Само слово вытащено из «загашников» английского языка и первоначально обозначало языческое заклинание, с помощью которого пытались очаровать - создать такой образ в восприятии другого, который бы им воспринимался как истинный. Glamour означает одновременно такие понятия как волшебство, чары, шарм, обаяние, очарование. Глагол glamour употребляется в значении зачаровывать, околдовывать; пленять, покорять.
Долгое время телевизионные программы и глянцевые журналы от дорогих до самых дешевых, захватывая все слои общества, внушали, что жить надо не своей жизнью, а медиа-звезд, киноактеров, показанных с экранов «героев», суперменов, нарисованных мультяшек, успешных богатых извращенцев, якобы достигнувших высот благополучия. Но оказалось - это не просто иллюзия, а прямая идеологическая агрессия против России.
«Благополучие» нравственных уродов, маячит в новостях в виде отвратительных скандалов для народного смакования. Раньше каждый Новый Год мы ходили с друзьями в баню. Теперь каждый Новый Год герои разных скандалов представляют на ТВ апофеоз творческой и интеллектуальной бесплодности (кто не понял - импотенции). Арт-подготовка длится все 365 дней года. В последнее время (и это напрямую связано с финансовым кризисом, как способ отвлечения внимания от настоящих проблем) гламур сместился в сторону насмешек над всем и вся. Рефлексирующий юмор становится привычкой. Как называется общественное устройство, которое наслаждается шутками и издевательством над самим собой, над своим народом? Такое уже было в истории. Вспомним гибель Римской империи, вспомним восторг русской интеллигенции перед охватившей страну революционной бурей 1917 года.
Напомню, что главная задача гламура - работать на общество потребления. «Позволь себе немного лишнего, поддайся соблазну, ты этого достоин». Кризис изменил возможности людей и значительно увеличил расслоение в обществе. Богатые стали еще богаче, бедные гораздо беднее. Но никто уже не соскочит с ядовитой иглы удовольствий. Внутренне люди созрели к восприятию мира удовольствий. Предложи завтра человеку ЧИП под кожу, дающий право доступа к благам мира - потребление завертится с еще большей скоростью.
Здесь не последнюю роль сыграло то направление в искусстве, которое называют фэнтези. Фэнтези оказывается можно все. Ладно, когда мы имеем дело с чистой фантастикой, представлением о мире будущего, но
фэнтези все время покушается на исторические факты и реалии сегодняшнего дня. В историческом фэнтези прием очень прост: берется всем известный со школы пример из прошлого и изображается в новом контексте, не имеющим к исторической правде никакого отношения. Современная молодежь уже не воспринимает реалистический кинематограф, классическую литературу, они пресны и скучны. То ли дело фильмы с простой идеологемой - добро может победить зло автоматом, базукой, электрошоком. То, что на самом деле живет ВНУТРИ нас как ГРЕХ, в кино является монстром, и герой-супермен уничтожает его физической силой. Зло при этом надгламурно, бывает сексуально, бывает отвратительно обаятельно, а герой на него бросается с кольями да ружьями. Зритель уже забыл, что настоящее зло нематериально, и ответ обязан быть адекватным - молитва, и что мы имеем, забывшие родство? Псевдо-историческое кино с умело переставленными акцентами, искусной подменой национальных ценностей, которое вполне воспринимается современным человеком. (Я здесь говорю о произведенях Акунина, фильмах Аватар, Книга Элая, о вампирских сагах и гари потерах...) В сознании молодого поколения грань между реальностью и фэнтези постепенно стирается. Один из опросов молодежи показал, что вампир - это лучший любовник. Первым делом это подрывает нормальное отношение к истории своей страны, потом к национальным традициям, в конце концов к Священному Писанию.
Переведем теперь все сказанное в плоскость политики. Общество, воспитанное на гламуре и фэнтези, политически бессознательно. Оно будет голосовать за того, кто будет применять эти технологии (и еже применяет), как предвыборные. Напомню: глагол glamour употребляется в значении зачаровывать, околдовывать; пленять, покорять. В конечном итоге это общество становится размытым, теряет национальную и государственную идентичность.
В религиозно-политическом контексте гламур и фэнтези работают на идеологию нью-эйдж. Уже сейчас мы видим своих соотечественников, запросто входящих в церкви в шортах, мини юбках, или ином неподобающем виде. Мы видим политиков, которые готовы заходить в храмы любой конфессии и совершать там какие-нибудь ритуальные действия. Попробуйте представить себе президента Ирана или Израиля посетивших на Пасху православный храм и поставивших там свечку? Попробуйте представить себе человека в шортах в мечети? Религиозная всеядность невозможна в обществе построенном на традиционных национальных ценностях, на разумном патриотическом консерватизме.
Легким путь гламурного фэнтези в умы молодежи делает также непродуманное внедрение ЕГЭ. Тесты не для мысли, тесты для маркирования мысли. А задача российского образования сохранить человека думающего. Если такую задачу Минобраз все еще ставит!?
Говорю ли я в итоге о цензуре. Скорее о дисциплинированности, о культуре. А главное: о непрерывной воспитательной работе, ведь фильм «Остров» или «Поп» посмотрело огромное количество российского студенчества без всякой лишней рекламы. Национализм сегодня вспыхивает как бессознательная реакция на отсутствие идеологии, это вспышка исторической памяти между чтением гламурных журналов и фильмами в духе фэнтези, клинским пивом и поиском эротических приключений. Стране же нужнее не националисты, а реалисты! Да и само слово националист, на самом деле, употребляется в значении шовинист (это еще один пример подмены понятия).
Все мы знаем, как развивается раковая болезнь. В организме человека происходит замена здоровых клеток больными. Государство - это тоже организм, если у него нет идеалов и следующих из этих идеалов ценностей, гламур и фэнтези расползаются по телу страны. Вот такая вот зараза!
Петр Олегович Кондратьев, ректор учреждения дополнительного образования Православного гуманитарного института «Со-действие»
Москва, 25.01.11