Блаженны жаждущие правды...

Паломничество новокрещенного казаха в Иерусалим в XIX веке

Новости Москвы 
0
385
Время на чтение 10 минут

Учение Христово было воспринято русским народом с детской простотой и непосредственностью. Он нашел Православную веру в Византии путем странствования, а оттуда стал искать дальше то место на земле, откуда эта вера воссияла. И, таким образом, с начала своего существования как православный народ, он сразу после своего Крещения потянулся к живоносному Гробу Господню, к святому граду Иерусалиму. И для России, единственным подлинным идеалом которой был идеал святости, не было ближе земли, чем Святая земля.

В древние времена и средневековье путешествие на Святую землю было делом не только многотрудным, но и опасным. До нас дошли интересные описания посещений Святой земли благочестивыми русскими паломниками. Первым из таких свидетельств является описание паломничества киевского игумена Варлаама, посетившего Палестину в ХI веке. Следующее описание такого паломничества восходит к ХII веку под названием «Хождение игумена Даниила». Игумен Даниил в 1106-1108 годах тщательно обошел с «дружиной» всю Святую Землю.

В первой половине ХIV века был в Иерусалиме Новгородский архиепископ Василий, еще до своего избрания в сан епископа (1329 г.) К концу того же века описал свое «хождение» не только в Иерусалим, но и в Царьград смоленский иеродиакон Игнатий, который замечает, что в Царьграде встретила и упокоила его со товарищами «Русь» там живущая, а именно в монастыре святого Иоанна Предтечи.

Много и других описаний и упоминаний о паломничестве на христианский Восток сохранилось в исторических летописях, в которых говорится, что, несмотря на трудности, опасности, неустроенность пребывания в мусульманской турецкой Империи, русские люди продолжали идти все в большем и большем количестве. Наши соотечественники, превозмогая трудности, шли во Святой град, чтобы своими глазами увидеть его великие святыни и поклониться им, принести плоды покаяния и вознести горячие молитвы о своих близких. И вместе с ними, приобщаясь к благоговейному духу русских паломников, по Святым места путешествовали, бывало, люди из иных народов. Так, в 1912 году англичанин Стефен Грехем, переодевшись русским мужиком, ходил с русскими паломниками-крестьянами по всем Святым местам. Описание этого исключительного паломничества он оставил в своем интереснейшем повествовании «С русскими паломниками в Иерусалим».

Сохранилось еще одно удивительное свидетельство о другом паломнике - новокрещенном молодом казахе Иоанне, который, возгоревшись ревностью по вере и сопутствуемый особым смотрением Промысла Божия, исполнил желание своего сердца, посетив, как Российские святыни, так и многие святые места православного Востока.

Свидетельство это было опубликованное в 1853 году в журнале «Православный Благовестник»:

«В 1848-50 годах в городе Омске, у священника А. Слуцкого жила в услужении немолодых лет Тобольская мещанка О. Ковалева, женщина неграмотная, но с отличной памятью и хорошим даром - живо и подробно рассказывать слышанное и виденное ею. Будучи с молодых лет в услужении в хороших домах чиновников, священников, купцов и ездивши со своими хозяевами в Европейскую часть России, часто в Москву, и любя беседовать с людьми, бывшими на богомолье в Киеве, Воронеже, на Соловках и в разных других святых Российских местах, она из этих бесед очень многое узнала из житий Святых и Священной Истории, а так же о Святых местах, как русских, так и палестинских. Все это она помнила и любила, и при случаях громко, ясно и толково пересказывала среди своих знакомых, иногда даже с толкованиями, замечаниями и своего рода нравоучениями. Бывало, что в свободное время, особенно в праздники и после обеда, у нее собирались разного рода и пола люди, которые слушали ее рассказы о виденном и слышанном ею.

В то же время, в 1848-49 году у этого же священника жил в кучерах новокрещенный казах - парень лет двадцати четырех Иван Вишневский. Было известно, что родился он около 1825 года в Киргизской степи Кокчетавского приказа Атгайской волости, в ауле Кулбае, недалеко от Омска. До крещения его звали Туржаном. Лет до 18 Туржан, подобно многим из своих соплеменников, проживающих около Омска и других русских поселений и все более и более русеющих, вместе с отцом и братьями пас скот, приготовлял дрова и сено и возил на продажу в Омск. Но на 19-м году его отец, по бедности своего большого семейства, отдал Туржана в работники к крестьянину деревни Хариной. И там, в доброй крестьянской семье он выучился порядочно говорить по-русски и там же возымел желание оставить веру, или лучше безверие своих отцов и принять христианство.

Что побудило к этому Туржана? Решаясь на такой шаг, он не имел в виду какие-нибудь мирские выгоды. Нет, Туржан руководствовался простыми и чистыми побуждениями. Его поражало и привлекало в христианах то, что они ни спать не лягут, ни после сна не встанут, ни за стол не сядут, ни из-за стола не выйдут, в дом не войдут и из дома не выдут, не начнут и не окончат никакого дела без того, чтобы не помолиться Богу, или, по крайней мере, не перекреститься. Что они часто в своих разговорах и при своих занятиях вспоминают Бога, Господа Иисуса Христа, Ангелов Божиих и святых угодников. Живя между русскими в хороших крестьянских домах (а сибиряки отличались чистотой и опрятностью) он почувствовал разницу между упорядоченной, спокойной и размеренной жизнью и религиозностью крестьян и жизнью кочевников с ее неопрятностью в одежде, неаккуратностью в приготовлении пищи, в несоблюдении степняками почти никаких религиозных обрядов.

И так, утвердившись в намерении креститься, Туржан приехал в Омск и объявил об этом протоиерею Д. С. П., который, благодаря своей ревности по вере, своему уму и ласковостью ко всем, просветил Евангельским светом уже многих казахов. Но в то же самое время молва о решении Туржана донеслась до его аула и стала причиной многих и сильных для него огорчений и даже гонений на него. Старик-отец, мать, братья и сестры, даже посторонние казахи прискакали в деревню Харину и уговаривали его оставить, по их словам, безумное намерение. Его бранили, умоляли, даже сами себя терзали перед ним. Когда же это не подействовало, то насильно увезли Туржана в аул, но он убежал от туда. Его снова увезли и жестоко высекли. И это повторялось до трех раз, до тех пор, пока со стороны духовного и гражданского начальства не было предпринято мер к защите преследуемого оглашенного.

Как Туржан учился вере и молитвам христианским, как он в 1845 году в Омском соборе был крещен священником Иоанном Протопоповым с именем Иоанн, кто были его восприемники (пограничный начальник генерал-майор Вишневский и полковница Анна Лемберг); как он затем принялся было за торговлю, но по неопытности и по своей простоте, добросердечию и доверчивости ко всем проторговался, как затем пошел по кучерам - все это описывать в подробностях нет нужды. Интереснее описать то, как возникло в нем новое желание - совершить путешествие по Святым местам русским, и палестинским, и каким образом ему удалось исполнить это святое желание.

В марте 1848 году Иван Вишневский поступил в услужение к священнику А. Слуцкому, где и встретился с бывалой и словоохотливой старушкой мещанкой Ковалевой. И здесь, в продолжение целого года, в свободные от работы часы он слушал рассказы о городах России, об иноческих обителях, о мощах святых угодников Божиих, о чудотворных иконах, киевских пещерах и даже о Гробе Господнем. И здесь зародилось в его сердце желание - хотя бы что-нибудь из слышанного им увидеть, хотя перед некоторыми только святыми останками угодников Божиих и чудотворными иконами помолиться и поучиться на Святых местах вере, которую он недавно принял, и благочестию, которое начал любить.

Но что было делать новокрещенному? Кому ни говорил он о своем намерении, ни от кого не слышал одобрения. Напротив, многие смеялись над ним. Даже люди степенные, желавшие ему добра и принимавшие участие в его судьбе, и те не советовали ему предпринимать столь дальнего путешествия. Ему указывали на неимение средств и различные препятствия, в том числе и на то, что он не в совершенстве знает и понимает русский язык и поэтому, мол, многого из того, что станут ему рассказывать о святых и святынях, не поймет, что из вероучения христианского он знает только «Верую...» и «Отче наш...» и весьма немногие молитвы, но и те - почти без всякого разумения. Потому еще, что «...чего бы ты ни услышал, все для тебя будет чуждо, непонятно и ничто не удержится в твоей памяти и не падет на твое сердце». И Иван, по-видимому, вполне согласился с этими доказательствами. Но говорил, что в Россию все-таки отправится, только не для поклонения Святым Местам, а для свидания с крестным отцом, который в то время находился на службе уже не в Сибири, а в одной из губерний в центре России. «Быть может, - присовокуплял Иван, - генерал как-нибудь и устроит мою судьбу, и пристроит меня к какому-нибудь месту».

С этим уверением он в половине 1849 года отправился из Омска в Европейскую Россию.

С тех пор об Иване Вишневском в Омске не было, как говорится, ни слуху, ни духу. Писем, которые он обещал писать своему отцу, отправляясь из Омска, от него не получали в течении двух лет. И когда о нем вспоминали, то полагали, что или его уже нет в живых, или он остался навсегда в России, поступив, по ходатайству своего восприемника, к кому-нибудь в услужение.

Но каково же было всеобщее удивление, когда в самом конце 1851 года Иван явился в Омск здоровым и благополучным. Явился в хорошем платье, с низкими поклонами, с большим запасом миниатюрных икон и крестов перламутровых и кипарисовых, с пальмовой ветвию, со свечами, на которые принимают в Иерусалиме накануне Пасхи Небесный огонь, с огромным изображением самого Святого града, с камешками из Иордана и Генисаретского озера и прочими святынями. И, что всего важнее, с изрядным разумением веры христианской и знанием евангельских событий и положений многих Святых Мест - и русских, и палестинских, и частью греческих. Оказалось, что в 1849 году Иван говорил о поездке из Сибири в Россию будто бы только с целью свидания со своим крестным отцом единственно для того, чтобы отклонить от себя людские насмешки и не слышать больше советов, несогласных с его пламенным желанием. Оказалось, что советовавшие ему не предпринимать путешествия по Святым местам, судили тогда единственно по-человечески, забывая слова Спасителя, что «алчущие и жаждущие правды - праведности и всего душеполезного - насытятся» (Мф. 5,6), то есть, рано или поздно получат удовлетворение своему горячему желанию, и Сам Господь будет содействовать этому теми путями и средствами, которые Ему Одному ведомы.

И действительно, все путешествие Ивана Вишневского было делом особого о нем Божия попечения: из Омска он отправился всего лишь с десятью рублями и с платьем только самым необходимым. И с этими средствами провел в путешествии более двух лет, обошел, объездил и оплавал множество мест в России и Турции, и возвратился в очень хорошем платье, даже с некоторым количеством денег. И куда бы он ни приходил во время своего паломничества, к кому бы ни являлся, везде и все принимали его с благоволением, ласково и почти никогда и ни в чем ему не было отказа. Многих располагало в его пользу то, что человек отправляется на поклонения святым местам - в Киев и Иерусалим из Сибири, что сам он - недавно просветившийся святым крещением казах. В нем привлекало его добросердечие и простота, заметные с первых его слов и при первом же взгляде на его азиатское, но надо заметить, лучшее из казахских, лицо. Но при всем при этом нужно было особое благоволение Божие, чтобы так хорошо и так благополучно устроить его путешествие.

Итак, отправившись в дорогу, Иван, как было сказано, имел при себе лишь десять рублей. Но один офицер, перемещенный на службу в армию, увез его из Омска даром, с единственною обязанностью во время пути служить ему.

В Москве, где Иван отстал от офицера, у него не было ни одного знакомого, у кого бы он мог преклонить свою голову. Но не прошло и двух дней, как нашлись благодетели, которые приютили его. Поклонившись московским чудотворцам, помолившись пред чудотворными иконами и посетив разные монастыри и храмы столицы, Иван направился в Троице-Сергиеву Лавру поклониться преподобному Сергию, а от туда пошел в Переяславль-Залесский поклониться святым столпникам Никите и Даниилу. Затем был в Ростове, где кроме прочих ростовских чудотворцев, лобызал мощи святителя Димитрия и просветителей ростовской страны Леонтия, Исаии и Авраамия. Был и в Ярославле у мощей благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина. Оттуда через Толгский и Южский монастыри и через города Углич и Тихвин добрался до Петербурга. В Петербурге Иван прожил полгода, но и здесь он не знал никакой нужды: добрые люди поили, кормили и одевали его даром, о чем ему в Киргизской степи и в Омске даже никогда и не мечталось.

Летом 1850 года на пути из Петербурга наш путешественник поклонился святыням и святым Новгородским, Тверским, вторично Московским и, наконец, Киевским. С этого времени ему стали попадаться и спутники в Иерусалим: в Москве их оказалось трое, в Киеве - десятеро, а в Одессе - уже до 60 человек. Из Одессы пароход доставил паломников в Константинополь, где Иван побывал в церкви Святой Софии - куда не многие и из образованных и знатных христиан могут проникнуть, а оттуда корабль, зашедши сначала в Смирну и Бейрут, привез их в Яффу - место пристанища всех европейских пилигримов.

На святую Землю Иван, в числе других паломников, прибыл осенью 1850 года. Там он провел всю следующую зиму и половину лета, посещая места, освященные некогда присутствием и чудесами Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа - священный град Иерусалим, Вифлеем, Назарет, был на реке Иордан, на Мертвом море, на Генисаретском озере, поднимался на гору Фавор.

И во все время своего путешествия Иван не терпел никакой нужды. Например, во все время его пребывания в Палестине его содержал пищей молодой тульский или калужский купец, который по благочестию своему решился всю жизнь свою провести в иноческом звании при Гробе Господнем.

Но важнее пищи телесной пища духовная, которой Иван напитался в бытность на Святой Земле: грамотные, образованные русские паломники везде на Святых местах, как для собственного назидания, так и для научения несведущих своих соотечественников, читали и рассказывали Евангельские и Ветхозаветные события, совершившиеся на том или ином месте. И Иван, бывший младенец во Христе, все это слушал, слагал в сердце своем, и вот, возвратился в Омск если не мужем совершенным в деле веры, то уже далеко не младенцем. И слушая его библейские рассказы, иной, не знавший Ивана прежде, мог подумать, что он наверняка или учился Священной истории в детстве, или является человеком грамотным, и сам хорошо изучил Евангелие.

Очень хорошо сделал Иван, что взял с собой разные предметы со Святых Мест, например, пальмовую ветвь, с которой он стоял в Иерусалиме при богослужении в праздник Входа Господня в Иерусалим; свечу, на которую принял Благодатный Огонь, ежегодно сходящий в Великую субботу на Гроб Господень, камешки из Иордана и с горы Фавор, ракушки из Генисаретского озера, листья теревинфа, и прочие святыни. А так же план города Иерусалима, написанный на холсте масляными красками с изображением многих событий из Священной истории. Каждый из предметов напоминал ему место, откуда он был взят, а вместе с тем напоминал Евангельские и Ветхозаветные события, там происходившие. Глядя на Ивана, когда он развертывал и рассматривал план Святаго града с изображенными на нем библейскими событиями, в который раз можно было убедиться на опыте в справедливости слов Григория Великого, что иконы для неграмотных - суть Священная История.

Богомолец-казах возвратился со Святой Земли в Россию в 1851 году, и от Одессы до Киева, от Киева до Москвы и от Москвы до Тобольска и Омска, везде находил себе самый радушный прием. И, сверх того, от многих получал или вещи, для него, бедняка, очень ценные, или деньги на дорогу и обзаведение при водворении в Сибири на постоянное жительство.

И вскоре по возвращении Иван Вишневский был приписан к мещанскому сословию города Тюмени и там женился».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Кабаева на публичном мероприятии показала кто ее любовь: СМИ
Сегодня был убит многим известный Демьян Ганул
Страшная тайна 2х магазинов — пятерочки и магнита: срочно всем
Что произошло с девочками,пропавшими в Калужской области

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Монахиня Сергия (Королева)
Обретение честных останков фрейлины Императрицы Александры Феодоровны графини А.В.Гендриковой и гоф-лектриссы Е.А.Шнейдер
Доклад на VI Пермских научно-образовательных чтениях «История Императорского Дома Романовых»
15.06.2024
Красный террор в Оханском уезде
1/14 февраля - Собор святых, в земле Пермской просиявших
12.02.2016
Русский мир на постордынском пространстве в свете современных вызовов Запада
Сочинение на конкурс «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть»
03.04.2011
По молитвам митрополита Иосифа
К 35-летию со дня блаженной кончины митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова; + 4.IX.1975)
05.09.2010
Все статьи Монахиня Сергия (Королева)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Кругом измена, и трусость, и обман»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.03.2025 21:11
В день насильственного отречения Царя Николая II от престола
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.03.2025 20:07
Цель Лондона – стравить Россию и США
Новый комментарий от Русский Иван
15.03.2025 19:27
Сегодня против Ленина прёшь, завтра – Христа продашь?
Новый комментарий от Русский Иван
15.03.2025 19:00
«Сон 2 марта 1917 года»
Новый комментарий от Апографъ
15.03.2025 18:53
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от Русский Иван
15.03.2025 18:51