О проповеди инфантилизма

Размышления после статьи Д.Соколова-Митрича «Счастливый человек - враг экономики»

Семья 
0
895
Время на чтение 8 минут

«Счастливый человек - враг экономики» - статья, написанная Дмитрием Соколовым-Митричем со столь интригующим названием просто не могла не вызвать читательского интереса, о чем и свидетельствуют размещенные в конце материала комментарии, в целом положительные. Главная идея автора, насколько я ее понял: не будь богатым и останешься счастливым. Подобный взгляд на жизнь - составная часть русского менталитета, отчасти был присущ в прежние времена и богатым людям - отсюда жертвенность отечественных купцов и промышленников дореволюционной России на храмы и различные благотворительные проекты, а в допетровскую эпоху - завещание значительных денежных сумм и даже имений монастырям. Однако прав ли Дмитрий, призывая сограждан избегать личного экономического процветания? Рассмотрим его аргументы. «Грустные лица, истерзанные нервы и депрессивные настроения - неизбежное побочное явление экономического роста. По крайней мере в тех странах, которые впрягаются в европейскую систему ценностей». Это - о москвичах и питерцах, равно как и о жителях многомиллионных мегаполисов вообще. Однако думается, что депрессивные настроения и грустные лица - следствие не столько экономического роста, сколько его кризиса. Более того, никак не преизбыточествует счастливыми лицами своих обитателей и отечественная глубинка. На необъятных российских просторах она встречает нас покосившимися заборами, из-за которых виднеются давно нечиненые крыши деревенских домов; и предприятиями, при виде которых так и вспоминается «Пикник на обочине» братьев Стругацких. И именно в провинции множество людей впадает в депрессию, теряя работу, смысл жизни и оказываясь в тисках повального пьянства - часто от гнетущего чувства безысходности.

К слову сказать, в своей статье Дмитрий приводит довольно странное сопоставление: «Среднестатистический японец в 5 раз богаче поляка, а процент счастливых людей в этих странах одинаковый». Дело в том, что ментальные установки, равно как и миропонимание, японцев и поляков настолько различны, что любое их сравнение выглядит некорректно: у этих народов слишком разное видение жизни и смерти, и отсюда совершенно полярные представления о счастье. Но это так - небольшое отступление; возвратимся к рассуждениям автора, которые он, для пущей убедительности, иллюстрирует историей жизни некоей выдуманной семьи: «Жила себе семья в панельной двушке, оставшейся от родителей, денег хватало на самое необходимое, дети видели, что родители еле сводят (но сводят!) концы с концами, и особо не выпендривались. Скромный досуг семья проводила традиционно: ходили в театры, музеи и походы по красивым местам подмосковья-ленинградья. Читали книжки, пели под гитару, когда дома собирались гости, и на вопросы социологов, счастливы ли они, эти люди пожимали плечами: «Да вроде счастливы»». Идиллия, ничего не скажешь, причем, чтобы не разрушить ее, Дмитрий делает важное уточнение: семья живет в двушке, оставшейся от родителей, т.е., следовательно, их уже нет в живых. Однако думаю, что большинство читателей со мной согласятся: у большинства небогатых супругов, имеющих маленьких детей, родители живы и в основной массе случаев ютятся с «молодыми» в панельной двушке (а то и - знаю примеры - однушке). И такие ситуации типичны, ибо никто не будет спорить с тем, что семьи родителей-детей нередко живут вместе - отдельная квартира сейчас более чем дорогое удовольствие, особенно для тех, кто еле сводит концы с концами. Изо всех своих увядающих сил родители помогают детям поддерживать их тихое семейное счастье: например, сидят с внуками, когда «молодые» отправляются в какой-нибудь недорогой дом отдыха, нередко «забывая» оставить бабушке с дедушкой деньги на продукты для ребенка. Попутно замечу, что хорошие столичные театры бедным семьям далеко не по карману, так что остаются только музеи и походы по красивым местам. Да и те в современных условиях маловероятны, ибо если семья еле сводит концы с концами, то это означает, что, по меньшей мере, один из супругов трудится на двух-трех работах и в выходные он либо отсыпается, либо... вообще не имеет оных - такое ведь тоже бывает.

Но речь не об отдельных бытовых деталях из жизни описанной Дмитрием семьи. Автор, быть может, сам того не ведая, описывает весьма серьезный недуг, поразивший постсоветское общество - социальный инфантилизм таких вот счастливых семей - в том числе и православных - с ярко выраженной тенденцией свалить свой проблемы на ближних - престарелых родителей, прежде всего. Ведь помогают же они молодым: и ремонт вместе с ними делают, и вносят свою посильную лепту в оплату детских кружков и секций - как известно, весьма недешевых. В общем-то, это неплохо: пожилые мамы и папы чувствуют, что нужны, счастливы от возможности возиться с внуками. Но вот в чем проблема: нравственная обязанность «молодых» приложить все усилия для обеспечения достойной старости своих родителей. Именно приложить усилия, спору нет - это непросто, ибо в постсоветской России многие уважаемые и по-настоящему мужские профессии (военный, инженер, врач, преподаватель) низкооплачиваемы. И возникает вопрос: должен ли муж менять привычную, престижную (хотя и нерентабельную с финансовой точки зрения), работу на предпринимательскую деятельность - а только в этой сфере и можно, в большинстве случаев, заработать и обеспечить своей семье достойное существование. Насколько я понял из статьи, Дмитрий дает на этот вопрос отрицательный ответ на следующем примере: «И вот однажды им улыбнулась удача. Папа стал больше зарабатывать. Экономика сообразила, что ей необходимы специалисты в реальном секторе. И нашла папу. Сначала все обрадовались. Сделали в двушке косметический ремонт, купили маме шубу, папе хороший мобильник, детям игровые приставки, собаке роскошную искусственную кость и всем вместе - бескрайний плазменный телевизор. Потом взяли в кредит корейский автомобиль. Папа стал торчать в пробках и позже приходить домой. Мама начала ворчать, что ей некуда выйти в своей шубе. Дети целыми днями стали резаться в стрелялки, у них упала успеваемость, родителей первый раз в жизни вызвали в школу».

Странная логика, ибо вовсе необязательно покупать детям игры-стрелялки и торчать на машине в пробке - именно по причине оных многие состоятельные люди перемещаются по Москве на метро; думаю, Дмитрию это прекрасно известно. Раздражение мамы? Нет причин: а театр или кино? А поездки в неплохие дома отдыха, а выходы в ресторан или рождественское путешествие в Финляндию, например? Что в этом плохого? И, самое главное, о чем не упомянул автор (впрочем, это естественно, в описанной им семье родители умерли) - помощь ближним, отцу с матерью, прежде всего. Да вместо шубы или корейского автомобиля можно купить для них путевку, скажем, на Кипр или обеспечить им достойное лечение в хорошей больнице или поликлинике, приобрести им недорогую машину - для поездок на ту же дачу. Дети, просиживающие в жж? Вовсе необязательно; напротив, у родителей появилась возможность отдать, скажем, сына, в хорошую футбольную секцию, о которой раньше они мечтать не могли и только отводили глаза, когда ребенок просил их об этом... Но, увы, Дмитрию подобные, направленные на помощь ближним, финансовые решения семьи неинтересны, он о другом - о шипящей жене, ссорах и являющемся во сне прадедушке с призывом жить счастливо. Все это кончается семейными изменами. И как вывод: «Нам так долго твердили про «не в деньгах счастье», что мы теперь не готовы мириться с другим тезисом: «не только в деньгах счастье». Деньги - это как объем двигателя автомобиля. Есть оптимальное сочетание массы транспортного средства и мощности движка. Чрезмерное отклонение от этих пропорций чревато катастрофой. Деньги всего лишь расширяют возможности, а это еще не счастье, но уже испытание. «Не справился с управлением возможностями» - этот диагноз примеряют на себя все больше жителей крупных и богатеющих городов России и всего мира». С мыслью о том, что деньги расширяют возможности, но не приносят счастье, согласен безоговорочно, равно как и с тем, что увеличивающиеся финансы - серьезное испытание, но в не меньшей степени испытанием является также и бедность, о чем я и попытался сказать в своей полемике с Дмитрием. Лично мне известно достаточно много бедных и несчастливых семей, причем их проблемы не столько в отсутствии денег, сколько в мышлении, в нежелании что-то менять в своей жизни и, как следствие, взять серьезную ответственность за своих близких - детей и престарелых родителей, прежде всего. При этом их социальный инфантилизм нередко прикрывается православным мировоззрением. В таких семьях «молодые» могут совершенно спокойно перекинуть часть своих проблем, например оплату квартиры, на пожилых родителей и жить в свое удовольствие. Такое вот уютное счастье за счет других с непререкаемой мыслью о том, что это - совершенно нормально и даже очень по-христиански. На мой взгляд, это и не нормально и не православно. И вот что интересно: среди моих знакомых немало незамужних девушек «до тридцати». Искренне верующие, порядочные и воцерковленные, хорошо образованные и, при этом, хозяйственные, на мой вопрос о будущем спутнике жизни они, в большинстве своем, дают типичный ответ: «Только не православный». И поясняют свою позицию: «Юноши, коих мы видим в храме, слишком инфантильны».

Еще раз подчеркну уже высказанную мысль - помощь родителей нередко оправдана - в нашей стране достойные и по-настоящему мужские профессии низкооплачиваемы, и не вина многих современных мужей в неспособности в полной мере обеспечить семью, и в данном случае справедливо обращение за финансовой поддержкой к отцу с матерью. Однако вполне оправдан упрек тем главам семейств, которые и не пытаются изменить материальное положение своей «домашней церкви», сознательно перекладывая решение многих проблем на родителей. Когда же последние оказываются не в состоянии помогать взрослым детям, вот тут-то «молодых» и могут ждать серьезные испытания, ибо не секрет, что человек - это продолжение собственных привычек. И если перешагнувшие тридцатилетний рубеж муж и жена не научились зарабатывать деньги и не стремились к этому, им будет очень сложно это сделать на четвертом десятке своей жизни и их внутрисемейное счастье может разрушиться как карточный домик при первом же серьезном финансовом испытании.

В заключение приведу пример и притчу. Лет тридцать назад в семье американской пары Нэнси и Джима Дорнан родился мальчик, его назвали Эрик. Родители были счастливы, но спустя несколько часов после появления на свет малыша они узнали страшную новость: у мальчика открыта спина и не полностью сформирован позвоночник. В течение первых девяти месяцев жизни Эрик пережил одиннадцать операций. Джим и Нэнси не были обеспеченными людьми: он - инженер, она - врач-логопед. И вот ради того, чтобы спасти сына и в будущем - насколько это возможно для человека, обреченного всю жизнь провести в коляске - обеспечить Эрику счастливую жизнь, они занялись бизнесом и стали миллионерами; подчеркиваю, они это сделали только по одной причине - спасти сына и сделать его жизнь счастливой.

Теперь притча; собственно, она станет ответом на следующий аргумент Дмитрия: «Вы стали зарабатывать в 2 раза больше? Поздравляю: у вас появилась замечательная возможность подарить себе какой-нибудь высококачественный геморрой».

Итак, молодой и респектабельный человек приходит в организацию, занимающуюся продажей земельных участочков, желая приобрести один из них. Ему предлагают лучший: рядом дорога, лес, озеро и речка, но в конце задают вопрос:

- А у Вас деньги-то на участок есть?

- Да, разумеется - слышат в ответ.

Далее наш герой направляется в фирму по изготовлению домов и желает, чтобы на приобретенном им участке построили целый особняк. Ему предлагают лучший проект и в конце задают стандартный вопрос о наличии денег и слышат утвердительный ответ.        Спустя некоторое время возле приобретенного участка с шикарным домом, великолепным прудом и разбитым садом останавливается дорогой автомобиль, из которого выходит знакомый нам молодой человек, он открывает заднюю дверцу и помогает выйти из машины двум пожилым уже людям - его родителям. Они открывают ворота и заходят внутрь территории. Потрясенные увиденным, «старики» садятся на лавочку рядом с домом, и папа, огладываясь вокруг и умиленно вздыхая, произносит:

Эх, благодать-то какая! А ты все, сынок, твердишь: «Деньги, деньги».

Мораль этой притчи (равно как и истории семьи Дорнан) проста: ради того, чтобы увидеть счастливые лица своих близких, родителей, прежде всего, и стоит - по крайне мере, попытаться - отказаться от скромной жизни с путешествиями по подмосковью-ленинградью, и стать обеспеченным человеком, пускай и получив при этом некоторый «геморрой», но избавив от оного своих близких.

Игорь Ходаков, кандидат исторических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Ходаков
Запорожцы из другого мира
Гетман Хмельницкий был готов воссоединиться и с Турцией, лишь бы сохранить привилегии
19.03.2019
Постхристианство и ислам - возможно ли мирное сосуществование?
Мусульманам нужно, считает историк Игорь Ходаков, вернуться в доваххабитское интеллектуальное Средневековье
19.03.2019
Постмодерн, господа!
О статье Д.Соколова-Митрича «Безответственное мирное зверье»
02.03.2015
Когда рядом нет Христа
Размышления о трагедии Эвальда Васильевича Ильенкова
05.08.2012
Христианин на татами
Противоречат ли занятия боевыми искусствами православной вере? Ответ на статью иеромонаха Нектария (Морозова) «Если тебя ударят по правой щеке...»
12.04.2012
Все статьи Игорь Ходаков
Семья
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Формула семьи: Скачковы
«Господь помогает нам руками других людей»
20.11.2024
Для выживания России нужны радикальные меры!
О плюсах и минусах обновлённой демографической стратегии
19.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06