25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений на социологическом факультете Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова под председательством декана социологического факультета МГУ Владимира Ивановича Добренькова состоялся круглый стол «Духовно-нравственные ценности современного российского общества: социологический взгляд».
Вводные соображения (Читая патриотов, озабоченных судьбой России). Никто из людей, претендующих на серьезный анализ современного политического состояния общественной жизни в России, не станет отрицать двух абсолютно бесспорных фактов: 1) вероятность окончательного государственного и цивилизованного поражения России и Русского народа возросла до опаснейшего предела; 2) мировоззренческая и идеологическая разобщенность (атомизация) Русского и Российского общества в обстановке непрерывно ведущейся против нас Третьей мировой информационной войны как никогда велика.
Уже становится невыносимо скучно и бессмысленно повторять вместе с десятками многих других авторов, что - это у нас разрушено, а это разворовано, это отдано на откуп каким-то неразумным хищникам, а вот эта сложная система жизнеобеспечения, созданная «неэффективной» советской властью, еще пока по инерции и с техническими авариями функционирует, но, поскольку она попала во владение совершенно безответственных, патологически меркантильных и некомпетентных элементов, крах ее грядет в ближайшие дни.
Сладкоголосые сирены официальной власти ежедневно и с неизменным комсомольским оптимизмом убаюкивают общество с помощью телеящика и печати: «В Багдаде все спокойно, спокойно, спокойно». Вот еще прореформируем то-то и то-то, решим такие-то национальные программы, осуществим инновационно-технологический прорыв в экономике, еще позаимствуем на вечно передовом Западе такие-то решения и наработки и у нас будет все как в современном и абсолютно рыночном обществе. Еще немного, еще чуть-чуть и будет построена надежная система безопасности как в европейско-атлантическом, так и в глобальном масштабах. Впрочем нас окружают не противники, а сплошь благожелательные коммерческие партнеры, ведь все мы исповедуем единую религию «общего рынка». И куда же они эти партнеры денутся без наших поставок нефти, газа и прочих колониальных товаров?» И все это под низменный припев: «Эти подлые «коммуняки» настроили и наделали столько всего неразумного, что вот уже 20 лет никак разворовать и разрушить «до основания» не успеваем. С демократией у нас полный порядок, финансово-экономический кризис мы проскочили и своих миллиардеров и олигархов от гибели успешно оградили. Радуйтесь, «россияне», и т.п.
И россияне радуются или безразлично наблюдают за происходящим или, наконец, сокрушаются и горюют, взывая друг к другу: «Положение угрожающее и народ надо воспитывать и организовывать, только - Вот беда! - единой и общепризнанной национальной идеологии у нас нет. Надо буквально чуть ли не с кружков идеологического ликбеза (помните такие образования были повсеместно распространены в 20-е годы прошлого века) начинать. Может быть, с помощью таких кружков и продвинемся в направлении возрождения русской национальной общины, традиционной русской семьи, соборного общественного духа, а также ратного и трудового творческого энтузиазма и героизма, который наши предки всегда проявляли в годину чрезвычайной опасности для нашей государственности и цивилизации и т.д.»
Порою мне сетования этих жалователей о судьбах народных напоминают игры взрослых с маленькими детьми в прятки, когда взрослый, по условиям игры для малышей трех - четырехлеток, видят этого малыша спрятавшегося под столом или за комнатной дверью, но в течение нескольких минут проходят мимо, «не замечая» ребенка и давая ему возможность успешно завершить игру.
Не исключено, что многие говорящие и пишущие о необходимости формулирования национальной идеологии действительно не видят и не сознают составных элементов этой идеологии, может быть, не желая или не умея осмыслить опытный материал настоящего и прошлого общественного развития.
Не претендуя на непогрешимость своих предложений и руководствуясь лишь чувством долга христианина разумно использовать «таланты» данные каждому из нас Провидением (а вдруг это зачтется автору во спасение!), предлагаю читателям свое видение проблемы.
Представим идеологию как комплекс идей и целей, реализация и достижение которых должны привести к ускорению развития и повышению жизнеспособности конкретного общества (нации) на конкретном историческом этапе. Само собою разумеется, что истинный прогресс какого бы то ни было общества не должен наносить ущерба интересам развития не входящим в это общество народов, а тем более осуществляться за их счет. Идеология, в отличие от мировоззрения, носит выраженный конкретно-временной характер. По мере изменения внутренних и внешних условий развития, тактические и даже некоторые стратегические установки национальной идеологии могут и должны быть заменены новыми. Она может иметь или не иметь в течение некоторого времени признания и поддержки большинства нации. Но и наличие такого признания не является свидетельством истинности и полезности принятой обществом или навязанной ему господствующей идеологии. Приведем примеры из новейшей истории.
Предложенные (навязанные) большевиками в ходе Октябрьской революции атеизм, коллективизация и репрессивное «раскулачивание» крестьян явно противоречили образу жизни подавляющего большинства российского населения и были встречены им враждебно. Безвозмездная национализация помещичьих земель и производственной собственности и даже экспроприация личного имущества буржуазии и всех к ней причисленных лиц, а тем более выход из Первой мировой войны были восприняты большинством крестьян и рабочих с одобрением.
Насилие над крестьянами (продразверстка, раскулачивание, ускоренная коллективизация), свирепый террор революционной власти по отношению к Церкви, а также к действительным и мнимым политическим противникам нанесли безусловный вред единству и развитию российского общества в новых условиях.
Позднее, в конце двадцатых и в тридцатые годы, социалистический способ хозяйствования в промышленности и с меньшим энтузиазмом в сельском хозяйстве, а также многие изменения в социальной сфере - в культуре, образовании, науке, здравоохранении, спорте и т.п., а также в подготовке и формировании кадров новой гражданской и военной элиты - были положительно восприняты большинством народа.
Советский патриотизм народов СССР, проявленный в годы мирного строительства и особенно в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., - это абсолютно реальная величина и важнейший фактор Великой Победы нашей страны над фашистской Германией и ее союзниками. В данном случае, наряду с национальными качествами Русского и других народов СССР, а также превосходством над противником советского военного и экономического руководства, социалистическая идеология несомненно «сработала» на победу сил мирового прогресса.
В послесталинскую эпоху отсутствие у правящей партии способности и желания творческого развития теории и практики социалистического строительства и диктаторское навязывание массам населения устаревших идеологических догм привели к поражению и развалу Советского Союза и блока восточно-европейских стран социалистической ориентации.
Да и поддержка населением нуждающегося в совершенствовании реального варианта советского социализма стала к этому времени пассивной, чем и воспользовались его враги. Может быть, здесь можно усмотреть историческую аналогию с предреволюционной ситуацией в Царской России.
Господствующая в странах «золотого миллиарда» идеология рыночно-финансового капитализма, прикрываемого театральной ширмой выхолощенного христианства и пресловутого балаганного парламентаризма, на самом деле исповедует религию неограниченного обогащения и потребительства для избранных и вырождается в агрессивный глобализм и социальный дарвинизм. Но пока - что эта идеология пользуется поддержкой большинства народов терпящей хронический кризис Западной цивилизации. Случаи, когда общество с той или иной степенью активности поддерживает идеологию, противоречащую его (и человечества) истинным и долговременным интересам, не так уж редки.
Можно, не погрешив против истины, утверждать, что большинство населения довоенной Германии разделяло основные установки национал-социалистской идеологии, несмотря на ее исключительно античеловечную и антинациональную сущность.
Идеологии, обслуживающие традиционные восточные цивилизации (японскую, китайскую, индийскую), заслуживают изучения и даже, может быть заимствования некоторых несомненно положительных моментов. В сравнительно нелегких природных и геополитических условиях народы этих стран достигли в своем развитии больших успехов, опровергая утверждения западных геополитиков о якобы архаическом духе и нежизненности традиционных цивилизаций.
После предварительных замечаний разрешите представить актуальную на сегодняшний день формулировку Русской (Российской) национальной идеологии. Ее составные элементы:
1. Православное христианство.
2. Социализм.
3. Восстановление духовного, политического и экономического суверенитета государствообразующего Русского народа.
4. Восстановление единого государства Русского (белорусского, великорусского и украинского) народа.
5. Ликвидация национально-территориального административно-политического деления в пределах единой России.
6. Решение вопросов союза или объединения с Россией прочих государств, образовавшихся на месте других (кроме РФ, Белоруссии, Украины) бывших советских республик, также как и решение спорных территориальных вопросов и проблем обеспечения прав и свобод этнических русских (украинцев, белорусов) и прочих коренных народов РФ, находящихся за пределами единой России, должно осуществляться на основе принципов добровольности и соблюдения взаимных интересов с учетом международно-правовой практики и исторических реалий.
Ограничимся краткими пояснениями к приведенной формулировке.
Православное христианство. Очень не хотелось бы тратить время на совершенно неконструктивную и вредную полемику с ярыми противниками христианского мировоззрения, даже если его противниками выступают академики РАН, включая Ж.И.Алферова. Дело не только в том, что православное христианство - более чем тысячелетняя историческая традиция Русского народа и Русской (Российской) государственности. Не менее важно то, что учение Христа - это непревзойденно высокая и истинная мораль общественной и индивидуальной жизни человека и единственная основа для построения системы непротиворечивых онтологических оценок типа «истина - ложь», «добро - зло», «эффективно - неэффективно», «прогресс - регресс общества» и т.п.
Наиболее серьезные и чаще выдвигаемые противниками христианства контраргументы двух типов: 1) Христианская Церковь в средние века и даже в более новое время боролась (в том числе с применением методов жестокого насилия) с распространением религиозных ересей и добытых наукой истин; 2) христиане необоснованно претендуют на монополию истинности своего учения, не учитывая подобные же претензии других конфессий.
Наглядной иллюстрацией контраргументов первого типа может служить комментарий Редакции «Экономической и философской газеты» к моей статье, в которой я полемизирую с противниками «религиозного мракобесия» (ЭФГ, № 15 (803), 2010 г.). Великодушно соглашаясь с духовной ценностью Христовых заповедей и религиозным мировоззрением наших великих предков, Алексей Петрович Проскурин напоминает об известных жестоких деяниях средневековой католической инквизиции, казни Джордано Бруно и кровавых религиозных войнах в Западной Европе. О жестоких репрессиях официальной Православной Церкви и царской власти в России против старообрядцев. Сюда можно было бы добавить и играющий в пользу критиков религии разгром и разграбление крестоносцами православного Константинополя в XIII веке и постыдные случаи педофилии в организациях Католической Церкви современной Западной Европы. Было бы неразумно отрицать предательскую позицию Синода Русской Православной Церкви по отношению к свергнутому в феврале 1917 года последнему Российскому Императору, а также случаи неблаговидных поступков отдельных православных иерархов, рядовых клириков и простых мирян в наше время.
Дело историков Православной Церкви, в том числе Зарубежной, оценить достоверность отрицательных примеров старого времени (о монастырских карцерах и прочих узилищах и наказаниях еретиков и нарушителей монастырских уставов), о которых пишет А.П.Проскурин. При этом не следует забывать, что со времен Петра I Церковь была поставлена под прямое управление правительственного органа - Святейшего Синода, который мог возглавлять не имеющий прямого отношения к Церкви светский человек. Да и до Петра I в «симфонии властей» религиозной и царской (великокняжеской) все-таки доминировала как в Византии, так и на Руси власть монарха - Помазанника Божьего.
Некоторые критики Церкви случайно или преднамеренно идентифицируют этот богочеловеческий институт с его иерархами, или отдельными клириками или с жестко ограниченной массой «верующих» некоего определенного исторического периода. На самом деле Церковь Христова - двухтысячелетнее образование, созданное Христом и Его апостолами, базирующееся на Учении Христа и Святом Предании и включающее в себя миллионы уверовавших в Спасителя людей от первых Его последователей до самых современных.
Люди, как известно, греховные существа и могут совершать ошибки и даже смертные грехи. Чем больше люди, и особенно служащие Церкви, совершают ошибок и отходят от евангельского жизненного идеала, тем слабее Земная Воинствующая Церковь и тем больше опасность деградации и полной гибели конкретного общества и цивилизации.
Следуя логике А.П.Проскурина, старательно собравшего примеры жестокостей, имевших место преимущественно в средние века по вине религиозных войн и религиозных западных организаций, я мог бы привести массу примеров кровавого террора, развязанного безбожными революционерами не только во Французской революции XVIII века, но и в Российских революциях начала XX века. Ограничимся общеизвестными фактами отечественной истории.
Прежде всего - бессудное зверское убийство большевиками в Екатеринбурге последнего Российского Императора Николая II вместе с его семейством - супругой, пятью детьми (в том числе, двумя несовершеннолетними), семейным врачом, горничной, поваром и камердинером.
Не менее жестокую расправу в этом же 1918 году учинила большевистская власть над настоятельницей Марфо-Мариинской обители Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, монахиней Варварой и тремя князьями из семьи Романовых. Их всех вместе живыми сбросили в шурф под Алапаевском. Примерно в то же время представители «диктатуры пролетариата» вывезли в лес под г.Пермью и расстреляли брата Царя Михаила Романова вместе с его секретарем.
Сведения о тысячах случаев садистской расправы, совершенных от имени революционной советской власти, над архиереями, священниками, монахинями и монахами, офицерами и прочими «буржуями», русскими интеллигентами и простыми рабочими и крестьянами приведены в печати того времени. О некоторых из этих преступлений сообщает, в частности, Николай Жевахов в книге «Еврейская революция» (М. Алгоритм, 2006).
Так, например, задолго до известного случая казни фашистами в концлагере Маутхаузена советского патриота-генерала Д.И.Карбышева, превративших его в ледяной столб, точно такой же способ расправы представители революционной власти применили к Ревельскому епископу Платону. В г.Богодухове местные революционные палачи закопали в могилу нескольких живых монахинь и старого монаха.
О страшном и часто бессмысленном терроре ВЧК и ГПУ в упомянутой книге и других источниках рассказано столь много, что пожалуй согласишься с заявлением цитируемого Н.Жеваховым (на стр. 272) автора: «Изо всех революций, которые видел мир, русская революция, бесспорно, самая кровавая: безвинно и бесцельно были загублены миллионы людей, и все еще нет конца обреченным жертвам» (статьи этого автора были опубликованы в июне 1922 г.).
Революция, судя по ее главному руководству (Ленин, Троцкий, Свердлов и др.) и руководству карательными органами, не была русской. Однако нет сомнений в том, что ее главная исполнительная сила была в основном русской. Нет сомнений также и в том, что как руководители, так и исполнители были субъектами абсолютно безбожными или даже зараженными сатанинским духом. Удивительно, что, зная все это, Председатель КПРФ Г.А.Зюганов тем не менее заявляет: «Ленин открыл новые горизонты для всего человечества, когда поставил во главу угла труд, дружбу и справедливость. И планета хотела жить по этим законам», (см. передовую статью в том же № 15 «Экономической и философской газеты», где напечатана моя статья и критические заметки Редакции на нее). Вот вам подлинный образец партийной этики и морали, доказывающий справедливость формулы Ф.М.Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено». Злодея и палача можно объявить праведником и благодетелем человечества, а добро, справедливость и элементарную человечность представить злом и даже преступлением. То есть все шиворот навыворот. Только вот одна загвоздка: души миллионов невинно погибших жертв революций и гражданских войн вопиют к Богу и человеческой совести и, что же, думаете, Бог их не слышит?
Можно привести массу примеров совершенных людьми во имя провозглашенных ими религиозных и нерелигиозных целей (то есть называющих себя верующими или неверующими) жестоких и античеловечных преступлений. Может ли это дискретидировать, опорочить евангельский идеал человеческой жизни? Ответ вполне очевиден.
Что касается претензий на истину других конфессий и других религий, то здесь уместно предоставить слово богословам и Отцам Церкви. Следует, однако, заметить, что в сравнительной оценке мировых религий, по правильному замечанию авторов «Проекта России» и некоторых других, необходимо оперировать непривычными для нас временными масштабами тысячелетней продолжительности и обладать большими прогностическими способностями. Для верующего православного ответ дан Самим Христом и Отцами Церкви.
Опытное историческое знание лишь подтверждает, что отступление от христианских принципов жизни нашему народу и нашей цивилизации ничего не приносило, кроме поражений и вымирания.
Само по себе христианское мировоззрение (Учение Христа) не является источником и оправданием проявляемой по отношению к своим сторонникам, язычникам и даже еретикам жестокости и агрессии. Напротив, христианство проповедует «универсальную формулу: «Бог есть Любовь». Однако справедливости ради необходимо отметить известные высокомерие и агрессивность, проявляемые из века в век иерархами и клириками Римской Католической Церкви по отношению не только к «варварам» но и к православным христианам, пренебрежительно именуемыми Ватиканом «схизматами». Западная Католическая Церковь, как известно, претендовала в средние века также на истину в области естественных наук. На ее же совести лежит и деятельность свирепой средневековой инквизиции.
В Русской Православной Церкви проявление жестокости к единоверцам и «раскольникам» имело место в средние века, хотя и в несравнимо меньших масштабах, чем на Западе, а религиозные войны и насильственное навязывание «своей» религии и своего образа жизни другим народам никогда не практиковалось.
«Реабилитация» социализма. В эпоху непрерывно ведущихся ожесточенных информационных и цивилизационно-духовных войн всегда было действительно сложно сформировать истинное суждение о таких фундаментальных понятиях и институтах общественной жизни как та или иная религия, как тот или иной способ экономического или государственно-политического устройства, как общественный и научно-технический прогресс и, наконец, как цель жизни человеческого сообщества.
Сложность построения такого суждения состоит еще и в том, что новое прорастает всегда в недрах старого, а его открыватели и пропагандисты часто бывают людьми односторонними, полностью игнорирующими преемственность поколений и претендующими на внедрение нового «с нового листа», на основе полного уничтожения прежних общественных институтов и людей, их практиковавших.
Богочеловек Иисус Христос появился на Земле в эпоху рабовладельческих царств и империй. И на словах и на деле Сын Божий родился и жил короткую земную жизнь в нищете и беспрерывном труде, представляя Свою земную миссию словами пророка Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу...»(Лк, 4 - 18).
Христос не был революционером или владыкой в земном общественно-политическом смысле этих слов, но этический кодекс, смысл и цель жизни, преподанные Спасителем древнему человечеству, произвели в сознании людей, помраченном страстями и первородным грехом, духовный переворот невиданной силы. Все заповеди Христа, преподанные на языки в образных притчах, доступных понятию людей того времени, не могут быть в комплексе реализованы при любом общественном строе и образе жизни, основанном на эксплуатации и порабощении человека человеком, на вопиющем материальном неравенстве, на культивировании беспредельного потребления, эгоизма и материального обогащения.
Совершенно неслучайно апостолы Христа вскоре после Вознесения своего Учителя организовали в Иерусалиме семейную коммунистическую общину первых христиан. Ясное дело, что в обстановке неограниченной деспотии римских оккупантов и их местных сатрапов, ограниченной численности христианской общины и нелегального положения нового религиозного течения, судьба этой коммуны не могла быть долговечной.
Интересно отметить, что и в глубокой древности, и в средние века, и в эпоху позднейшую думающие люди мечтали и предлагали, и даже пытались реализовать более или менее утопические конструкции общественного устройства, которые в каких-то деталях могли соответствовать христианскому идеалу земной жизни. Не менее интересно отметить также и то, что ни западная, ни восточная Христианская Церковь, проповедуя более или менее активно и искренне Христов эталон жизни и поведения, никогда не ставила перед собой задачу формулирования строя общественной жизни, при котором все евангельские заповеди исполнялись бы наиболее полным образом. Это обстоятельство всегда играло на руку всякого рода революционеров и экстремистов, упрекавших Церковь в соглашательстве с власть имущими и безразличии иерархов Церкви к «судьбам простых людей».
В XVIII веке, в эпоху просвещения, так и в XIX - XX веках, в пору повсеместного увлечения европейской интеллигенции идеями марксизма, Церковь не смогла активно противостоять полностью атеистическим (точнее антихристианским) идеологиям, проповедующим тотальное разрушение существующих режимов и строительство «счастливой жизни трудящихся» буквально с чистого листа, т.е. на развалинах старого мира и на трупах его защитников. И в жизни и в литературе «золотого» и «серебряного» веков русской истории и культуры сформировался мрачный и даже инфернальный, бесовский образ социалиста-революционера, бесстрашного террориста и борца с эксплуататорами, монархией и Церковью, абсолютно отрицающего традиционный образ жизни, традиционную, в том числе христианскую, мораль, признающего право на жизнь и счастье только для пролетариев и его революционной партии.
Точно также, как современная капиталистическая и глобалистская пропаганда монополизировала в общественном сознании понятие демократического образа жизни в виде грабительского в национальном и общемировом масштабе эксплуататорского строя в сочетании с театральным и лицемерным парламентским прикрытием, так и агенты марксизма в течение многих лет пытаются монополизировать понятие «научного социализма», как сочетание неограниченной диктатуры пролетариата и его безбожной партии, прикрываемой флером избираемой представительной власти.
В какие реки крови выливаются претензии сторонников революционного слома старого образа жизни и полного отказа от религиозной морали в пользу морали, созревшей в мозгах «прогрессивных» спасителей человечества, хорошо видно на примерах «великих» Французской и Русской (которую Н.Жевахов назвал еврейской) революций.
Вместе с тем нельзя солидаризироваться с теми представителями старой русской эмиграции, которые, так же, как и отдельные наши православные фундаменталисты, полностью отрицают наличие каких-либо положительных сторон в советском периоде жизни нашей страны. Некоторые из этих строгих критиков не считают для себя предосудительным работать в период Второй мировой войны в антисоветских организациях и оправдывать предательство Власова.
Многие еще не понимают, что Советская власть начиналась с антихристианских террора и братоубийственной войны, а трансформировалась затем во власть сталинского периода, отказавшуюся от замысленной мировым правительством всемирной революции, сумевшей преодолеть экстремистские устремления ленинско-троцкистского руководства партии и построить на месте прежней России могучую социалистическую сверхдержаву - Советский Союз. В первую очередь именно Советскому Союзу обязано человечество своим спасением от порабощения нацизмом в тридцатые - сороковые годы XX века.
Мировая закулиса и ее агенты внутри нашей страны прилагают неимоверные усилия, чтобы дискредитировать и принизить историческое значение Великой Победы советского народа в Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Точно таким же образом они стараются лишить национальное сознание Русского и других народов России той непреложной истины, что, несмотря на антихристианские козни внешних и внутренних сил, спровоцированные этими врагами огромные жертвы и лишения, наш народ одержал в Советскую эпоху и еще одну великую победу - впервые в человеческой истории построил реальный социализм.
До настоящего времени понятие «социализм» является предметом незатихающих дискуссий (см., к примеру, статью В.А.Сидорова «Еще раз о сущности социализма» в № 18 (806) «Экономической и философской газеты», 2010 г.).
Главным элементом этого понятия является политическое и материальное (экономическое) равенство всех членов общества, которое может быть обеспечено только при отсутствии частной собственности на основные средства общественного производства. Только при этом условии может быть гарантировано отсутствие эксплуатации человека человеком, и закрыт путь к концентрации преступного богатства в руках меньшинства населения, а бедности (нищеты), безработицы и вымирания - в его остальной, большей части.
Подобно тому, как любовь к Богу и ближнему являются главным принципом Христианства, так и неправедное богатство или «сребролюбие», по евангельскому учению, является главным источником зла и греха.
Могут задать вопрос, а бывает ли в принципе богатство праведным? Бывает. В тех случаях, когда оно служит не частному лицу, или группе лиц, а всему обществу. В Евангелии приведены примеры богатства, приобретенного неправедным путем, но в конечном итоге употребленным на благие цели: роздано нищим и нуждающимся, истрачено на погребение Спасителя.
Одни критики социализма, находящегося под влиянием затвердившегося в отечественной практике более чем столетнего марксистско-ленинского стереотипа этого понятия, приписывают ему в качестве абсолютно обязательного элемента атеизм. Другие, сохранившие о нем сведения последних брежневско-горбачевских лет Советской власти, совершенно неправомерно присваивают ему как генетическую черту дефицит товаров народного потребления (См., например, статью О.Кассина «Анализ причин неудач современного православно-патриотического движения» в газете «Народный Собор», № 1 - 2, 2010 г.).
Подобные мнения, хотя и весьма распространенные, являются абсолютно необоснованными, вздорными. Была ли атеистической семейная христианская коммуна, организованная самими апостолами Христа? Октябрьская революция и возникшая в ее результате новая власть возглавлялась большевиками первой волны (и, в основном, большевиками-инородцами), действительно руководствовались абсолютно безбожной теорией марксизма. Главный же руководитель строительства советского социализма и социалистической сверхдержавы И.В.Сталин в период Великой Отечественной войны и в последние годы своего правления явно дрейфовал в сторону сближения с Православной Церковью.
В канун празднования 65-ой годовщины Великой Победы советского народа в Отечественной войне 1941 - 1945 гг. и в последующей холодной войне с атомным шантажом СССР со стороны его бывших западных союзников, в печати было опубликовано достаточно материалов, подтверждающих непреложный факт: в исторически рекордно короткие сроки построенные советская социалистическая индустрия и социалистическое коллективное сельское хозяйство, наряду с патриотическим военным и трудовым подъемом советского народа и умелым руководством Советского правительства и Верховного Командования Советской Армии, вот те главные факторы, которые сделали возможным победу СССР над гитлеровской Германией и ее многочисленными сателлитами.
Следует подчеркнуть, что Великая Победа была одержана несмотря на огромные потери, понесенные Россией в Первой Мировой войне и в процессе разорительных революций и гражданской войны. Притом потери не только материальные, но, главное, демографические и интеллектуальные. В итоге военных действий, террора и последующего исхода на чужбину мы потеряли миллионы людей наиболее производительной части народа. Это обстоятельство - еще одно доказательство высокой эффективности социализма и социалистического образа жизни, по сравнению с капитализмом, которые проявили себя несмотря на известные ошибки и недостатки его исторически первого реализованного варианта.
Надо прямо сказать, что эти недостатки и ошибки лежат, главным образом, на совести послесталинского руководства КПСС и Советского государства, оказавшегося идеологически, а точнее, интеллектуально и морально несостоятельным в непрерывно длящейся борьбе с капиталистическим миром. Можно утешать себя, конечно, соображениями типа: капиталистическая система шлифовалась столетиями, а реальный социализм насчитывал лишь несколько десятилетий; что идеологи КПСС «зациклились» на единственном марксистско-ленинском варианте социализма с «диктатурой пролетариата»; что, по мнению Г.В.Плеханова, население Российской Империи не было готово для социалистических революционных преобразований и т.п.
Одно несомненно: социалистическая система хозяйствования и социалистический образ жизни, по сравнению со своими капиталистическими антиподами, действительно более эффективны, но они в то же время отличаются и более высокой степенью сложности организации, требуют более высокого уровня духовности, интеллектуальности и культуры как руководящей элиты, так и всего общества в целом. И уж если ценой таких драматических жертв и усилий была построена в нашей стране эффективно действующая модель социалистического общества и государства, то капитуляция советского государственного и партийного руководства перед западным противником является попросту преступлением перед человечеством, судорожно ищущим выход из гибельного и глобального кризиса рыночно-финансового капитализма.
Недостатки и ошибки советского социализма вполне устранимы. В частности, одна из серьезных ошибок состояла в переоценке фактора прямой экономической военной и информационно-идеологической поддержки стран социалистической ориентации. Помощь дружественным странам, конечно, нужно оказывать, но главное воздействие на мир (с целью приобретения друзей и союзников) окажут успехи социалистического развития в собственной стране.
Вместе с тем следует отметить, что разумная автаркия оправдана в сфере духовности и культуры, но не в экономической и научно-технической областях.
Восстановление в правах Русского народа. В практике наших политических лидеров расхожим доказательством наличия демократии в государстве стало обеспечение всесторонних политических и гражданских прав национальных меньшинств. Притом, часто с решением этой задачи допускаются перекосы и преувеличения, которые в прямом смысле слова выражаются в ущемлении прав и интересов подавляющего большинства населения и, в первую очередь, государствообразующего Русского народа.
Общеизвестный факт: как в советское время, так и ныне население коренных русских областей и всей Российской Федерации в СССР являлось и является донором в решении задачи социально-экономического подъема тех или других отставших в развитии национальных районов. Нет слов, оказывать помощь отстающим надо. Но не десятилетиями, и не лишая необходимого семью самого помогающего. И не культивируя в пределах созданных и порою бездумно нарезанных по живому телу России большевиками первой революционной волны национально-территориальных подразделений иждивенческий и заносчивый дух, выражающийся в прямом отстранении от власти и ущемлении прав представителей того народа, длительной и безвозмездной помощью которого пользуются нацменьшинства. Дело дошло до варварского изгнания десятков тысяч русских людей Северного Кавказа, а также притеснения и выдавливания тысяч русских семей из республик Кавказа, Средней Азии и Прибалтики.
Имеют место факты организации явочным порядком национальных диаспор на территории исконного проживания русских и насаждения там чуждых коренному населению нравов и криминальной деятельности.
Элементарно демократическая процедура устроения власти на территории с многонациональным населением состоит в том, чтобы в органах общественного управления любых уровней все этносы были представлены примерно пропорционально их численности. И чтобы все этносы пользовались равными (и опять же учитывающими численность в общем составе населения) правами в области языка, образования, культуры и т.п. В Российской же Федерации требования о соблюдении этих элементарных правил демократического общежития некоторые нацменьшинства квалифицируют ни много, ни мало как «шовинизм» и «экстремизм» со стороны русских. А сами же под шумок этих пустых обвинений пытаются сохранить свои захваченные еще со времен Октябрьской революции привилегии.
Не только внутри страны, но и в международном плане уровень жизни каждого этноса, каждой нации должен формироваться, главным образом, за счет собственных национальных ресурсов и собственного труда, а не за счет перераспределения природных ресурсов и плодов труда других народов в свою пользу.
Восстановление государственного единства трех частей Русского народа. Не нужно быть высокоискушенным геополитиком, чтобы не видеть того вреда, который нанесен России тупым национализмом местечковых наполеончиков (местной партийной элиты), добившихся при поддержке западной агентуры развала и разделения Советского Союза на пятнадцать псевдонезависимых государств. Особенный вред нанесен стране разделением трех братских народов, составляющих по сути единый Русский народ - белорусов, русских и украинцев. Кажется, события битвы на Калке и порабощение ордой Батыя древней многоудельной и разобщенной Руси никого и ничему не научили. Вред разрушения Советского Союза усугублен тем, что большевистские творцы национально-территориального деления России произвольно включили в состав некоторых нацреспублик территории с исконно русским населением, которое в течение веков эти территории охраняло от захватчиков и хозяйственно обустраивало.
Пора исправлять допущенные ошибки, пора «собирать камни», вопреки сопротивлению прозападной агентуры и оголтелых узколобых националистов, прикрывающих свои черные иудины цели масками истовых блюстителей национальных интересов.
О национально-территориальном делении. Это решение инициировано, как известно, также отцами «Великой Октябрьской» революции. Они же и весь большевистский пропагандистский аппарат и до и после революции вбивали в голову пролетариата идиотскую погудку о том, что Царская Россия была «тюрьмой народов».
И многие этому вранью поверили, вопреки непреложной реальности: не могли в «тюрьме народов» в течение веков сохраниться более 150 народов и народностей с их языками, культурой, верованиями. Никогда в Царской России не было насильственной русификации и навязывания кому-либо чуждых обычаев и религий. Не было национальных ограничений для претендентов на высшие государственные должности. Многие народы присоединились к России добровольно. В отсутствие серьезного национального антагонизма какой смысл имел переход к национально-административному делению? Ясно, что не из стремления к укреплению единства и усилению государства. Какая из великих держав мира следовала в этом вопросе примеру Советского Союза?
Конечно, задачу возвращения к чисто территориальному административному делению страны следует подходить без какой-либо спешки и с учетом собственного и зарубежного опыта.
Спасение в наших собственных руках. В заключение следует отметить очевидные факты. Изложенная выше национальная идеология Русского народа противоречит целям и интересам мирового правительства, действующей (по его доверенности?) государственной власти РФ и искусственно созданного на обломках СССР класса, или, точнее сказать, преступной группы узурпаторов-собственников. И президент и премьер-министр и правящая партия единороссов являются искренними выразителями и защитниками интересов именно этого класса владельцев награбленных миллиардов, «бизнесменов» с большой дороги, министров-миллионеров и прочих высокооплачиваемых чиновников. Вся эта братия стремится под прикрытием патриотической фразеологии к сохранению статус-кво, то есть к дальнейшему обогащению за счет хищнической распродажи и присвоения национальных богатств (в первую очередь, природных ресурсов) России и вовлечению страны в сообщество стран «демократического» капитализма. Того капитализма, который не может решить ни одной стратегической проблемы жизни на Земле, который давно уже терпит не только финансово-экономический, экологический, демографический, но и системный духовный, морально-этический кризис. Который в целях сохранения мировой гегемонии способен на самые опаснейшие деструктивные действия и в итоге утащить в пропасть небытия вместе с другими и нашу страну.
Можем ли мы в этой обстановке пренебрегать опасностью и оставлять без внимания средства защиты, которые выработала наша многовековая национальная история?
Надежды некоторых благонамеренных авторов на «революцию сверху» и радикальную трансформацию существующего порядка в нынешних российских условиях абсолютно беспочвенны. В менее масштабных пожеланиях общества и его представительных и компетентных объединений - например, в отказе от плоской шкалы налогов и от разрушительных реформ армии, в замене министра обороны компетентным лицом, в пресечении тлетворной деятельности ТВ и некоторых других СМИ, в наказании главных виновников проведения грабительской приватизации и уничтожение производительных сил страны, в проведении референдумов по важнейшим проблемам общественной жизни и т.п. - власть не уступила обществу ни на йоту. Думать, что она пожелает пойти на замену грабительского псевдокапитализма строем более совершенным и доказавшим свою эффективность - пустая маниловщина.
Только давление организованной воли масс населения могут понудить правящую элиту пойти на изменения, или уступить место тем, кто это способен сделать.
Просвещая народ и оберегая его от повторения ошибок кровавой междоусобной борьбы и таскания каштанов из огня во имя ненасытных чужих интересов - не это ли «царский» путь, который должен вывести нас из тьмы временного поражения к свету решающей победы над силами зла?
Преемственность поколений, о которой толкуют многие, как раз и состоит в том, чтобы действительно оценить и творчески использовать богатый опыт наших далеких и близких предков. В этом и есть наш долг перед Богом и людьми.
Надо, чтобы как можно большое число наших соплеменников поняли одну непреложную истину. История и современная действительность показали, что пока-что человечество избрало тот путь своего развития, который неминуемо ведет его в экологический тупик и к социальным катаклизмам. Это извечный путь неконтролируемого роста давления на природу и хищнического потребления природных ресурсов, сохранения и невиданного ужесточения антагонистической структуры человеческой организации, в принципе, абсолютно противоречащей христианской морали (нельзя одновременно служить Богу и маммоне).
Еще никогда прежде разрыв в уровнях потребления материальных и духовных благ между отдельными народами и странами, между отдельными слоями населения внутри отдельных стран не был так велик как сегодня. В будущем мире, поклоняющемся капиталистическому идеалу удовлетворения животных страстей любой ценою, этот разрыв будет только возрастать.
Эфемерную псевдоустойчивость в человеческом сообществе, нарушаемую время от времени военными, социальными, техническими и природными конфликтами и катастрофами, пока еще удается поддерживать с помощью вооруженного насилия и изощренной системы обмана и психического разложения человеческой массы. В мире так называемой «свободной» капиталистической конкуренции, в котором человек человеку волк и миллионы людей умирают ежегодно от голода, болезней, насилия и разного рода катастроф, колоссальные материальные ресурсы безумно тратятся на создание средств уничтожения тех же людей, содержание огромных армий военных, разведывательных, шпионских, диверсионных, полицейских и тому подобных организаций, исключенных из процесса реального производства и обслуживания.
При любой антагонистической социально-экономической формации, включая капиталистическую, излишества потребления и роскошь меньшинства общества создаются за счет ограбления, насильственного притеснения и эксплуатации большинства.
Только при социалистической организации общества, базирующейся на христианской морали, создаются условия для неантагонистического и в высшей степени эффективного, свободного и справедливого образа жизни, включая производство, потребление и обмен материальными и духовными ценностями, а также неограниченное развитие творческих человеческих способностей.
Только идеология христианского социализма дает возможность обществу, будь-то в национальном или глобальном масштабе, построить рациональную, научно обоснованную систему управления природной и антропогенной средой, в которой не будет места безумному расточительству и материальному неравенству (не путать с пресловутой «уравниловкой в бедности») и где все доступные обществу средства и силы будут сконцентрированы в единых руках уполномоченных и компетентных органов прогнозирования, планирования и управления.
Только социалистический образ жизни может обеспечить невиданный расцвет творческой и созидательной инициативы всех без исключения членов общества. Ибо все будут понимать, что трудятся они не для увеличения прибыли и богатства в закромах кучки ненасытных хищников, а для блага и процветания всего народа страны и всего человечества. Социализм - это именно тот образ жизни и хозяйствования, при котором наша страна, впервые в истории человечества реализовавшая у себя этот строй (с известными и вполне исправимыми ошибками и недостатками), который позволит нам не догоняя обогнать в развитии страны «золотого миллиарда».
Наше общество потеряло более 20 лет в своем развитии, сойдя с магистрального пути социалистического развития и пытаясь после произведенных его врагами контрреволюционной разрухи и деградации, встроиться в мир западной капиталистической «демократии». На этом попятном возвращении к худшим формам криминального капитализма нас ждет полная гибель русской православной цивилизации и геноцид народов нашей страны.
Ныне правящая в России, точнее в той ее части, которая называется «Российской Федерацией», власть в лице Президента А.Д.Медведева, Председателя Совета Министров В.В.Путина и партии «Единая Россия», является искренним сторонником того общественного строя, который был навязан стране Ельциным, Горбачевым и другими предателями в 1991 - 1993 гг. Упорно игнорируя очевидные факты и мнение большинства своего народа, они продолжают навязывать гражданам своей страны бесперспективную политику строительства грабительского капитализма и подчинения мировому правительству. Нынешняя власть не только не привлекает к ответственности разрушителей единого Советского Союза и экономики социалистической сверхдержавы, а занимается грубой пропагандой несбыточных программ построения «современной» капиталистической державы с преобразованием разрушенных промышленности, сельского хозяйства, их обороны и социальной сферы бывшего СССР на мифической инновационной основе.
На самом же деле страна пока еще не рухнула окончательно в пропасть лишь благодаря продолжающейся бездарной продаже (и растранжированию вырученных средств) энергетических и прочих стратегических ресурсов на мировом рынке.
За 20 лет властвования в России ельцинисты и их сторонники палец о палец не ударили, чтобы сделать что-то реальное для восстановления государственно-политического единства хотя бы основных республик страны. А ведь это единство народов и освоение огромных территориальных пространств осуществлялось трудом и кровью многих предыдущих поколений нашего народа.
Положение осложняется тем, что в стране отсутствует организованная оппозиционная сила, противостоящая существующему прозападному капиталистическому строю. Нынешнюю власть, по-видимому, вполне устраивает в качестве претендентов на эту роль КПРФ. Но партия, выступающая фактически как преемница КПСС, без боя капитулировавшей перед своими противниками в 80 - 90 гг. прошлого века, и выступающая за восстановление советского строя на прежней идеологической основе марксизма-ленинизма и «диктатуры пролетариата», может ли иметь сегодня широкую национальную поддержку в нашей стране? Опыт многочисленных выборных кампаний в Государственную Думу дает на этот вопрос отрицательный ответ.
В среде православно-патриотических организаций также нет таких известных и тем более общепризнанных объединений, которые могли бы выступить в роли бесспорных лидеров оппозиции. Тем более что они, «не мудрствуя лукаво», в принципе не признают или не понимают истинной ценности социализма, неизменно связывая его с атеизмом или недостатками и ошибками советского социализма.
В этой обстановке нет иного пути, как объединение разнородных политических сил хотя бы на минимальной конструктивной основе, в качестве которой может служить программа-минимум: возрождение единства и могущества Российской державы на базе социализма или хотя бы переходной формы к нему. Жаль, что у нас нет партии Христианско-социалистической, которая могла бы выступить организатором единого блока всех патриотических сил, включая националистов и православных патриотов, коммунистов и людей, испытывающих преклонение пред социал-демократами скандинавского образца.
В любом случае задача такого объединения должна состоять в формировании многомиллионного общенационального большинства, способного использовать как парламентские, так и внепарламентские методы (включая непротивление злу насилием по М.Ганди) давления на власть с целью восстановления политического суверенитета народа и могущества нашей Родины. В этой ситуации нет и не может быть места аполитичной и тупой фаталистической позиции («Бог все управит») любого члена общества, считающего себя русским патриотом. Помни, что отдавая свой голос сторонникам «демократического» прозападного курса или безропотно соглашаясь с ними, ты предаешь и своих предков и своих потомков.
Воссозданию именно такой оптимистической морально-этической и духовно-оздоровительной общественной атмосферы должна быть посвящена деятельность настоящей, а не самозванной «элиты», претендующей на роль воспитателей народа.
Анатолий Михайлович Курносов, профессор, доктор технических наук, ветеран ВОВ