У нас принято сетовать на прерывистость, «дискретность» русской истории последних, по крайней мере, 300 лет: Петровская Россия отворачивается от допетровской, Древней, точнее - средневековой Руси; большевизм отвергает и поносит «царизм»; псевдодемократическая эрэфийская элита с пеной у рта клеймит все советское. Народ в растерянности безмолвствует, ибо его искренняя тяга к справедливости, к отношениям «по совести» в общественной практике, которая порой выливается в ярость вздыбленных страстей и в братоубийство вместо братства, не находит отклика у правящего класса и его пропагандистской обслуги. Безмолвие вечно терпеливого, но истощенного историческими катаклизмами русского народа, может таить в себе предвестие бури, под мрачным безмолвием может «шевелиться хаос».
И в этом тяжелом, но все-таки не безнадежном положении особую ценность представляет не только логически ясная, трезвая оценка настоящего момента, не только попытка оценить прошлое и взять из него лучшее в социальном опыте. Не только прямая, без изъятий, реставрация и реконструкция нашего прошлого духовного и культурного опыта, что не всегда возможно в изменившемся мире постмодерна и почти что конца истории, в ситуации очевидного тупика всех политических и экономических курсов, казавшихся еще недавно непотопляемыми. Чрезвычайно важным является стремление осмыслить и сформулировать особый и неповторимый опыт построения Русской цивилизации и культуры, попытаться спрогнозировать его возможности в ХХI веке.
Именно этим занимается нынешний юбиляр, выдающийся религиозный философ Александр Леонидович Казин, возможно, один из последних наследников великой традиции, идущей от К. Леонтьева, Н.Бердяева, П. Флоренского к А. Лосеву. В своих фундаментальных трудах, в целом ряде ярчайших публицистических статей он последовательно, слой за слоем, очищает засоренное сознание современного человека от мифических представлений, от ложных «идолов».
Казин рисует образную и цельную картину «русского мира», как он сложился в духе, истории и культуре. Один из главных его постулатов, одна из концептуальных идей - понятие о «верующем разуме» как основополагающем, сущностном свойстве русской культуры. Он проводит эту мысль во многих своих книгах - и там, где философствует «напрямую», и там где пишет о русской литературе, о советском кино. Диапазон его интересов очень велик - от Пушкина и Тютчева до Тарковского и Шукшина; от «морфологии» и духовной проблематики русской сказки до «Философских бесед братьев Карамазовых» - этого блистательного продолжения не только разговоров «русских мальчиков», но и традиции философских «полилогов» Владимира Соловьева и Сергия Булгакова.
Казин демонстрирует синтетический, обобщающий тип мышления, он свободно оперирует методами разных гуманитарных дисциплин - от философии до литературоведения и киноведения, он создает новые понятия, легко рождает образы и афоризмы. Но в своем видении мира и места в нем русской культуры проявляет твердость и последовательность канонического православного христианина. Представление о глубинной антиномичности всех исторических процессов позволяет Казину прозревать в Руси Советской - Русь Вечную, видеть в советском человеке - нестяжателя, почти юродивого, противостоящего как буржуазному потребителю, так и марксистскому экспроприатору. Неблагополучная, совсем не тихая наша Родина имеет, по Казину, высший идеал, который «сквозит и тайно светит» во всех ее временных изменениях - идеал Святой Руси. Только наше «Последнее царство» продолжает играть роль удерживающего, который противостоит мировой энтропии грядущего антихриста.
Весь пафос культурологических исследований Казина - в утверждении, что смыслом подлинно христианского искусства является передача человеческими средствами радости бытия с Богом. Именно этой радости, этого высшего понимания оптимизма через трагедию земной жизни недостает так называемому «современному искусству», во многом вторичному, безжизненному, лишенному всякого «воздуха».
«Труды и дни» Александра Казина дают столь необходимую нам сегодня надежду. Он убежден - и заражает читателей своей убежденностью - в том, что «смертный приговор» Руси вынесен преждевременно, что она не погибнет (как это провидчески воскликнула еще Зинаида Гиппиус) и более того - возможно удержит на краю и «цивилизованный» мир, во многом уже постхристианский.
Александр Леонидович - дитя войны и победы, и это многое объясняет в его судьбе. Он родился в 1945 году в Смоленске, городе, который принимал удары врага веками. Его отец не вернулся с Великой Отечественной войны. Казин прошел большой путь к религиозному мировоззрению, преодолевая позитивизм и релятивизм сначала марксистской, а затем посмодернистской философской среды.
Советская философская мысль не благоволила к православному типу сознания, да и «после перерыва» (по выражению С. Хоружего), когда гос. атеизм был официально отменен, маститые философы отказывались принимать русский христианский взгляд на мир. Не только в советские времена, но и сейчас отстаивание православного подхода к «попытке объяснить мир» требует гражданского мужества, умения последовательно и убедительно противостоять тотальному скепсису, иронизму, а подчас и откровенному презрению «интеллосферы» к русской духовной традиции.
А.Л. Казин много и плодотворно пишет. Он автор глубоких монографий, написанных прекрасным, чистым и образным русским языком, без ложного наукообразия и засорения «латинизированным» псевдонаучным словесным сором. Но, будучи автором фундаментальных философских построений, он не чурается и прямой публицистики, он использует газетную и интернет трибуны для «прямого действия», для горячего обращения к умам и сердцам соотечественников, всех «думающих о России» и любящих ее.
Недаром его дерзкие статьи вызывают такую острую полемику, яростные атаки слева и справа. Срединный царский путь многим мешает. Но Казин показывает, что пора заканчивать с гражданской войной в наших головах, пора примириться белым и красным - если они хотят будущего для нашей великой и многострадальной Родины.
Современный человек часто предается унынию. Российская действительность, впрочем, дает к этому много поводов. Но личность и деятельность А.Л. Казина дает нам иной пример: это пример того, как вера в Бога и православное осмысление сути происходящего могут дать точный угол зрения. Могут позволить узреть свет надежды и истины в, казалось бы, почти безвидном, глухом тупике истории. Это урок веры в Россию, в ее всемирно-историческую роль, урок трагического оптимизма философа Казина может оказаться чрезвычайно полезным для всех, кто еще не стесняется называться русским интеллигентом.
Дорогой Александр Леонидович! Собор православной интеллигенции, Александро-Невское братство и Деловое сообщество ДелоРус поздравляют Вас с Днем рождения! Ждем Ваших новых книг, новых статей, Вашего яркого, наполненного мыслью, болью и любовью слова!