Всё дышащее да хвалит Господа!
(Пс.150:6)
Несколько вольный перифраз Екклесиаста (3:4,7) в заголовке ведёт к новому пониманию - через тонкую настройку мира на животворящий источник в лице Св. Духа, Который во многих наших предшествующих работах ассоциировался с динамичной и трансцендентной целостностью бытия. Её простое выражение в «золотой пропорции»», а главное - непосредственное пребывание в ней, равносильно, по сути, библейскому познанию истины и достижению полного счастья в обещанной благодатной ойкумене - Царстве Божием.
Открывшаяся «метафизика спасения» подтверждается и рациональной категорией - универсальным отношением эквивалентности, включающем в себя изоморфизм «земного» и «небесного», а более общо - подобие, высоко ценимое Платоном и осознаваемое ныне - вкупе с целостностью! - через созидающую любовь. Таким образом, торжествует гармоничное «живознание», или подлинная «мудрость, сходящая свыше» (Иак.3:17), и предоставляющая нам исчерпывающую и достоверную информацию для принятия правильного решения.
Решающее «одухотворение» бесчувственного отношения. Это понятие чрезвычайно ёмко, охватывая всё, что только можно вообразить: отношение элементов системы, внутреннего и внешнего... и - подчеркнём особо - части и целого. Вообще, у отношения двоякая роль: (1) фиксация различия и тождества сущих и (2) выражение значимости одного сущего для другого (В.Сагатовский. Авторский словарь. СПб. 2011, с.89). Сразу отметим, что по линии первого варианта функционирует наше сознание, а второй ничто не мешает отнести даже... к любви.
Для любого понятия известна обратная связь между его содержанием и объёмом. Тогда, если сужать «содержательные» межличностные отношения к той же любви, то «объёмный» контингент предающихся ей должен, казалось бы, возрасти. О том, собственно, и вещают главные заповеди Христа (Мтф. 22:38-40), образующие основу великого замысла Божия.
Усиливает сказанное и духовная трактовка трёх аксиом, сопутствующих отношению типа равенства. (1) Рефлексивность бинарного отношения R для всякого объекта х означает его обращённость на самого себя - xRx. Тут же вспоминается наставление апостола: «мужья должны любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:28, 29).
Что касается (2) условия симметричности xRy → yRx, то оно прозрачно и без пояснений, а (3) транзитивности xRy & yRz → xRz вполне удовлетворяет сентенция «друг моего друга и мне тоже друг».
Однако, необязательность (3) приводит к толерантности - отношению знакомства или дружбы с ближайшим окружением. Толерантность зиждется на терпимости и не затрагивает сердца, почему и не может глубоко сплачивать, а тем более - простираться на высшую реальность.
Таким образом, вскрытый «интерсубъективный» аспект отношения позволяет ввести эту доселе сухую категорию в новый круг, обнимающий собой наконец и эмоциональную сферу человека. Будучи отголоском «цельного знания» В.Соловьёва, засиявшее гармоничное миропонимание должно, очевидно, стать адекватным столь же великолепному целостному мироустройству, отмеченному изумительной «золотой» метрикой.
И апостолы призывали «быть совершенными во всей полноте» (Иак.1:4)... чтобы «исполниться всем, что угодно Богу» (Кол.4:12). А быть совершенными - «как совершен Отец ваш небесный» (Мф.5:48) - подразумевает, конечно, и обретение даруемой Богом премудрости. Попробуем приблизиться к ней на путях «взаимно однозначного соответствия» - испытанного и проверенного во многих областях принципа...
Изоморфизм в роли надёжного моста между «однотипными системами». Под последними - несколько забегая вперёд - будем в пределе разуметь два слоя бытия., духовный и материальный, в чьём переплетении издавна барахталась философия, решая свой мучительный «основной вопрос».
За сходную проблему бралась и гештальт-психология, пытавшаяся отчаянно разобраться во взаимоотношениях разума и «серого вещества». Новаторство заключалось в предположении изоморфизма перцептивных и мозговых процессов. Резонно допустить, что объективные «церебральные движения» в голове, лежащие в основе конкретного феноменологического опыты и коррелирующие с ним, изоморфны субъективному «qualia» и обладают аналогичной формой и структурой.
По недоразумению, однако, «ни одно другое понятие в психологии не принималось так искаженно и превратно, как изоморфизм». Дело в том, что задолго до заимствования ею этого термина он успешно применялся в химии, кристаллографии и математике. А поскольку там ориентировались на моменты, абсолютно чуждые концепции гештальта, недоверчивые психологи немного пугались...
Сказалась недооценка исключительной универсальности и продуктивности изоморфизма - а именно об этом и повествуется в мировом бестселлере «Гёдель, Эшер, Бах: это бесконечная гирлянда» (Дуглас Р. Хофштадтер, перевод на русский 2001). Автор выявляет глубокую связь значения с изоморфизмом, а также - убедительные и неожиданные параллели среди весьма отдалённых и разнородных областей, включая... дзэнбуддизм.
Его апелляция к музыке поясняется на вариациях, основанных на слегка отличающихся повторениях темы. Привычные для слуха вариации на заданную музыкальную тему сохраняются изоморфными до тех пор, пока сама мелодия остаётся узнаваемой. При переходе из одной тональности в другую может меняться состав нот, но их порядок инвариантен - благодаря чему и слышится прежняя мелодия.
Тем самым, по большому счёту, достигается идеальное сочетание разнообразия с единством - неподражаемая эстетическая симфония, исполненная с особым блеском в акте творения. Очевидно, близки тому и научные рассуждения об избыточной, или предсказуемой, информации вкупе с её неожиданностью (Е.Седов. В начале было слово. СПб.1994)
От изоморфизма к... изохолизму. Введённый курсивом неологизм отнюдь не надуман, а полностью оправдан целостным мировосприятием, основанным на осмыслении «золотой пропорции». Если коротко, то упомянутая «однотипность систем» отныне конкретизируется, обретая непотопляемый фундамент.
Собственно, и под гештальтом (Gestalt (нем.) - образ, фигура, персонаж) всегда подразумевалось некое целое, входящее в обнимающую его целостность сознания. Ещё одна любопытная деталь: для гештальта характерна «точка скрепления» - своеобразный центр тяжести или масс - служащая как бы «началом для построения целого». И хотя насчёт указанного «построения» надо поостеречься, точно такой же узловой пункт обычно фиксируют - в «золотой пропорции»! - на полотнах живописи или партитурах... Подобное «центрирование» имеет, очевидно, своей скрытой целью привлечь наше внимание к основной мысли, заложенной художником в его шедевре...
Исходя из «метафизики Духа», развитой нами в предыдущих работах и основанной на повсюду наблюдаемой «золотой» организации, подведём теперь все чудесные проявления изоморфизма под общий знаменатель. «Дух целостности» настраивает в унисон различные и весьма удалённые системы, внося, сплошь и рядом, «эмерджентные» и «сверхаддитивные» эффекты, не сводимые к тупой перетасовке уже имеющегося...
Современный неоплатоник уверял бы, греша, правда, замшелым анахронизмом, что так единое эманирует во многое. Но конгениальная догадка Платона о подобии, соотносящем второе с первым, отпраздновала сегодня свой ренессанс - находя убедительное «золотое» подтверждение.
Действительно, наша легендарная «самоподобная» пропорция - инвариантная относительно изменения шкалы, или масштаба - соотносит через подобие дольний мир с горним.
«Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт.5:1; 1:26; Иак.3:9). Этот ёмкий термин в Библии вместе со своими производными упоминается около 250 раз. И только сейчас удаётся транспонировать его глубокое значение в простую математику...
Тут уместно извлечь из полного забвения некогда «гремевший» отовсюду «фликер», или «шум 1/f». Когда он дебютировал в электронике, наука ещё кое-как пыталась его интерпретировать, но у неё совсем опустились руки после заполонения им буквально всей природы, а также экономики, колебаний интенсивности уличного движения, музыки во всех жанрах и т.д. Поразительная универсалия! Но спрашивается: мыслимо ли охватить одним физическим «механизмом» всё это многообразие?
Выйдя - вследствие своей тотальности - из компетенции академической науки, столь ошеломляющий феномен, к сожалению, прошёл мимо и философии. А достаточно только было обратить внимание хотя бы на его «масштабную инвариантность», констатированную в солидном журнале (Кешнер М.С. ТИИЭР, т.70, №2, 1982) - инвариантность, свойственную в равной степени и «золотой пропорции»!
Пусть не выглядит эпатажным заключение об изохолизме обеих данностей. Иными словами, «Дух целостности» отображается, с одной стороны, в повсеместную «золотую» метрику природы (1), а с другой, - в не менее вездесущий «фликер», сопутствующий бесчисленным открытым динамическим и совершенно разнородным «системам» (2). При наличии маломальской лабильности они с готовностью откликаются на «руководство» Духа. И оба явления, (1) и (2), роднит «скейлинг» - самоподобное устройство, опознанное, к счастью, и со стороны науки - в подавляющей «фрактальной геометрии природы» (Б.Мандельброт). Казалось бы, всё сошлось!..
Как видится наша техника - «органопроекцией» или... девиацией от природы? Разбор закавыченного термина, введённого (1877) с целью уподобления аксессуаров техники нашим естественным органам, был предпринят П.Флоренским (1919) с присущей ему всесторонней аргументацией. Однако сейчас пробивается несколько скорректированный взгляд на проблему - каковой, кстати, мог быть и у.о.Павла, если бы он удосужился привязать его к своему 50-страничному эссе по «золотому сечению» из того же программного труда «У водоразделов мысли». Досадный недосмотр или, быть может, не пришло ещё время...
А суть настоящей поправки в том, что поскольку наши изобретения не изоморфны внутренне творению Божиему, они не способны в полной мере структурно продолжить его. Бог творит с любовью - как и художник, воплощающий ту же целостность. Технарь же и ремесленник - ради самоутверждения и потрясения окружающих чем-то грандиозным и заведомо превосходящем природное... Так проявляется гордыня человеческая, достигшая скандальной вершины при возведении пресловутой Вавилонской башни. Бог пресёк эти амбиции (Быт.11:1-9) - хотя и по сей день дух инноваций витает над миром, а умопомрачительные премии раздаются направо и налево умопомрачённым горе-активистам...
Но вот сюрприз - эллины видели в techne искусство, мастерство и умение не только человеческое, но и божественное, трактуя это понятие под углом соразмерности, симметрии и меры. Мироздание мыслилось «технически» организованным как цельное и одушевлённое тело, пронизанное порядком, который базировался на числе (!). Особенно Аристотель отстаивал широкую интерпретацию techne...
Получается, современная необузданная техническая мысль отклонилась в сторону и зашла слишком далеко. Та же деформация настигла и греческий органон, означавший и часть живого организма, наделённую конкретными функциями, и некоторое орудие и средство чего-либо. Что важно для нас - органоном назывался и музыкальный инструмент, в частности оргáн - кстати, сходный по общему устройству и артикуляции с голосовым аппаратом... Словом, в то время не оставлялась надежда сымитировать рукотворными изделиями неотмирный «дизайн»...
Эта идея оформилась сегодня в прикладную науку бионику, соединяющую биологию и технику. И намёк на неё делает о. Павел: «историческая задача техники - сознательно продолжить своё органопроецирование»; ему вторит и Дю Прель: «техника должна возвыситься до сознательного подражания природе».
Однако, позволим себе уточнить заявленный лозунг... Подлинное «возвышение» до природы идёт скорее бессознательно - по образцу того, когда художник, вдохновляясь Духом и движимый любовью к процессу, творит свои «богоподобные» шедевры непременно «в золоте» - не догадываясь об этом! Потому-то, будучи «единосущными» и вне зависимости от жанра, они входят в единую сокровищницу культуры.
Иначе обстоит с орудиями, которым «присуща меньшая согласованность между собой». Именно! Они, увы, конструируются разрозненно и спорадически. Напротив, органы живого сопряжены максимально - как члены христианской общины (Рим.12:4...) - «ибо все мы единым Духом крестились в одно тело» (1Кор. 12:12...). Вот она - скрепляющая всё и вся инстанция!..
Так опознаётся чёткий «водораздел мысли», отделяющий «зёрна» от «плевел». Наши бравые потуги лепить орудия по образцу органов имеют ограничения, и конечный «облом» тем значительнее, чем больше мы отходим от Духа. А когда изобретаем ещё и высоко энергетические агрегаты, урон природе от побочных эффектов становится неизбежным и разрушительным.
Но Творец явно попустил и поощрил создание нами орудий, подражающих голосу и звукам окружающей среды.
Боговдохновенный взгляд на музыкальные инструменты. Как заметил богослов и проповедник Ж.Б.Боссюэ, «в человеческом теле, всё расположено с удивительным искусством» и «среди многих дел природы цель достигнута наилучшим образом». Не надлежало ли «венцу творения» в знак благодарности воспеть хвалу Создателю, используя доступные средства?
А таковые не только предусмотрительно «вмонтированы» в нас, но и служат прототипами музыкальных инструментов. Глаз, ухо, горло - «органические первообразы». Вообразим, что «к лёгким приделан воздухоносный канал вроде нежной флейты, которая открываясь более или менее, изменяет ток воздуха и даёт разнообразие тонам, а язык - смычок, извлекающий звуки...». Не означает ли это, что наряду или вместо запальчивой «технизации» наших органов, стоит подумать о другом их «искусственном» продолжении - в эстетическом плане?..
Оказывается, «наше восприятие звука возможно лишь после его... воспроизведения в самом слуховом аппарате - во внутреннем ухе... хотя звук и не разносится наружу». Отсюда - невольная аналогия между роялем и ухом: клавишы - барабанная перепонка, струны - кортиевы дуги, слуховые косточки (наковальня и т.д.) - замысловатая ударная механика...
Бесспорная древность музыкальных инструментов, и народных особенно тоже подтверждает их «идейно-функциональную» заложенность» в нашем теле. Творец от века восхотел внимать благодарностям в звуковых художественных образах, разнообразно аранжированных и полифоничных. Он и отрядил первого музыканта: родившийся в седьмом колене после Адама Иувал «был отцом всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4:21). Эстафету подхватил царь Давид, «сладкий певец Израилев», владевший несколькими инструментами, - чьи поэтические псалмы во славу Божию остаются вне конкуренции среди песен.
Примечательно, что во время игры на гуслях святой муж Илия принял дух пророчества (4Цар.3:15). И сейчас пробивается тому объяснение - через корреляцию Духа с вездесущим «законом 1/f», сопровождающим любое мелодичное музицирование.
Отсутствие нотных знаков у древних евреев усиливает версию о преобладании стихийности музыкального творчества - инструменты и мелодии, да ещё в разных регистрах, появлялись как бы сами собой, а точнее - под наитием Св. Духа, каковой был дарован и музыкально одарённому Давиду, трижды помазанному царём...
Будем настраиваться по образу рояля... Любой инструмент настраивается на то или иное соотношение извлекаемых звуков, а современное фортепиано - на равномерно темперированный строй. Так, благодаря звукорядовой и ладовой организации изначально «пустого механизма» на нём удаётся исполнять осмысленные произведения или, воплощая свежие идеи, создавать и нечто неповторимое своё.
Обсуждаемое сближение органического с механическим приобретает новый оттенок под эгидой Духа. Его роль остаётся неизменной - оживление адекватной ему структуры, или иначе - «симфонизация» или синергия семантики и синтаксиса. А на языке Библии, «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино» (1Иоанн 5:7).
Искусный мастер-настройщик, обладающий достаточным слухом, даёт роялю путёвку в жизнь. И нечто родственное для нас уготовил Создатель - запечатлевая своим Духом уникальную целостную организацию в нашей сущности. Надо лишь умело заставить её «зазвучать». Следуя Божьему промыслительному плану, мы призываемся - через стяжание Духа! - исполнить свою «мелодию жизни» и самореализоваться. А начинается всё с тонкой и молитвенной настройки на «подателя жизни» и цельности.
Обратим внимание на то, что наше общее эмоциональное состояние - настроение - всегда вызывается какой-либо объективной причиной - сменяющийся набор каковых и уводит порой от благостного Духа...
Глубокую связь музыки с Божьим домостроительством уловил Бах, творя постоянно «во славу Бога» («Soli Deo Gloria») - под патетическим эпиграфом, который имели большинство его партитур. Показательно, что непревзойдённый синтез гармонии и контрапункта у него не поддаётся анализу - как живое целое, не подлежащее расчленению. И Мартин Лютер считал музыку «чудесным даром Бога, совсем близким к богословию». Эта тема неисчерпаема, но формат заметки не позволяет более «растекаться по древу»....
Подведём итог. Завершилась многовековая история интригующей «золотой пропорции» (ЗП), пронизывающей все уровни бытия - стоило лишь распознать в ней экспликацию трансцендентной целостности. Её «лежащее под ногами» узрение оказалось, постфактум, вполне закономерным - в виду естественной нераздельности в ЗП онтологии и эстетики. Последняя, вопреки Канту, тоже целесообразна, выступая второй стороной одной и той же медали. Бог создаёт целостно-прекрасное мироздание, восхищающее любого с элементарным чувством красоты. А его-то, к сожалению, и недостаёт зацикленному на сухой логике «левополушарному» истеблишменту...
Замечательно, что судьбоносная встреча двух аспектов ЗП уже намечалась в прошлом, но, будучи разнесённой по времени, она осталась незамеченной. Леонардо да Винчи назвал нашу «Золушку науки» Божественной, а через 300 лет немецкий философ К.Краузе ввёл в оборот Божественную целостность универсума - скорее декларированную, чем обоснованную. И вот оба обязывающих эпитета и понятия, взывающих к высшему, наконец-то сошлись... в рукопожатии.
Наступившее эпохальное согласование двух «церебральных» стратегий мышления, трудившихся до того порознь и обеспечивших «гносеологическое разнообразие», ведёт к финальному единству миропонимания. Сошедшая «сверху» мудрость побуждает нас скоординировать с ней свои действия и, сделав правильный и решающий выбор, достичь подлинного счастья.
А метафизически дело сводится к «резонансной» рецепции разлитой «нетварной» энергии, обретаемой через искреннюю молитву в любви, - духовной энергии, наполнение которой и даёт нам ощущение неизречённой благодати. Такое спасительное вхождение, а точнее - возврат во вселенское целое, с коим, увы, случается разобщаться, проливает свет на смысл великого завета Серафима Саровского о стяжании Духа Святого.
Сопутствующее этому экстраординарному акту «преображение» известно многим верующим - служа конечным пунктом духовного восхождения.
Близкие интуиции посещали иногда и выдающиеся светские умы - словно сам Дух направлял их мысль и свидетельствовал о себе....
Сенека: «В нас живёт Святой Дух, свидетель и страж всего хорошего и дурного. Он обходится с нами, как мы обходимся с ним. Если мы бережём Его, Он бережёт нас». Точно подмеченная взаимность!..
Л.Толстой: «Один только есть у всех существ верный руководитель - всемирный Дух, который заставляет каждое существо делать то, что ему предписано».
Оказывается, в «зеркале русской революции» отразился ещё и один из самых щекотливых вопросов - о соотношении свободы и необходимости. Дух и в самом деле детерминирует поведение и мышление субъекта. Внимая надёжному «руководителю», субъект оптимизирует свои потенции, предусмотренные Творцом и практически заложенные... Духом. Метафорически говоря, так реализуется вечно спекулятивная «судьба», передаваемая индивидуальной «песней жизни» или «мелодией целого»...
Можно пойти дальше и продолжить музыкальные аллюзии на универсальном «фликере». В нём органически совмещаются (1) не воспринимаемые ухом низкочастотные «1/f - флуктуации» и (2) фурье-спетр звучащего произведения, иллюстрирующий музыкальную мысль композитора. Последняя накладывается на «Дух целостности» - в полной аналогии с модуляцией полезным сигналом несущей частоты в радиоэлектронике.
Нельзя ли сравнить предначертанную «мировую линию» человека с неким удачным муз-опусом? Тогда его безупречное исполнение со всеми аранжировками, сохраняющими аутентичность, уместно сопоставить с... историей жизни. Такое виртуозно-бережное преподнесение, завораживающее тонких меломанов, демонстрировал С.Рихтер - являя в нашем контексте скрупулёзное следование духу композитора, а по большому счёту - Духу Творца.....
Заключительный аккорд заимствуем у А. Меня. «Откровения Слова Божьего и научное исследование имеют различную природу. Однако в становлении целостного христианского миросозерцания они ведут к высшему синтезу, отражающему единую истину».
Благодаря осознанию глубокого смысла самого известного математического символа гармонии (ЗП) долгожданное объединение наконец и свершилось.
Приложение. Хотя нижеследующие соображения носят факультативный характер, они могут заинтересовать неравнодушного читателя.
С триумфом восторжествовал присвоенный «золотой пропорции» с лёгкой руки Леонардо да Винчи обязывающий эпитет - Божественная! Творец действительно наделил этой чудесной гармонией свой жизнедающий Дух, который - благодаря «изо-морфо-холизму» - и отпечатался в изумительной архитектонике мира.
Введённый нами составной термин, с виду громоздкий и несколько пугающий, вполне оправдан. Теперь изоморфизм, засветившийся по-своему в разных областях, обретает универсальность и общий смысл, диктуемый вышестоящей инстанцией. Дух безраздельно господствует в мире, наводя мосты между разнородными системами.
«Разув» на него глаза, легко обнаружить и завуалированные параллели в будто «непересекающихся», но явно присущих ему действиях. Дух оживляет исподволь то, что без него выглядело бы монотонным и механическим, и вносит интригующую нерегулярность, экспрессию и витальность...
Кардиологи заметили, что у здорового человека частота сердцебиений не фиксирована, а плавает относительно какой-то средней. Причём, эти медленные отклонения подчиняются... неумолимому «закону 1/f»...
Также обстоит и с частотами ступеней музыкального звукоряда: скажем, у ноты ля первой октавы стандартная частота в 440 Гц может варьироваться до 5 Гц в обе стороны без ущерба для качества звука - отчего и назвали эти области «звуковысотными зонами».
В их пределах квалифицированные музыканты могут различать до 10 интонационных оттенков - в чём и проявляется эстетический смысл понятия «зона». Получается, в ней данный звук или интервал могут иметь различные количественные выражения, сохраняя своё качество и название. Художественный замысел композитора и конкретная интерпретация влияют на выбор той или иной интонации зоны - определяя выразительные возможности исполнения. Иначе говоря, всегда остаётся место для «свободного интонирования» на инструментах и у певцов. «А где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).
С тем же успехом говорят и о зонной природе музыкального слуха - способности обобщать единичные явления в виде «множества» и узнавать его по воспроизведению первых... Тут уместно вспомнить о фундаментальной, интуитивно-логической, бинарности нашего интеллекта, восходящей, разумеется, к двойственной динамике Духа - по «сворачиванию» и «разворачиванию» целого...
Было замечено, что интонация музыкального произведения воспринимается как фальшивая, если она выходит за рамки зоны данного звука. Только внутри последней и вокруг номинала обеспечивается благозвучная гармония. Более того, зоны наблюдаются также в отношении темпа, ритма и тембра....
Но аналогичная универсальность отмечалась и у «фликера» музыки - по части высоты звучания и громкости. Отсюда напрашивается далеко идущее обобщение.
«Дух целостности» согласует динамику всех мировых процессов, обеспечивая единообразную настройку - экзистенциальную и ментальную. Первая завершается благодатным резонансом нашего «Я» с первичной духовной, или «нетварной энергией», а при второй празднуется единство «право-левополушарного» мышления, постигающего, наконец, общезначимую истину. И в обоих случаях ключевой данностью - в онтологическом и гносеологическом плане - выступает целостность, сходящая «сверху».
Подобно создавшему человека Творцу, который «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7), и профессиональные настройщики иногда считают, что у рояля есть душа, подлежащая правильной отладке. А сопутствующий резонанс, улавливаемый мастером, потому и означает - согласно этимологии - «откликаться» (лат.) или «давать отзвук» (фр.)...Также и христиане отзываются «всем сердцем и всею душою» (Мф.22:37; Мк.12:30,33; Лк.10:27), проявляя к Творцу любовь - каковая выступает именно первым «плодом Духа» (Галл.5:22).
На мельницу сказанного льёт воду и упоминавшаяся музыкальная интонация - «высотная организация тонов в их последовательности». В узком понимании - это мелодичный оборот, имеющий самостоятельное и внятное значение, а в широком - интонация выражает в звуках художественный образ, являясь душой музыки и основой музыкального мышления и общения. Она соприкасается с неповторимостью манеры и стиля исполнения, а в итоге знаменует экспрессивное и непередаваемое словами целостное единство звука и смысла... Надо только остерегаться лишней и вычурной стилизации...
Итак, музыка - «универсум общения человека и Бога» - стоящего, в идеале, за композитором, который, в свою очередь, «духовно присутствует» в чьём-то исполнении. А вездесущий Дух, действуя за сценой, неукоснительно цементирует единое целое. Он также побуждает «всё дышащее» восхвалять Господа - и не только словесно, но и одухотворёнными музыкальными приношениями.
П.Флоренский в «Столпе и утверждении истины» (М.2012) разбирает «постепенность исторического явления Духа» (с.115-147) - «по совершении времён и сроков». Столь чаемое «духоявление» (греч. «пневматофания») определённо состоялось; «теоретически» пневматологию закладывали три святителя - Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и Серафим Саровский, и многие подвижники веры, в особенности исихасты, на практике испытали на себе уникальное «обожение» и благодать Духа Святого.
А теперь «невидимое стало видимым», и тайна чудесной архитектоники Духа опознана уже рационально - по глобальному спектральному «закону 1/f», оказавшемуся, как и следовало ожидать, не по зубам науке. Его демонстрирует - даже не догадываясь об этом - и талантливый Homo Musicus, когда сочиняет или исполняет - под наитием Духа! - нечто мелодичное и радующее наш слух...
Приведём к месту строго обоснованные утверждения композитора М.Марутаева (Гармония мира. М. 2012): «консонансы выражают «золотое сечение» ( с.219), которое «сидит» и в темперированном музыкальном строе (220), и даже в безразмерной константе тонкой структуры (211), наделавшей много шуму в физике...
Попутно проливается свет и на метафизику вдохновения. Будем исходить из антропоморфного образа Духа у Иоанна Дамаскина (~675 ~750) и Василия Великого (330-379) - как «дыхания уст Божиих». В продолжение аналогии естественно заключить и о двух «возвратно-поступательных» фазах Духа. Действительно, при нашем дыхании во время вдоха поглощаемый кислород насыщает и «оживляет» мозг, позволяя ему «собраться с мыслями», а с выдохом «на гора» выдаётся результат - в словесной, вокальной или инструментально-музыкальной форме... Очевидно, та же принципиальная бинарность «движений» должна быть и «наверху» - если до конца идти за просветлёнными отцами Церкви.
Тогда становится прозрачным эффект подлинного в-дух-новения - поставляющего шедевры исключительно в «золотой» гармонии вне зависимости от жанра. Мастер-художник творит, в своём малом уделе, поистине «по образу и подобию Божиему» - интуитивно и беззаветно следуя Духу, водящему его рукою и мыслью...
«Назойливая» параллель Духа с дыханием перекликается с оценкой последнего основателем современной химии А.Л.Лавуазье (1743-94): «Из всех явлений жизни нет более поразительного и заслуживающего внимания, чем дыхание». Его он уподоблял горению, выделяющему огромную энергию. А сегодня в лёгких узрели самую мощную ферментную систему, управляющую многими метаболическими процессами.
Если ещё учесть и общую вихреподобную динамику, то Всесвятый Дух определённо - первообраз и прототип нашего дыхания, служащий истоком и «мехами» жизни не только отдельного организма, но всего в мире, призванного и способного его воспринять «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7). Следовательно, душа = физическое тело из некой совокупности химических элементов + животворящий Дух (ср. Быт.7:22)...
Резонируют со сказанным и ремарки из книги Иова: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (33:4) - всепроникающее дыхание, которое вместе с духом человека ещё и «даёт ему разумение» (32:8). Любопытно, что к тому же склонялся и Л.Толстой: «мысль - проявление Божеской силы». Глубокая посылка - чего, видимо, никто из имеющих ум психологов никогда не говорил и не думал...
И наконец, Господь напоминает через Исайю о всяком дыхании, им сотворённом (Ис.57:16). Скажем без преувеличения: наше дыхание - микрокосм дыхания Вселенной, представленного Духом Божьим, который как бы синхронизирует подопечный ему аналог и «основу жизни»...
Вернёмся к интригующему «закону 1/f», загнавшему - в силу своей неотмирности! - когда-то в тупик науку. Обратим внимание на обратную связь «золотых» чисел: 1/1,618 = 0,618 - с каковыми ассоциируются правая и левая логарифмические спирали. Они-то и аппроксимируют Дух, обуславливая, очевидно, и указанную примелькавшуюся гиперболу...
На её притягательную «сакральность» положили глаз японские физики и эргономисты, задумавшие построить на данной основе «человек-машинный интерфейс» (Oyo Butsuri - Прикладная физика - т.61, №7, 1992. с.690-97). Мыслилось повысить комфорт среды и условия жизни - «зарядив» приятными флуктуациями «1/f» различные потоки, обволакивающие человека в быту на производстве, - тепловые, акустические, световые и т.д.
По той же теме и мы получили два патента России с приоритетом 1992 и 1993 гг за № 2028081 и 2053803 (Быстров М.В., Заславский Г.Э., Кока Г.И.), а «в железе» - наложили на серийный напольный вентилятор модуляцию, имитировавшую... морской бриз. Но первая эйфория постепенно сошла на нет...
С тех пор произошла переоценка амбициозных планов. Обуревали сомнения: не важнее ли вместо копирования природных гармоничных процессов обраться к их скрытой причине, будь она доступна? Не разумнее ли, оставляя несовершенные технические подделки, приобщиться напрямую к первоисточнику всех благ? А в нём-то и был опознан незримый податель самой жизни, именуемый Духом.
К счастью, Бог промыслительно снабдил Свой Дух осязательно ясной «1/x -визиткой», замеченной, напомним, и в статике - в лице языкового закона Ципфа, Парето - в экономике. Лотки - в наукометрии и т.д. Сходную статистику демонстрируют био- и... техно-ценозы. Естественно, высокая наука спасовала перед столь тотальной гиперболой - в бессилии подобрать объясняющий физический механизм.
Небывалый случай требовал и особого подхода, а именно - приписать всё действию общей организующей силе, настраивающей на одну «волну» самые различные по природе открытые системы. В итоге, разорвался наконец-то порочный круг из объяснений одних физических явлений через другие, и такая вечная тавтология «внизу» эффектно разрешалась «наверху»...
Восторжествовавший расширенный взгляд позволяет с единой - метанаучной - позиции посмотреть и на «распределение ролей» в духовном мире. Помогает аналогизм, уподобляющий горний и дольний миры; да и старый тезис Протагора о человеке как мере... ведёт туда же...
Сегодня нащупывается параллель между первыми частицами вещества и элементами языка - буквами и звуками (Вопросы философии, №6, 2014, с.9-184).. Но как из полностью незнаменательных букв складываются знаменательные слова? Сдаётся, что подбираться к проблеме и тут надо скорее «сверху, чем «снизу», то есть не от частей к целому, а наоборот и, следовательно, - от смысла...
Исходя из догадки о синтезе в языке континуальности и дискретности (там же), предположим о тесном сплаве в нём «непрерывного» смысла и его «прерывистого» выражения, или семантики и синтаксиса. А такое непостижимое обстояние не лепится самопроизвольно, а предусмотрено и «дектретируется» лишь общим замыслом. Вследствие высшего статуса он и просачивается во многие сферы...
На метафизику дела пролил свет ещё Н.Кузанский: «В едином Боге свёрнуто всё, поскольку всё в Нём; и Он развёртывает всё, поскольку Он во всём». Гениальный афоризм отныне получает и конкретную интерпретацию - через абрис логарифмической спирали, причастной динамике Духа. Сразу припоминается корпускулярно-волновой дуализм квантовой механики: его аспекты видятся теперь геометрически - через призму «свёрнутой» и «развёрнутой» частей спирали...
Словом, на авансцену в роли протагониста выступает вихрь - реанимируя окончательно производные от него концепции Анаксагора, Декарта и многих других, а также возрождая модель вихревых атомов Кельвина. Но последние уже рождаются не из пресловутого эфира, а из ничего - «свёрнутой» духовной, или - как говорят богословы - «нетварной» энергии. Тем самым физика сразу освобождается от нескончаемых и мучительных поисков первоначала...
Говоря нелитературно - теперь «вихреизируется» заявленная «атомистская параллель» между языком и физикой (там же). Артикулируя фонемы и слова, мы гоняем своими лёгкими вихреобразный «внутренний ветер» - эксплицируя идеи и мысли. А Бог, воплощая великий замысел и начиная с «кирпичиков» мироздания, «завихряет» и консолидирует в них - через Слово! - свою «первоэнергию», превращая её в массу по знаменитой формуле Эйнштейна. Так, на фоне неощутимой «сплошности» возникают первые материальные микрообъекты, пока ещё не наблюдаемые впрямую, но идентифицируемые по взаимодействию друг с другом и следам-трекам, оставляемым в надлежащих средах и камерах.
С новой силой восторжествовало запущенное Платоном в философию и утвердившееся в теологии подобие - в котором, с неожиданным эффектом, воцарился вихрь. Притом решающим стало: (1) подчинение его движения закону логарифмической спирали, чьё удивительное свойство «изменяясь, оставаться всё той же» когда-то потрясло Декарта и Я.Бернулли, и (2) придание чудесной геометрической кривой ещё и «золотой» версии.
В результате самоподобная форма органически согласовалась с пропорционально-целостным содержанием - дав образ идеального первоначала, обуславливающего повсюду встречаемые в природе спиральную морфологию и «золотую» метрику. Воссияла и правота Аристотеля, будто «целое прежде своих частей», но с уточнением - о закладке целого «наверху» и дроблении его «внизу»...
В пандан сказанному осознаётся и элегантный перл теоретической физики, касающийся вихревого движения идеальной жидкости. Перед нами снова - прообраз искомого начала, который надо только «узаконить» логспиралью, сразу придающей движению смысл и... оживляющей его. Теперь и у закоренелого материалиста появляется шанс уверовать - если он вообразит себя как бы «погружённым» в указанную неосязаемую среду. Хотя корректнее говорить о независимом и «параллельном» её существовании вне пространства и времени...
Удивительные фиоритуры физической мысли! Её изящный плод мог бы показаться почти тривиальным - поскольку вихри в воде и воздухе вполне привычны. Но другое дело, когда теоретик обнаруживает их «на кончике пера» - словно его мысль вдруг встретилась со своей объективной «родственницей». В самом деле, согласно Аристотелю, любая непрерывность может мыслиться только через движение, а если она интеллигибельна, то, скорее всего, и относится к «пространству мысли». Тогда выявление в идеальной непрерывности вихрей - это просто констатация непременного наличия «мыслеподобного» движения, «параллельного» материальному миру...
На тему «чистого» движения рассуждали многие философы. Но наиболее явственно понятие об «абсолютном движении», которое довлеет себе и не требует движущегося тела, выражено у А.Бергсона (1859-1941). Поклонник интуитивизма и философии жизни призывал обратиться к собственному сознанию, чьей «тканью» является длительность в виде непрерывной смены состояний.
Поскольку неделимость durée философа предстаёт как целостность её субстанции, то за ней явно просвечивает Дух. К нему же клонят и сентенции Бергсона о жизни-целостности и об интуиции-симпатии, обеспечивающей творчество и являющейся определённо даром Божьим. Заслуживает внимания недавняя работа о корреляции durée Бергсона с музыкой импрессиониста К.Дебюсси (Научный вестник Моск. консерватории, 1(16). 2014).
В масть сказанному приведём цитату из книги «Числа - основа гармонии» (музыка и математика), сер. «Мир математики», т.12, М. 2014, с 102): «Некоторые композиции Дебюсси также подчиняются правилу золотого сечения или описываются числами Фибоначчи. Начало «Диалога ветра с морем» в его произведении «Море» состоит из 55 тактов, которые делятся на группы по 21, 8,...5 и 13 тактов, а «золотой» такт под номером 34 отмечен нотой, исполняемой на трубе».
...Разумеется, самое универсальное в природе движение послужило лишь отправной точкой в познании. Экстраполируя вихри из трёх измерений в «бесконечно-мерие», мы приходим к высшей органической и динамической целостности, которая уже не представима нашим скудным воображением и за которой стоит любящий Творец, рационально непостижимый и взывающий к вере...