Как царь Петр I чудеса отменил

Новости Москвы 
0
13805
Время на чтение 6 минут

Икона Божией Матери *Знамение*История о том, как Петр приказал иконам не плакать, в советское время кочевала из одной атеистической брошюрки в другую. Николай Юдин в известной книге «Правда о петербургских «святынях»» писал: «В самый разгар петровских реформ недовольное ими духовенство пыталось поднять против «царя-антихриста» религиозный фанатизм масс. В одной из петербургских церквей вдруг «заплакала» Богородица. Бывший на Ладожском озере царь немедленно прискакал в столицу. Он разоблачил нехитрую поповскую механику, предал организаторов «чуда» телесному наказанию и опубликовал приказ: «Приказываю, чтобы отныне Богородицы не плакали. Если же Богородицы еще заплачут маслом, зады попов заплачут кровью» (Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, ч. VIII. 1789).

Меня, откровенно говоря, в этой истории всегда настораживали слова Петра Алексеевича про «зады попов». И вот наконец я собрался в Публичную библиотеку - проверить. В восьмом томе «Деяний Петра Великого, мудрого преобразителя России» на указанных страницах ничего подобного не было, но спустя некоторое время я был вознагражден: история отыскалась в седьмом томе. И оказалась еще интереснее, чем я думал.

«Поповская механика»

«От Р.Х. 1720.

1 мая. Великий Государь ездил на работу Ладожского канала... В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери проливает слезы. Народ начал в великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное толкование, что Мать Божия недовольна сею страною, и слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем происшествии и о ропоте в народе.

Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему образу. Его Величество хотя сам и не видел слез, но многие из бывших там уверяли его, что действительно недавно оные видели. Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально, приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим того приметить, приказал он одному из священников снять икону с места и отнести за собою во дворец. Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во дворец.

Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши, доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.

По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отвсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держатся, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом. Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при том: «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня; Я поставлю его в своей Кунст-Камере.

Но в самом деле Государь, разгневанный таким обманом и злобным толкованием подделанных слез, употреблял втайне всевозможное старание сыскать выдумщиков. Чрез несколько времени после многих тайных разысканий они были найдены, и по признании во всех обстоятельствах сего дела и своих намерениях наказаны так, что впредь никто уже не осмеливался предпринимать таких обманов».

Отрицал ли Петр I чудеса?

Обращает на себя внимание одна деталь. Прибыв в Троицкую церковь и заподозрив неладное, Петр I все же приказал нести икону к себе во дворец. Если ему важно было прекратить слухи, почему же он не разоблачил «чудо» прямо в церкви, на глазах у всех? Ведь это имело бы несравненно больший эффект. Ответ прост: царь Петр, в отличие от советских атеистов, совсем не был убежден, что все чудотворные иконы - подделки. Засомневаться в данном случае его, по-видимому, заставило именно «злобное толкование», будто его труды по строительству Петербурга неугодны Богу. Царь не мог не знать, что слезы на иконе обыкновенно воспринимались как милость свыше.

Кстати, в память именно о таком случае был установлен один из древнейших русских праздников. Это случилось в 1169 году, когда суздальский князь задумал завоевание Новгорода. Утром перед началом штурма новгородский архиепископ Иоанн вынес на городскую стену икону Божией Матери из Спасской церкви. Одна из неприятельских стрел вонзилась в образ, и икона ликом обратилась к городу, источая слезы. Согласно преданию, архиепископ при этом воскликнул: «О, чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Чудо воодушевило новгородцев, и они отбили суздальские полки. А праздник иконе Знамения, установленный 27 ноября (10 декабря) вскоре приняли все русские княжества.

Как следует из тех же «Деяний», Петр праздники Русской Церкви очень даже чтил: «Никогда однако же не упустил случая, что не присутствовать при всенародном отправлении Божией службы, или крестного ходу, и не мог терпеть, чтоб народ по Воскресным дням работами нарушал святости дня сего, и в самой даже величайшей нужде едва позволял, но и то разве по окончании службы Божией, отправлять по Воскресным дням работы...»

Переезжая из Москвы в Петербург, царь, в числе других святынь, привез в новую столицу образ «Знамение». Кстати говоря, именно этой чудотворной иконой позже он благословил на царство свою дочь Елизавету! Так что утверждать, будто Петр не почитал чудотворных икон, в высшей степени опрометчиво.

Что же так задело Петра в этой истории с плачущей иконой из Троицкой церкви? Чтобы понять это, нужно вспомнить, как дорога был царю эта деревянная церковь на Петербургской стороне. С 1714 года именно она была главным храмом столицы. На ее колокольне по приказу Петра были установлены часы с курантами, снятые с Сухаревой башни в Москве, а с запада к храму пристроено было специальное крыльцо, на котором во время службы стояли особы царской фамилии и придворные. С этого же крыльца объявлялись и царские повеления.

«Засадить как бешеного в цепи...»

Разоблачив единичный случай фальсификации чуда, Петр I не стал отрицателем чудес вообще, и поклонению чудотворным иконам и мощам он не препятствовал. Интересно, что все авторы-атеисты, так уверенно зачислявшие Петра в вольнодумцы, тех же «Деяний», по-видимому, не читали. Иначе бы они споткнулись, например, на такой абзац о царе: «Он с самых юных лет исполнен был страха Божия, и по свидетельству летописи о зачатии и рождении его, толико прилежал к Слову Божию, что все Евангелие и Апостол наизусть прочитывал: великое имя Божие никогда не произносил инако, как с величайшим благоговением; и первое его веселие был Дом Господень, в коем не слушатель токмо был Божественной службы, но умножал внимание и благоговение предстоящих Монаршим своим голосом, стоя на ряду с певцами, и читая всегда сам Апостол...»

И указ о «задах попов» Петр не издавал. Это чистый вымысел авторов-атеистов - ничего подобного в «Деяниях» нет. Напротив, в этой книге есть такие любопытные сведения о царе: «Несносны были ему безбожники и хулители Веры; он о таковых говаривал, что они наносят стыд благоустроенному Государству, и никак не должны быть терпимы; поелику подрывают они основание законов, на которых утверждается клятва, или присяга и обязательства. Однажды было ему донесено, что взят под стражу один произносивший в собрании богохульные слова: то повелел он тотчас засадить его как бешеного в цепи...»

Как видим, атеистов Петр тоже не слишком-то жаловал. Так что, случись автору книги о петербургских святынях и его товарищам быть современниками Петра, еще вопрос, чем бы это все для них кончилось. Не исключено, что именно их зады бы и «плакали».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Орехов
Теракт выявил у релокантов синдром Бовари
Если образ усвоен, он все время будет пополняться новым содержанием. Это значит, что факты будут причудливым образом отбираться и вкладываться в уже готовую матрицу. Если же новые факты схеме не соответствуют – тем хуже для фактов.
05.04.2024
Антиколониализм 2.0: мифы, которые мы выбираем
Доклад на специальной сессии Федерального центра гуманитарных практик на V Международном форуме муниципалитетов БРИКС+
13.11.2023
Все статьи Дмитрий Орехов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:57
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:50
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Калужанин
27.04.2024 11:14
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
27.04.2024 09:52
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
27.04.2024 09:43