Продолжатель дела русского религиозно-художественного ренессанса

К 65-летию известного русского философа Александра Леонидовича Казина

0
477
Время на чтение 4 минуты

У нас принято сетовать на прерывистость, «дискретность» русской истории последних, по крайней мере, 300 лет: Петровская Россия отворачивается от допетровской, Древней, точнее - средневековой Руси; большевизм отвергает и поносит «царизм»; псевдодемократическая эрэфийская элита с пеной у рта клеймит все советское. Народ в растерянности безмолвствует, ибо его искренняя тяга к справедливости, к отношениям «по совести» в общественной практике, которая порой выливается в ярость вздыбленных страстей и в братоубийство вместо братства, не находит отклика у правящего класса и его пропагандистской обслуги. Безмолвие вечно терпеливого, но истощенного историческими катаклизмами русского народа, может таить в себе предвестие бури, под мрачным безмолвием может «шевелиться хаос».

И в этом тяжелом, но все-таки не безнадежном положении особую ценность представляет не только логически ясная, трезвая оценка настоящего момента, не только попытка оценить прошлое и взять из него лучшее в социальном опыте. Не только прямая, без изъятий, реставрация и реконструкция нашего прошлого духовного и культурного опыта, что не всегда возможно в изменившемся мире постмодерна и почти что конца истории, в ситуации очевидного тупика всех политических и экономических курсов, казавшихся еще недавно непотопляемыми. Чрезвычайно важным является стремление осмыслить и сформулировать особый и неповторимый опыт построения Русской цивилизации и культуры, попытаться спрогнозировать его возможности в ХХI веке.

А.Л.КазинИменно этим занимается нынешний юбиляр, выдающийся религиозный философ Александр Леонидович Казин, возможно, один из последних наследников великой традиции, идущей от К. Леонтьева, Н.Бердяева, П. Флоренского к А. Лосеву. В своих фундаментальных трудах, в целом ряде ярчайших публицистических статей он последовательно, слой за слоем, очищает засоренное сознание современного человека от мифических представлений, от ложных «идолов».

Казин рисует образную и цельную картину «русского мира», как он сложился в духе, истории и культуре. Один из главных его постулатов, одна из концептуальных идей - понятие о «верующем разуме» как основополагающем, сущностном свойстве русской культуры. Он проводит эту мысль во многих своих книгах - и там, где философствует «напрямую», и там где пишет о русской литературе, о советском кино. Диапазон его интересов очень велик - от Пушкина и Тютчева до Тарковского и Шукшина; от «морфологии» и духовной проблематики русской сказки до «Философских бесед братьев Карамазовых» - этого блистательного продолжения не только разговоров «русских мальчиков», но и традиции философских «полилогов» Владимира Соловьева и Сергия Булгакова.

Казин демонстрирует синтетический, обобщающий тип мышления, он свободно оперирует методами разных гуманитарных дисциплин - от философии до литературоведения и киноведения, он создает новые понятия, легко рождает образы и афоризмы. Но в своем видении мира и места в нем русской культуры проявляет твердость и последовательность канонического православного христианина. Представление о глубинной антиномичности всех исторических процессов позволяет Казину прозревать в Руси Советской - Русь Вечную, видеть в советском человеке - нестяжателя, почти юродивого, противостоящего как буржуазному потребителю, так и марксистскому экспроприатору. Неблагополучная, совсем не тихая наша Родина имеет, по Казину, высший идеал, который «сквозит и тайно светит» во всех ее временных изменениях - идеал Святой Руси. Только наше «Последнее царство» продолжает играть роль удерживающего, который противостоит мировой энтропии грядущего антихриста.

Весь пафос культурологических исследований Казина - в утверждении, что смыслом подлинно христианского искусства является передача человеческими средствами радости бытия с Богом. Именно этой радости, этого высшего понимания оптимизма через трагедию земной жизни недостает так называемому «современному искусству», во многом вторичному, безжизненному, лишенному всякого «воздуха».

«Труды и дни» Александра Казина дают столь необходимую нам сегодня надежду. Он убежден - и заражает читателей своей убежденностью - в том, что «смертный приговор» Руси вынесен преждевременно, что она не погибнет (как это провидчески воскликнула еще Зинаида Гиппиус) и более того - возможно удержит на краю и «цивилизованный» мир, во многом уже постхристианский.

Александр Леонидович - дитя войны и победы, и это многое объясняет в его судьбе. Он родился в 1945 году в Смоленске, городе, который принимал удары врага веками. Его отец не вернулся с Великой Отечественной войны. Казин прошел большой путь к религиозному мировоззрению, преодолевая позитивизм и релятивизм сначала марксистской, а затем посмодернистской философской среды.

Советская философская мысль не благоволила к православному типу сознания, да и «после перерыва» (по выражению С. Хоружего), когда гос. атеизм был официально отменен, маститые философы отказывались принимать русский христианский взгляд на мир. Не только в советские времена, но и сейчас отстаивание православного подхода к «попытке объяснить мир» требует гражданского мужества, умения последовательно и убедительно противостоять тотальному скепсису, иронизму, а подчас и откровенному презрению «интеллосферы» к русской духовной традиции.

А.Л. Казин много и плодотворно пишет. Он автор глубоких монографий, написанных прекрасным, чистым и образным русским языком, без ложного наукообразия и засорения «латинизированным» псевдонаучным словесным сором. Но, будучи автором фундаментальных философских построений, он не чурается и прямой публицистики, он использует газетную и интернет трибуны для «прямого действия», для горячего обращения к умам и сердцам соотечественников, всех «думающих о России» и любящих ее.

Недаром его дерзкие статьи вызывают такую острую полемику, яростные атаки слева и справа. Срединный царский путь многим мешает. Но Казин показывает, что пора заканчивать с гражданской войной в наших головах, пора примириться белым и красным - если они хотят будущего для нашей великой и многострадальной Родины.

Современный человек часто предается унынию. Российская действительность, впрочем, дает к этому много поводов. Но личность и деятельность А.Л. Казина дает нам иной пример: это пример того, как вера в Бога и православное осмысление сути происходящего могут дать точный угол зрения. Могут позволить узреть свет надежды и истины в, казалось бы, почти безвидном, глухом тупике истории. Это урок веры в Россию, в ее всемирно-историческую роль, урок трагического оптимизма философа Казина может оказаться чрезвычайно полезным для всех, кто еще не стесняется называться русским интеллигентом.

Дорогой Александр Леонидович! Собор православной интеллигенции, Александро-Невское братство и Деловое сообщество ДелоРус поздравляют Вас с Днем рождения! Ждем Ваших новых книг, новых статей, Вашего яркого, наполненного мыслью, болью и любовью слова!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Сергеевна Фомина
К цивилизации через катаклизмы
О русской духовной традиции ХХ столетия
07.11.2019
«Семенов - пример соединения православной веры и научной мысли»
Редакция «Русской народной линии» поздравляет профессора Валентина Евгеньевича Семенова с 70-летием
03.04.2012
Егор Холмогоров о нынешнем состоянии русского вопроса
В Петербурге прошла встреча с известным публицистом
31.03.2012
«Он выглядит значительно моложе своих далеко не юношеских лет»
Мария Фомина поздравляет Алексея Николаевича Швечикова с 75-летием
20.12.2011
Все статьи Мария Сергеевна Фомина
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Наблюдатель
04.11.2024 12:30
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
04.11.2024 10:42
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
04.11.2024 09:34
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
03.11.2024 23:58
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от prot
03.11.2024 23:44