10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.
11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,
20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
(Откровение Иоанна Богослова, гл.21)
«Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты» (Пс. 138:7, 8).
Образование драгоценных камней скрыто от глаз людей. Так, в неведомых толщах каменных пород, в глубинах земли, под страшным давлением, в какой-то момент в одной исчезающе малой точке происходит таинственное преобразование хаотичного скопления атомов в гармонично-стройный кристалл алмаза, рубина, изумруда. Из возникшей гармонии вытесняется все чуждое ей, все беспорядочное, и новое тело материи обретает прочность и вечность. Скрыты эти камни в глубинах, неведома их таинственная красота до времени, «пока в горах не запоет кирка», пока не извлекут их на поверхность и не заиграет на их гранях солнечный свет. И здесь они обнаруживают удивительное качество для камней, которое приобрели там, во мраке - прозрачность. Свет проходит сквозь них, преломляется, играет цветами радуги.
Почему, зачем возникает эта бесполезная, вроде бы ничего не означающая красота? Почему человек сразу видит ее, никому никогда не надо ее объяснять, к пониманию ее не нужно подводить, она узнается и поражает сразу. Не приносит никакой пользы, но человека неудержимо тянет к ней, и он стремится обладать прекрасными камнями. Легкомысленно украшает свое тело такой чуждой его природе красотой, которая своей нетленностью и совершенством часто только подчеркивает несоответствие тому, что должна бы возвысить. И обладание ими ложно - где те, кто объявлял себя их собственниками?
Возникновение и существование драгоценных камней - притча Бога, рассказанная нам в книге природы. А изъяснение ее - в жизни и прославлении святых.
По толкованию св. Андрея Кесарийского двенадцать оснований стены Небесного Иерусалима символизируют двенадцать Апостолов, а особенные свойства и красота камней - духовные черты каждого из учеников Христа. Этот город - вне времени, в небе Царства Божия. Из пропастей земных вознесены эти духовные драгоценности, сверкают они красотой в лучах славы Христовой. Красоту камня выявляет солнечный свет, красоту души - свет Христов.
Как падшая душа из хаоса мертвости превращается в вечную драгоценность? Когда встреча со Спасителем, как электрический разряд, ударяет в нее - тогда в таинственной глубине возникает точка кристаллизации, начинается рост кристалла, прекращение разложения и упорядочение хаоса. Все, назначенное быть усвоенным этой гармонией, переплавиться в нее - строит новое тело души, а чуждое ей - вытесняется. Условия этого перерождения всегда мучительны: давление страданий, самопринуждения, горнило покаяния. «Кому легко бремя искушений?... Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он! Как же благовонен! Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотами драгоценных камней! Каждая капля пота, каждый вздох тысячекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом» - писал прп. Анатолий Старший (Оптинский).
Душа в этих испытаниях, как бы тяжело не было, войдя во внутреннюю храмину свою, чувствует в ее глубине и тишине нечто новое для себя, неопределимое словами, но ощущаемое - правильное, твердое, прозрачное, иное по отношению к обнимающей ее породе чувственной реальности. И, чувствуя рост этой драгоценности, терпит. Терпением вашим стяжите души ваши, и тогда нетленное тело украсится нетленными драгоценными венцами.
Мария Египетская. Из липкой черноты греха под палящим солнцем покаяния и невиданным давлением подвигов вырос и огранен сверкающий бриллиант, драгоценнейший в Царствии Божием. Как под слоями геологических пород растут алмазы, так некогда в пещерах Египта, а потом в Киевских и Печерских выросли адаманты веры во Христа несекомые. Сколько их? Все небо духовное усыпано ими.
2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
(Откровение Иоанна Богослова, гл.4)