Тихие пейзажи художника Олега Молчанова будут представлены на выставке в музее-заповеднике Царицыно с 2 по 27 июня 2010 года. Персональные выставки художника уже проводились в самых разных городах России и за ее пределами, - в Костроме, Курске, Калуге, Тарусе, Орле, Судиславле, Твери, Иваново, Плесе, Москве, Киеве, а также Вашингтоне и Германии.
Художник родился в Костромской губернии в 1966 году. Закончил Костромскую художественную школу, Ярославское художественное училище, Российскую академию живописи ваяния и зодчества, является членом Союза художников России и лауреатом премии Центрального Федерального округа в области литературы и искусства, кроме того награжден золотой медалью Творческого Союза художников России, членом которого является с 1997 года. В 2009 году получил звание заслуженного художника России.
На выставке представлено около трехсот работ художника - пейзажи родных просторов объединенных общим названием «Моя светлая Родина». Это такие элегические произведения, как «Уж мысли о весне витают», «Русская Венеция», «Пять веков на страже веры», «Иван-чай в лучах заката», «Провинциальной жизни благость. Плес», «Морозным солнцем дышит лес», «Бархат заката на волжских берегах», «Сретение в Сретенском монастыре», «Зимка речку спеленала». «Рябиновый хоровод» и другие. Тонкие проникновенные пейзажи, написанные в реалистической манере продолжают традиции русского пейзажа, напоминая лучшие произведения Саврасова, Левитана и художников из объединения «Союза русских художников», излюбленным жанром которых на рубеже 19-20 веков был пейзаж. Олег Иванович, так же как и маститые предшественники старается «отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».[1] Сегодня она продолжается в полотнах Молчанова. Особенно удаются автору зимние пейзажи, такие. Как «На масленицу в Ипатьевской слободе», «Рождественский сочельник», «В ожидании перемен на Покров», «Белым днем. Святки», где светлые и радостные краски света, играющего лучами отраженного солнца, рисуют на сугробах лазоревые отблески.
Название «Моя светлая Родина» в некоторой степени выражает настрой персональной выставки художника, приуроченной к 25-летию его творческой деятельности. Представлены произведения изображающие русский Север - Вологодскую и Архангельскую губернии, пейзажи Плеса и Волги-излюбленные места Левитана, виды Костромы, панорамы православного Киева, каналы Петербурга, монастыри России. Как говорит сам художник «Мне хочется своим творчеством хотя бы в малой степени прикоснуться к чистому и светлому лику моей Родины - России, раскрывшемуся для меня в русской природе. Внешняя неброскость имеет глубочайшее внутреннее содержание. Божья искра воспламенила рождение великой русской культуры, определив Россию как удел Богородицы. Да, русская душа имеет тайну, некий град Китеж, сокрытый в ней: Её понять не может пришлый, и гордый духом не поймет....»
Кроме своей основной профессиональной деятельности, художник работает над воссозданием убранства храма преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре в Москве. Закончил курс реставрации в институте им. И.Е. Репина. На своей Родине, в Костроме Олег Иванович является попечителем храма Апостола Иоанна Богослова. Талантливый человек талантлив во многом, художник увлекается поэзией. Он автор двух поэтических сборников «Пейзажа русского душа» и «Чистым по белому».
«Давайте мерить жизнь свою снегами.
Летами мы намерились уже.
По снегу белому все помыслы ногами.
Запишем, предав своей душе».
Художник бывал в разных уголках планеты, и соответственно его пейзажи поражают многообразием эмоционального настроя. Например, впечатляет смелое колористическое решение ночного вида «Яхты в персидском заливе», завораживает тихий уголок Лондона, и театральность «Сказочного города Праги». Но все-таки среди представленных автором на юбилейной выставке работ преобладают в буквальном смысле родные светлые пейзажи, то есть изображающие природы зимний сон или ее весеннее пробуждение:
«Зиме уже не хватит сил, чтоб спорить с солнцем то и дело,
И мягкий воздух растопил, все, что искрилось и хрустело.
Ликуют хором воробьи, синичек теньканье несется,
У нас предчувствие весны Господним Сретеньем зовется».
Чувство радости бытия переполняет зрителей после созерцания красоты природы на полотнах Олега Молчанова. Вопрос любви к Богу и наполнение пейзажа одухотворенной красотой ставился в живописи еще во второй половине 19 века «Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху, - но как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника - сердце?»....[2]
Покой и умиротворенность в пейзажах художника. Таянье снегов, разливы рек, «Буйство сирени», «Осенние перезвоны», православные монастыри и храмы - тихая и светлая моя Родина....
Марина Викторовна Удальцова, искусствовед