Эта статья была написана о опубликована в «Литературной газете» (а после перепечатана другими СМИ) четыре года назад, по следам кощунственной выставки «Запретное искусство-2006». Сейчас судебное разбирательство («оскорбление чувств верующих», «разжигание межнациональной и межрелигиозной розни») подходит к концу, нелишне напомнить, как всё начиналось, ведь «правозащитная общественность» опять «взволнована»...
Весеннее обострение
Правозащитная общественность взволнована. Пришла весна, у творцов великого и прекрасного зачесались права человека и экзистенциональные свободы. Когда сезонный зуд, одолевший мастеров перфоманса и концептуализма, стал нестерпим, перед ними в очередной раз распахнул свои гостеприимные двери Сахаровский центр. В итоге получилось нечто запретное. Если не изменяет память - «Запретное искусство-2006».
Врачи прилетели
Сезонное обострение свободы творчества и самовыражения некоторой части россиян уже не в первый раз находит поддержку у руководства правозащитного движения, в том же Сахаровском центре несколько лет назад, если помните, произошёл скандал, связанный с экспозицией «Осторожно, религия!». В результате - устроители, по решению суда, нашедшего в их действиях оскорбление чувств верующих, отделались штрафом и разбитыми стендами. Суду же предстоит дать уголовно-правовую оценку деятельности организаторов и новой антихристианской провокации, а вот эстетическая и психиатрическая(!) оценка «запретного искусства» недавно сделаны были.
В Малом зале ЦДЛ состоялся «круглый стол», посвящённый «правозащитному искусству». Созванный по инициативе политической партии «Справедливая Россия», «круглый стол» собрал депутатов Госдумы, деятелей литературы и искусства, лидеров молодёжных православных организаций и, что оказалось очень кстати, представителей клинической психиатрии.
Именно из уст психиатра-практика Ирины Медведевой и прозвучала весьма любопытная характеристика подобного «искусства» как проявления тяжкого психического расстройства, известного медицине под именем «гибоидной психопатии». «Творениями», соприродными выставленным в Сахаровском центре, как правило, украшают международные конгрессы психиатров. В клинической практике это давно уже называется «шизофренической продукцией» и попросту подшивается к истории болезни.
И тут закрадывается в голову одна весьма нехорошая мысль: так может и сами устроители выставки сочли правозащитное движение в России своего рода социально-психическим заболеванием, поэтому и решили проиллюстрировать это таким наглядным образом?
Лондонский курсив
Однако унылый набор кощунственных ляпов, предъявленный городу и миру накануне православной Пасхи (сами понимаете, случайное совпадение), «традиционно» содержавший надругательства над распятием и православными иконами, на сей раз пополнился и откровенно русофобскими лозунгами. Особый интерес у меня вызвала группа плакатов «Слава России!», где на фоне этой надписи возникали: женщина, собирающая бутылки; сутенёр с малолетней проституткой; Сталин с медведем, справляющие малую нужду на карту СССР и т. п.
Думаю, финансовых проблем с выплатой штрафов у «искусствоведов-правозащитников» и на этот раз не будет. Чувствуются и тёплое дыхание в спину, и одобрительный гул международной общественности. Но с фантазией, увы, уже ничего поделать не могу - и представляется мне совсем другая выставка. Например, в одной из центральных галерей города Лондона. И тоже, знаете ли, группа плакатов - только уже «Слава Великобритании!». И на первом: принц Гарри в нацистской форме (что поделаешь, любит щегольнуть юноша на вечеринках). На втором, допустим - английский танк, расстрелянный американским штурмовиком в Ираке (вроде как обознались союзники), на третьем - англиканский священник, венчающий зоофила с любимой собачкой (прогресс-то на месте не стоит, гомосексуальным браком уже никого не удивишь), ну и так далее - воображение подскажет.
Как вы думаете, долго ли проработает эта ультрасовременная и наинезависимейшая экспозиция в самом сердце свободного мира? И что сделают кураторы чужих свобод с неумеренными адептами своей собственной? Повесить, как Саддама, конечно, не повесят, но мало наверняка не покажется.
Послечеловеки
Можно взглянуть на это и с другой стороны. Как известно, для собачек Павлова важнейшим из искусств является иллюминация. Лампочка загорелась, началось обильное выделение слюны. Как вы думаете, способны ли собачки Павлова к творчеству? Ответ очевиден. Общество, низведшее человека до уровня собачек Павлова, даже к самовоспроизводству неспособно (см. книгу бывшего советника президентов США Никсона и Рейгана П. Бьюккенена «Смерть Запада»). Цивилизация, в недавнем прошлом разделившая человечество на «сверхчеловеков» (люди Запада) и «недочеловеков» (все остальные), буквально у нас на глазах превращается в унылое сообщество послечеловеков. И вот тут на сцене истории появляется целая армия посредников в белых халатах («Клиническими испытаниями доказано...) и полосатых пиджаках («Классики отечественного концептуализма и постмодернизма...). Роль первой сигнальной системы берёт на себя телевидение вкупе с другими масс-медиа, и начинается...
Собачек Павлова учат «правильно» питаться, «правильно» размножаться, «правильно» проводить культурный досуг. Расфасовщики гуманитарного «вискоса» усердно отрабатывают свой собственный хлеб с маслом, объясняя умилённым потребителям, почему сосулька из человеческой мочи является вершиной современного искусства, а деньги, потраченные министерством культуры на её показ - «правильно» израсходованные деньги налогоплательщиков. Это и есть долгожданное торжество интеллектуальной и нравственной черни, которая, по слову Блока, стоит между поэтом и народом, и обретает самоценное бытие лишь в одном - в «искусстве интерпретации». Кто-то же должен маскировать ситуацию «голого короля», характерную для современного западного и российского прозападного искусства.
Однако ежели «король» не в силу неведения, а демонстративно расхаживает «голым» по улицам и телеэкранам, то это уже называется тяжёлой формой «эксгибиционизма» и влечёт за собой соответствующие административные меры. В нормальном обществе. Нам же, пережившим в 90-е годы минувшего века острое воспаление правозащитной деятельности, по-видимому, остаётся только надеяться, что нет-нет да и собьётся настройка в телеэфире, и «полосатый интерпретатор» к собственному ужасу выдаст: «Многолетними клиническими наблюдениями подтверждено - так называемое «современное искусство» опасно для вашего психического здоровья».
Именно такая формулировка и нашла своё место в итоговом документе, принятом участниками «круглого стола» по поводу выставок в Сахаровском центре и адресованном депутатам Государственной думы с просьбой законодательной защиты национальных святынь. И с пожеланием улучшения качества психиатрической помощи населению.
Алексей Алексеевич Шорохов, секретарь Правления Союза писателей России, член Союза журналистов России