Славный город Кострома славится своими историческими памятниками. Он был основан в 1152 году, когда князь Юрий Долгорукий прибыл со своим войском в этот город, дабы защитить торговых людей от разбойников и заложил на Волге город-крепость. Здесь в Богоявленском соборе находится Федоровская икона Божией матери, к 300-летию Дома Романовых построено здание Романовского музея, сооружен великолепный театр Островского и в центре города, на площади, названной в честь купца Ивана Сусанина, стоит памятник Ивану Сусанину и неподалеку, между улицами Свердлова и Советской - князю Юрию Долгорукому.
В связи намечающимся в 2013 году празднованием четырехсотлетия со дня венчания на царство (1613) династии Романовых в губернский город Кострому потянулись всевозможные махинаторы от искусства, желающие подзаработать на вековой любви русского народа к династии царей Романовых. Подходя к музею Романовых в центре города, основанного императором Николаем II, на двери я увидела объявление о том, что выставка «Искусство Фаберже» находится в соседнем здании Дворянского собрания и указанием стрелки на соседний дом. Это меня несколько удивило, поскольку я пришла на выставку акварелей Великой княгини Ольги Александровны в здание Романовского музея Проспект Мира, 5.
Выставка родной сестры Императора Николая II всегда собирает целые залы зрителей. Ранее (с 2004 по 2007 г.) я помогала готовить О.Н.Куликовской-Романовой выставку «Искусство великой княгини» в музеях и выставочных залах Екатеринбурга (2004), С-Петербурга (2005, 2007) Москвы (2005, 2007),Тюмени (2006), Сургута (2007). Выставка всегда оставалась гарантом зрительского успеха, только за шестнадцать рабочих дней августа 2005 года в Москве, в залах Академии художеств РФ выставка собрала 16 тысяч зрителей, одна тысяча зрителей каждый день! Оставалось порадоваться, что с огромным успехом и прежней любовью зрителей выставка прошла и в Костроме.
Однако, объявление о выставке в соседнем здании меня не покидало... Было понятно, что часть посетителей, отдавших свою зрительскую любовь творчеству Августейшей художнице Ольге Александровне, должна почему-то посетить здание соседнего музея. К творчеству купца Карла Густавовича Фабереже я всегда относилась с интересом, посещая выставки ювелирных изделий мастерских Фаберже в Эрмитаже, Московском Кремле я, как акредитованный журналист православной газеты, написала статью «Пасхальные подарки от Фаберже» в 2003 году, когда в Патриарших палатах московского Кремля были выставлены великолепные изделия фирмы Фаберже приобретенные предпринимателем Виктором Вексельбергом.
Придя в здание Дворянского собрания, города Костромы, я узнала, что выставка «Искусство Фаберже» является коммерческой, музейным сотрудникам, пенсионерам и другим категориям граждан льгот никаких нет. Но на третьем этаже музея находится добротная постоянная экспозиция музея, рассказывающая о жизни купеческой Костромы в XIX-начале XX века, с многими интересными экспонатами: костюмами, самоварами, документами и фотографиями, ее могут осматривать льготные категории граждан...
Надо сказать, что прежде все музеи Костромского историко-архитектурного музея-заповедника находились под одной крышей на территории Ипатьевского монастыря, но вот уже почти семь лет как по благословению патриарха Алексия из монастыря выведены все музеи, и он живет своей православной жизнью. А многочисленные сокровища и музейные ценности экспонируются сразу в нескольких городских музеях. Больше всего костромичи жалели, что музей природы, со сказочными каменьями, зайками, и коллекцией бабочек оказался за стенами монастыря... Кроме того, Кострома тоже участница новогодней сказки, там, на улице Лагерная, дом 38 находится «Терем Снегурочки», где круглогодично сидят симпатичные девушки в синих шубках и пьют чай...
О творчестве Карла Фаберже я смогла узнать на втором этаже помещения Дворянского собрания. Экспозиция находится в одном небольшом зале, предметы в большинстве своем, расположены в фирменных коробках с надписью «FABERGE» на атласной подкладке упаковочных коробочек, видимо для пущей подлинности экспонатов. При входе в выставочный зал стоит охранник в синей униформе с кобурой на ремне, активно обращая на себя внимание. Великолепные предметы, сделанные в мастерских прославленной фирмы - резные каменные фигурки животных из самоцветов, цветы, предметы серебряной утвари и пластики. Глаз радуется...
Но спустя некоторое время я обратила внимание на странные подписи к экспонируемым предметам. Для каждой витрины сделана общая таблица этикетажа, где указан порядковый номер предмета, техника исполнения и материал из которого он сделан. Поразило большое количество портсигаров и изделий совсем маленького размера - фигурок, брошек, табакерок и мундштуков. Меня, как и всех зрителей, бесспорно привлекли великолепные портреты русских императоров - Александра II, Александра III, его супруги императрицы Марии Федоровны, императора Николая II, царевича Алексея Николаевича и другие любимые и узнаваемые лица. Каково же было мое удивление, когда я обратилась к этикетажу, чтобы узнать, кто является автором миниатюрного портрета, помещенного в красивую и драгоценную рамку,-я прочла: «Рамка, серебро, алмазы, стекло».
Стала рассматривать другие этикетки. Из восемнадцати портретов русских самодержцев, объединенных в трех витринах, оказались подписанными портрет государя Александра II и «запонки с изображением Елизаветы Петровны». Надо сказать, что все эти великолепные портреты русских императоров и членов императорской фамилии наиболее привлекательная часть всей выставки в Костромском музее. Но кто же виновен, в том, что привлекая посетителей на коммерческую выставку в здание Дворянского собрания, ликами знакомых и узнаваемых портретов русских царей - устроители не пожелали обозначить их имена? Оказалось этим вопросом задавались и другие посетители творчества знаменитого ювелира.
Портреты русских монархов, исполненные мастерами миниатюристами всегда отличались «изощренностью технического исполнения, отточенностью и законченностью письма, скурпулезностью в изображении костюма и аксессуаров. Ювелирные сами по себе, эти миниатюры были идеальным дополнением драгоценных вещей и главным атрибутом так называемых кабинетных изделий - официальных царских подарков, которые жаловали подданным империи и иностранцам за заслуги перед царем и государством, а также по случаю разных памятных дат, торжеств и праздников, например Рождества или тезоименитства Государя».
Одним из самых выдающихся произведений искусства Карла Фаберже является его знаменитой пасхальное яйцо «Трехсотлетие дома Романовых» из Музеев Московского Кремля. «Яйцо в память 300-летия дома Романовых. Яйцо из чеканного золота, поддерживается двуглавым орлом. На поверхности яйца размещены портреты царей и императоров Дома Романовых. Внутри яйца утверждены на оси шар голубой стали, на обоих половинах этого шара изображены золотой инкрустацией карты Российского государства:
А) при вступлении Романовых на престол,
Б) при царствовании Николая II».[1]
«Главным украшением этого пасхального шедевра служат восемнадцать миниатюрных портретов всех царствовавших представителей Дома Романовых, написанных акварелью по кости. И помещенных под выпуклыми пластинками из горного хрусталя. Рамки портретов выполнены из мелких алмазов - «монарших камней», которые обрамляют изображения».[2]
Следует сказать, что первоначально не на пасхальных яйцах, подарках от Фаберже, а именно на так называемых кабинетских изделиях, как портсигары и табакерки появляются миниатюрные портреты. Это были цветные высокохудожественные изображения, написанные мастерами миниатюристами. Главным эмальером Петербургского отделения фирмы Фаберже был в 1895-1917 гг. Николай Александрович Петров. Он работал и проводил много смелых и новаторских экспериментов вместе со своими братьями Дмитрием Александровичем и Николаем Александровичем Петровыми, владевшими эмальерной мастерской в С-Петербурге, на Лахтинской улице в доме 5, которая работала исключительно на фирму Карла Густавича Фаберже. В фирме Карла Фаберже художниками, работавшими в технике миниатюры, были Франц Бирнбаум, Василий Зуев, Иосиф Гофферт, Александр Петров, Марта Рафаэль.[3]
Кроме того, портреты Государей для медальонов писали знаменитые художники, Н.С. Самокиш и Валентин Серов. Так в Оружейной палате Московского Кремля хранится золотой медальон с портретом императора Николая II (8,9х7,4), выполненный Валентином Серовым по стеклу в технике акварели и гуаши, по заказу Карла Фаберже и подаренной вдовой художника Серова императорской фамилии[4].
Осмотрев выставку я поделилась своими мыслями с сотрудниками музея и оставила критический отзыв в книге отзывов.
Вспомнила, что при покупке билета в кассе музея, с надписью Государственное учреждение культуры «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», мне бесплатно выдали красивый билет, похожий на банковскую банкноту с водяными знаками и надписями на иностранном языке, что это билет в музей Фаберже из Баден-Бадена, с номерами телефонов и надписью, что он действителен в день продажи... Похоже господам из этого города выгоднее получать деньги за творчество ювелира Карла Густавича Фаберже в российской Костроме.
[1] Фаберже Т.Ф. Скурлов В.В. История Фирмы Фаберже: по воспоминаниям главного мастера фирмы Франца П.Бирбаума - СПб, 1992,- 104 с.,ил., с. 19.
[2] Мунтян.Т.Н. Фаберже . Великие ювелиры России: Сокровища Оружейной палаты.- М. - 2000.-208 с.,ил., с. 14.
[3] Фаберже Т.Ф. Указ. Соч., с. 54-55.
[4] Мунтян Т.Н. Указ.соч. каталог 218, с. 188.