Другие люди

Беседа с автором и исполнителем песен, актёром

Новости Москвы 
0
2984
Время на чтение 8 минут

Они стоят у сцены плечом к плечу, пьют пиво и водку и слушают песню «Ромашки», одну из лучших у Игоря Растеряева:

«Весь день по небу летают

Какие-то самолеты.

Они на отдых в Паттайю,

Наверно, возят кого-то.

А я пешком в чистом поле

Иду-бреду по бурьяну

К погибшим от алкоголя

Друзьям Ваську и Роману...»

А когда взмокший певец, наяривая на гармони, как настоящий деревенский музыкант (да есть ли сейчас такие?), и выкладываясь, как Высоцкий, исполняет свою «Казачью песню», - они орут её хором вместе с ним, приплясывая так, что пол ощутимо дрожит под ногами:

«Теплый ветер в поле летал, гулял, глядел, а потом

Этот ветер в окна влетел и мне рассказал он шепотом:

"Очень много смуглых ребят уже сегодняшним вечером

К нам придут рубить всех подряд, крича на тюркском наречии"...».

Но больше всего они неистовствуют, когда Игорь Растеряев исполняет песню «Комбайнёры». Они знают её наизусть, поют на тёмных улицах до и после концерта, подбирают дома на гитаре:

«Далеко от больших городов,

Там, где нет дорогих бутиков,

Там ДРУГИЕ ЛЮДИ живут,

О которых совсем не поют.

Не снимают про них сериалов -

Ведь они не в формате каналов,

И не пишет про них Интернет -

Их совсем вроде как бы и нет...»

Многие из тех, кто пришёл на концерт Игоря Растеряева, и вправду похожи на комбайнёров. У них простые лица. Из их выкриков становится ясно, что некоторые из них приехали в Петербург специально для того, чтобы попасть на концерт. Впрочем, приехали они не только из деревни, но и из Москвы. Но что там за комбайнёры, в Москве? А если они не комбайнёры, не трактористы и не доярки, почему им так близки эти песни? Вот справа от нас стоит молодой мужчина. У него красивое лицо интеллигентного человека, из-под очков струятся слёзы, хотя он не пьян. А слева окаменел мужчина постарше, маленький и крепкий. Он неотрывно смотрит на сцену. Не прыгает под музыку, не орёт, не пьёт, но его безмолвие и неподвижность производят гораздо большее впечатление. Краем уха слышим, что и он, и его друг - бывшие десантники.

Игорь Растеряев говорит со сцены, что сегодня на концерт пришли его одноклассники, однокурсники и друзья - «всего человек сто пятьдесят». Им тоже есть какое-то дело до «комбайнёров»? И этим хорошо одетым девушкам в очках с модными толстыми оправами?

И, в конце концов, какое до них дело самому Игорю Растеряеву?

- Игорь, Вы родились и выросли в «культурной столице», окончили Академию театрального искусства, работаете в театре «Буфф». Землю не пашете, избы не рубите, как и, наверное, Ваши петербургские друзья. Почему Вы пишите именно о деревенской жизни? Разве здесь, в Петербурге, нет ничего такого, что причиняет Вам боль?

- «Георгиевская ленточка» - стопроцентно ленинградская песня. В родном городе пережито немало и, надеюсь, все «наблюденное» со временем будет отражено так или иначе - может, в песнях, может, в какой иной форме. А пока действительно перевес в сторону волгоградско-хуторского периода жизни. Почему - не знаю, не задумывался об этом. Значит, так, наверное, надо.

- Как вообще Ваша жизнь связана с деревней? Ездили в детстве на каникулы к бабушке-дедушке? Продолжаете ездить сейчас?

- Ездил к бабушке, дяде, тете и многочисленным родственникам. Дедушку не видал ни разу - он умер в 1961 году, как раз когда Гагарин в космос полетел. Петь и выступать начал там же - в Раковке. Лет с двенадцати выходил после коров к магазину и устраивал ежедневные концерты по четыре-пять часов. Сейчас езжу еще чаще - то по работе, то к родне, то на сомовью рыбалку.

- Не столько из песен, сколько из Ваших реплик на концерте становится ясно, что для Вас большое значение имеет семья - и друзья семьи. Расскажите, пожалуйста, о своих родных и близких. Например, о Василии Фёдоровиче Мохове, песни которого Вы тоже исполняете.

- Василий Федорович Мохов - ближайший друг моего отца, его земляк из Раковки и крестный моей родной сестры. А мой отец - крестный его дочерей, значит, они кумовья. К тому же Василий Федорович - президент банного клуба. Это клуб друзей, которые каждую пятницу ходят в баню, а потом сидят где-либо и культурно отдыхают, совмещая умеренное питие с игрой на гитаре и задушевными разговорами. В лучшие для банного клуба времена, в восьмидесятые и девяностые годы, в баню ходило до двадцати человек друзей - всех социальных слоев и профессий. Там были и художники, и врачи, и артисты театра Додина, и портовики, и музыканты... Потом все шли в мастерскую моего папы и его коллеги дяди Вадима Суриса - и начиналось застолье... Эти бани, эти застолья и заложили во мне, как я сейчас понимаю, многое из того, что я имею на сегодняшний день. Дядя Вася брал гитару - и начинал петь... Его я считаю своим учителем, наряду с бардами, рокерами и моим корешем Гришей из Глинища, которого уже, к сожалению, нет по причине смерти от алкоголя.

- А девочка в белом платье, которая вместе с Вами поёт песню «Звонарь» - тоже Ваша родственница?

- Нет - Елене Гвритишвили мне никоим образом не родственница. И даже не давняя знакомая. Получилось так. Песня «Звонарь» - первая и пока единственная, которая изначально задумывалась для исполнения дуэтом с девочкой средне-младшего школьного возраста. И когда песня сложилась, встал вопрос, где взять девочку. Воцерковленные отроковицы из церковного хора не подошли - пели слишком тихо и сдержанно. Девочка из народного хора пела хорошо, но слегка резковато - там подача совсем другая. Пробовали восьмилетних мальчиков из филармонии, но и это не подошло - слишком маленькие и слишком стараются. Вообще искать детей оказалось делом непростым. Им в музыкальных школах забивают головы всякими страхами - что если долго петь, то можно перенапрячься, и все такое. Тут, мол, надо не так, а надо вот так - а в результате дети громко петь не умеют. Этих бы детей к раковскому магазину лет на десять - вот тогда бы они ничего не боялись... В общем, дело оказалось под угрозой срыва. И тогда замечательная женщина Елена Борисовна Игнатьева - мама моей коллеги Юлии - посоветовала посмотреть одну ее ученицу из музыкальной школы. Так мы встретились с семиклассницей Еленой. Леха Ляхов записал на телефон пробную версию песни - и мы поняли, что это то, что надо. И на концерте мы это поняли еще лучше, когда девочка Елена перед полуторатысячным залом пела и улыбалась, а голос летел, как ангельский, и даже меня до мурашек пробирал.

- И, наконец, Ваши слушатели. Кого среди них больше: «комбайнёров» или интеллигентной публики? Как Вы сами охарактеризовали бы этот «социальный срез»?

- Прежде всего я бы не называл людей социальным срезом, - смеется Игорь. - А если говорить о возрасте, то правильнее, наверное, сказать, кто массово не входит в число интересующихся. Это молодежь 16-24 лет. На концертах все же более старших людей наблюдаю - около тридцати и выше. Бабушка восьмидесяти семи лет в Перми пришла. Беременные женщины и женщины с детьми тоже приходят на концерты. Разные, очень разные люди.

- Вы не боитесь своих слушателей? Не думаете, что Ваше слово может подвигнуть их на конкретное дело? Например, вот эта строчка: «Слышу турецкие возгласы резкие. //

А вон тому красивому щас // В голову дам заточённой железкою»?

- Это песня. Она складывается сама собой, прорастая как бы из ниоткуда, из мелодии на гармошке - и ей абсолютно все равно, кто ее как поймет и куда после этого пойдет. Я такой же наблюдатель за рождением песни, как и все остальные люди, и не могу объяснить, откуда и как появились некоторые строчки. Кстати, про заточенную железку: эта строчка родилась одной из первых в «Казачьей песне». Эта строчка песне заряд диктовала и настрой, когда она собиралась.

- Нужно ли будить в простом русском человеке воина? Вы же знаете слова Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Если современные «мужики» пойдут вперёд с «заточёнными железками», будет ли в этом смысл и справедливость?

- Опять же - к предыдущему вопросу. Можно только добавить, что «Казачья песня» - песня историческая. Про XV-XVII века. Там было так, как было. А наши фильмы про войну? Там же сплошное разжигание ненависти между русскими и немцами. Но все же понимают, что это лишь обращение к истории.

- Игорь, Вы не из тех, кто мечтает возродить коммунистическое прошлое?

- Нет.

- Как в Вашей жизни появилась гармонь? Это достаточно нетрадиционный инструмент для петербургского мальчика. Вы окончили музыкальную школу? Или научились играть у деревенских?

- В музыкальную школу я не ходил. В институте однокурсник показал, как играть - он хорошо играл - вот я и стал потихоньку учиться. И в Раковке играл тоже - но больше на гитаре. Гармонь долго второстепенным инструментом оставалась....

- На концерте Вы рассказывали, что однажды пели прямо в лесу, для «поисковиков», ищущих тела погибших солдат Великой Отечественной войны. А в каких-то других необычных обстоятельствах приходилось петь?

- В институтские времена иногда играли в электричках. Один раз, помню, завалился в вагон метро с песней под гармонь - навеселе тогда был. После концерта в Ижевске повезли нас в удмуртскую деревню, и там в местном ДК еще один концерт дали - перед семью школьниками и несколькими женщинами. Пел в Раковке, Глинище, Раздорах на Дне хутора - это праздник такой. В Доме офицеров перед матросами-срочниками... Везде люди хорошие.

- Есть ли у Вас «учителя» среди русских поэтов? Есенин, Рубцов, кто-то ещё?

- М-м-м-м... Мало читал поэзии... У меня учитель - сама жизнь, наверное. Что сам увидел, осмыслил и пережил - то и легло в основу.

- Вы знакомы с творчеством современного писателя Захара Прилепина, который много пишет о гибнущей русской деревне?

- К сожалению, нет.

- Работу над словом можно сравнить с каким-нибудь деревенским трудом? Например, с той же пахотой или засеиванием поля?

- С прополкой бахчи. Кроме того, что сорняки надо все вырубить, так еще и половину арбузов - чтоб те, что остались, были побольше да послаще.

- Может быть, Вы знакомы с определением «русскости», которое дал митрополит Иоанн (Снычёв): «Быть русским - быть православным». Вы согласны с этим? Если нет, то, может быть, у Вас есть своё определение?

- Не знаком с высказыванием митрополита Иоанна. Пока не успел обдумать этот вопрос. А так, мне из батюшек о.Иван Охлобыстин нравится. Эх, вот это да! Особенно меня восторгает, что он же ничего не боится - ни в кино сниматься, ни в гламурном журнале интервью давать. И смотрится это так, что не он до чего-то поднимается или опускается, а сам всему планку рядом с собой задает. Вот в чем соль-то вся.

У Игоря Растеряева совсем немного песен. Настолько немного, что во время концерта они быстро заканчиваются, и он начинает петь песни других авторов: Юрия Шевчука, «Короля и шута», друга семьи Василия Федоровича Мохова. Затем снова принимается за свои вещи и исполняет их по второму кругу. Ему прощают всё.

И всё-таки не все песни Игоря Растеряева - про комбайнёров, «смуглых ребят, кричащих на тюркском наречии», смерть на войне или от алкоголя. Есть и ДРУГИЕ ПЕСНИ - например, самая последняя, та, во время которой Игорю Растеряеву подпевает девочка в белом платье.

ЗВОНАРЬ

Жаль, не выбираем мы эпохи,

Где рождаемся, тоскуем и живем.

Мне б родиться при царе Горохе -

Был бы я отличным звонарем.

Я бы перед каждым колокольным боем

Духом собирался, как у алтаря.

Воскреси хорошее, погаси плохое,

Друг мой, медный колокол, в сердце у меня.

Друг мой, медный колокол, нету мне покоя,

На земле так многим одиноко жить.

Нам сыграть суметь бы что-нибудь такое,

Чтобы нашим звоном всех объединить.

Чтоб стоять могла в бескрайнем русском поле

Колокольня, как маяк,

Чтоб людские души плакали и пели,

Так же, как поет моя!

Колокол, а вот бы нам до неба дозвониться!

Вот бы всю вселенную звоном обогреть.

Может быть, за это что-нибудь простится,

Может, сами ангелы захотят подпеть?

Ольга Надпорожская, специально для РНЛ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

24. В. Семенко 23

Зря Вы так. Я очень даже желаю знать православную литературу о рок-музыке. Правда, не знал, что Олеся Александровна писала, в том числе, и о рок-музыке. С уважением отношусь и к ней, и к о. Владимиру. К сожалению, данное направление молодёжной культуры Олеся Александровна исследовала крайне поверхностно, как, к сожалению, и многие другие. Ну нельзя так неуважительно относиться к читателям! Понимаю, что, например, Вы этот текст воспринимаете нормально. Но вдруг написанное увидит молодой человек, пока лишь только интересующийся основами нашей веры? Главный "ляп" рассматриваемой главы заключается в том, что рокеры к рок-музыке не имеют абсолютно никакого отношения. Рокеры - это мотоциклисты, объединённые в группы с определённой атрибутикой, организацией и т.д. Сейчас они называются байкерами. "Рокеры" - это их устаревшее (60-80 гг.) название. О. Николаева пишет : "Рокеры, например,– эти "железные, бронированные люди" – в самой своей одежде запечатлевают символику смерти: кожа, железо, черепа." Это описание байкеров и, в отличие, например, от Вас, молодой читатель сразу поймёт некомпетентность автора. Из этой ошибки следует второй "ляп" :"Музыка – в стиле панк, хэви-метал, рэйв, РОК – приобретала у этих молодых психоделиков-нигилистов характер религиозного ритуала...". Панк и хэви-метал - направления РОКА, а музыка в стиле рок - понятие слишком неопределённое. Рэйв - это музыка для дискотек. В дискотеках нет рок-музыки, поскольку рок - музыка - вещь смысловая. Рэйв - музыка для ног, весьма поверхностная для того, чтобы серьёзно воздействовать на человека, хотя в ночной дискотеке, находясь под наркотой, можно "улететь" и под рэйв. Что бы я в приведённой статье исправил. 1. Нет упоминания о психоделическом роке, который наиболее соответствует содержанию данной главы. Близкие стили - арт-рок, прогрессивный рок, психоделик транс. Самый известный российский рок-музыкант этого стиля - Б.Гребенщиков. Но это касается его музыки. Тексты, хоть и заумные, но абсолютно неагрессивные. В них чувствуется влияние восточных культов. В России считанные единицы музыкантов этого направления. 2. Хэви-метал - очень разнообразная музыка, имеющая десяток, если не больше, направлений.Soft metal слушается вполне нормально. К стилям, могущим воздействовать на психику, следует отнести trash metal, death metal и doom metal. 3. Конкретнее бы я сказал о панк-роке. 90% этой музыки в России созданы для того, чтобы вместе поорать намеренно примитивные, часто нецензурные тексты, попрыгать, потолкаться. В общем, дрянь и гадость. 10% остаётся для тех повзрослевших панк-музыкантов, которые, музыкально оставаясь в примитивном панк-роке, пишут довольно неплохие тексты. На их выступлениях публика ведёт себя осмысленно, как на концертах ведущих наших рок-музыкантов. Возвращаемся к статье. "СУЩЕСТВУЮТ СВИДЕТЕЛЬСТВА, ЧТО МНОГИЕ СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ КУМИРЫ ПРОХОДИЛИ ИНИЦИАЦИЮ В САТАНИНСКИХ СЕКТАХ И БЫЛИ ПОСВЯЩЕНЫ В РИТУАЛЫ ЧЕРНОЙ МАГИИ." Авторы, посерьёзнее изучившие обсуждаемую тему, этот абзац не цитируют, поскольку подтверждений данного положения не имеют, кроме одного - Мик Джаггер. Доказательство весьма сомнительно - оно строится на основании текстов песен и утверждений самого музыканта, приведённых О.Николаевой или же на основании слухов. Давайте порассуждаем. Для начала две цитаты из Википедии : "Песня «Sympathy for the Devil» написана под впечатлением от книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Перед тем, как написать песню в 1966-м году, Мик Джаггер и сам представлял себя никем иным, как Воландом, книга же была только переведена на английский (Марианна Фэйтфул подарила Мику данную книгу).", "Один миллион долларов из своих гонораров группа перечислила в фонд помощи пострадавшим от урагана «Катрина»." Вряд ли сатанисты будут жертвовать пострадавшим. Приведённые в статье названия песен и заявление о том, что он - воплощение Люцефера - Джаггер делал в первое десятилетие своей карьеры. С момента начала карьеры прошло 50 лет, и Джаггер до сих пор действующий музыкант. Что ж он теперь-то о дьяволе не поёт и не говорит? Если ты прошёл посвящение в сатанинскую секту, то вырваться из лап врага рода человеческого можно только через покаяние, но никаких следов этого у Джагера не видно. Объяснение у меня одно - все песни и заявления - молодёжная дурь и эпатаж, которые со временем прошли и отошли в небытие. Теперь самый цитируемый текст у всех критиков рок-музыки : "ПЕСНЯ ГРУППЫ "LED ZEPPELIN" "ЛЕСТНИЦА В НЕБО" содержит закодированное сообщение, которое, при обратном прослушивании, звучит так: "МНЕ НАДЛЕЖИТ ЖИТЬ ДЛЯ САТАНЫ". Из Википедии : "В ходе слушаний, проводившихся в 1980-х годах организацией PMRC (Parents Music Resource Center), созданной Типпер Гор, всплыли на поверхность и давние обвинения в адрес «Stairway to Heaven», текст которой якобы содержит изнаночные сатанинские послания (так называемые «backwards masking») — в куплете, начинающемся со слов: If there’s a bustle in your hedgerow… К однозначному выводу инициаторы дискуссии так и не пришли." Получается, что утверждать наверняка наличие данной фразы нельзя. Каждый слышит то, что желает услышать. И ещё : "При том, что Пейдж был страстным коллекционером книг Кроули, он никогда не называл себя телемитом, не являлся участником O.T.O. и дистанцировался от оккультизма. Книжный магазин «The Equinox», как и особняк Болскин-хаус, были проданы в 1980-х годах, после того как Пейдж обзавёлся прочной семьёй и посвятил себя благотворительной деятельности." Джимми Пейдж - автор текста «Stairway to Heaven» - "Лестницы в небо". Книжный магазин «The Equinox» - это магазин оккультной литературы. Особняк Болскин-хаус, приобретённый Джимми Пейджем, ранее принадлежал Алистеру Кроули. Выходит, что у Джимми Пейджа получается примерно та же история, что и у Мика Джаггера - было увлечение, да и закончилось. Понятно, что никаких инициаций в секты не было. Более того, в фильме "Колокола ада", посвящённом обличению рок-музыки, ведущий говорит, что доказать влияние «backwards masking» на мозг, психику и душу человека нельзя. Да и зачем что-то кодировать, переворачивать? Те крайне редкие зарубежные группы, действительно прославляющие сатану, делают это прямым текстом, незавуалированно. Кстати, в России ни об одной сатанинской группе я не слышал. О группе "Black Oak Arcansas" тоже ничего до прочтения статьи Рожембаля не слышал. Её влияние и место в рок-музыке незаметно. Далее у О.Николаевой всё верно, но, в результате, сегмент обвинений касается лишь 20-25 % всей рок-музыки. Достаточно не слушать панк, экстремальный метал и психоделию, думать собственной головой, воспринимая музыку сердцем, и ни под какое влияние тёмных сил вы не попадёте. Вы можете считать, что рок-музыка обязательно связана с мистикой. Так и не слушайте её. А любители рока думают по-другому, и , при соблюдении определённых правил духовной безопасности, получают удовольствие и, главное, могут найти дорогу к Храму. Чего я им и желаю.
Викторр / 31.10.2011, 18:45

23. Викторр 21, 22

"...не читайте православной критики рок-музыки. Её писали люди, не разобравшиеся в сути того, о чём они пишут. Лучше ознакомьтесь с мнением о духовной жизни, да и о жизни вообще двух очень уважаемых в рок-музыке людей - К.Кинчева и П.Мамонова за последние 15 лет, после их воцерковления." Знаете, я предпочитаю судить о духовной жизни на основании мнений святых отцов, а также современных подвижников, посвятивших свою жизнь молитве. Что касается светских исследователей, то здесь существует огромная литература, которую вы не желаете знать в своей упертости, типичной для людей, пребывающих в глубокой прелести. Вот, например: См.: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikolaeva/freedom/59.html «Музыка – в стиле панк, хэви-метал, рэйв, рок – приобретала у этих молодых психоделиков-нигилистов характер религиозного ритуала, доводящего своих фанатов до умоисступления и экстаза. Впрочем, СУЩЕСТВУЮТ СВИДЕТЕЛЬСТВА, ЧТО МНОГИЕ СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ КУМИРЫ ПРОХОДИЛИ ИНИЦИАЦИЮ В САТАНИНСКИХ СЕКТАХ И БЫЛИ ПОСВЯЩЕНЫ В РИТУАЛЫ ЧЕРНОЙ МАГИИ. МИК ДЖАГГЕР ("Rolling Stones"), певец и автор песен "Симпатия к диаволу", "Их сатанинским величествам", "Заклинания своего брата демона", называл себя "ВОПЛОЩЕНИЕМ ЛЮЦИФЕРА". ПЕСНЯ ГРУППЫ "LED ZEPPELIN" "ЛЕСТНИЦА В НЕБО" содержит закодированное сообщение, которое, при обратном прослушивании, звучит так: "МНЕ НАДЛЕЖИТ ЖИТЬ ДЛЯ САТАНЫ". Подобное же сообщение содержится и в песне "Когда в Арканзас пришло электричество" группы "Black Oak Arcansas": "сатана... сатана, он – бог..." и т. д. Стихия темной религиозности, на которой замешаны эти движения, напоминает русских духоборов-трясунов или хлыстов, доводивших себя своими плясками – кружениями, скачками, конвульсиями – до вакхического опьянения во имя того, чтобы освободить дух от пут греховной плоти и "обрести Бога". Но ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАДЕНИЯ НЕФОРМАЛОВ ВОСХОДЯТ К КУЛЬТОВЫМ РИТУАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ, ИНИЦИИРОВАННЫМ ШАМАНИЗМОМ, ПОДПИТАННЫМ ГАЛЛЮЦИНОГЕНАМИ И ПОГРУЖЕННЫМ В МОЩНЫЕ ПОТОКИ ЯЗЫЧЕСКИХ РИТМОВ, призванным вызывать у участников ритуала психический сдвиг, отстраняющий чувство реальности. Этот "ритмический токсикоз", который сродни алкогольному или наркотическому, выдает себя за высокое мистическое состояние, будучи на самом деле проявлением одержимости адепта.» (Олеся Николаева «Православие и свобода») «Трудно тебе переть против рожна»
В.Семенко / 29.10.2011, 23:45

22. В. Семенко 19

Вы меня удивляете. Посмотрите Википедию : "Один из основоположников русского рока", или же биографию Градского на его сайте. Градский был, есть и будет рок-музыкантом. См. предыдущий коммент. Безусловно, некоторые направления рока опасны для душевного и духовного здоровья, но они не есть главное в рок-музыке. Может быть, Вы видели старое интервью К.Кинчева, но в последние 15 лет К.Кинчев обязательно обсуждает вид татуировок на собственном теле со своим духовником о.Владиславом, о чём сам говорил на своём сайте. Никаких драконов и прочей бесовской символики на его торсе быть не может. С уважением.
Викторр / 29.10.2011, 12:26

21. Алексу, 18

Уважаемый Алекс! Спасибо, что ответили мне. Мне думается, мы говором немного о разном. Вы пишите : "для людей им (роком) увлекающихся, это увлечение лишь промежуток в их мистических исканиях". Хочу заявить всем, читающим мои строки : если Вы не определились в своих духовных приоритетах, или же хотите поглубже узнать о духовной жизни, при этом не являетесь рок-фанатом, то НЕ СЛЕДУЕТ искать Истину через рок-музыку. Это может быть опасно для вашего душевного и духовного состояния. Зайдите в православный храм, найдите священника, внешне располагающего к себе, узнайте, когда можно с ним побеседовать, и поделитесь с ним своими сомнениями. Если же вы серьёзно увлекаетесь рок-музыкой, то не читайте православной критики рок-музыки. Её писали люди, не разобравшиеся в сути того, о чём они пишут. Лучше ознакомьтесь с мнением о духовной жизни, да и о жизни вообще двух очень уважаемых в рок-музыке людей - К.Кинчева и П.Мамонова за последние 15 лет, после их воцерковления. А Вам, Алекс, о степени воцерковления К.Кинчева можно судить, например, по его интервью на портале http://www.pravmir.ru/article_3474.html . Из последних бесед П.Мамонова можно порекомендовать беседу с протоиереем Дм.Смирновым http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-6232/?pg=3&out=pg&frm=ex&srt=dpd&cat=c . А что касается Вашего П.18, то почему Вы считаете, что рок-музыка ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть именно частью духовного искания? Расскажу о себе. Я очень серьёзно увлекался рок-музыкой. Естественно, интересы мои расширялись, музыка всё более усложнялась, и когда я заинтересовался классикой, то с удивлением обнаружил, что в добетховенский период за исключением Баха, Генделя и Вивальди вся классика примитивна по сравнению с некоторыми направлениями рока. Со временем моим любимым композитором стал С.В.Рахманинов, но это не мешало мне продолжать интересоваться рок-музыкой. Перед 1000-летием Крещения Руси появилось много пластинок православной музыки, которая также вошла в круг моих музыкальных интересов. Затем я воцерковился, и всё в жизни резко изменилось.Особенно меня поразили две вещи - пропал интерес к любой художественной литературе и к музыке Бориса Гребенщикова, точнее, к текстам его песен и к нему самому, кроме его "Русского альбома". Узнав, что Церковь отрицательно относится к рок-музыке, около двух лет её вообще не слушал. Потом услышал всё совершенно по-другому. Никакие духовные искания мне были не нужны, у меня уже было Православие и наша церковь, но интерес к рок-музыке сохранился, и я во время поездки в транспорте или же прогулок продолжаю слушать эту музыку наряду с другой. Прекрасно понимаю вред и для ума, и для души некоторых направлений рок-музыки. Но в роке написано много красивых с музыкальной точки зрения и интересных и полезных в текстах вещей. При этом православная литература о рок-музыке крайне невежественна. И последнее. Когда мы с женой воцерковились, у нашего сына начался переходный возраст, и мы не стали насильно тащить его в храм. Так получилось, что его кумиром стал Константин Кинчев. Не отрицаю нашей роли , но именно отношение к жизни и вере К.Кинчева привели моего сына в церковь. Обо мне Вы ничего не знаете, но о том же К.Кинчеве могли бы узнать в Сети. Но то, что Вы отправляете и меня, и его в интернат для УО, говорит о Вашем отношении к своим же братьям во Христе. Бог Вам судья, но я очень надеюсь на то, что Вы не священник. Всех благ. С уважением.
Викторр / 29.10.2011, 12:02

20. Re: Другие люди

Растеряева послушать - хорошо и полезно, пусть и прав В.П. Семенко, песни незамысловатые. А человек светлый, главное же - молодой. Блок эпиграф из Ибсена недаром к своей поэме взял:"Юность - это ВОЗМЕЗДИЕ!" В сравнении с молодым Шевчуком - попроще(то есть получше), деревенская гармошка, а не городской "рок". Гармошка у Растеряева как нельзя кстати, не просто колорит придаёт, а существо его песен выражает, этой деревенской гармошкой он и берёт за душу городскую публику. Которая его как "этнического музыканта", кажется, воспринимает. Вроде "Ивана Купалы". И пусть.

19. Викторр 15, 17

Ну, если уже и Градский у вас стал рок-музыкантом, то я прям и не знаю... Странно, что вы кинулись на защиту Шевчука, на которого я нападаю как раз меньше всего. Что касается мистики, то позвольте поделиться собственным опытом. Когда я жил в Оптиной пустыни, неся посильные послушания, на соседних нарах со мной обретался один бывший рок-музыкант (русский, естественно), бас-гитарист одной очень известной группы. Он был реально бесноватым. Всенощную еще выдерживал как-то, но на Евхаристическом каноне начинал биться в конвульсиях. Подвести его к Чаше не могли несколько здоровых мужиков - вырывался с нечеловеческой силой. Но при этом - такой силы покаяния я не встречал ни в ком ни до ни после. "Сатана мучит меня за дело, - говорил он в свои спокойные светлые минуты, я слишком много служил ему. Не дай Бог тебе познать те глубины зла, какие знаю я". Его глаза, его плач я не забуду никогда. И это для меня - лучший аргумент в пользу простой мысли: "настоящий" рок - всегда сатанизм, чем бы это ни прикрывалось. (Вспомните слова вдовы Даниила Андреева. В них ведь тоже присутствует некое знание!). Что касается всех этих орденов, так патриаршии ордена есть и у атеистов, у мусульман, у иудеев. Они сейчас абсолютно обесценены. Позиция же уважаемого отца Владислава остается на его совести. Если он у Кинчева духовник, мог бы хотя бы подсказать тому, что когда интервью дает, лучше пусть рубашку надевает и не демонстрирует голый торс, разрисованный всякими драконами и прочей бесовской символикой...
В.Семенко / 29.10.2011, 00:21

18. Виктору

Уважаемый Виктор, умерьте Ваш пыл. Я и не думал вставать в оппозицию к Вам. Все что я написал, это моё ЧАСТНОЕ мнение. Вы же оставайтесь при Вашем, сколько Вам будет угодно. "Где это Вы нашли, что я призываю воцерковлённых людей слушать рок?" - а где Вы нашли, что я Вас обвиняю в подобных призывах? "Извините, но кто лучше разбирается в том, нужно или же не нужно категорически отказываться от любых течений рока, Вы или доктор богословия, профессор, настоятель Храма Трёх Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников?" - сама постановка вопроса не корректна. Во-первых, благословение прт. Владислава дано ТОЛЬКО Кинчеву - это пастырьское благословение распространяется только на Кинчева и является шажком (одним из многих) ко спасению души именно Кинчева. Во-вторых, какое отношение благословение священника Косте Кинчеву, имеет ко всем или хотябы одному направлениям рока? В-третьих, Вы ведь совсем не знаете ничего обо мне, и хотя бы поэтому,не стОит мои размышления обращать в ничто ни к месту козыряя регалиями уважаемого отца протоиерея. Я вновь повторю: "А более - менее воцерковленные люди категорически отказываются от любых течений рока" - это не обязательно, но - как правило. Конечно есть "глубоко верушшие" рокеры, байкеры и даже ШурА заявлял о себе как о "глубоко верующем". Есть даже попЫ: и рокеры, и байкеры, татуированные как якудзы - но будь они трижды богословами - степень их воцерковления, степень воцерковления Кинчева и, простите Ваша, у меня вызывает большие сомнения. Что бы кто о себе считал, и что бы о себе, а паче о других кинчевых, кормухиных не заявлял публично. Но повторю - это моё частное мнение (простите), которое я ни кому не навязываю. "И что значит, что русский рок - явление промежуточное? Ему сорок лет" - да хоть 140... для людей им увлекающихся, это увлечение лишь промежуток в их мистических исканиях, а затем (по моим ЛИЧНЫМ наблюдениям), они либо воцерковляясь, рвут с роком навсегда, либо глубже уходят в отрицательную мистику. Хотя и здесь бывают неестественные исключения - это как неуспевающий ученик в третий раз остается на "второй" год: его все устраивает, в следующий класс он переходить не стремится,а дирекция школы все не решаются перевести его в интернат для УО. Уверен, что Вы считаете иначе. Ваше право. Оспаривать не собираюсь. Всех благ. С уважением, Алекс.
Алекс / 28.10.2011, 18:20

17. 16 Алексу

Уважаемый Алекс! Где это Вы нашли, что я призываю воцерковлённых людей слушать рок? Пусть лучше знакомятся с Октоихом и слушают наши православные песнопения, поскольку кроме восьми гласов на каждое популярное (извините за термин) церковное песнопение обычно имеются различные распевы. И кроме партесного пения есть и знаменное, которое мне ну никак не удаётся воспринять. И что значит, что русский рок - явление промежуточное? Ему сорок лет. Я уже указывал на ссылку http://www.5-tv.ru/video/505994/ . Здесь говорится, что сейчас в одном лишь Санкт-Петербурге 6 000 рок-групп. Последний фестиваль "Нашествие собрал 163 000 зрителей. Конечно, всё когда-нибудь заканчивается, но пока о смерти русского рока говорить рано. Вы пишите :"А более - менее воцерковленные люди категорически отказываются от любых течений рока". Это не совсем так. Если человек интересовался рок-музыкой, а потом воцерковился, то ему совсем не обязательно бросать это увлечение. Два примера. Первый - К.Кинчев. Член Патриаршего Совета по культуре. Продолжает оставаться рок-музыкантом, причём пишет песни в современных вариантах heavy metal. Естественно, занимается рок-музыкой по благословению своего духовника протоиерея Владислава Свешникова. Извините, но кто лучше разбирается в том, нужно или же не нужно категорически отказываться от любых течений рока, Вы или доктор богословия, профессор, настоятель Храма Трёх Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников? Другой пример. Ольга Кормухина, с 1997 г. духовная дочь о.Николая Гурьянова. Одна из лучших наших рок-певиц. Поёт на клиросе, воцерковлённый православный человек, и недавно записала кавер песни В.Цоя "Кукушка" http://www.olgakormuhina.ru/music.htm . Очень жёсткое исполнение. Классический hard rock. Повторю, я не призываю никого увлекаться рок-музыкой, но, наряду с правильной критикой некоторых направлений рок-музыки распространяется огромное количество лжи. И вы, к сожалению, в этом тоже преуспели. Откуда Вы взяли, что рока без мистики не бывает? До 1967-1968 г. никакой мистики в рок-музыке не было. Именно в 1968 г. "Битлз" поехали в Индию, появились "Лэд зеппелин" и "Блэк саббат", и т.д. Но к этому времени существовало огромное количество рок-групп, просто играющих лёгкие рок-н-роллы. Например, "Бич бойз" или "Кридэнс", да те же "Битлз" до заключительного периода своего существования, начавшегося в 1967 г. Была мода на мистику, и прошла. Сейчас в мире вряд ли найдётся группа популярней ирландской "U2". Найдите у них мистику. Да и мы изначально говорили о русской рок-музыке. Рок-музыканты первого поколения, создавшие этот жанр, т.е. не перепевающие западные хиты, а пишущие свои тексты на свою музыку отнюдь не были заражены никакой мистикой, за исключением БГ. А.Градский, А.Макаревич, К.Кельми, Майк, В.Цой, А.Ситковецкий, А.Романов, К.Никольский никакой мистикой не увлекались. Вы, конечно, можете сказать, что это не рок-музыка, но это будет означать лишь то, что мы говорим о разных вещах, и что Вы, в силу своей малоосведомлённости, не понимаете, о чём говорите. Как ко мне будут относиться, если я при разговоре, например, о художниках-импрессионистах буду утверждать, что Ван Гог и Гоген - импрессионисты, а Дэга, Моне, Мане и Ренуар - нет? Любители импрессионизма меня не будут слушать. То же самое происходит и с православными критиками рок-музыки. Ни один из них объективно не разобрался в предмете разговора, поэтому очень много полезной и правильной критики проходит мимо. Люди видят ложь, и не воспринимают вполне разумные доводы и предостережения. Огромный вред христианской позиции критики рок-музыки принёс Рожембаль своей ложью и некомпетентностью. Вот о его книге я и расскажу в следующий раз.
Викторр / 28.10.2011, 14:03

16. Виктору

В вашем ответе, на мой взгляд ключевой является фраза: "В Вашем понимании это одно, а в понимании людей, СЕЙЧАС слушающих эту музыку совсем другое". Именно "людей слушающих СЕЙЧАС". Дело в том, что я абсолютно разделяю точку зрения В.П. Семенко, в т.ч.и: "то, что называют «русским роком» - явление промежуточное". А те люди которые (по очень важному Вашему уточнению)слушают его СЕЙЧАС находятся в промежуточном состоянии в своих мистических исканиях. А более - менее воцерковленные люди категорически отказываются от любых течений рока, т.к. в нём в большей или меньшей степени всегда присутствует описанная Семенко мистика - или это не рок. Т.е., это действительно, промежуточная стадия на пути к Богу или на пути от Него. Другими словами, если воцерковленный человек начнет интересоваться роком - это, однозначно, путь вниз. И наоборот, если после безсмысленной и пошлой ГлюкОзы - осмысленный Шевчук - это некое движение вверх, но с огромным риском уйти в отрицательную мистику рока. Невозможно людям ориентироваться рассчитывая только на свои силы - без обращения за помощью к Богу.
Алекс / 27.10.2011, 20:35

15. Семенко В 14

Ещё раз повторю, что рок - это очень разнообразная часть современной культуры. В Вашем понимании это одно, а в понимании людей, СЕЙЧАС слушающих эту музыку совсем другое. В комментариях к обсуждаемой статье меня попросили пояснить, что такое рок-музыка в НАСТОЯЩЕЕ время. Исходя из НЫНЕШНЕГО понимания этого явления любителями этой музыки, я и ответил. В Вашем понимании Шевчук к року не имеет никакого отношения. Но он сам на своих концертоах говорит о том, что он исполняет именно рок-музыку. Рокеры - и музыканты, и слушатели, так же не сомневаются, что он рок-музыкант. Это говорит о том, что никаких глубинных связей между западной рок-музыки 60-70 гг., о которой пишут и Рожембаль, и М.М. Дунаев, и многие другие, и современным русским роком просто нет. По крайней мере, у Ю.Шевчука. А с музыкальной точки зрения Ю.Шевчук всё же - рок-музыкант. Давайте укажем направления рока, в которых пишет Ю.Шевчук : hard rock - Мама - это рок-н-ролл, Церковь, За тобой пришли, Русский рок ; blues - Вороны, Ночная пьеса, Дождь ; rithm'n blues - В последнюю осень, Дохлая собака, Террорист ; country rock - Ночь ; heavy metal - Попса ; reggey - Башкирский мёд ; рок-баллады - Новая жизнь, Осенняя, Наполним небо добротой ; rock'n roll - Новая Россия, Что такое осень, Просвистела, Ночь Людмила, Белая река, Хиппаны, Милиционер в рок-клубе. Можно продолжить, но так вот сразу не припомню. Так если музыка Ю.Шевчука - не рок, тогда что же такое рок? Обтатите внимание - музыка та же, что и на Западе в 60-70-ые, а наполнение совсем другое. Ю. Шевчук, как минимум, трижды награждался руководством РПЦ, в том числе и за свою музыку. Если человек недоволен существующей властью, и открыто об этом говорит, то отсюда отнюдь не следует, что он либерал по своему мировоззрению. Он воцерковлённый православный человек, и никаких либеральных взглядов в церковной жизни не высказывал. В сентябре 2008 г. Ю.Шевчук организовал и провёл два антивоенных концерта с названием по его старой песне "Не стреляй!". Через месяц после окончания Кавказской войны на одной сцене выступали музуканты из России, Грузии, Южной Осетии и Украины. Разве это не богоугодное дело - создавоть Дух мирен между соседями? И если именно при помощи рок-музыки только что воевавшие между собой соседи, взявшись за руки, в конце концерта все вместе поют "Не сртеляй!", то так ли уж богопротивна эта музыка? Кстати, по мнению любителей рок-музыки, именно эти концерты были признаны лучшими рок-концертами 2008 г. в России. К сожалению, и Рожембаль, и М.М. Дунаев крайне поверхностно познакомились с тем, о чём писали. У Рожембаля на каждой странице ужасные "ляпы", перевирание фактов. Михаил Михайлович, к сожалению, при обосновании своих выводов пользовался абсолютно предвзятой, непроверенной информацией. Поэтому его выводы не могли быть истинными. Извините, но и Вы также , как и все критики рока, сначала сформировали на основе неверных данных своё мнение о рок-музыке, а потом уже стали анализировать услышанные Вами песни и творчество музыкантов. Завтра , если получится, попробую аргументировать свои выводы.
Викторр / 27.10.2011, 16:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Игорь Растеряев
Все статьи Игорь Растеряев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии