Ночной мир не дружествен человеку, обычно он пугает и настораживает, инстинктивно душа чувствует в ночи образ смерти. Мрак и мертвая тишина, или странные пугающие звуки – все враждебно и говорит об опасности. Какая радость может быть в ночи? Под ее покровом, во власти сна – двойника смерти – нет света, нет жизни, нет радости.
Но если где-нибудь за чертой города выйти под безоблачное небо, то ночь откроет свою подлинную тайну и свои сокровища. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс. 18:2). Покров, опустившийся на спящую землю, одновременно открывает захватывающее дух зрелище бездонного космоса, скрытое днем световой завесой. Звезды переливаются, мерцают… Поражает не только красота и величие открывшегося космического океана - душу охватывает восхищение и радость!
Вот, оказывается, что над землею - Радость!
***
Города и веси огромной России готовятся - нет, не к Рождеству Христову - к встрече Нового года, готовятся теперь чуть ли не с октября. Лихорадочное ожидание чего? – боя курантов и звона бокалов? Города залиты морем огней, за окнами – световые гирлянды, над тротуарами – световые пологи. Занавес искусственного света не дает возможности увидеть глубину ночного неба, тишину, свет и пение звезд. Так и цивилизация денег, финансового капитала надежно укрыта от небесного, духовного мира. Новый год, подарочная лихорадка, подстегиваемая рекламой, пересыпанной чуждыми, фальшивыми словами-обманками. На площадях, возле каждого большого магазина или торгового центра, в офисах – елки, елки обвитые гирляндами огоньков - украденный символ настоящего Праздника. «Все ложь, все обман, все не то, чем кажется» (Гоголь. «Невский проспект»).
Кешбэки, праздничные скидки, проценты, распродажи - такие вот подарки. Витрины и прилавки завалены выхолощенными, некогда имевшими смысл, сувенирами. Две тысячи лет назад Бог принес людям величайший дар – Своего Сына, но некогда христианский мир сейчас празднует дату, отказавшись от Спасителя. В этой коловерти ни Его дар не нужен, ни Ему не принесут дары. Сверкание блестящей мишуры заменило свет Рождественской звезды, и пляски вокруг пустоты приводят к неизбежному опустошению.
И только наши храмы в этой ночи безбожия, как Вифлеемские пещерки – в них теплятся живые огоньки лампад и свечей, и елки осмысленно украшены изображением Рождественской звезды. Тут царят бережная тишина ожидания и вглядывания в великое таинство Рождества Спасителя. Здесь с благодарностью принимается этот дар Божий человеку. И в тишине приносятся Младенцу дары покаяния, поста и молитвы. Все – о Нем и для Него. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ио.1:5).
Как звезда та взошла на востоке,
Как звезда на востоке взошла -
Нам открылись глаголы пророков:
Где-то Дева Царя родила.
И теперь мы дары собираем –
Наши души и наши дела,
В путь назначенный выступаем,
И Звезда впереди потекла.
Что теперь нам земные печали!
Радость в вышних и мир на земле!
Письмена эти прочитали
Мы у ангелов на челе.
И идем мы к святой колыбели,
О, как труден и сладок путь!
За небесные параллели
Нам назначено перешагнуть.
Там, у этих священных ясель
Сложим ветхую мудрость свою,
Жизни свет так тих и так ясен
Новой вечности на краю.

