Всеобщий характер нынешнего экономического коллапса настоятельно побуждает осознать его философски. Вообще, смысл происходящего в любой сфере схватывается только «сверху» - средствами «метатеории», обозревающей всю подведомственную ей предметную область. Так, метафизика обращается к сверхчувственным основам бытия, выпадающим, увы, из компетенции науки, но промыслительно освещаемым в Откровении. И сегодня, в ответственный момент истории, свершается беспрецедентное - знаменательное сближение двух вечно дистанцирующихся взглядов на мир.
Достаточно только преодолеть доминирующее в наши дни «левополушарное» мышление – ущербное однодумье, трагически упускающее смысл диктуемой им «бесшабашной» деятельности. Эта рациональная линия проявляется как интеллектуально – «непотопляемым» системным подходом, так и на практике – громкими техническими инновациями. А спасительное осмысление достигается другой стороной мозга, сразу устраняющей «разруху в головах», а именно - «правополушарной стратегией», тонко руководящей всей нашей ментальностью и ориентированной – важный момент! - на целое. Существенно при этом, что наш «правый мозг» эмоционально «сотрудничает» с сердцем. И предлагаемое новое видение исходит из наличия предзаданной целостности универсума, подвергая сомнению техногенные амбиции, а в особенности – все потуги к усовершенствованию и преобразованию природы. Нет слов – обязывающая заявка!...
Любая целостность, как скажем, организма, не составляется по частям, а скорее рождается от себе подобной или из идеи и замысла. Собственно, такая история и преподносится нам в Откровении, означающем «открытие». Истина открылась «сверху» -сразу и полностью - побуждая искренних людей к «перезагрузке» мышления.
Аналогичное прозрение в метафизике наступает через математический коррелят сквозной целостности мироздания в лице знаменитой «золотой пропорции». Давно установлено, что «золотой» организации следуют не только природные объекты, но и все шедевры искусства в любом жанре (см. напр., С.Эйзенштейн. Искусство кино. №6, с.7-20.1939). А отсюда, идя «обратным подобием», мы заключаем, что и мир сотворён непревзойдённым Художником столь же совершенным. Приходится расстаться с прежними «моделями»: пресловутый «большой взрыв» и эволюция – как досадные недоразумения мысли – уходят в прошлое и уступают место творческому процессу. Да и «теория самоорганизации», не видя в упор чудесной «золотой» гармонии, явно скомпрометировала себя. И наконец – NB! - находится даже адекватное описание духа – одного из главных деятельных начал, столетиями обсуждавшегося философами и получившего в итоге конкретно-нумерическую экспликацию «в золоте».
Поэтому отныне стирается грань между научным и библейским представлениями, а ссылки на Писание становятся вполне уместными и правомерными. Тем более, что события в мире развиваются сейчас в точности по предначертанному от века «сценарию». Бог пять раз на этапах творения повторил, «что это хорошо», а при создании человека - «и вот, хорошо весьма».
Но «лучшее – враг хорошего», а насильственная модернизация окружающей среды равносильна, очевидно, попыткам добавить (или стереть) пару-другую мазков к полотну Репина, «подражающему» природе (!), или несколько недостающих нот в сонату Бетховена. «Находясь в духе» и будучи конгениален Творцу, художник и порождает в своём малом уделе нечто схожее с Его «золотой продукцией» - самодостаточное и целостное, не нуждающееся в дальнейшем улучшении. Таков ключевой пункт новой парадигмы.
Техническая же мысль, тем не менее, неудержимо тщится потрясти нас чем-то новым. Но не всякое новое, как говорят, обязательно будет лучшим. А сейчас выясняется – и почему…
Теперь эйфория по поводу научно-технического прогресса сменяется сдержанностью. Вдумаемся в этимологию слова «индустрия»: «усердие» по латыни. Не получилось ли так, что мы попросту «переусердствовали», создав гору вещей, чуждых исходной целостности и провоцируя негативные побочные эффекты – принципиально неустранимые в свете изложенного? Вдобавок, переизбыток товаров не находит покупателя, уже имеющего, казалось бы, абсолютно всё...
...Ещё основатели «холизма» придавали «фактору целостности» мистический характер, считая его непознаваемым. А с христианской точки зрения речь идёт о вере, которая должна возобладать над «рацио». Именно через истинную веру мы и «подключаемся» к мировому целому, проявляя любовь к Создателю всего и вся. Уже Платон прозрел онтологию любви, полагая её «жаждой целостности и стремлением к ней»(!). А в современных терминах можно говорить о духовном выражении принципа дополнительности (Н.Бор) – каковой органически и «вмонтирован» в саму суть «золотой пропорции». Следовательно, через любовь мы восполняем своё «ограниченное» - физиологическое - целое до завершающего и духовно- трансцендентного.
Таким образом, «дух целостности» взывает не только к правильному миропониманию, но – что ещё важнее – приглашает встроиться всем своим существом и через сердце в предустановленную гармонию бытия и обрести тем самым высшую полноту жизни.
Итак, в переломный момент истории произошёл подлинный прорыв в мировосприятии и открылась метафизика библейского спасения. Она настолько прозрачна, что вполне доступна и даже очевидна для любого технократического ума - будь он только неповреждён и вменяем.
При «подключении» к исконной духовной цельности мира мы просто входим в резонанс с «нетварной энергией» Духа. И как во всяком резонансе, и здесь требуется лишь тонкая настройка – что и достигается через искреннюю любовь и молитву, обращённую к Творцу. А принятие подобной избыточной энергии и приносит подлинное счастье, венчающее праведную жизнь христианина.
Потому-то его целью и является – по Серафиму Саровскому – стяжание Духа Святого. Наш святитель блестяще продемонстрировал на опушке зимнего леса столь непреходящую благодать симбирскому помещику Н.А.Мотовилову, записавшему свои незабываемые впечатления...
Так, ещё недавно «непостижимое» наконец-то постигается рационально, и то, к чему наука подбиралась ощупью, открывается сейчас во всей значимости и ясности. В самом деле, «нетварной энергии» богословия отвечает энергия физического вакуума и торсионных полей, а изоморфизм «в золоте» нашего психо-соматического устройства (Суббота А.Г. «Золотое сечение» в медицине. СПб.1996; Рыбин И.А.Психофизика...//Природа, №2.1990) и организации Духа немедленно ведёт к благодатному резонансу. Словом, один из самых распространённых феноменов природы вдруг решительно заявил о себе и в духовной сфере...
Свершившееся прозрение бросает вызов неверию. «Сцена мира» меняется и срочно требуется перестроить мышление, а дилемма «быть или не быть» встаёт со всей остротой.
Вспомним предостерегающие слова Иисуса: «всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится...» (Мтф.12:31). Бессознательное или – того хуже - упорное отвержение Духа означает отрезанность от жизни как таковой. Иным словами, человек сам выписывает себе путёвку в небытие. И как не прискорбно, подобные случаи устранения «оппонентов» действительно имели место...
Скажем более, нет оправдания и тому, кто ставит преграду «благой вести», чьё жизнеспасающее значение подкрепляется сегодня ещё и «золотой» метафизикой. Заграждая её, разве не лишаем мы шансов ещё многим с открытым сердцем приобщиться к истине и спастись? Определённо, такое противление неминуемо навлечёт сокрушительный гнев Божий...
Впрочем, все мы «по обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13). А кроткие, уточним теперь – принимающие Дух – «наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс.36:11).
Михаил Быстров, кандидат физико-математических наук