Предлагаем вниманию читателей две небольшие статьи лидера фракции правых в 3-й Государственной Думе, профессора Харьковского университета Андрея Сергеевича Вязигина 1906 и 1908 гг., которые имеют непосредственную связь с нашим временем. Ибо к нему не в меньшей степени относится призыв вековой давности о творческой, созидательной работе, о создании русской общественной взаимопомощи, о необходимости «освобождать русскую народную мысль от нового «вавилонского пленения»...
Для того чтобы действенно противостоять анти-русской смуте, в июле 1906 г. А.С.Вязигин выдвинул идею о самообложении русских людей хотя бы одной копейкой. Впоследствии эта идея приобрела всероссийскую известность, вылившись в стройную систему сборов «Мининской копейки».
После публикации этой статьи в журнале «Мирный Труд» (1906, N9) периодически стали издаваться «Отчеты по приходу и расходу «Копейки Минина», с подробным изложением от кого поступали средства и на что расходовались. В частности, отправлялась печатная продукция (противореволюционные издания) во многие города России различным монархическим организациям и церковным братствам.
Вторая статья «Несколько слов по поводу «Мининской копейки» («Мирный Труд», 1908, N5) была вызвана уменьшением поступлений.
Публикацию (по правилам современной орфографии) подготовили составители сборника трудов А.С.Вязигина профессор А.Д.Каплин и гл. редактор РНЛ А.Д.Степанов.
+ + +
Судьба сделала нас современниками новой великой смуты, грозящей учинить «разорение» Русскому государству, лишить наш народ его заветных вековых святынь и отнять у него первенствующее положение, приобретенное многовековыми усилиями длинной цепи поколений. На нашу государственность обрушился свирепый напор инородческих притязаний, ибо потомки покоренных нашими предками под ноги Самодержца Всероссийского «врагов и супостатов» высоко подняли голову и дерзко стремятся к упразднению Св. Руси. Их слепыми холопами-»ворами» и изменниками Родине выступают, к вящему позору, наши братья, купленные золотом, одураченные сладкими речами и соблазнительными посулами. К счастью, мощь русская так еще велика, что выдержала и трудную, безславную войну и безсмысленную «революцию». О несокрушимую верность русского народа законной Власти разбилась первая яростная волна мутного освободительного движения, но опасность еще не миновала: вдали белеют гребни новых надвигающихся валов и на обезсиленную внутренними неурядицами Россию вот-вот налетит «девятый вал» в виде иноземного вмешательства: по всей границе нашей идут соседские приготовления к войне, и она может вспыхнуть скорее, чем ожидают многие. Поэтому русским людям надо заблаговременно приготовиться ко всяким случайностям и помнить, что из «московской разрухи» начала XVII века нас вывело духовное объединение и самоотверженная всенародная жертва на уплату жалованья «ратным людям». Великий Минин понял значение всенародной копейки и умелым ее расходованием дал земским ополчениям устойчивость, прочность и силу.
В надвигающейся великой борьбе за духовную, а может быть и политическую свободу России вопрос о денежных средствах имеет сугубо важное значение, ибо сейчас идет незримая для многих, отчаянная, мировая борьба: человечество охвачено все плотнее сжимающимися кольцами золотой змеи и поклонение развратному кумиру - золотому тельцу приобретает все большее распространение, не только отдельные люди, но целые народы и царства попадают в кабалу его жрецам. Средством закабаления является принявшая повсюду неслыханные размеры государственная и всеобщая задолженность. Ежегодно из России сотни миллионов идут целыми вагонами золота в карманы банкиров: им мы отдаем и тук наших полей, и богатства наших недр, лесов, рек и морей. На алтарь золотого тельца привносится и личное дарование и женская красота и душевная чистота юношества. Из страны медленным, «но верным путем высасываются все соки и хозяйское место занимают пришельцы: печать в их руках, а потому они руководят мнением толпы, будят в ней низкие страсти, толкают на ложный путь, дабы расширить дорогу своим присным; бедняк не найдет себе защиты, ибо правосудие сменилось черной неправдой, ибо законы превратились в густой непроходимый лес, где без проводника не найти управы, а суд «скорый и милостивый» существует только для богатых и клевретов освободителей. Вопиющая дерзость молодежи, оскорбляющей своего наставника, наказывается пустым денежным штрафом и тем внушается опасная мысль, что богатому все позволено и с деньгами можно совершать самые дикие проступки, а тюрьмы существуют только для бедняков, - в большинстве наших братий по вере и крови. И в самом деле несчастные русские люди, выступившие на защиту своих верований, по долгу присяги вставшие за поруганную честь своего Государя, томятся по тюрьмам, а их дети голодают, между тем как разные «бомбисты» и «освободители» вносят крупные залоги и остаются на свободе. Осиротевшие семьи верных сынов России, кровью своею мученически запечатлевших свою преданность Матери, остаются без помощи, обрекаются всем ужасам нищеты и полупрозябания. Русских рабочих пытают и выгоняют из заводов и фабрик, дабы лишением честного заработка покарать их за твердость убеждений, ненавистную лживым проповедникам свободы.
Всем этим жертвам освободительного движения надо помочь, надо утереть слезу вдовицы и сироты, надо воспитать из детей погибших - продолжателей подвига их доблестных отцов. Надо поддержать безработного, надо протянуть руку помощи русскому торговцу, несущему «бойкот» за свое «черносотенство». Надо создать русскую школу, где бы наши сыновья и дочери не развращались «освободителями», а воспитывались, согласно неоднократно выраженной воле Государя и желанию миллионов родителей, в духе преданности Св. Церкви, Престолу и Отечеству. Надо открывать глаза ослепленным, надо будить спящих, надо, освобождать, русскую народную мысль от нового «вавилонского пленения», рассеивать туман лжи и обмана, окутавший нашу Родину благодаря продажной печати. Надо создать русскую общественную взаимопомощь, ибо только тогда мы твердо станем на собственные ноги и займем устойчивое положение, независимое от правительственных веяний и направлений. Наше дело - чистое и должно остаться чистым, а потому нам не нужны правительственные подачки, всегда обязывающие и развращающие. Если Россия жива, если в ее сынах сильно сознание долга, то каждый из них пойдет по стопам Минина и скажет: все, чем мы владеем - дало нам Отечество; в моих жилах течет влага его рек, мое тело состоит из праха его полей; я - мимолетный гость земли родной, получивший в пожизненное пользование унаследованное от предков достояние; я - управитель своего имущества, ибо его с собою в гроб не заберу. Настал грозный час испытаний для Родины, давшей мне жизнь, защиту государственную, имущество, образование. Как признательный сын я должен помочь своей матери в ее горькой нужде, я должен от средств своих уделить своим братьям и способствовать всеобщему излечению от искусственно прививаемой болезни, я должен содействовать отрезвлению и освобождению от духовной неволи своих ближних, а потому надлежит мне последовать примеру предков и внести свою лепту на великое общенародное дело. Правда, еще не настал час, когда, по образцу нижегородцев, для спасения отечества, потребуется поступаться третью имущества, но надо опасность прозревать и предупреждать заблаговременно и в основу своего гражданского поведения положить не минутный порыв, а неуклонное служение насущным интересам России, постоянную поддержку русского дела неиссякаемым притоком средств. Каждый из нас должен всегда чувствовать себя членом великой семьи, нуждающейся в помощи и борющейся за свои святыни, ежеминутно угрожаемой со всех сторон вражескими ковами и домашним предательством.
Для самовоспитания русского человека, способного на высокое самопожертвование, но быстро охладевающего, надо ему приучиться к постоянной заботе о России для русских. Для осуществления этого стремления важны не случайные пожертвования, а постоянные, хотя и небольшие, взносы. Поэтому пусть каждый определит возможный, по своим достаткам и средствам, размер такого взноса и делает его постоянно, не смущаясь его размерами. Для огромного большинства членов разных союзов не будет в тягость отчислять по одной копейке в день на общерусское дело, это составить всего лишь 30 коп. в месяц, или 3 руб. 65 коп. в год. Но необременительный для отдельного лица взнос даст нам необходимые денежные средства, ибо в черносотенных рядах насчитывается теперь до 6.000,000 занесенных в списки членов. - Если все они будут вносить «копейку Минина», то это составит 60,000 руб. ежедневного прихода, или 1.800,000 руб. в месяц. С такими средствами нам не страшен никакой «кагал» и многоразличные нужды русских людей найдут быстрое и своевременное удовлетворение. Конечно, каждый может сделать для себя обязательным больший или меньший взнос - бедняк внесет, быть может, всего лишь одну копейку в год, зато богатый имеет возможность затратить и рубль в день на святое дело. Кто хочет, может внести свое имя в списки обязавшихся вносить копейку Минина в определенном размере и в установленные сроки, а кто пожелает остаться неизвестным, тот будет опускать свою лепту в кружку для сбора мининской копейки, или станет поддерживать то или иное патриотическое начинание, распространять противореволюцюнные листки и книжки, учреждать и пополнять читальни для союзов, устраивать чайные, содействовать денежной поддержкой облегчению горькой участи страдальцев за Родину и их семейств, откликаться на неотложные и многообразные местные нужды, ибо потомкам хозяев земли русской в иных городах даже негде собраться, тогда как к услугам врагов русского народа безвозмездно имеются великолепные залы земских и городских собраний, народные дома и иные помещения, воздвигнутые, однако, на средства, доставляемые прежде всего «господствующей народностью». Всюду ощущается нужда то в том, то в другом, и перед каждым из нас открывается необозримое поле служения родному народу, обширная, требующая делателей добрых духовная нива.
Выходите же на творческую, созидательную работу русские люди и пред лицом всего мира покажите, что вы достойные потомки предков, освободивших Россию от боярской крамолы, воровства служилых людей, иезуитских замыслов, буйного своеволия черни и иноплеменного порабощения. Да послужит нам всем путеводной звездой великий образ нижегородского «говядаря», в силу пламенной любви к Церкви Православной и Родине сделавшегося «выборным всея земли человеком» и спасителем России!
Несколько слов по поводу «Мининской Копейки»
Во всех странах пробуждение национального самосознания вело к появлению духовного голода, к стремлению получить умственную пищу, которая давала бы утоление жгучим вопросам современности и питала бы стихийно сложившиеся чувства и убеждения их разумным обоснованием. Всюду национальное движение встречало в знатных и богатых людях поддержку, и чешская, польская, греческая, итальянская родовая и денежная аристократия вписала свои имена в историю освобождения родного народа. Бедный люд также вносил и вносит свою лепту на общенародное дело; множество мелких взносов давало и дает борющимся за национальные начала постоянный прилив средств, необходимых для отстаивания родных устоев. Опыт показал, что важнее всего упорство, настойчивость и постоянство стремления. Громадные пожертвования быстро испарялись благодаря необъятным нуждам и только непрерывный прилив мелких капель восполнял пробелы, создавал «матицы» и другие общеполезные предприятия. Они держались и держатся на самообложении, которое имеет крупное нравственное значение: наше воспитание не развивает воли, а потому у нас «широкие, благие порывы» преобладают над «маленькими делами». Нам надо развить в себе волю и в этом отношении даже незначительное самообложение является пробным камнем: надо ежемесячно исправно вносить свою лепту на какое либо общеполезное народное русское дело. Для громадного большинства внесение одной копейки в день отнюдь не обременительно, но зато весьма полезно для развития живого интереса к той или иной задаче, для выработки характера, для установления воли.
Судьба «Мининской копейки» показывает, что лишь немногие, по преимуществу женщины, обладают постоянством и твердостью решений. Неизвестная никому вдова исправно каждый месяц доставляет ежемесячную «лепту вдовицы»; заведомо малосостоятельные женщины также выполняют свое самообложение и даже «извиняются», когда по внезапной болезни или какому-либо чрезвычайному расходу не могут во время взнести свой обычный взнос, просят «обождать». Эти чистые души вселяют несказанную отраду в сердце и придают мужество в упорной борьбе за просвещение русского народа, за распространение в его среде здоровых и трезвых понятий в противовес революционной пропаганде.
Конечно, в общем средства малы, рвение многих жертвователей ослабело, многие «забывают», но вся сила в том, чтоб наша душа всегда помнила раз принятые обязанности, всегда горела любовью к братьям своим, всегда протягивала им посильную руку помощи. Помощь эта нужна, ибо с разных мест России присылают просьбы о присылке книжек и листков, описывают благотворное воздействие полученной патриотической литературы и просят еще и еще, сетуя на бедность отделов, на скудость их средств.
Но эти средства есть всюду, ибо в мирской копейке кроется несокрушимая сила; нужно только, чтоб она действовала неуклонно и постоянно, ибо и океан состоит из капель, слившихся воедино. Так и русские люди, установив для себя размер своей ежемесячной капли, могут без особого обременения собрать море необходимых средств и взаимной, неустанной поддержкой сохранить добрые и полезные начинания. Надо только, не смущаясь размерами лепты, помнить всегда о ней и о питаемом ею великом общем деле.
Примечание
Минин Кузьма Минич (?-1616) - торговец мясом («говядарь»), земский староста и начальник судных дел у посадных людей, организатор освободительной борьбы русского народа против польской и шведской интервенции в период Смуты начала XVII в.