17-18 мая 2011 года в Казани прошел учредительный съезд Ассоциации Родительских Комитетов и Сообществ (АРКС). Конечно, АРКС прежде всего ассоциируется с именем Валерия Неталиева. Юридически он не мог считаться председателем, потому что никогда не было учредительного съезда с принятием Устава ассоциации, а значит, ассоциации не существует, не прописаны полномочия руководящих органов. Не существует и председателя того, чего не существует. Но если откинуть эти досадные юридические происки, то Неталиев по праву считался председателем АРКС.
Инициатором созыва съезда Неталиев не был, но с самого начала его приглашали неоднократно и письменно, и в личных разговорах. Выступление Неталиева на съезде было заявлено организаторами уже в первых рассылках повестки съезда. На все вопросы и идеи по съезду Неталиев отвечал так же, как всегда отвечал на любую инициативу снизу: мол, смотри, делай, как знаешь.
Однако Валерий Неталиев практически в ночь перед съездом, когда все участники съезда были на пути к Казани, разослал письмо, в котором объявил съезд нелегитимным. Вопрос: зачем он это сделал? Такой номер был бы понятен и ожидаем, если бы он изначально заявлял свою резкую отрицательную позицию по отношению к съезду, но он об этом заявил тогда, когда участники уже не имели выбора - они все были в пути, и, узнав о письме уже в начале съезда, автоматически получались раскольниками, даже если бы тут же свернули мешки и разъехались по домам.
Очевидно, что у Неталиева были веские причины так поступить. Об этом говорит стремительность и коварство его действий. Что такое мог сделать съезд, ради чего этот съезд и его участников пришлось так подставить?
На съезде рассматривались всего три вопроса:
1. Учреждение Ассоциации, т.е. принятие Устава;
2. Выбор руководящих органов;
3. Резолюция по проекту «Форсайт Детство 2030+»
Была ли актуальность рассмотрения этих вопросов?
1. О необходимости наконец-то сочинить и принять устав говорилось на вебинарах и скайп-конференциях уже очень давно. Первые самодельные уставы стали расходится уже в феврале 2011 года, когда только начал работать интернет-штаб. Сама ситуация юридической нелегитимности ассоциации, от имени которой уже пишутся письма Президенту, многих смущала. Стоит отметить, что Валерий Неталиев сам не стремился предложить учредительные документы и методично блокировал все попытки привести в порядок юридическую самодостаточность АРКС. В любом случае на лицо факт - без учредительных документов и Устава АРКС де-юре не существовало, так что попытка созвать съезд уже хотя бы ради этого уже оправдывает съезд.
2. Выборы руководителя являются прямым следствием принятия Устава. В общем, никто не собирался смещать Неталиева. Более того, когда возникал вопрос, если не Неталиев, то кто, на этот вопрос все отвечали: «Только не я». Но в то же время, к Валерию Шапхатовичу давно предъявлялись справедливые претензии, что он от имени АРКС озвучивает несогласованные резолюции. В этом ключе съезд АРКС также был уместен. Нужно было сделать понятными полномочия Неталиева.
Другими важными итогами съезда должны были стать появления рабочей структуры АРКС и достоверных списков членов ассоциации.
3. Наверное, за последние полгода нет более обсуждаемой в активной среде родителей проблемы, чем проблема форсайта «Детство 2030». Можно утверждать о наличие следующего списка мнений:
- Все родители и специалисты признавали, что форсайт «Детство 2030» - это очень плохо;
- Большинство родителей считают, что участие родительских комитетов в программе «Детство 2030+» - плохо;
http://andrei-vf.livejournal.com/82721.html?nc=2
http://kulturolog-ia.livejournal.com/61465.html?view=16921#t16921
(например, комментарии 152, 158, 164);
- Многие члены Родительских комитетов сомневались, но после семинара (первого этапа) стали считать, что это плохо. (Например, в Московском Городском Родительском Комитете три (!) раза проходило общее собрание, посвященное именно участию родительской общественности в форсайте плюс, были заслушаны доклады и выступления разных людей, в том числе нескольких участников семинара с Поповым. Итогом этих собраний стал проект резолюции о том, что МГРК выходит из форсайта плюс);
- Часть сомневающихся осталась в сомнениях после семинара;
- Меньшая часть после семинара стала утверждать, что форсайт плюс - это хорошо.
Тут стоит отметить, что Неталиев обещал широкое обсуждение итогов первого этапа, на основании которых будет принято решение, работать ли с Поповым (разработчиком форсайтов) далее. Однако без всякого обсуждения появились попытка продолжать форсайт плюс, в том числе положительные реакции ЕдРоссов и некоторых священников на новый форсайт. Все это чрезвычайно смущало родительскую общественность. В блогах стали появляться статьи, что родкомы продались Попову. Недовольных активистов ассоциации Неталиев стал выключать с вебинаров или выходил из скайп-коференций сам. Вся эта ситуация делала съезд, в повестке дня которого стоит обсуждение форсайта, крайне актуальным и даже необходимым.
Каких решений съезда опасался или даже боялся Неталиев, что не поехал и объявил всех участников раскольниками?
Может, он боялся, что его не переизберут Председателем? Забавно, это что же тогда за лидер, который боится прямых выборов? Поразительны слова Неталиева: «Я без Боровиковой не поеду, меня там съедят!». Воистину, слова не мальчика, но мужа! Становится непонятным, кто мешал поехать Боровиковой?
Кстати, в этом вопросе Валерий Шапхатович был не прав. Есть видео со съезда, доказывающее, что его там ждали и готовы были предоставить место в руководстве. Правда, не Председателя, ибо по Уставу у АРКС теперь нет Председателя, а есть коллегиальный орган из пяти человек. Структура менее мобильная и динамичная, зато демократичная и в состоянии выражать исключительно мнение ассоциации, а не кого-то лично. Должность председателя правления, которая досталась Сергею Иванову, - это должность исполнительного органа, Неталиеву она на самом деле не интересна.
Остается два вопроса, которые могли испугать Неталиева: принятие Устава и резолюция по форсайту. Прежде чем перейти к разбору опасностей для Неталиева, скажем об участии в работе съезда о.Георгия (Шестуна). Он довольно тесно общается с Неталиевым, и как показали его выступления на съезде, полностью его поддерживает. О.Георгий был активным участником семинара «Форсайт плюс». При этом он фигура значимая, его присутствие на съезде придавало собранию вес и даже легитимность. Зачем отец Георгий пришел на съезд, зная о реакции Неталиева на это мероприятие? Ведь можно было ему просто игнорировать съезд, и рейтинг мероприятия стал бы ниже. Кстати, отец Георгий не называл съезд раскольническим и нелегитимным. Он готов был остаться на съезде, если из повестки дня исключат вопрос о принятии Устава. Когда было принято решение все-таки принимать Устав, он покинул съезд, но вернулся, чтобы рассказать о своем видении форсайта плюс. Во время своего выступления он убеждал присутствующих, что работа родителей и экспертов в рамках этого плюса очень важна и плодотворна, и ее нельзя прекращать.
Отец Георгий отчетливо выступил против принятия Устава и против отрицательной резолюции по форсайту. Конечно, это его право, да только на съезде стали известны некоторые подробности, которые участники услышали из уст довольно известной и компетентной Ирины Яковлевны Медведевой (Директор института демографической безопасности, психолог, публицист, автор серии книг «Школа православной семьи», многие годы борется против ювенальных технологий). Вот видео: http://arks.org.ru/archiv/wmv/1y_den_cyezda_Medvedeva_vstuplenie.wmv и стенограмма части ее выступления:
«Принято подчеркивать, что человек высказывает свое личное мнение, вот я высказываю, конечно же, свое личное мнение. Вчера у меня был такой очень тяжелый разговор как раз с отцом Георгием и с Андреем Болдыревым (Самара), который тут присутствовал, наверное сейчас придет. Мы встретились просто за столом в трапезной храма при кладбище. Я очень растерялась от того натиска, которого я даже не ожидала, прессинга даже, я не привыкла в таком тоне разговаривать, особенно с теми, кого считаешь своими: вот вроде православные люди приехали, но давление было оказано какое-то небывалое просто. Что касается этого Андрея, то он с огромным упреком сказал мне: «А вот те, которые против форсайта, прикрываются Вашим именем!». Ну я хотела ему сказать: «Пусть те, которые за форсайт, прикрываются Вашим именем». Я постеснялась. Наверно, если какому-то человеку доверяют, значит он старался не обманывать по возможности, поэтому его имя что-то значит. Но мне не удобно было ему это сказать, но Вам я сейчас это говорю, что я была в полной растерянности».
Поразительно, не правда ли! Стоит отметить, что это было произнесено в первый день съезда, значит, когда Медведева говорила про «вчера», это про день перед съездом (в Казани в это время проходил круглый стол).
Нужно отметить, что на о.Александра Ильяшенко оказывалось постоянное давление. Особенно интересен один звонок Неталиева, который предложил «перемирие» взамен на то, что АРКС не будет публиковать свою резолюцию по форсайту.
Из всех этих материалов становится очевидным, что Неталиеву нельзя было допустить отрицательной резолюции по форсайту. Принятия Устава он тоже боялся, ибо после того, как АРКС стала живой организацией, ее заявления принимают иной вес. Если бы Устав на съезде не был бы принят, то заявления одной не существующей организации были не большим блефом, чем заявления другой несуществующей организации. Теперь же живая, полновесная Ассоциация заявляет о выходе из программы «Детство 2030 плюс», да к тому же анонсирует свою программу с ближайшими мероприятиями уже в начале июля.
Могли ли Валерия Неталиева волновать другие вопросы? Думается, что вряд ли. Основные вопросы и задачи, которые собирается решать живая АРКС те же, что и заявлял Неталиев: борьба за процветание российских семей и развитие родительского движения. Люди, которые вошли в состав учредителей, все те, с кем он работал ранее в рамках АРКС и ИШР (интернет штаб родителей). Если бы его реально интересуют именно эти вопросы, то ничто не мешает ему вступить в АРКС и продолжить созидательную работу. Правда, теперь в рамках АРКС он будет ограничен в словах, и не сможет сказать от имени ассоциации то, с чем ассоциация не согласна.
Материалы по съезду и программе "Детство 2030 плюс" будут выкладываться на сайте Ассоциации: arks.org.ru.
Руслан Анатольевич Ткаченко, Московский Городской Родительский Комитет
23.05.2011