В преддверие Всероссийской переписи населения 2010 г. в российских СМИ, как и во время подготовки и проведения предыдущей переписи, вновь начал повышаться «градус» обсуждения «кряшенского вопроса». В частности, ИА «Regnum» опубликовало два обширных интервью - с председателем Общественной организации кряшен Татарстана Иваном Егоровым «Кряшены Татарстана: «Мы - очень скромный народ» (16 октября 2009 г.) и с главным редактором газеты «Кряшенские известия», председателем оргкомитета учредительного съезда «Союза кряшен России» Виталием Абрамовым «Союз кряшен России: «Татарский народ - искусственно сконструированный этнос» (29 января 2010 г.). Причём, в них содержатся порой прямо противоположные точки зрения и оценки состояния «кряшенского вопроса» в Татарстане и процессов, происходящих в самой кряшенской среде. В связи с этим мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию одного из ветеранов кряшенского движения, который согласился на правах анонимности ответить на наши вопросы.
О кряшенах в последние десять - пятнадцать лет много говорят и пишут, но по-прежнему трудно привести всё это к общему знаменателю. Так, кто же такие современные кряшены, чем они живут?
История распорядилась таким образом, что кряшены оказались как бы в «промежуточном положении» между двумя народами - татарами и русскими. Не буду вдаваться в подробности и перебирать различные теории происхождения кряшен, многие из которых носят былинно-романтический характер. Скажу лишь, что в настоящее время большинство кряшен считают себя представителями самостоятельного православного тюркоязычного народа. При этом почти все они носят русские имена и фамилии, исповедуют православие, но говорят на языке, очень похожем на татарский, и имеют с татарами много общего в культурном и бытовом отношениях.
Вместе с тем, есть в кряшенской среде и те, кто считает себя крещёными татарами, числясь последними «для удобства». Есть и те, кто обрусел настолько, что не прочь «записаться» русскими. Но большинство всё же очень крепко держатся за свою историческую идентичность и обладают национальным самосознанием, отличным и от татарского, и от русского.
Они подчёркнуто отказываются называть себя крещёными татарами, а свой язык татарским (хотя и признают его очевидную схожесть с «кряшенским»), имеют свои приходы, где служба ведётся на «церковно-кряшенском языке», и предпочитают в общении родной язык русскому.
До революции 1917 г. кряшены фигурировали в официальных и миссионерских документах в качестве «крещёных татар» (часто с разбивкой на «старокрещёных» и «новокрещёных»), реже - «крещен», и подсчитывались отдельно от татар-мусульман.
Причём, массовое, прочувственно-осознанное понимание кряшенами своей этноконфессиональной «самости» проявилось не в эпоху «революционных бурь», как считают некоторые исследователи, а уже в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков. Именно в это время на кряшен оказывался наиболее мощный «миссионерский натиск» с двух сторон: татар-мусульман и православных миссионеров (самым серьёзным образом занявшихся во второй половине девятнадцатого века их религиозным и культурным просвещением по «системе Н.И.Ильминского»).
Прогремевшие на всю страну массовые «отпадения» «крещёных татар» (главным образом, «новокрещенов») из православия в ислам, укрепление единства и повышение образовательного ценза тех, кто устоял под напором мусульманских миссионеров, привели к тому, что из аморфной «крещёно-татарской» массы выкристаллизовалась самостоятельная кряшенская общность. Но естественный ход её конституирования в отдельный народ был прерван чередой социальных потрясений и избирательного «самоопределения» наскоро сконструированных «мусульманских народов» - татар и башкир.
Долгие годы власти ставили над кряшенами этнополитические «эксперименты». Сначала большевики, по сути дела, признали кряшен отдельным народом, но затем, по соображениям политической «целесообразности», в середине 1920-х годов «воссоединили» их с татарами. Вкупе с общим религиозным погромом, это привело к очередной эрозии кряшенской общности и чуть было не закончилось полным растворением кряшен в татарской среде. Может показаться парадоксальным, но спасло кряшен от этого, на мой взгляд, главным образом, то, что для большинства татар они по-прежнему оставались «чужими», а русские воспринимали их в качестве татар, хоть и крещёных.
Возможность напомнить о себе у кряшен появилась лишь в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века, но тут же сработали новые (а вернее - по-новому интерпретированные старые) «ограничители»: в кряшенах углядели «предателей» и «пособников Москвы», а в их заявках на самостоятельность обнаружили признаки злого умысла против татар.
Чем определяется столь острый характер дискуссий вокруг «кряшенского вопроса», периодически вспыхивающих в Татарстане? Нашли ли кряшены общий язык с властями к исходу нынешнего десятилетия?
По большому счёту, «цена» «кряшенского вопроса» - это признание кряшен отдельным народом. Руководство Татарстана и идеологи татарского национального движения сегодня не готовы заплатить такую цену, потому что она имеет вполне конкретное политическое измерение. Их «идея фикс» - сохранение за татарами статуса второго по численности народа в России, для чего необходимо постоянно пропагандировать и отстаивать идею «единства и неделимости» татарской нации.
Такие же настроения характерны и для татарского общественного мнения в целом. Большинство татар, признавая за кряшенами «автономный» статус, тем не менее, не желают отпускать их «на волю». А для того, чтобы обосновать «неправильное» поведение кряшен, в их «сепаратистских» настроениях по традиции винят «федеральный центр» и некие тайные силы в Москве, вынашивающие планы расчленения «единого» татарского народа.
При этом сам пресловутый «федерального центра» по части решения «кряшенского вопроса» какой-либо внятной позиции никогда не имел и не имеет. Действительно, в научных кругах и федеральных государственных структурах имеются отдельные лица, которые активно добиваются признания за кряшенами статуса самостоятельного народа. Но, как показала проигранная в период подготовки предыдущей переписи населения директором Института этнологии и антропологии РАН Валерием Тишковым «битва за кряшен», в их руках не имеется достаточных политических рычагов, чтобы продавить это решение. «Федеральный центр» же не хочет или не в состоянии оказать на республиканских начальников действенного давления даже в части решения в Татарстане «русского вопроса», не говоря уже о «кряшенском». Попытки «разбудить» его в ближайшем будущем вряд ли приведут к желаемым результатам, а потому сегодня спасение кряшен является всецело делом рук самих кряшен.
В прошлый раз - в 2002 г. - кряшенам разрешили писаться кряшенами, но только под общетатарской «шапкой», и «подсчитали» их таким образом, что по всей республике кряшен (с «вариациями») набралось не больше девятнадцати тысяч (хотя, по разным косвенным подсчётам, их численность в Татарстане составляет не менее ста тысяч человек). Всего же по России кряшен насчитали около двадцати пяти тысяч. «Единство татарского народа» (по крайней мере, на бумаге) спасти удалось, но «кряшенский вопрос» не только не был снят с повестки дня, но и ещё больше обострился.
Между тем, после проведения предыдущей переписи населения отношение властей республики к кряшенам заметно изменилось в положительную сторону. Громкий информационный скандал вокруг «кряшенского вопроса» не лучшим образом отразился на имидже Татарстана, провозгласившего себя «самой толерантной республикой» в составе России. Кряшен, от того, что их переписали «как нужно», а не как они сами того хотели, меньше не стало, и проблем у них и от них не убавилось. Стало понятно, что игнорировать «кряшенский вопрос» дальше невозможно, и тогда местные власти сами пошли на установления тесного контакта с представителями кряшенского движения.
Далось им это, нужно сказать, как и самим кряшенам, с большим трудом, но постепенно дело сдвинулось с мёртвой точки. При этом был объявлен своего рода негласный мораторий на обсуждение вопроса о признании за кряшенами статуса отдельного народа и ведение «терминологической войны». Кряшен перестали называть «крещёными татарами», им стали уделять больше внимания средства массовой информации, положительный образ кряшен постепенно вытеснил прежний образ «внутреннего врага».
После трудного согласования позиций различных кряшенский организаций, групп и отдельных лиц, в 2007 г. была создана Общественная организация кряшен (ООК) Татарстана, которую возглавил генеральный директор ОАО «Холдинговая компания АкБарс» Иван Егоров, пользующийся влиянием в республиканских властных структурах. При посредничестве отдела этнической политики Аппарата президента Татарстана, новой организации удалось выйти на положительное решение многих вопросов (в том числе культурно-просветительного и имущественного характера), которые «провисали» в республике на протяжении десятилетий.
Создан государственный фольклорный ансамбль кряшен. В структуре Академии наук Татарстана появился отдел кряшеноведения. В центре Казани, около «кряшенской» Тихвинской церкви кряшены отвоевали себе здание под будущий Центр культуры. С большим размахом начали проводится кряшенские праздники «Питрау» (Петров день), Нардуган, фестиваль молодых исполнителей кряшенской песни «Рождественская звезда», и другие. Одним из последних крупных мероприятий, организованных ООК Татарстана, стал Форум кряшенской молодёжи, проведённый в Казани в начале декабря прошлого года. На многом из этого Иван Егоров довольно подробно остановился в своём интервью ИА «Regnum», пересказывать которое, я думаю, было бы излишним. Достаточно сказать, что сегодня это - самая крупная, материально состоятельная и влиятельная кряшенская организация.
В чём же тогда состоит суть нынешних разногласий между лидерами кряшенского движения? Почему Виталий Абрамов так резко выступает против ООК Татарстана?
Как и большинство национальных общественных движений в современной России, кряшенское движение весьма неоднородно и имеет много «подводных течений». Ко всему этому примешивается также игра личных амбиций тех, кто в прошлом «рулил» различными кряшенскими организациями, а теперь, будучи вынужден уступить место другим, пытается при очередной оказии, каковой стала Всероссийская перепись населения 2010 г., вернуть себе прежнее руководящее положение.
Среди нынешних кряшенских лидеров можно выделить три основные типа деятелей. Первый - те, кто считают приоритетной работу по решению конкретных задач этнокультурного и религиозного возрождения кряшен и готовы для этого идти на сотрудничество с властями. Таких, слава Богу, сегодня большинство. Второй - «радикалы», подчиняющие всю свою деятельность единственной, весьма призрачной цели обретения «самостоятельности» и пытающиеся разговаривать с властями только на языке требований и ультиматумов. И третий - те, кто используют свою известность в кряшенской среде для достижения личных целей (таких, к сожалению, можно наблюдать в основном среди представителей творческой интеллигенции).
Виталий Абрамов, по моему мнению, относится к деятелям второго типа, у которых есть своя, диаметрально противоположная официальной, «идея фикс» - во что бы то ни было, здесь и сейчас добиться признания за кряшенами статуса отдельного народа.
Ради этой цели он готов вести войну с властями республики и татарскими националистами «до последнего кряшена». При этом Виталий Абрамов, мягко говоря, весьма субъективен в оценках и, как показало его последнее интервью ИА «Regnum», в угоду им слишком «вольно» обращается со многими фактами. Руководство ООК Татарстана, скорее всего, ещё выступит по поводу этих «неувязок» со своими комментариями. От себя же хочу добавить, что взятый Виталием Абрамовым открытый курс на конфронтацию с властями и теми кряшенами, кого он безосновательно считает их марионетками, способен нанести вред, прежде всего, самим кряшенам.
Своими «наездами» на татар он только в очередной раз даст повод татарским националистам обвинить кряшен в «предательстве» и бузотёрстве. Что же касается предполагаемого к созданию «Союза кряшен России», то без ООК Татарстана, на который нападает Виталий Абрамов, эта организация окажется чисто «декоративной», тем более, что за самим редактором «Кряшенских известий» не стоит никакой сколь-нибудь серьёзной силы. Так зачем в очередной раз мутить воду и подкладывать информационные бомбы под не успевший ещё достаточно окрепнуть фундамент достигнутого согласия? Чтобы кряшенам в очередной раз перекрыли «кислород»? Ведь Виталий Абрамов и его сторонники не выведут кряшен в «землю обетованную», не обеспечат их работой, не поднимут из разрухи кряшенские сёла. У них для этого просто нет никаких возможностей. Так к чему все эти хлёсткие и безответственные заявления?
А что вы скажете по поводу опасений, связанных с предстоящей переписью населения? Ведь их высказывают не только кряшенские «радикалы», но и достаточно умеренные деятели.
Я считаю, что такие опасения имеют под собой почву, и это не может не тревожить. «Товарищество на доверии», каковым является ООК Татарстана, способно действовать только в том случае, если это доверие взаимно. И если у властей возникнет желание злоупотребить этим доверием и навязать кряшенам свою позицию, если их попытаются опять переименовать в «крещёных татар» или «татар-кряшен», «пересчитать» по старой «схеме» и старыми методами, то тогда это «товарищество» развалиться на глазах, а к руководству кряшенским движением вновь придут «радикалы».
Единственным разумным выходом из этой ситуации представляется недопущение какого-либо давления на кряшен и представление им возможности самостоятельного выбора. Хватит, в самом деле, готовиться к переписи, как к концу света. Нужно дать возможность каждому сделать свой выбор: хочет человек - пусть записывается «кряшеном», хочет - «крещенцем», хочет - «крещёным татарином»... И так ли по большому счёту важно, сосчитают кряшен в составе татар или отдельно. Главное, чтобы их сосчитали, именно как кряшен, а не рисовали за них в графе «национальность» - «татарин». На это то, в первую очередь, и надо обращать внимание.
Сегодня кряшены вновь оказались на перепутье. И разные «доброжелатели» пытаются направить их на «единственно правильную» дорогу. Но верная дорога у кряшен всего одна - это дорога национально-культурного и духовно-религиозного возрождения, и коль уж мы, наконец, «нащупали» её, главное не сбиться с пути.
Фото с сайта inkazan.ru