Что за термин такой мультикультура? Кто его выдумал? Максимум, о чем говорилось серьезными учеными - это о диалоге культур (см. книгу с таким же названием В.С.Библера).
Википедия нам предлагает следующее определение: Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития (т.е. в России такой уровень традиционно не присутствует? - Авт.). В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран). Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».
На самом деле все страны используют мультикультурализм для достижения ассимиляции иных народов. Но никогда инородец не будет встраиваться в чужеродное общество для принесения ему пользы. Пользу он будет искать только личную. Оглянитесь вокруг. Торгуют на рынках, работают дворниками, владеют банками разные этнокультурные люди. Разве свои доходы они радостно засыпают в закрома Родины, провозгласившей себя их самой терпеливой отчизной? Нет. Деньги отправляются родственникам в аулы или на личные счета в оффшорах.
Таким образом, смею предположить, что мультикультурализм просто не удалось использовать как средство в достижении разных социальных, политических и прежде всего «плавильнокотловых» целей.
Но Президент настаивает и сам себе противоречит: «Если говорить о крахе мультикультуры, то можно уничтожить традиции, а это опасная вещь, и в европейских государствах это тоже должны понимать». Вместе с тем он отметил, что слепо перенимать опыт европейских стран нельзя, так как в России есть собственные проблемы межнационального общения.
То есть, бедные европейцы дожили до краха мультикультуры, не потому, что прошли путь от гуманизма до постмодернизма, отказавшись от христианских традиций, а по совсем другой причине?!
Видимо, Президенту должен кто-то объяснить, что уничтожение традиций необходимо заложено в мультикультурализм. И на это работает гигантская машина шоу-бизнеса, гламура и прочего (о чем уже писалось в общих чертах в статье «Гламур и фэнтези». Только России не надо теперь приписывать какого-то особого опыта в мультикульте! У нас исторически Православие как религия любви явилась сплачивающим нацию сверхценностным элементом. Если сейчас отбросить эту ценнейшую традицию и попытаться изобразить из себя правильный европейский вариант мультукультурализма - будет настоящий надлом, разрыв и разъединение страны.
Чувствует, чувствует эту мысль наш Первый и даже формулирует: «При сохранении различий культур мы должны быть объединены одной общей вещью». Какой «вещью» не сказано. Так просто бросил фразу. Отмахнулся Президент: сами поймете, какой вещью... Видимо, это пример мультикультурности.
Вообще, если вспомнить замечательного русского философа А.Ф.Лосева, то Вещь всегда имеет Имя. Это имя выражает самую глубинную сущность вещи, отражает самое сущностное ее значение. «В своей изначальной форме язык был вполне определенным и прозрачным знаком самих вещей, так как походил на них. Имена были связаны с теми вещами, которые они обозначали, как сила вписана в тело льва, а властность - во взгляд орла», - находим мы у М.Фуко.
И вот имя найдено, оно опять нас «сваливает» в прозападную филологию-идеологию, - это «толерантность» (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. И господин Президент ставит жирную точку: «Толерантности не бывает много, ее бывает мало». Неужели не понятно, что в этот самый момент он поставил толерантность на грань маргинальности?
Перед нами классическая амбивалентность - соединение несоединимого. Заботливое государство говорит своему гражданину - сыну отечества: Да! Это отрава... Поперчи, посоли, попробуй, что? Опять отрава! Привыкай. Это толерантность!
Петр Кондратьев, ректор учреждения дополнительного образования Православного гуманитарного института «Со-действие», специально для «Русской народной линии»