Техническая мистерия

Современный человек в сетях кибер-подмен

Священник Александр Зайцев 
0
08.09.2011 1172

Мы живём в неуютное время болезненных реакций. Мы ничего не созидаем, мы только реагируем. Даже созидаемое, но в реакции, не есть истинное творчество.

Современные информационные пространства со своими законами приучают всех участников к реагированию, но не к созиданию.

Что-то, высказанное в критическом ключе, порождает, ещё и ещё, волны новых критических замечаний.

Вся человеческая культура находится в глубоком рефлексивном кризисе. Искусство разучилось создавать новые формы, как нечто не бывшее, но только манипулирует формами старыми.

Отбросы цивилизации становятся материалом для художника, технический прогресс - источником его вдохновения.

На этом фоне успешно и гипертрофированно развиваются информационные технологии.

«Аналоговому» человеку не догнать цифрового монстра.

Мы незаметно вошли в невиданный период истории культуры «идентичной натуральному».

Интернет моделирует подобие мiра, идентичное реальному, и никто не знает, кто хозяин созидаемого образа.

Выражение: «в интернете есть всё» поражает своей циничностью. На самом деле там нет ничего, кроме иллюзии. Там нет главного - истинной жизни.

Владетель матрицы мiра станет и властителем самого мiра. Так идея всемiрной паутины поражает вдруг примитивным магическим приёмом, лежащим в её основе.

Цифровой сигнал содержит в себе жуткую расчленительную силу. То, что мы видим и слышим в цифровом варианте не является естественным сигналом, не является плавным волновым процессом, лежащим в основе мiроздания, но есть множественный ряд цифровых столбцов, создающих подобие изначальной волны, всё то же - «идентичное натуральному».

Так и в случае с продуктами питания: как бы нас не уверяли, что ароматизатор химически идентичен натуральному веществу, - вкус не обманешь.

Возможности интернета призрачны. Это то самое «всё», что равнозначно «ничего». Вседоступность рождает апатию. Например, возможность найти и скопировать любую музыку приводит к безразличию, к субъективной потере ценности самой музыки. Её уже не слушают, а прослушивают, пролистывают и т.п.

В бушующем море информации не найти простой и живительной капли воды, хотя она там гипотетически и есть.

Современный человек, пронизываемый информационными ветрами, всем пресыщен, ничего не познав. Он «утратил вкус халвы» во всех чувственных направлениях.

Если компьютерная зависимость способна погасить даже такую сильнейшую страсть как блудную, задушить плотское вожделение, сделав супруга безразличным к собственной жене, то это означает лишь одно: техническая магия вошла в нашу жизнь. Она умеет действовать избирательно и диаметрально: в других случаях блудная страсть, напротив, разжигается до разрушительных последствий.

Блудное информационное общение обладает колоссальным, многократно усиленным воздействием, потому что направлено на мощный усилитель в человеческом сознании - фантазию.

Люди «влюбляются» по нечёткой фотографии и ряду игривых диалогов, бросают семьи и безумно устремляются к фантомам, созданным в кузнице фантазии, - дьявольскому наваждению.

Один такой доблестный муж (о, далеко не один!) опомнился только тогда, когда оказался в объятиях интернет-подруги, квази-русалки, воскликнув: «Боже, да я же люблю свою жену и своего ребёнка! Что я делаю!» Наваждение растаяло. Парню помогла, хоть не великая, но вера. Русалка ещё долго донимала сообщениями и провоцировала угрозами самоубийства.

Новый информационный рывок современной цивилизации требует философского и богословского осмысления.

Для многих встаёт нравственный вопрос: компьютер и информационные технологии, интернет и социальные сети - это зло или может послужить во благо?

И, несмотря на то, что и компьютер, и соответствующие предметы информационных изобретений могут послужить и служат человеку, необходимо дать оценку не частным вещам, не отдельно взятому «железу», но направлению, сути и, главное, целям развития информтехнологий.

Русская философия никогда не соблазнялась технической помпой и в своё время дала однозначную оценку техническому, машинному направлению цивилизации. Техника и её бурное развитие является признаком не могущества человека и его разума, но его немощи и духовного бессилия.

Творчество техническое, созидание машинных приспособлений, только порабощают человека и человечество. В отличие от творчества духовного и творчества истинных произведений искусства, которые несут свободу и радость.

Новый катастрофический толчок (откуда он?) развития техники - информационный - породил ряд совершенно новых нравственных проблем.

Вот хотя бы одна из них: вседозволенность. В интернете не только «всё есть», но и «всё дозволено». В информационном мiре быстро развязывается и затем разрушается моральная сфера человеческого сознания. Субъект, имея возможность в квази-реальности действовать скрытно и безответственно, легко теряет самоконтроль.

Произвол, самочиние, доходящее до преступления всех заповедей, есть признак демонический.

Человек, если и мало боится Бога, то боится, по крайней мере, закона и человеков. А в информпространствах нет нравственных законов, нет и живого присутственного взгляда ближнего. Нравственно-расторможенному сознанию «всё дозволено», ему Бога нет. В информсетях и компьютерных играх можно всё: прелюбодействовать, убивать, лгать, воровать, лжесвидетельствовать, богохульствовать и т.д.

Плоды раскрепощения подсознательного и выхода из него чудовищ мы можем наблюдать затем в реальной жизни, в поступках тех, кто был воспитан квази-реальностью, где всё дозволено.

Машинная цивилизация ещё не выдвинула своей законченной теории (но таковой ждать приходится), зато создала ряд культовых фильмов, в которых информационная квази-реальность - матрица - утверждается не только как автономная, но и как имеющая свои небывалые сверхвозможности. Ничего, что они виртуальны, зато внушительны.

Несколько слов особо надо сказать о фильме-трилогии «Матрица». Это уже мистерия. Техническая мистерия!

Сюжет фильма в своей завершающей стадии представляет извращённое подобие искупительной жертвы, принесённой на жертвеннике кибер-бога, завладевшего земным мiром.

Создатели кино-фантастики не просто демонстрируют нам безбожный мiр, где всё выясняется мордобоем и пальбой, но, что куда опаснее, Бога истинного подменяют машинным идолом.

Идея квази-искупления так захватила создателей кино, что они посмели даже отойти от традиционных американских штампов и потерять в конце обоих главных героев! Какая же силища заставила их это сделать?

Это - магическая сила идеи информационного кибер-бога, который уже требует человеческих жертвоприношений.

Источник избранности главного героя Нео выясняется постепенно. Та же машина предуготовила его освобождение из плена матрицы, в которой живут иллюзией подавляющее большинство людей. Их спящие тела законсервированы и уложены в стеллажах машинного царства.

Казалось бы, есть ещё очаг реальной жизни, цитадель сопротивления матрице со святым названием Сион - подземный город людей! Но, как оказывается, и это сопротивление просчитано машиной, «попущено» кибер-идолом.

Чудовищное и кощунственное жертвоприношение избранного Нео у подножия кибер-идола вовсе не спасает жалкую кучку оставшихся людей, но даёт им лишь передышку в неравной борьбе с машинами-роботами. Время этого перемирия остаётся в воле кибера-вершителя.

Не спасает квази-жертва и пленников матрицы. Напротив, сама матрица, благодаря подвигу Нео, очищается от вышедшей из-под контроля программы «Смит», исполнявшей ранее агентурные функции обеспечения порядка.

Жуткая подмена в идее искупительного жертвоприношения в «Матрице», где жертву принимает кибер-божество, а истинного избавления и свободы люди не получают, - далеко не случайная фантазия создателей фильма. Это - своего рода программа, рассчитанная на внедрение в подсознание, которому внушается идея безысходного рабства грядущему информационному идолу.

Даже наилучший, святой порыв человеческой души - самопожертвование - безысходен, он в лапах сверхкомпьютера, а значит порочен и бессмыслен. Жертва лишь совершенствует иллюзию.

Многие после просмотра «Матрицы» сравнили Божий мiр с иллюзией матрицы, и это тоже запрограммированный результат.

Восточные верования утверждают, что мiр и материя совершенно иллюзорны и жизнь подобна сновидению. Христианство, хотя и признаёт бренность бытия («житие же сень и соние»), но не лишает материю онтологического начала.

Это доказывает Сам Господь Иисус Христос своим Преображением. Не только тело Иисуса, но и одежды Его, а значит материя вообще, имеют глубокое онтологическое свойство преображаться, переходить в новое качество.

Нетленные мощи святых, побеждающие законы тления, также доказывают таинственные свойства человеческого тела, уходящие корнями в вечность.

Значит, наш мiр не просто запрограммированный энергетический слепок пустоты, но непрекращающееся творческое действие Святого Духа, плод Божественного участия и любви.

Наш телесный мiр реален уже потому, что он способен к Преображению! Человеческое тело имеет измерение божественной глубины, потому что почтено Вознесением Богочеловека!

Примечание.

Диакон Андрей Кураев недальновидно оправдывает идеи из «Матрицы». Он видит в них некую «конгруэнтность» христианству, видит даже надежду, что христианские идеи не умирают в секулярном обществе.

Да, они не умирают, но их пытаются уничтожить даже таким изощрённым способом: информационно-магическим, - созданием кощунственных подобий, но, непременно, с сокровенной подменой.

В «Матрице» эта подмена кроется, как мы уже показали, в адресате жертвоприношения «избранного» Нео, ибо эту жертву воспринимает кибер-идол, устанавливая незыблемую верховность своего машинного существа. Это - во-первых, а во вторых - спасение людей условно и является только временным перемирием с машиной.

Если богослов Кураев считает фильм конгруэнтным христианским понятиям, то почему же в фильме нет главного - катарсиса и избавления? Катарсис в стиле мордобоя имитирован в культовой картине, но не более того.

Жертва Нео нужна была не людям, а кибернетическому богу, вампирически использовавшему его биологическую энергию для собственного выздоровления.

Подобные фантасмагории ранее заканчивались всегда спасением людей из плена машин и возвращением их к нормальной Богодарованной жизни. Ныне другие времена, и кибернетическое царство машины, укрепляя свои позиции, даже мистерию искупления разыгрывает внутри себя и для себя, чудовищно и безысходно замыкая в себе самые возвышенные человеческие порывы.

Вот, смотрите, говорит лукавый, как хорош мой информационный мiр, здесь даже главным христианским ценностям найдётся место. А про себя добавляет: что ж, поиграйте и в искупительные игры, главное, что хозяин игры - я, и все играют по моим правилам.

«Свершилось», - произносит торжественно кибернетический идол в завершении. Кураев считает, очень формально, что если бы это сказал сам Нео, то фильм заслуживает анафемы. А так как это говорит кибер-идол, то ничего страшного.

Так диакон-богослов подчиняется машинным правилам игры. Ведь именно здесь ключевой обличительный момент. Действительно, Нео и не может сказать «свершилось», ибо он уничтожен, использован и по сути никого не спасает. Свершение наступает только для кибер-божества, это его дьявольская победа, в том числе - и над незадачливым богословом, который теперь закономерно, по состоянию сознания, становится рабом собственной нтернет-страницы.

Здесь у Кураева, например, безумно и неприлично размещается и обсуждается сокровенная литургическая поминальная записка. Что ж, пусть отец Андрей впишет в неё и моё имя.

Священник Александр Зайцев, Приозерское подворье Валаамского монастыря

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

129. 117. Субъект : Лебедеву

%%% А с чего вы взяли, что эволюция - всесильна? Эволюция - всего лишь наблюдаемый процесс изменения биосферы во времени... %%% Во-первых, про "всесисильность" эволюции это не ко мне; во-вторых, наблюдаемый процесс у Вас, что? - без закономерностей протекает?; или Вы на него просто так глазеете ?
Лебедевъ / 17.09.2011 07:03

128. Re: Техническая мистерия

Вообще-то поражает, что уважаемый автор с упоением рассказывает о таких фильмах, как "Матрица". Тратить свое время сначала на промотр, а потом обсуждение ЭТОГО (не буду напрягать модераторов)???
Георгий / 17.09.2011 06:58

127. Георгию

Он просто сослался за заповедь своего отца.

Возможно, но мы не можем этого знатьь. Он мог и сам прийти к такой личной "рационализации". Вот недавно в Калифорнии и Аризоне свет отключили. Народ понес еду в гостиницы. Тоже из чувства "рациональности"?

Личный осознаваемый мотив у каждого из "понесших" мог быть разным. Кто-то мог понести из тех же соображений, что и мой бескорыстный спаситель, кто-то - исходя из соображений христианской морали. Последних могло быть много, так как США - весьма "верующая" страна.
Субъект / 16.09.2011 20:51

126. 125. Субъект

Видимо, он - неверующий. Веруюший сослался бы на заповеди Христа.

Он просто сослался за заповедь своего отца. Так хорошие родители детей учат в Америке. И люди помогают своим ближним. Вот недавно в Калифорнии и Аризоне свет отключили. Народ понес еду в гостиницы. Тоже из чувства "рациональности"?
Георгий / 16.09.2011 19:31

125. Георгию

Вы умудрились даже в человеке, Вам помогшему, разглядеть "рациональность"

На самом деле, этой фразой он сам рационализировал свой поступок. Видимо, он - неверующий. Веруюший сослался бы на заповеди Христа.
Субъект / 16.09.2011 19:14

124. Георгию

Вы пытаетесь все свести к корысти (рациональной доброте).

Ничего подобного. Корысть к доброте не имеет отношения. Корысть работает по схеме: ты - мне, я - тебе. Я вам пытаюсь сказать, что ВОЗНИКНОВЕНИЕ доброты как моральной нормы в обществе (и даже - морального императива) может быть рационально объяснено. При этом конкретный акт доброты для конкретного человека часто бывает иррациональным, и эта иррациональность с точки зрения индивидуальной часто вполне осознается как самим исполнителем акта доброты, так и окружающими его людьми.
Субъект / 16.09.2011 19:12

123. 122. Субъект

Странно, что Вы пытаетесь блестнуть логикой, а простого сходства не видите. Ну что ж - объясню. Мой друг выдавал за "коммунистическую мораль" то, чего на самом деле не было (по крайней мере в массе). Вы пытаетесь все свести к корысти (рациональной доброте). Этого так же нет. Корыстных людей не так много. Но Вы умудрились даже в человеке, Вам помогшему, разглядеть "рациональность". К сожалению, мы рассуждаем с Вами на разных языках. Так же, как и с пропонентами "коммунистической морали".
Георгий / 16.09.2011 18:39

122. Георгию

Самопожертвование не от "мира сего"

Отчего же? В прежние времена самопожертвование было достаточно частым ялением в этом мире. Например, участие в битве с напавшими врагами было актом самопожертования, так как любой воин, участвовавщпй мог быть покалечен или убит. Все знали, что кто-то обязательно будет убит, но шли на битву. поэтому рациональным (продуктом логического мышления) не является

Если говорить о самом пожертвователе, то - когда как. А как социальный феномен самопожертвование вполне может быть предметом рационального рассмотрения, так же как и мораль, побуждающая к актам самопожертвования. От меня Вам "5"

Спасибо, конечно, но я так и не понял, к чему вы приплели сюда эту историю про экзамен, а вернулся к ней только потому, что вы почему-то решили, что я ее не понял, и стали делать на основании этого какие-то выводы.
Субъект / 16.09.2011 18:05

121. 112. комментатор

я енще раз вам повторяю: почти что нет никакой общехристианской морали.

Видимо, зря я Вас назвал "Великим" Атеистом. Не все Вы еще прочитали :-) Христианская "мораль" есть. Если вкратце - это Любовь. Ко всем, даже врагам. Любовь в смысле благодарности Творцу за свое бытие и желания всем и вся спастись - пребывать вечно со своим Отцом. Понимаю, что для Вас это все далеко. Но почитайте жития и труды Святых Отцов и Вы увидите, что именно эта "мораль" скрепляла все их жизни. Я беру слово в кавычки, потому как "мораль" - это человеческое понятие. Христос пришел не отменить ее, но исполнить любовью. А то, что Вы видите в христианском мире, и даже здесь на форуме, значит одно - ум и сердце человека повреждены. Они могут быть просветлены и очищены только самим Творцом. Любовь - идеал, к которому мы стремимся.
Георгий / 16.09.2011 17:56

120. 107. Субъект : Георгию

Какое ожидание блага в ответ на благо может быть у человека, совершающего акт самопожертвования?

Самопожертвование не от "мира сего", и поэтому рациональным (продуктом логического мышления) не является. Оно идет "от сердца", от любви. Где ж тут человеческая логика, когда человек "душу свою кладет за ближних"? Это одна из двух самых главных заповедей Христа.
Георгий / 16.09.2011 17:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Священник Александр Зайцев
Преподобный Иоанн Лествичник: на злобу дня
Слово о послушании и рассуждении. Память 30 марта/12 апреля
11.04.2019
Духовная встреча со святителем Григорием
8/23 марта - Неделя 2-я Великого поста, свт.Григория Паламы
07.03.2015
Оправдание Каина
В ответ на последние публикации о Сталине на РНЛ
05.10.2012
Все статьи Священник Александр Зайцев
Последние комментарии
Мигрантов – выдворять!
Новый комментарий от Валерий
28.01.2022 18:07
Гайдар и его команда
Новый комментарий от Туляк
28.01.2022 17:02
О «Заговоре Тухачевского» по мнению В.И.Алксниса
Новый комментарий от Туляк
28.01.2022 16:47
«Русофобия - это разновидность паранойи»
Новый комментарий от Тюменец
28.01.2022 14:46
«Жить в любви и чистоте…»
Новый комментарий от Людмила Московская
28.01.2022 14:39
Подробнее об «омикроне» и пандемии коронавируса
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
28.01.2022 12:59