Россия находится в глубоком кризисе. Речь идет не о том экономическом кризисе, который разразился год назад. Речь идет о нашем внутреннем кризисе, который связан с переходом от «советской жизни» к жизни в новых условиях, в условиях идеологической свободы и капитализма. Мировой экономический кризис разве что лишь обострил и без того хорошо известные проблемы нашей страны. В различных областях сегодняшней жизни в России мы чувствуем присутствие этого более глубокого кризиса. И везде в его корнях проблема человека, проблема его духовного самоопределения.
1. Милиция
Правительство объявило о реформе милиции. Мера эта была вынужденная. Люди на местах выходят на демонстрации с лозунгами недоверия к МВД. Вообще говоря, это - предел падения авторитета власти. Разоблачения «оборотней в погонах», произвол и вымогательство со стороны как милицейских чинов, так и самых мелких «ментов», коррупция, дикие истории со стрельбой в супермаркетах, - все это имеет на сегодняшний день свой закономерный результат. Население России не доверяет милиции, боится ее, боится даже вызывать на защиту общественного порядка, и «в случае чего» больше рассчитывает, скорее, на своих «ворошиловских стрелков», чем на помощь милиции... Уже само появление фильма «Ворошиловский стрелок» в 90 годы было достаточно тревожным сигналом. Но власть его не услышала. Сегодня мы пожинаем плоды этой безответственной глухоты: народная милиция стала чужда своему народу. Все более естественно ее называют не идущим еще от советских символов демократически - народным словом милиция, а принадлежащим другой традиции, безразлично этатистским именем полиция.
Почему же так происходит? Почему же эти «выходцы из народа», эти простые молодые парни, приходящие в ряды милиции, которые еще вчера вместе со своими отцами и товарищами обсуждали за кухонными столами беззакония милиции, сегодня сами так легко вливаются в этот мутный и кровавый поток беззакония? Каковы причины этого? Их две. Одна внешняя: та атмосфера, которая господствует в самой системе МВД. Несмотря на бодрые рапорта начальников о должном уровне «моральной и физической подготовки» контингента милиции, дело уже давно обстоит очень плохо. Это именно начальники развращают «молодняк», именно они внушают ему, что главное это деньги и формальная законность. Именно начальники требуют от низших чинов ДПС денежных «откатов» за поборы на дорогах; именно начальники требуют любой ценой повысить процент «раскрываемости» уголовных дел, поэтому раскрытие дела через «искреннее признание» самого подсудимого становится основным средством работы следователя; и именно начальники внушают подчиненным мысль, что ему простится все, любое преступление перед законом, любая жестокость, система все простит и защитит, не простится только одного - выступление против самой системы. Рыба гниет с головы. С той гнилой головы, в которую в 90-х годах к мастодонтам советской тоталитарной системы добавились авантюристы «ельцинского призыва». С тех пор авторитет милиции прогрессивно шел на убыль. Не помогали ни заказные телевизионные сериалы о чудо следователях, ни чистки в самой милиции. Последних, впрочем, было и не так много.
Вторая причина - внутренняя. Откуда взять этого молодого и добросовестного человека в сегодняшней российской культуре. Разве вся система воспитания нашего общества не направлена на то, чтобы развратить молодого человека с самых ранних лет? Откуда возьмутся идеалы, если в школе учебные часы на преподавание тех предметов, в которых на примере истории нашей Родины, на примере замечательных героев русской литературы молодежь могла бы приобщиться к высоким нравственным стандартам, сокращаются все более и более? Если телевидение, основной культуртрегер сегодняшнего времени, беспрерывно пичкает общество образцами жестокости, культа голой физической силы, похабщины, русофобии и ненависти ко всему отечественному? Если молодому человеку настойчиво внушается мысль, что высшая ценность в этом мире - это деньги, и неважно какими способами ты заработал их, а самые умные люди - это богатые люди, и если ты беден, то ты глуп и недостоин внимания и сочувствия? Что же удивляться когда прошедший эту «школу» молодой человек приходя в милицию, - т.е. получая какую - никакую, но все-таки власть, - начинает сразу же проводить эти «принципы» в жизнь: использовать власть любой ценой ради обогащения, ради самоутверждения, а не ради торжества какого-то там закона? Ничего удивительного в этом нет. Мы имеем ту милицию, которую мы терпим, которую мы сами воспитали. И в народе, как пословица утвердилось суждение о молодом человеке, не шибко обремененном моральными проблемами: «Ему или в тюрьму, или в милицию идти!» Только сейчас Президентом впервые поставлена задача радикального изменения состава МВД. Но откуда взять кадры? Где найти молодых добросовестных людей?
2. Армия
В армии также объявлена реформа. Даже на взгляд профана, ее «форматы» потрясают. Количество офицеров, в частности, должно сократиться с 350 тыс. до 150, а количество военных учебных заведений с 65 до 10!!! Количество танков сокращают с 24 тысяч до 2 тысяч (это не опечатка)!!! Оправдать это самоубийственное сокращение могло бы разве только наличие некого сверхсекретного нового оружия, которой заменило бы, одновременно, и старые ракеты, и танки, и более чем половину офицерского состава, и даже преподавателей военных училищ, готовящих новые офицерские кадры... Однако надеяться на это трудно. В армии катастрофически не хватает техники. Нет новых самолетов, отечественное самолетостроение почти разрушено. Страна, выкачивающая свою нефть для нужд заграницы, не может обеспечить свою военную авиацию бензином. По той же причине военные подлодки не ходят в походы, а довольствуются только учебными выходами в море. Многочисленные разработки нового современного высокоточного оружия так и не доходят до российской армии в должном объеме. Бюджет российской армии составляет лишь одну семнадцатую (!!!) от военного бюджета США (данные 2008 года). Что все это значит? Или мы все еще живем наивным оптимизмом начала 90-х, когда казалось, что все, все возможности новых военных конфликтов уже исчерпаны, у нас уже нет больше никаких врагов в мире, а есть только партнеры? А Афганистан, а Сербия, а Ирак, а продвижение НАТО на Восток - неужели нас это ничему не научило? Почему такая наивность и безволие в военной политике?
Положение усугубляется социальными проблемами, связанными с армией. Позором остается факт, что к 65 - летию победы в Великой Отечественной войне мы все еще так и не обеспечили всех ветеранов достойным жильем. В этом факте отражается все бездушие, весь цинизм нашего отношения к армии, к участникам войны, жертвовавшим своей жизнью ради нашей свободы. Президент решительно объявил, что к юбилею Победы в 2010 году эта тема должна быть закрыта. Конечно, это правильно. Но к сожалению, почти любой сегодняшний российский гражданин, имеющий минимум житейского опыта, скажет: не получится! Зная наших чиновников, зная бездушное отношение к человеку сегодняшней власти, насквозь коррумпированной и уверенной в своей безнаказанности, мы совершенно однозначно предсказываем: не получится!
Россия всегда была воюющей страной, воюющей или за свои интересы, или, к сожалению, довольно часто, за интересы других держав. Поэтому военное сословие всегда имело особый статус в Российском государстве. Этого требовали и огромная территория нашей страны, и ее границы с сильными соседями. Но вот, после хрущевских «преобразований» в армии, после ельцинского погрома армии военные стали изгоями в родной стране. Огромная масса кадровых офицеров должна была уволиться из армии и в условиях дикого развала в 90-х как-то приспосабливаться к «гражданке». Некоторые не смогли справиться с этой задачей и по сегодняшний день... Целые военные городки были брошены властью на произвол судьбы: они не нужны ни Министерству обороны, ни местной власти. Они не имеют возможности ни жить на старом месте, ни переехать на новое... Это ощущение беспризорности армии чувствуют не только те, которые уволились. Десятилетиями, еще с советских времен стоящая проблема жилья для офицерского состава так и не решена. Кадровый офицер, приходящий в армию чтобы сделать своей профессией «Родину защищать», вдруг понимает, что весь этот его патриотический пафос, вообще говоря, никому не нужен... Конечно, если вдруг «запахнет жареным», то тогда, несомненно, «пожалуйте, на подвиг»: «посмертные ордена», «минуты молчания» и все такое... Но то, что эту готовность военного отдать свою жизнь до последнего за Родину нужно уважать, нужно всячески поддерживать и воспитывать, ибо в конце концов, именно она есть главная составляющая военных побед армии, и создание условий для нормальной жизни людей в военной форме входит необходимым элементом в заботу об обороноспособности страны, эта простая нравственная аксиома с огромным трудом усваивается в нашей стране. Определенные надежды связывались здесь с именем В.В.Путина, все - таки человек военный. Но, к сожалению, воз и ныне там...
А ведь он совсем не дурак, этот бездомный капитан, он прекрасно видит, что творится в стране, как богатеют люди, присвоившие себе сырьевые богатства страны, какие дачи и дворцы строят себе генералы, нередко буквально рабским трудом своих солдат... И с каким настроением такой «висящий в воздухе» офицер, годами мыкающийся с семьей по квартирам будет заниматься боевой и политической подготовкой с солдатами? Разве таким отношением мы не создаем сами «пятую колонну» в нашей армии? Разве не сеем мы сами в молодых людях то отвращение к военной службе, которое есть основа наших проблем с призывом? По оценкам самих военных, 80% солдат сегодняшней российской армии не доверяют своему правительству... Что уж говорить об офицерах!
Конечно, есть еще и другая причина нежелания служить в армии: дедовщина. Несмотря на то, что дедовщина всегда и везде в определенной степени была связана с армией, во все времена и во всех странах, тем не менее, в нашей стране она приняла сегодня особенно уродливые формы. Причины ее неоднородны. Во-первых, безразличие и апатия самого офицерского корпуса в отношении воспитания солдат. Причина, сама укорененная в отношении власти к армии, в самочувствии кадрового офицера, который годами пытаясь противостоять оппортунизму более «гибких» коллег, говорящих ему «Да, чего ты все стараешься? Да разве ты не видишь, что это никому не нужно и что жизнь держится на другом?», наконец, уступает и сдается. И ему вдруг открывается, что, действительно, руководить своим подразделением с помощью «стариков», несколько криминального характера, хотя для совести и накладно, но для отчета перед начальством довольно удобно...
Во - вторых, существует причина и более глубокого порядка. Дедовщина в российской армии нередко связана с национальными конфликтами. Здесь, в узком пространстве казарменной жизни, прижатые друг к другу, молодые люди как на борцовской арене вынуждены решать те проблемы, которые наша власть, наша культура так и не смогли решить и по сегодняшний день. Национальная проблема существовала и в советской жизни. Но там была найдена, пусть ложная, но все-таки некая рабочая формула примирения национальных противоречий: культура «социалистическая по содержанию, но национальная по форме». Что - то универсально идеологическое - идея социализма, - было поставлено над национальным, и тем самым смягчило его. Повторяю, пусть это была ложная ценность, точнее претензии социализма на высшую ценность были ложны, но, тем не менее, национализм был несколько ослаблен. В современной же российской жизни власти так и не удалось выработать национальную идею. Точнее говоря, у нее так и не хватило мужества, объявив себя исторической преемницей России, взять на себя и груз идеологических лозунгов добольшевистской России[1]... Бесплодная и беспринципная игра со словами «российский народ», «многонациональная, многоконфессиональная страна» и т.д. никого не убеждала. И тогда мы оказались лицом к лицу с голым национализмом, ничем не прикрытым, ничему идеологически не подчиненным... А эта материя очень горюча и взрывоопасна! И что же удивляться, что все эти национальные противоречия, не разрешенные в рамках государственных идеологических программ, вылезают наружу в школьных учебниках по истории, в уличных драках молодежных группировок, и в частности, в неуставных отношениях в российской армии? Это наши дети, господа, воплощают в жизнь то, о чем мы только ворчим на кухнях. Они молоды, у них дистанция между словом и делом гораздо меньше, чем у нас, а иногда, к несчастью, и дистанция между жизнью и смертью...
России необходима большая армия. Огромная территория, огромная граница, богатства российских недр, геополитическая ситуация России - все это требует контроля и защиты. Судорожные реформы в армии последних двух десятилетий только отчасти объясняются недостатком материальных средств на содержание армии. Принципиальным является отсутствие у сегодняшней России внятной военной доктрины. Последнее же связано с отсутствием в общей политике России фундаментальных идеологических ориентиров: отсутствие национальной идеи. Мы не знаем, кто наши друзья, а кто наши враги, потому что мы и про себя не знаем чего мы хотим и куда мы идем... Для такой огромной страны как Россия подобная беспутица фатальна. Тем более что ресурсные богатства страны вызывают острую зависть у соседей близких и дальних, у сил явных и тайных...
3. Образование: эксперимент по разрушению
Реформа российской школы (школы, в широком смысле слова) началась сразу же после развала Советского Союза. Причины были в основном идеологические: не так преподавали историю, не тех авторов изучали по литературе и т.д. На первый взгляд, боролись с остатками коммунизма. Но более внимательные и чуткие люди предупреждали: воюют с исторической Россией. Воюют на страницах учебников по истории, литературе, обществоведения, мировой культуры, русского языка - короче, всего гуманитарного цикла. Везде утверждалась точка зрения радикальной либеральной идеологии: индивидуум и его права - все, а государство - только средство для удовлетворения потребностей индивида. Идеология для страны, которая не только в советское время, но и до революции 1917 года всегда понимала смысл человеческой жизни как служение надъиндивидуальным ценностям, достаточно новая... Вместе с этим, вообще, была попытка провести в Законе об образовании идею, что образовательная система не должна заниматься воспитанием, а должна только «предоставлять образовательные услуги», тем самым как бы уподобляясь парикмахерской или прачечной... Но к счастью, удалось отбить эту атаку на фундаментальные основы отечественной традиции образования, в основном, усилиями учительской общественности России.
Потом пришла пресловутая Болонская система. На Западе были получены большие гранты на разработку программ перехода российской системы образования, в основном, пятигодичной, на западную: бакалавриат + магистратура (4 года + 2 года). Зачем это делалось (помимо цели отработки денег, полученных в заграничных грантах)? Говорилось, для того, де, чтобы приблизить российскую систему образования к западной. А зачем это нужно было России? Это так и осталось тайной... Зачем было ломать десятилетиями существовавшую крепкую систему подготовки специалистов, связанную тысячами нитей с производством страны? Только затем, чтобы несколько тысяч молодых людей, получив образование, могли уехать за границу? Те, кто имели для этого средства, могли бы сделать это и так, безо всякой реформы. Или нужно было специально подготовить «лыжню» для утечки мозгов? Зачем было начинать эту трагическую ломку здорового организма Высшей школы, не объявив заранее, что большая часть магистратуры будет платной, и тем самым доступ к полному высшему образованию будет для многих закрыт? Ибо выпускника бакалавреата работодатель приравнивает к чему-то вроде секретаря, «владеющего компьютером» и неспособного выполнять квалифицированную профессиональную работу.
А потом пришел знаменитый ЕГЭ... Единый государственный экзамен имеет дело с самой тонкой сферой педагогики - измерением образовательных результатов. Судя по официальным отчетам, он победоносно шагает по стране, диагностируя одновременно и результаты образовательной деятельности школы, и стартовый уровень для обучения в вузе. При этом, декларируемые преимущества ЕГЭ (равные условия, внешняя независимая оценка, отсутствие личного контакта с экзаменатором и т.д.) в реальности оказываются весьма призрачными: неизбежны технические сбои, утечка информации, ошибки; непрозрачной оказывается и шкала перевода тестовых баллов в вузовские оценки, не хватает экспертов - к этой работе вновь привлекаются школьные учителя. Но, даже преодолев эти технические трудности начального периода, мы не решаем главный вопрос - о легитимации измерений в педагогике. Именно здесь возникает основная проблема: что в знании поддается формализации, калькуляции? Названия, имена, даты. Уже с дефинициями - проблема, так как они неоднозначно трактуются в зависимости от выбранного подхода. Но это - лишь самый первый, поверхностный, репродуктивный уровень познания, здесь еще можно условиться, согласовать некоторые позиции разных авторов учебников. Этот уровень пока слабо связан со знанием как пониманием, с формированием убеждений, нравственной позиции, ценностной ориентации. Отвечая на вопрос теста, ученик должен выбрать свой ответ из стандартного набора аксиологических или психологических предпочтений, - а если палитра его мировосприятия шире, чем у авторов задания?! Устранение личности экзаменатора, обезличенность опосредованного общения - это и дегуманизация образования. Личность ученика раскрывается в речевом общении, где присутствует ответственность за сказанное слово, где встречаются лицом к лицу, где происходит диалог ценностей, убеждений. Вслушаться, понять личность может только другая личность (учителя). А тест - это и неуважение личности ученика, ее игнорирование. Точнее сказать, девальвация личности, ее редукция к набору операций. Очень серьезной проблемой, вполне, впрочем, прогнозируемой, явилась проблема вынужденного «натаскивания» на результаты ЕГЭ. Прогнозируемой, потому что внешняя независимая оценка знаний, главной формой которой является единый государственный экзамен, неизбежно отражается на самом процессе образования: учат тому, что проверяется и на основании чего делается вывод о качестве образования в данной школе, у данного учителя. Сегодня, когда так называемый «малый ЕГЭ» проходит в 9 классах, есть опасность его применения и при переходе из начальной школы в основную, то есть в 4 классе. И тогда можно будет с горькой уверенностью констатировать, что новая система педагогических измерений полностью изменит систему образования в наших школах.
Принципиальным является вопрос о том, почему такое радикальное решение, качественно меняющее все систему образования (а, по мнению многих педагогов, разрушающее эту систему) было принято без широкого профессионального и общественного обсуждения? Псевдообсуждения были, была имитация диалога с общественностью, но доводы последней никто не слушал. Где демократия? Или чиновники Минобразования лучше знают как, на каких принципах должна работать Российская школа? Пусть тогда они публично докажут это учительской общественности. Этот разрыв между высшим управлением системы образования и многотысячным учительским корпусом ведет к разрыву между школой и народом, к разрыву между поколениями, к уничтожению основополагающих культурных традиций нации.
Эта противоестественная реформа национальной школы прогрессивно продолжается и по сегодняшний день. В отношении высшей школы сегодня уже подготавливается законопроект об отменении докторских степеней, т.е. будет как на Западе, только одна диссертация и одно звание (Ph.D). Опять, зачем это нужно России? Зачем нужно это тотальное унижение всех докторов наук, защитившихся раньше, и приравнивание их к кандидатам? То, что в результате этого научный уровень в стране значительно понизится, несомненно? Зачем же это делается? Только затем, чтобы вписаться в глобализационные планы так называемых развитых стран? Но вписываемся - то мы ценой разрушения своей научной культуры, так зачем же это нужно нам? Ответа из «высших сфер» на эти вопросы мы так и не получаем... Казалось бы, наоборот, как существуют таможенные барьеры в экономике, позволяющие защищать свою экономику от интервенций других, экономик более развитых стран, так и в культуре необходимо сохранять подобные барьеры в образовании, науке, культуре для того чтобы не раствориться в грязной жиже мировой глобальной потребительской культуры. К сожалению, эта аксиома так и не усвоена на сегодняшний день нашей властью. «Задрав штаны», по слову поэта, мы бежим за мировым глобализмом, что в сфере культуры означает уничтожение ее, сведение человека, личности к потребителю, к «man» (нем.), к «on» (фр.), к «one» (анг.), или по русски, как говорил Ф.М.Достоевский к «всемству».
4. Миграционная политика: кризис идентичности народа
По оценке аналитиков в стране находится до 10 миллионов гастарбайтеров, примерно 10% процентов рабочей силы являются иностранцами. Причем это довольно оптимистические оценки. На самом деле, положение гораздо хуже. Хуже оно не только в цифровом отношении, но особенно в нравственном. Иностранные рабочие, в основном выходцы из стран, отделившихся от СССР, в массе своей низкоквалифицированная рабочая сила. Они ничего не дают России в культурном отношении и могут использоваться только на грубой физической работе. Они совершенно не заинтересованы в развитии России, даже материальном. Единственное что их интересует, это финансовый заработок для отправки денег домой, заграницу. Но при этом, по естественным социальным законам, эти группы иностранцев держатся вместе, ибо так проще выжить. Для автохтонного населения России, привыкшего к более цивилизованным формам «оседлой» жизни, где есть место закону, справедливости, милосердию, подобные формы «кучкования» довольно неестественны. Поэтому, практически, каждый коренной житель сегодняшней России оказывается один на один с национальными группировками иностранных рабочих. Они это чувствуют, и по возможности, реализуют свое преимущество... В этой их реакции сказывается все: и зависть к относительно более высокому уровню жизни в России (особенно в Москве); и месть за издевательства и поборы чиновников, осуществляющих их государственную регистрацию, милиции, прямо использующих их как бесплатную рабскую силу; и понимание того, что в принципе, их количественное присутствие необходимо власть имущим в России и что, их будет все больше и больше... И когда некоторые из них получают российское гражданство, - что сегодня довольно просто, даже и русского языка, практически, не надо знать, - и переезжают в страну вместе с семьями, то мы получаем «граждан» России довольно любопытного свойства. Их близость с родственниками в Азии и на Кавказе гораздо важнее, чем с русским народом, его традициями, его миропониманием и, даже, мироощущением. В донельзя упрощенной процедуре даруя им российской гражданство, отдает ли власть себе отчет, какое «гражданское общество» она строит? Разве этнические волнения во Франции, Голландии, проблемы в Германии ничему не научили нас? Или мы надеемся, что у нас подобные события пройдут в более цивилизованной форме, чем в ЕС?
Подобная безответственная иммиграционная политика оборачивается на бытовом уровне криминалом на национальной почве. Через выходцев из Азии идет все возрастающий поток наркотиков в Россию и в Европу. Несмотря на заклинания высших политиков и лукавые объяснения милицейских чинов, повторяющиеся столкновения на национальной почве становятся мрачной традицией современной России. Причем, опять-таки вопреки «дипломатическим» лозунгам с высших трибун о том, что преступность не имеет национальности, статистика свидетельствует: преступлений на национальной почве против автохтонного населения России гораздо больше, чем преступлений со стороны коренных народов против гастарбайтеров[2]. Чудовищными выглядят сроки тюремного наказания для молодых людей, совершивших преступления против инородцев. Ведь эти молодые люди воплощают в жизнь то, о чем их отцы и матери говорят на своих кухнях, о чем знают все, и за что ответственна, прежде всего, бездумная иммиграционная политика властей. На самом деле, вместо этих молодых людей на скамье подсудимых должны сидеть губернаторы и мэры городов, допустивших неконтролируемый рост иностранных рабочих, владельцы предприятий, которые сплошь и рядом незаконно используют дешевую рабочую силу из-за границы, руководители органов внутренних дел, сделавших для себя из этой проблемы «кормушку»...
Наконец, проблемы национальной безопасности, связанная с существующей политикой иммиграции. Положение во всем мире в высшей степени нестабильное. Положение по границам нашей огромной страны еще более сложное. На Западе НАТО вплотную придвинулось к нашим границам. На юге мы уже имеем конфликты с Грузией, Чечню, Афганистан и т.д. На востоке - упрямые претензии Японии и неудержимо возрастающий в военной силе Китай... Если начнутся серьезные военные действия, мы что, рассчитываем справиться с проблемами только профессиональной армией? Ясно, что ее сил недостаточно и придется объявлять мобилизацию. И кто же придет в российскую армию защищать ее территорию, вчерашние гастарбайтеры? Есть ли у них серьезные основания защищать, в принципе, чужую им страну, с чужой культурой и чуждыми традициями? В этом можно очень сомневаться... Потеря национальной идентичности неизбежно приведет к росту сепаратистских настроений в России, и при должной помощи извне к неизбежному распаду исторической России.
5. Чиновники: коррупция и саботаж
Государственный человек, «менеджер на службе у государства» вернул себе сегодня статус, существовавший у него в гоголевские времена. Вся русская классическая литература полна обличений произвола и продажности чиновничества. В советское время карательная политика тоталитарного государства не позволяла так распоясываться чиновничеству. В наше свободное и демократическое время чиновничество развернулось во всю ширь своей ненасытной души... Оценить степень коррупции в сегодняшней России очень легко. Достаточно лишь проехать по ближнему Подмосковью с десяток километров и увидеть дачи, особняки, коттеджи, имения, о которых в советское время никой Берия не мог бы мечтать! Богатство, роскошь, идеальные экологические условия этих закрытых поселков могут сравниться разве только имениями и замками Британской империи, процветавшей благодаря ограблению колоний. А чем можно объяснить богатство нынешних чиновников? Зарплатой? Причем многие состояния и имения создавались и строились не только в «бурные 90-е», годы развала и тотального разворовывания советских активов. И сегодня, в новом веке рост количества российских миллионеров все продолжается. За счет чего? За счет роста производства? Нет, этого мы не видим. Зато, совершенно очевидна становится оппортунистическая власть сегодняшнего чиновного люда. Она блокирует любые инициативы верховной власти, если они идут против их интересов, проваливает любые проекты, разворовывает огромные государственные средства. Сегодняшний чиновник просто смеется над все новыми и новыми призывами Президента развернуть борьбу с коррупцией. Коррумпированное чиновничество жестко контролирует судебную и законодательную власть. Именно поэтому наказания за воровство столь незначительны, даже смехотворны, а процессы, связанные с коррупцией высших должностных чинов тянутся годами, и, в конце концов, тихо закрываются... Подобная власть не только оттягивает на себя значительные материальные средства государства, но и оказывает глубокое развращающее влияние на все общество, на молодежь, в особенности. Молодые люди, идущие в вузы получать специальность, связанную с государственной службой, уже заранее рассчитывают на то, что обеспечат себе безбедное существование за счет коррупционного «кормления»... Разжиревшим на воровстве народных денег и взятках жирным котам современного чиновничества совершенно безразлично как их деятельность скажется на судьбе России: деньги можно хранить на счетах заграницей, да и собственность при определенном капитале, также, можно приобретать заграницей, в более спокойных странах... Коррумпированное чиновничество нашей страны сегодня есть основная государственная болезнь, угрожающая самому существованию России.
6. Верховная власть
Ситуация характеризуется отсутствием политической воли. Власть выдвигает в качестве проектов только близлежащие цели. Отсутствует перспектива развития. Планы в высшей степени конъюнктурны, и именно постоянная оглядка на мировую конъюнктуру делает политику мелкой и бесперспективной. Ах, доллар прибавил на 25 копеек! Ах, евро упало на два рубля! Что мы с этого можем иметь? Это уровень, это логика мелких биржевых спекулянтов, а не политика большой страны, тем более, такой как Россия. Нужны экономические планы и проекты, которые опирались бы на внутренние резервы страны, были бы независимы от мировой экономической конъюнктуры, и все более укрепляли бы эту независимость. Сегодняшний экономический, а тем более ресурсный потенциал России вполне допускает выдвижение и реализацию подобных планов. К этому требуется только политическая воля, отказ «невеститься» перед Западом, и уважение к своему производителю. Мы же по сегодняшний день имеем отсутствие этой воли, самоубийственные «гайдаровские» реверансы в адрес Запада, и хамское и безответственное отношение к своему предпринимателю.
Продолжается игра в демократию. Демократия неплохая вещь, когда она возможна. Но это не означает, ни того, что она возможна всегда, ни того, что в нее можно играть. В стране, только что вышедшей из режима тоталитарной однопартийной системы, из режима жесткой всеподчиняющей идеологии, надеяться работать демократическими методами в высшей степени наивно. Ведь априори было ясно, что в выигрышном положении окажутся именно те группы, которые были как-то организованы и в советское время. А это означает: партийная номенклатура, очень быстро сменившая непопулярные коммунистические лозунги на новые, отдельные сектора силовых ведомств, национальные группировки. Причем, если при Советах центробежные тенденции этих группировок плохо ли, худо ли уравновешивались волей головки руководящей партии, то начиная с 90-х годов эти группы отправились в «свободное плавание»: их эгоистическим аппетитам уже ничто не препятствовало, путь к разворовыванию богатств страны, и следовательно к ее полному развалу был открыт. Страна вступила в период «первоначального капиталистического накопления» безо всяких идеологических и правовых ограничений, что обернулось для народных масс экономическим обнищанием и прогрессивным вымиранием. Дело могло кончиться серьезными социальными волнениями, спасло только то, что властные элиты несколько поделились с народом доходами от продажи нефти и газа.
Тем не менее, никакой внятной государственной стратегии, ни экономической, ни политической так и не было сформулировано. Существующие политические «элиты», в основном, обслуживают самих себя и имеют очень слабую связь со своим народом. Продолжается игра в демократию, хотя сегодня у народа отнята возможность избирать руководителей регионов, мэров городов, проводить референдумы и множество других прав. На данном этапе исторического существования России, только что вышедшей из 70-летнего тоталитарного пленения, демократия, пусть даже какая-нибудь своя, новоизобретенная «суверенная», отнюдь не оптимальный политический лозунг. Это понимали и сделали из этого практические выводы и в Китае, и в сфере чисто теоретической политологии, например, И.А.Ильин[3]. Так называемая партия власти состоит из карьеристов разного калибра, которые уже не раз показывали свою хамелеонскую способность менять убеждения. Некоторые фигуры совершенно гротескны. И то, что власть терпит эти фигуры, и более того, пользуется ими для своих нужд, совершенно определенно дискредитирует и саму верховную власть.
В демократию нельзя играть. Обманутые демократические ожидания порождают в обществе недоверие к власти, злобу и неуверенность в завтрашнем дне. Самые разные политические течения, самые разные группы населения объединяются в протестных выступлениях против верховной власти. А заграничные «защитники демократии» всегда наготове, чтобы подлить масла в огонь... Идеологическое и политическое безволие власти есть в высшей степени опасный признак нашей сегодняшней ситуации. В нем - не просто оппортунистическая позиция самой верховной власти, в нем - отражение определенного политического тупика, некой мертвой точки задействованных политических сил, элит и тенденций. Оно никак не есть выражение стабильности, оно грозит параличем государственной власти и развалом России...
Для России сегодня необходим, скорее, мобилизационный период, период энергичного выхода из экономического, правового, политического и духовного кризиса. А это требует политической воли и решимости проводить непопулярные решения для укрепления государства. Это требует и выработки идеологии. Ограничиться идеологией простого выживания для такой огромной страны, для страны с таким мощным идеологическим прошлым, - не только советским, но и до-советским, - значит просто не понимать своего народа, значит не использовать его естественную историческую пассионарность и, тем самым, препятствовать его поступательному развитию. Национальная идея России - это не то, что надо выдумывать, сочинять заново. Ею проникнута вся русская культура, она присутствует во всех исторических победах России, одушевляет подвиг каждого патриота своей страны... Нашим руководителям пора понять какая страна им досталась, и в своих планах больше опираться на внутренние, традиционно сложившиеся духовные реалии, а не на мировую глобалистскую конъюнктуру.
7. Нравственный кризис общества
Средства массовой информации, интервью с политиками, международные форумы в большей своей части сосредоточены на проблемах экономики. Со всех сторон мы слышим: курс доллара, цены на нефть, экономический кризис и т.д. Этот экономоцентризм современной общественной жизни явно и откровенно отражает господствующее мировоззрение: материализм. Жизнь, согласно ему, держится на материальном обладании, на производственных мощностях, и соответственных им производственных отношениях... Традиционный сторонник марксизма сказал бы, что жизнь сама доказывает правду материалистического, марксистского мировоззрения... Однако, в стране, которая полной мерой хлебнула организации жизни по этой марксистской идеологеме, и убедилась на своем горьком опыте, что эта идеологема не верна, пора бы понять, что это засилье в общественном сознании экономических тем - дурная общественная привычка, к сожалению захватившая почти весь мир... Вот, к примеру, вопрос о поборах на дорогах, о взятках ДПС. Нам говорят, у милиции, мол, мала зарплата, вы дайте им такую зарплату, которая бы давала им достойную жизнь и не заставляла бы их вымогать взятки с автолюбителей! Какая наивность! А где гарантия, что после повышения зарплаты они не будут продолжать свой грязный промысел? «Достойная жизнь»? Это каждый понимает по-своему... И когда этот только что пришедший в ДПС молодой милиционер видит по телевизору как живут толстосумы, как они одеваются, какие квартиры и особняки они имеют, когда он слышит какие взятки берет его же собственное начальство, то... соблазн оказывается слишком велик. А почему им можно, а мне нельзя? Чем они лучше? А ведь действительно, они ничем не лучше, скорее хуже... Самое главное, что нравственной опоры в душе этого новоиспеченного депеэшника, вот этого библейского «Не укради!» общество не воспитало. Не только не воспитало, а наоборот всей своей коррумпированной судебной и следственной системой воспитывало, скорее, обратное: «Воровать можно, но по умному!»
Парадокс заключается в том, что Россия, оплот Православия в современном мире, находится в глубоком духовном кризисе. Культура в нашей стране всегда не имела самодовлеющего значения, а была связана с религиозным базисом. Об этом хорошо писал, в свое время Н.А.Бердяев. Моральные и правовые нормы уважались не сами по себе, а как отражение божественных заповедей. Об этом весь Достоевский, об этом вся русская религиозная философия. Нашему народу чтобы существовать, чтобы вести нормальную общественную жизнь как воздух необходимы Абсолюты. Что-то конечное, чисто культурное, чисто земное, - есть ли это человеческий закон, или, даже, научное положение, - не может иметь самодовлеющего веса и значения. В сегодняшней России пьют не потому, что наш народ неисправимый пьяница, и не потому, что мала зарплата, а потому, что отнят смысл жизни и похотливая жажда обогащения повсюду нагло правит бал! Потому что наворовавшие и ворующие не наказаны и не наказываются, или наказания смехотворно малы. Потому что «за Державу обидно!..» В армию не идут и любыми путями стараются «откосить» от нее не только из-за дедовщины, но прежде всего из-за того, что не ясно, за что отдавать жизнь? За Россию, за государство, за порядок? Где же этот порядок?.. За государство коррумпированных чиновников?.. За Россию?.. Да, как же ее разглядеть за сытыми, лоснящимися физиономиями профессиональных политиканов и шоуменов, которыми нас беспрерывно кормит телевидение! Ведь именно средства массовой информации ответственны, прежде всего, за то, что в общество внедряются идеалы безудержного потребительства, обогащения любой ценой, презрения к своей истории, безнравственности, а то и прямой похабщины.
Мы регулярно слышим как то в одной, то в другой области России дети отравляются продуктами питания: в школах, детсадах, интернатах. Мы слышим, что «по факту отравления заведено уголовное дело...» Однако, мы не слышим, что за отравление виновные получили 10, 15 или 20 лет. Не слышим именно потому, что виновные сплошь и рядом оказываются или не найдены, или получают 2-3 года, или вообще получают условный срок. Но ведь дело идет о наших же детях! Если мы не можем защитить даже наших собственных детей, на что же можно надеяться России?.. Мы слышим, как дети регулярно пропадают. Целые районы выходят иногда на поиски пропавших и отнюдь не всегда поиски заканчиваются успешно. А нередко находят трупы детей, искалеченные и сожженные. Явное указание на то, что здесь замешаны какие-то изуверские секты... И что же? Разве население вышло на улицы с требованием проведения ответственного расследования и наказания виновных? Как это было, например, в Брюсселе? Нет. Общество молчит, каждый надеется «Что уж моих-то детей это не коснется...» Что же удивляться, когда тихой сапой в России выстраивается система ювенальной юстиции, наиболее отвратительного продукта бюрократической цивилизации, сравнимой только с коммунистическими идеалами доноса детей на родителей!..
Регулярно избивают и убивают журналистов... Конечно, сегодняшний журналист очень далек от того сусального образа, который нередко они сами о себе распространяют, - «независимый, неподкупный, смелый», - однако, у общества не много существует других средств посмотреть на свою собственную физиономию, как увидеть ее в зеркале средств массовой информации. И это надо ценить, и всеми возможными способами защищать журналистов. Но об убийствах журналистов, похоже, беспокоятся только сами журналисты...
Что журналисты, регулярно убивают священников. Убивают вместе с семьей, убивают открыто в храмах, на улице, сжигают в собственных домах... И опять, все то же: «по факту убийства заведено уголовное дело...», которое со временем закрывается по недостатку улик. А общество молчит. Это уже предел нравственного оцепенения нашего общества. Если мы не будем защищать наших священников, наши святыни, то на что нам тогда надеяться? Мы и так уже, похоже, не надеемся на свои собственные силы и просто выжидаем, что «может быть пронесет...» Но кто это «пронесет»?.. Бог! Мы надеемся, что милостивый Господь помилует Россию и на этот раз, - сколько это уже было в жизни нашей страны! - и отведет от нас свой гнев. Однако, если мы при этом не будем защищать не щадя живота нашу Церковь и наших священников, то вряд ли можно надеяться на помощь и свыше...
Наше общество духовно парализовано. Отсутствие правды в общественной жизни приводит к тому, что большинство вообще теряет веру в правду и справедливость. И эта нравственная подавленность самое страшное, что есть в нашей жизни. Жизнь и спасение приходят через веру, даются по вере. А если нет ее, то на что же надеяться. Насильно Бог не спасает.
8. Церковь
Избрание нового Патриарха открыло для Русской Православной Церкви, а значит и для всей России, новую эпоху. Закончился период восстановления, столь болезненный, столь подвижнический, возглавлявшийся Патриархом Алексием. Светлая память почившему Патриарху, несшему свой тяжелый крест управления РПЦ в годы новой русской смуты 90-х, сумевшему в это бурное время сохранить единство Церкви, восстановить храмы и монастыри, установить добрые отношения с Верховной властью! На смену ему пришел новый Патриарх, новые люди и новая культурная политика Церкви. Мы видим, как новая церковная власть повсеместно заботится о повышении научного и общекультурного уровня Церкви. Успешно работают возникшие еще при Патриархе Алексие церковные университеты, создана Общецерковная аспирантура для подготовки церковных кадров высшей квалификации. Несмотря на сопротивление антихристианских элементов государственного истэблишмента, продолжается работа по сближению статуса научных степеней в теологии и общегосударственных ВАК-овских. Опять же, вопреки всевозможным идеологическим и бюрократическим рогаткам, продолжается все расширяющееся внедрение курса «Основ Православной культуры» в школе. Церковь учит и учится сама. Сегодня РПЦ для ее разговора с паствой нужно много специальных знания, а не только Катехизис. Пример нового разговора с паствой подает сам Патриарх Кирилл. Интеллигентный, «без бумажки», проникновенный разговор в любой аудитории, что с молодежью, что с учеными Университета, касающийся самых глубинных сторон человеческого бытия, - совести, вопроса о смысле жизни, семьи, патриотизма, - явственно показывает близость Церкви к народной жизни, привлекает к Церкви тысячи новых сторонников, позволяет соотечественникам найти норму своей духовной идентичности... Возрождение Церкви, церковной жизни во всей своей полноте дает всем нам надежду на возрождение и России. Ведь Церковь есть сердце народной жизни; будет жива Церковь - возродится и народ.
В XIX веке незаметно произошла подмена: Церковь, не сумевшая вовремя дать убедительные ответы на насущные вопросы, которые ставила российская действительность, потеряла инициативу. Последняя перешла к русской литературе, и именно она стала учителем жизни для русского народа к концу века. А последняя, как говорится, «в меру своей испорченности» начала поучать народ «кто куда горазд»: от Лермонтова до Толстого... Голос Церкви, как голос самой Божественной Истины все сильнее был заглушаем сначала литературной полемикой, а потом и газетной склокой и провокацией... Чувствуется, что сегодня РПЦ сделала определенные выводы из этой трагической истории. Сегодняшние священники, многие из которых имеют научные степени, умеют в своих проповедях касаться самых острых вопросов современности: информационных технологий, новых биотехнологий, проблем глобализма, проблем образования, армии, семьи и т.д. Все это находит живой отклик в пастве, служит делу христианизации нашей жизни. Церковь, говорящая с обществом на языке цивилизации XXI века, с высоким образовательным уровнем своих священников, но в то же время, сохранившая и свою традиционную духовную сердцевину - монашество; сохранившая его в аутентичном смысле, не только как ученое монашество, как преподавателей духовных школ и клерков церковных офисов, но как молитвенников, как подвижников, посвятивших себя самому главному, прямому общению с Богом, стяжанию Святого Духа; такая Церковь, дающая реальный образ соединения седой древности и современности, есть образ вечной Истины на Земле, была, есть и должна быть нашим Учителем жизни и пастырем Спасения.
Серьезные изменения происходят в современной православной культуре. Особого внимания заслуживает православная киноиндустрия. Она явно переживает свой подъем. Причем, если документальное православное кино уже давно стало привычной чертой нашей культуры, - проводятся как местные, так и общероссийские фестивали православного кино, - то полнометражное художественное кино, только еще выступило на арену. К сожалению, почти сразу же оно попало в руки «делашей», стремящихся «снять пенку» с нового направления и наносящих большой вред православной культуре. Ярким примером является здесь фильм П. Лунгина «Царь». Фильм, после просмотра которого, задаешься вопросом: «Как же можно так ненавидеть Россию и при этом продолжать жить в ней и, даже, снимать о ней картины?» То, что автор ничего не понимает в истории России, а уж тем более в истории Православной Церкви, в истории взаимоотношений «Кремля» и Патриарха, это само собой разумеется. Сложнейшая фигура русской истории Иван Грозный подана в карикатурной форме изувера и садиста, а образ святого Патриарха в виде наспех смешанного коктейля из либерального гуманиста 90-х годов XX века, возрожденческого Леонардо, и сусального чудотворца. Царь - изувер, русский народ - стадо баранов, которое стерпит все, что угодно - логика известная... Впрочем, нет ничего удивительного. Лунгин прославился фильмом о России конца 80-х годов («Такси - блюз», 1990), где с удовольствием смаковал всю грязь и низость разлагавшейся советской (читалось явно, русской) жизни и превозносил «гениальных» культуртрегеров, несущих неумытой России высокие достижения американского джаза. За это ему и дали премию на Западе. Запад любит свое и поддерживает тех, кто поддерживает его... После был пресловутый «Остров», фильм в высшей степени соблазнительный, объект серьезной критике всех, кто не понаслышке знаком с жизнью Православия и монастырей. Во многих своих выступлениях и интервью по поводу этого фильма Лунгин убедительно продемонстрировал, что он мало что понимает, да и не желает особенно понимать, в той материи, которую затронул фильм. Успех его во многом объяснялся тем, что это был первый православный художественный фильм. Однако, уже в нем присутствовала та ядовитая идея, которая потом стала регулярно воспроизводиться. В «Острове» трус и предатель становится святым чудотворцем, в «Царе» пути Церкви и государства противопоставлены до предела.
В новом художественном фильме того же извода «Поп» (режиссер В. Хотиненко, 2010) опять поднимается болезненная проблема сотрудничества Псковской епархии с гитлеровским Вермахтом во время оккупации. И опять государство, патриотизм оказываются, противопоставлены христианской нравственности и Церкви. Как мух на мед тянет эту публику на темы, касающиеся предательства, чтобы снова и снова протолкнуть мысль о том, что предательство, на самом деле, как бы и не есть предательство, а тот, кто предпочел смерть предательству просто глупый и недалекий человек...
Все это в высшей степени противоположно традиционной позиции Церкви по отношению к государству. Даже в сложнейшей политической конъюнктуре атеистической советской действительности, осложненной войной, Церковь умела находить пути и остаться с народом, борющимся с фашистским нашествием, и не изменить Христу. Но никогда не путем предательства... Сколько удивительных примеров жертвенного служения Церкви и верующих людей ради победы в Великой отечественной войне знает наша история! Создание танковых колонн и авиационных эскадрилий, чуть ли не круглосуточное отпевание умерших в храмах осажденного Ленинграда, службы в храмах во время бомбежек, молебны на фронтах, - это в советской то армии, построенной на атеистической идеологии! - участие в церковных службах больших военачальников, и наконец, восстановление патриаршества... Сколько благодатных, поучительных сюжетов, говорящих о вере, любви, благородстве!.. Но к сожалению, они не привлекают наших кинематографических любителей «клубнички» на церковной тематике. К сожалению, мы видим порой сегодня попытки явных и скрытых русофобов провести свои взгляды под знаком церковности. Что чревато и для Церкви, и для государства серьезными последствиями.
Особого внимания требует только что вышедший в прокат фильм Н.Михалкова «Предстояние» («Утомленные солнцем, 2»). Очень радостно, что у этого большого режиссера тема веры в Бога, взаимоотношений Бога и человека является в фильме, по существу, сквозной, присутствующей в каждом сюжете фильма. Тема звучит в самых разных регистрах: от испуганной, непроизвольной молитвы до явного чуда (бомба, застрявшая и неразорвавшаяся в церковной арматуре), но всегда искренно. Режиссер, верующий, церковный человек почти всегда находит ту меру художественного такта, которая позволяет ему выразить определяющее мироощущение веры: вся жизнь есть чудо, и Бог всегда рядом, главное, чтобы мы сами не забывали об этом... И даже название фильма - «Предстояние», - по всей видимости, апеллирует именно к этому чувству веры: предстояние перед Богом. Фильм можно во многом упрекнуть, но мы не будем этого делать, здесь не место для подобной критики. Следует сказать, что с точки зрения утверждения в нашем полнометражном кинематографе темы веры и жизни с Богом последняя работа Н.Михалкова одно из лучших достижений. И достаточно понятно, что в дальнейшем продолжении фильма эта тема будет развиваться.
Владимир Николаевич Катасонов, доктор философских наук, профессор Православного Cвято–Тихоновского Гуманитарного Университета
[1] См. мою статью «Национально – государственная идея России: верность историческому призванию», журнал «Москва», №5, 1995.
[2] Согласно исследованию Соколова-Митрича в 2005-2006 годах граждане России совершили преступлений против гостей из других государств в четыре раза меньше, чем сами иностранцы совершили преступлений против нас (Соколов-Митрич Д. Нетаджикские девочки. Нечеченские мальчики. М., 2007. С.7).
[3] См. Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект основного закона России. М., 1996.