дело Его благости к тем, которые поступают сообразно с природою, на что мы и созданы». [2]

Ангел дал увидеть Иоанну Богослову «великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному». [3].

Да, здесь, в падшем мире мы - «бедные городские дети». Но Града Небесного взыскуем, наше бо жительство на небесех есть.

Примечания:

[1] - Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», гл.14

[2] - Там же, гл.42.

[3] - Откровение Иоанна Богослова (21, 10,11).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Арнольдовна Коппер
Все статьи Лидия Арнольдовна Коппер
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 06:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00