itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Киборги на горизонте

Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 5

Ювенальная юстиция 
0
10146
Время на чтение 17 минут

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

Я б в родители пошел, пусть меня научат...

Итак, главным препятствием на пути взращивания нового, «инновационного», поколения являются взрослые - учителя и родители. Особенно родители...

Здесь мы подходим к самой болезненной теме форсайт-проекта «Детство-2030», и, хотя и самой широко обсуждаемой, но, тем не менее, до конца не понятой.

Термин «компетентное родительство», широко употребляемый авторами Программы «Детство», можно понимать двояко: или как родительский ликбез по особенностям психологического общения со своими детьми в эпоху стремительного развития инновационных технологий - либо как эвфемизм, обозначающий обучение родителей планированию рождения ребенка (вспомним высказывание Валерии Прайд - одного из основателей РТД, о целях работы центров планирования семьи).

На сайте http://shkola-audita.ru/ еще полтора года назад была размещена информация такого содержания:

«Обсуждение темы готовности родителей к взаимодействию с современной молодежью проведено в Новосибирской областной библиотеке 12 августа 2009 в рамках проекта «Компетентное родительство».

Руководитель проекта и ведущая - Толмачева Людмила Павловна, Заслуженный работник культуры РФ.

С участием: МОО «Клуб директоров юношеских библиотек Сибири»; ГОО «Центр экологического воспитания молодежи», НП «Школа аудита» при поддержке «Новосибирского государственного университета экономики и управления-НИНХ».

Цели и задачи дискуссионной площадки: Встречи по формированию нового взгляда на родительство, от утверждения «воспитывать детей могут все», к новациям в сфере компетентного родительства.

На дискуссии рассмотрены вопросы: «Будущее нельзя спрогнозировать и предсказать, но можно быть к нему готовым»; «Стереотипы российского взгляда на детство»; «Родительство может и должно быть радостным, оптимистичным и компетентным»; «Человеческий капитал в современном мире определяет конкурентоспособность»; «Толерантность к новым технологиям воспитания детей»; «Наши дети - наша старость» (А. Макаренко); «Сотрудничество между поколениями».

В свою очередь, на сайте mamproject@yandex.ru Центра перинатальной психологии факультета «Психология образования» Московского городского психолого-педагогического университета размещены достаточно информативные слайды к докладу «Система формирования родительских компетенций в учреждениях образования» кандидата биологических наук, доцента кафедры возрастной психологии, руководителя Центра перинатальной психологии, руководителя программы профпереподготовки «Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка» факультета «Психология образования» МГППУ Марины Евгеньевны Ланцбург.

«Родительская деятельность имеет важнейшее социальное значение и играет существенную роль в жизни личности. Однако у человека, в отличие от животных, она не включается автоматически вслед за реализацией репродуктивного поведения. Родительская сфера личности, ответственная за реализацию родительского поведения, проходит долгий путь становления: от опыта общения с собственной матерью в раннем детстве к игровой деятельности в «дочки-матери» в дошкольном возрасте, от первого опыта общения с младенцем в детстве или отрочестве до подготовки к родам собственного ребенка - и продолжает формироваться во взаимодействии с каждым из рожденных детей.

В современном меняющемся мире передача родительских компетенций традиционным путем от родителей к детям теряет свое значение в связи с:

· неоднократной сменой при жизни одного поколения предлагаемых социумом стратегий воспитания, что обусловлено стремительным развитием общества;

· кризисом института семьи и разнообразием современных форм семейного жизнеустройства;

· уменьшением жесткости социальных связей и увеличением

разнообразия траекторий жизненного пути личности;

· свободой передвижения и доступностью разнообразных

источников информации, что ставит молодого человека

в ситуации выбора стратегий родительского поведения.

В то же время возрастает потребность в сознательном родительстве и запрос на повышение родительской компетентности в связи с:

· появлением института частной собственности;

· улучшением качества жизни и увеличением времени, свободного от зарабатывания денег на жизнь и посвященного семье;

· предоставления государством оплачиваемого длительного отпуска по уходу за ребенком.

В условиях депопуляции населения преимущественно материальное стимулирование рождаемости, без внимания к формированию родительских ценностей и компетенций, чревато повышением рождаемости среди маргинальных групп населения и как следствие ростом социального сиротства.

Организация целенаправленной деятельности по формированию репродуктивного и родительского поведения у детей, подростков и юношей под силу только системе образования, так как ею охвачено все детское население России.

Формирование родительских компетенций направлено на решение социально значимых задач:

• профилактику жестокого отношения к детям и социального сиротства;

• укрепление в обществе ценностей материнства и отцовства;

• повышение родительской компетентности, эффективности и гуманности воспитательных стратегий будущих родителей;

• формирование репродуктивных установок на среднедетную семью;

• объединение усилий семьи и образовательных учреждений для обеспечения преемственности в воспитании детей;

• повышение устойчивости семейных отношений в кризисный период развития семьи, обусловленный рождением ребенка.

Ресурсный подход в оценке родительских компетенций

Личностный ресурс

Личностная зрелость, мотивация рождения, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, личностный смысл родительства, место родительства в Я-концепции, конструкт «Я- и -мир», личные качества.

Эмоциональный ресурс

Глубина эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности.

Когнитивный ресурс

Общие интеллектуальные способности, знания об уходе за ребенком, о развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться

Операциональный ресурс

Сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка

Психофизиологический ресурс

Актуальное функциональное состояние организма, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость

Этапы подготовки к родительству

Учреждения

Этапы онтогенеза родительской сферы

Формы подготовки

ДОУ и психолого-педагогические

центры

Этап взаимодействия с собственной матерью

Группы подготовки будущих родителей к рождению детей, группы родителей детей раннего возраста

Игровой этап

Игровая деятельность с куклами-младенцами, игра в «дочки-матери» со сверстниками

Школы

Этап няньченья

Беседы о детях и родителях, тренинги. Опыт взаимодействия с маленькими детьми.

Колледжи, вузы

Этап дифференциации основ половой и родительской потребностно-мотивационных сфер личности

Ознакомление с основными стратегиями родительского поведения. Подготовка к беременности и сознательному родительству.

Задачи формирования родительских компетенций у детей

и подростков:

• Формирование ценности родительства.

• Формирование потребности в материнстве и отцовстве.

• Ознакомление с функциями родителей.

• Ознакомление с базовыми потребностями маленьких детей

и способами их удовлетворения.

• Формирование родительских компетенций.

• Ориентация на среднедетную семью.

• Получения первого конструктивного опыта взаимодействия с маленькими детьми

Цель психологической подготовки к рождению ребенка семей, ожидающих ребенка -

содействие созданию благоприятных условий для всестороннего развития ребенка через оптимизацию отношений в диаде «мать-дитя», повышение родительской компетентности, гармонизацию семейных отношений, привлечение при необходимости внешних источников поддержки.

Цель психологического сопровождения молодых родителей - содействие выработке индивидуального стиля воспитания ребенка с учетом: а) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, б) ресурсов матери (личностных, эмоциональных, когнитивных, операциональных, психофизиологических) в) ресурсов семьи и ближайшего социального окружения, г) ресурсов общества. Подготовка ребенка к поступлению в социальные институты».

Все вышеперечисленные материалы, посвященные теме «компетентного родительства», предполагают определенную «профессионализацию» такого естественного состояния как рождение и воспитание ребенка - продолжателя рода, национальных и духовных традиций своих предков. Цель, которую преследуют сторонники этой идеи, выражена достаточно откровенно в Декларации о праве детей на будущее в разделе «Принцип открытых возможностей»:

«При осуществлении программ развития сегодня мы должны понимать, что не мы наследуем страну у прошлых поколений, мы взяли ее взаймы у наших детей. Учет при реализации проектов того, что наши действия не должны закрывать возможности для развития следующих поколений, должен стать основным принципом наших действий. В соответствии с этим принципом дети должны обладать следующими правами:

Право на развитие

В условиях дисциплинарного общества, в котором применяется система принуждений и наказаний, возможности для развития детей оказываются ограничены системой. Мы понимаем, что общество не вправе закрывать возможности для будущих поколений, а потому дети должны обладать возможностями для развития, причем эти возможности должны быть построены как многовариантные и разнообразные».

Для демонтажа связи родитель-ребенок авторами форсайт-проекта «Детство-2030» предлагается «демократизировать» семейное законодательство, «ориентированное на нуклеарную (традиционную - прим. авт.) семью и ее потребности», которое «не учитывает радикальных изменений в социальном институте семьи. Достаточно отметить, что, по сравнению с 1970 годом, количество материнских семей (форма семьи с одним родителем-женщиной) увеличилась до 107 процентов. А нуклеарные семьи «традиционного» уклада (муж - кормилец, жена - домохозяйка) сократились до 31 процента. Игнорирование данных тенденций угрожает переходом новых семейных форм, деторождения и проблем защищенности матери и ребенка в нерегулируемую семейным правом зону.

Решением сложившейся проблемы должно стать развитие мировоззрения ребенка безотносительно к форме семьи. Дети должны расти комфортно, возможно, в нескольких семьях параллельно. Семейное законодательство должно переориентироваться на регулирование всевозможных форм семейных отношений в обществе. В противном случае многие формы совместной жизни уйдут в теневую зону. Такое развитие событий приведет к массе проблем и ограничений, сокращению возможностей для развития детей, их заниженной самооценке и, как следствие, низкой конкурентоспособности нации в целом.

В ближайшем будущем данные тенденции будут только усиливаться и разработка нового семейного кодекса и законодательного сопровождения, ориентированного на разнообразные формы семьи и совместной жизни, становится как никогда актуальным. Таким образом, мы могли бы избавить детей от зависимости от устаревших форм и стереотипов (развелись ли родители или живут вместе, с кем из родителей живет ребенок, покинул ли один из родителей семью и т.д.)» (www.detstvo2030.ru/blog/tags/семья%20и%20родительство).

В разделе «Международная система действий в интересах Детства: семья и родительство» говорится:

«Семья и компетентное родительство являются фундаментальной основой полноценного детства. Им принадлежит решающая роль в определении перспектив молодого поколения и качества человеческого капитала будущего.

Недостаточная материальная обеспеченность лишает родителя возможности полноценно выполнять свои функции по раскрытию талантов, образованию и вовлечению ребенка в цивилизациионные процессы посредством высоких технологий и коммуникационных возможностей.

В последние десятилетия на смену нуклеарной форме семьи, доля которой уже сейчас не превышает 40%, стали приходить ее новые формы: гражданский (фактический) брак, временный, гостевой и даже групповой виды брака. В некоторых странах законный статус получили однополые семьи. То есть форма семейной жизни, непосредственно, определяет первоначальные возможности ребенка - как материальные, так и возможности строить свою дальнейшую жизненную траекторию».

Приведем несколько высказываний глашатая форсайт-проекта, руководителя аппарата Общественной палаты России, председателя Попечительского совета благотворительного фонда «Мое поколение» Алины Радченко.

Из интервью с журналистом Ильмирой Маликовой «Дети как национальная стратегия», опубликованном на сайте http://viperson.ru/:

«Есть такой стереотип, что родители сами знают, как воспитывать своего ребенка. Да, может быть, в традиционном обществе, когда в каждой семье было много детей, это могло быть, но сейчас, в нашей системе воспроизводства, это невозможно. Поэтому нужно подходить именно к компетентному родительству, и во многих странах это развито. Причем, там система такая, что если ты не соответствуешь требованиям компетентного родителя, тебя ограничивают в правах со стороны государства, и государство берет на себя эту функцию. Таким образом они добиваются того, что права ребенка защищаются изначально. Не тогда, когда они нарушены, обеспечение идет с самого начала, и так реализуется принцип так называемого «охраняемого детства»....это даже работа по изменению мировоззрения, это воспитание принципиально нового отношения к ребенку, это система новых ценностей».

Из Декларации о праве детей на будущее (автор - Алина Радченко), раздел «Право на квалифицированное воспитание»:

«Мы признаем, что дети должны воспитываться в условиях разнообразных возможностей, а, следовательно, основным требованием к родителям и к государству является формирование для детей возможностей для будущей жизни. Квалификация родителей, а также уровень обеспечения и квалификации государственных учреждений, куда попадают дети, не имеющие родителей, должна позволять это делать. Принцип воспитания детей по старым образцам - принцип консервативного общества, а не общества, которое заботится о своем будущем».

Воспитать трансхьюмана

В какой-то степени ответ на вопрос, как именно будет проводиться воспитание будущих трансхьюманов, дает изучение проекта члена Общественной палаты от Российского Союза Молодежи Сергея Черникова «Территориальная организация детской жизни».

Во Введении сказано:

«Развитие территории зависит от качества населения, которое на нем проживает. Для того, чтобы человеческий капитал города, муниципалитета или региона прирастал, а не истощался, важно организовать на территории города, муниципалитета или региона пространство, которое бы способствовало становлению детей и формированию высококачественного населения.

Такая задача потребует запуска специальных программ, которые бы предусматривали:

1. Формирование на территории целостного пространства становления детей, которое будет использовать существующие школы в качестве одного из элементов.

2. Создание специальных сетей и инфраструктур поверх существующей территории, которые превратят территорию в среду, дружественную для детей и способствующую их становлению.

3. Создание детской администрации, в задачи которой входило бы создание и поддержание системы сетей так, чтобы они соответствовали задачам: а) обеспечения безопасности детей; б) становления и оснащения детей; в) обеспечивали потребности и интересы детства.

4. Подготовку разных категорий населения, проживающих на территории и, так или иначе, сталкивающихся с детьми, таким образом, чтобы они могли квалифицированно с ними обращаться.

5. Введение системы компетентного родительства и программ, направленных на повышение квалификации родителей по обращению с детьми.

6. Формирование требований на организацию территории - урбанистику».

И далее, в первом разделе «Формирование пространства становления детей на территории», читаем:

«Исследования показывают, что значительную часть информации о жизни, дети получают вне школы и семьи (до 70%). Источниками информации становятся СМИ, реклама, друзья и собственный опыт проживания событий, значительная часть которых скрыта от глаз взрослых (родителей и педагогов). Эта ситуация вызывает опасения значительной части общественности, выражающиеся, в частности, в предложении законопроектов о введении комендантского часа для детей и подростков. Однако, гораздо продуктивнее превратить это явление в инструмент работы с населением: переорганизовать среду так, чтобы она была дружественной к детям, способствовала их становлению.

Опираясь на «Теорию организации детской жизни и становления человека», был сформирован ряд требований на среду для детей:

1. необходимо создавать пространство, которое обеспечивает полноценную жизнь и становление детей;

2. детская среда должна быть максимально плотной, динамичной, конфликтной и разнообразной, провоцировать возникновение событий;

3. детское пространство должно включать в себя основные направления человеческой жизни. Дети должны иметь возможность обустраивать свою среду, формировать свое социальное окружение, осваивать средства и символические структуры, трансформировать свою телесность;

4. с детьми должны происходить события, они должны участвовать в проектах, иметь собственные занятия;

5. должны учитываться возрастные особенности детей, ситуации становления должны способствовать включению схем освоения реальности».

Нет необходимости подробно излагать здесь этот проект или так называемую «Школьную альтернативу С. Черникова», каждый может сам подробно ознакомиться с этими документами на сайте http://novoterra.org/files/file799.doc или http://www.school4you.ru/club/article47.

Мы приведем здесь только несколько наиболее характерных цитат, дающих возможность понять механизм превращения обычных детей в «инновационных» и их взаимоотношения с родителями и другими взрослыми, могущими оказать на них «нежелательное» влияние.

Раздел «Формирование детской администрации», подраздел «Подготовка населения и персонала»:

«Детская администрация должна будет проводить и контролировать уровень подготовки разных категорий населения, так или иначе взаимодействующих с детьми.

При организации сетей должен соблюдаться принцип - с детьми в рамках программ становления должны работать люди, которым дети не безразличны, которые несут на себе образцы современной жизни, сами проживают ситуацию становления. Важно, чтобы работа с детьми не становилась профессией - это должен быть этап жизни, продолжительностью 2-3 года, после чего обязательна ротация персонала».

Раздел «Система компетентного родительства»:

«Для успешной реализации проекта территориальной организации детской жизни необходимо ввести систему компетентного родительства. Родители должны регулярно проходить программы повышения своей компетентности. Это связано с тем, что родители должны быть готовы к быстрому изменению своих детей (имеется в виду не психологическое, а технологическое изменение - прим. авт.), и при этом оставаться любящими, понимающими и поддерживающими. Детская администрация должна взять на себя работу по созданию возможностей для постоянного переобучения и повышения уровня компетентности родителей, ввести и поддерживать систему оценки уровня родительской квалификации (ответственный родитель, компетентный родитель, безразличный родитель и т.д.).

Например, ребенок сбежал из дома в школу. Его родители имеют низкую квалификационную оценку - «не справляются с родительскими обязанностями». В таком случае, ребенок может жить в центральном офисе до тех пор, пока родители не пройдут соответствующие тренинги и не приобретут необходимую компетенцию».

Раздел «Требования на организацию территории - урбанистику»:

Создание на уровне города или региона территории детской жизни требует переорганизации самого пространства, в соответствии с требованиями дружественности и способствования становлению детей.

Ниже представлен предварительный вариант требований на организацию городского пространства (урбанистику), который соответствует данной концепции.

Основные принципы организации городской среды, дружественной детям[1])

· «Childrenability»[2] - планирование города ради хорошей жизни для детей. Суть childrenability - переосмысление городского пространства в пользу детства, создание дружественной среды для детей.

Это означает:

- планирование территории с сохранением приоритета детских мест и пространств перед местами и пространствами общего назначения. Что подразумевает выделение детских пространств, как отдельных. Детские пространства должны быть настолько разнообразны и многочисленны, чтобы обеспечивать полноценную жизнь и становление детей.

- пересмотр мест общественного пользования с точки зрения обеспечения возможности для игр детей, осуществления проектов и другой детской активности. Дети должны себя чувствовать хозяевами в городе наравне со взрослыми.

- четкое разделение «детских» и «взрослых» пространств, так, чтобы в «детских» пространствах обеспечивались принципы полноценной жизни детей, с включением взрослых только в отдельных точках, например, для организации событий или поддержания безопасности. «Детские» и «взрослые» пространства должны пересекаться в точках совместной активности (коммуникационные места, узлы инфраструктуры и т.д.).

- все места, которые посещают дети - магазины, парикмахерские и т.д., должны быть организованы таким образом, чтобы была возможность участия детей в деятельности, и обеспечивались места для совместных действий».

29 декабря прошлого года в журнале «Восточный свет», №3, 2010, Алина Радченко опубликовала свою статью «Среда, дружественная детям», где, перечисляя основные положения проекта С. Черникова, указывает, какие меры уже сегодня должны быть приняты для его реализации:

«Для того, чтобы подобный проект был реализован на той или иной территории или в муниципальном образовании, необходимо:

1. Разработать систему административных мер, направленных на изменение системы оценки и влияния сферы образования (расширение ее функций).

2. Провести серию кадровых аудитов и специальных тренингов для подготовки «менеджеров по детству» - наделение городских, муниципльных, региональных административных работников квалификацией, которая бы позволяла, понимая задачу формирования территории, дружественной детям, на своих местах в соответствии с этой квалификацией работать, разрабатывая проекты и программы, продвигая систему массового обучения проживающих на территории способам обращения с детьми.

3. Создать рабочую группу по проектированию мегамоллов увлечений, для того чтобы создать специальную среду, в которой дети могли бы расти в соответствии с современными технологическими, социальными, общественными тенденциями и процессами» (http://www.2010-2030.ru/blog/?id=85).

***

Мы не стали рассматривать здесь такую важнейшую проблему как внедрение инноваций в духе трансгуманизма в школьное обучение, потому что считаем, что эта тема заслуживает отдельного исследования, и надеемся, что свое веское слово по этому поводу еще скажут педагоги, психологи и другие специалисты.

Надо отметить, что среди российских детей есть категория тех, кто, по мнению некоторых адептов ТГ и авторов форсайт-проекта, наиболее полно соответствует образу идеального «трансхьюмана», и именно на них обращен пристальный взор - несмотря на то, что на самом сайте РТД была опубликована статья А. Смирнова «Индиго - это краска, а не дети».

(Окончание следует)


[1]) Принципы основаны на современных требованиях к урбанистике, в частности, на идеях Дж. Джекобс, Р. Роджерса, К. Линча и ряда других признанных экспертов.

[2] Термин «Childrenability» сконструирован по аналогии с основным современным принципом урбанистики: sustainability, что означает такой способ развития, который создает возможности хорошей жизни для будущих поколений (Р. Роджерс).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Киборги на горизонте

Дорогие читатели, напоминаем, что на первой седмице Великого поста форум РНЛ закрывается. http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/03/05/o_rabote_foruma_rnl_na_pervoj_sedmice_velikogo_posta/ Будьте пожалуйста внимательны! Поста всем благоприятного.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Георгий Петров
Киборги на горизонте
Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 6
04.03.2011
Киборги на горизонте
Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 4
25.02.2011
Киборги на горизонте
Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 3
22.02.2011
Киборги на горизонте
Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 2
18.02.2011
Киборги на горизонте
Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 1
16.02.2011
Все статьи Георгий Петров
Елена Деменкова
Киборги на горизонте
Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 6
04.03.2011
Киборги на горизонте
Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 4
25.02.2011
Киборги на горизонте
Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 3
22.02.2011
Киборги на горизонте
Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 2
18.02.2011
Киборги на горизонте
Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 1
16.02.2011
Все статьи Елена Деменкова
Ювенальная юстиция
Юлаг в сапогах
Заявление Миронова о создании Министерства демографии может стать ювенальной гильотиной для семьи
22.03.2024
Хвост виляет собакой?
Правовики Госдумы блокируют разумные ограничения на аборты
29.02.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06