«Антисоветский радикализм, не разбирающий плохое и хорошее, спровоцировал бездумное разрушение государства. Это привело к напрасным страданиям нашего народа».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (+ 2008)
«Даже в советское время...». Фразу эту нередко приходится слышать в последнее время, в том числе и от людей православных. Самое показательное в ней слово «даже». В нем и отношение к советскому времени, как к эталону чего-то плохого. В нем же и скрытое удивление: надо же, «даже» тогда не было «такого»! или, наоборот, было «такое»! - чего вдруг не стало.
Вполне понятно то, что православные категорически не принимают коммунистическую идеологию, с ее воинствующим атеизмом, разрушением общественной иерархии, «отмиранием» государства и ликвидацией института семьи.
Менее, но тоже еще как-то понятно, когда ругают советскую власть, считая, что «все» «плохое», ею сделанное, перевешивает то «немногое» «хорошее», сделанное ею же. Понятно... говорят так, потому что не хотят видеть того, что многие преступления и перегибы идут от самой греховности людей, что многое из плохого сама же советская власть не только осудила, но и исправила. Не хотят вникать во внутренние противоречия советского времени, разбирать глубокий смысл борьбы, которая олицетворялась Троцким и Сталиным, сводя все к их личной борьбе за власть. Не хотят, и потому мешают все без разбора в кучу.
Но когда огульно ругают советское время и выбирают его в качестве «плохого» эталона - это уже совсем непонятно. В этом случае, уже несмотря ни на какие принятые в этих случаях оговорки, не остается места «хорошему» ни для кого - ни для советской власти, ни для народа, ни для самой церкви и священнослужителей того периода русской истории, тут уже и Божьему промыслу-то места нет. Это непонятно, потому как это уже скорее нечто от моды (вероятно, как обычно - от Западной), от того, что теперь (кем-то) так принято говорить, но никак не от трезвого и спокойного рассуждения.
Понятие "советский" - это понятие практическое и гораздо более сложное, составное, это сама реальная ЖИЗНЬ нескольких поколений людей, наших отцов, дедов и прадедов. Оно включает в себя много чего: и практику отрицания реального и набирающего силу капитализма, с его культом наживы любой ценой и стиранием всех границ, и практику построения социализма, практику исторически вынужденной ускоренной индустриализации со всеми ее неизбежными издержками и практику державного строительства, практику как отрицания, так и сохранения общинных, культурных, религиозных и народных традиций, практику поучительных поражений и Великих Побед! «Советский» - это понятие множественное, в котором «коммунизм» является лишь одним из подмножеств.
Антикоммунизм по определению должен отрицать теорию и практику именно коммунизма, а ведь он с большим коварством часто идет в ту же сторону, да еще и гораздо дальше. Тут весь вопрос ведь в том - а в пользу каких ценностей происходит это отрицание? Совершенно ведь очевидно, что антикоммунизм в исполнении американцев или либералов отрицает коммунизм, ну, никак не в пользу православных дореволюционных ценностей, а зачастую в пользу таких "ценностей", которые по сути являются коммунистическими даже в большей мере, нежели собственно коммунистические.
Антисоветизм прямо отрицает уже всю практику и систему ценностей советского периода истории России.
Антисоветский радикализм идет еще дальше. Он отрицает уже все, в том числе и новое, что хоть чем-то похоже на советское, или какой-то своей стороной напоминает советские подходы и методы, даже если на самом деле они были выработаны и не в советское время, а являются по сути своей традиционно русскими.
Логика антикоммунизма и антисоветизма, в т.ч. и «православного», на первый взгляд заключается в том, что отрицая... отрицательные стороны коммунистической идеологии и советской практики, тем самым, как бы автоматически должно происходить возвращение к положительным ценностям: минус, помноженный на минус - дает плюс. Но это в теории, чисто умозрительно, а на практике такая «автоматика» не срабатывает. В реальности получается не по принципу умножения, а по принципу сложения, в результате которого выходит не плюс, а удвоенный минус.
Более того. В свое время Сталиным был выдвинут тезис о том, что по мере приближения к коммунизму происходит не ослабление, а обострение классовой борьбы. Тезис этот вызывал большие недоумения, критику и насмешки. Однако уже в наше время критики Сталина стали вести себя подобным же образом. Разница лишь в том, что у них не приближение, а удаление от коммунизма и советского времени вызывают все большее обострение антисоветского радикализма.
«Советский Союз - это такая, по существу, захватившая Россию власть, которая все сделала, чтобы страну уничтожить, а то, что уничтожить не удалось, максимально исковеркать». «И то, что мы видим сейчас, состояние нашей страны сегодняшнее, - это, конечно, в значительной степени и результат того, что происходило в советское время. Страна оказалась и надорвана, и духовно дезориентирована и, по существу, разрушена во многих отношениях, в прямом и переносном смысле этого слова. Но здесь-то возникает рассуждение уже иного рода. Сейчас актуально критиковать уже не Сталина, а Ельцина, хотя, если собрать воедино все то негативное, что было в стране в период достаточно короткого правления Ельцина, оно совершенно не сопоставимо с тем злом, которое принес стране Сталин».
Т.е. в демографической катастрофе, произошедшей при Ельцине и активном участии его либеральных соратников, стремительном снижении рождаемости и росте смертности, безудержном росте пьянства, появлении и распространении наркомании, невиданном со времен Содома и Гоморры разврате, в небывалом во всей истории России воровстве и казнокрадстве, разграблении и вывозе наших национальных достояний, в стремительном росте преступности и терроризма, в «исковеркивании» образования, в разрушении армии и промышленности... виноват Сталин. И чем всех этих безобразий будет становиться больше, тем Сталин, коммунисты и Советский Союз будут виноваты все больше и больше! Такова логика антикоммунизма и антисоветского радикализма.
К сожалению, такой точки зрения придерживается не только автор вышеприведенных строк церковный антисоветский радикал протоиерей Георгий Митрофанов. Нечто похожее приходится слышать в том числе, и от тех, кто осуждает радикализм протоиерея за его некоторую «чрезмерность», зашедшего в своей ненависти ко всему советскому за линию беспредела - вплоть до восхваления предателя и фашистского пособника А.Власова.
С другой стороны, и среди священнослужителей, и среди православных мирян немало людей, которые способны и хотят трезво и взвешенно оценивать советское время. Русские и православные ценности и традиции должны дополняться ценностями и достижениями советского периода, а не противопоставляться друг другу. Сегодня это тем более актуально, на наших глазах начинается политическая эксплуатация не проходящей и даже усиливающейся ностальгии людей по советскому времени теми, кто как раз приложил немало усилий к разрушению Советского Союза и всех его достижений.
И хотя, ряд нижеприведенных высказываний православных людей и священников, приведенных в статьях на сайтах «Православие» и «Русская Линия», выдержаны в стиле «даже», в целом они оставляют надежду на взаимопонимание и совместную деятельность советских и православных патриотов по восстановлению и возрождению духовности, нравственности и государственности в России. Не мнимой, лукавой и показной, а настоящей, глубокой и искренней.
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон: «До революции нравственные ценности базировались на Законе Божием, в советское время был нравственный кодекс строителя коммунизма, корни которого, впрочем, тянутся в Священное Писание. Сейчас же о нравственности никто даже не упоминает, как будто и понятия такого уже не существует».
Иерей Сергий Пушков: "К сожалению, сейчас разрушены духовные ценности: даже в советское время, когда в атеистическом воспитании о церкви не было никакой речи, тем не менее, мы с вами были воспитаны согласно христианским ценностям. Возможно, современный разлад происходит как раз из-за того, что эти ценности мы теряем".
Игумен Кронид (Козлов): «Перечень грехов один и тот же. Но общество в одном своем состоянии испытывает давление одних грехов, а в другом - других. Сейчас известные грехи - понятие о нравственности, которое нарушается усиленно и преднамеренно. Но это касается, прежде всего, молодежи. Сексуальная вседозволенность, наркомания, агрессия, и прочее. Пожилые люди, воспитанные в советское время, конечно, не подвержены этому в такой степени».
Игумен Анатолий (Берестов): «После распада Союза Советских Социалистических Республик и последующей ликвидации так называемого "железного занавеса" в стране резко возросло влияние западной деструктивной культуры в виде рок- и техномузыки, сексуальной вседозволенности, порнографии, гомосексуализма, наркомании и многих других пороков современного общества».
Писатель Валентин Распутин: «Советское имеет две характеристики - идеологическую и историческую. Была петровская эпоха, была николаевская, и люди, жившие в них, естественно, были представителями этих эпох. Никому из них и в голову не могло прийти отказываться от своей эпохи. Точно так же и мы, жившие и творившие в советское время, считались писателями советского периода. Но идеологически русский писатель, как правило, стоял на позиции возвращения национальной и исторической России, если уж он совсем не был зашорен партийно».
«Литература в советское время, думаю, без всякого преувеличения могла считаться лучшей в мире. Но она потому и была лучшей, что для преодоления идеологического теснения ей приходилось предъявлять всю художественную мощь вместе с духоподъемной силой возрождающегося национального бытия».
Директор Института мировой литературы Феликс Кузнецов: «Несмотря на свободу вероисповедания, нынешнее общество, еще в большей степени без Бога, без веры, без совести...» «Несмотря на атеистические позиции, тем не менее, если взять духовную систему ценностей, советская литература продолжала традиции русской литературы XIX века, утверждала ту систему ценностей, которая росла из глубины веков. В ней продолжал существовать и развивался единый цивилизационный код».
Протоиерей Владимир Силовьев: «В советское время были огромные тиражи и в то же время значительный дефицит хороших книг. Многие книги невозможно было купить, доставали из-под полы... Книга была любимым и дорогим подарком. Россию (СССР) считали самой читающей страной в мире. Сейчас все изменилось. Книжного дефицита нет: полки московских магазинов переполнены книгами. Подчеркну, что, к сожалению, только московских. Этого нельзя сказать о глубинке, до которой почти ничего не доходит. А с чтением положение дел резко ухудшилось: читать стали гораздо меньше. Да и что читают? Если раньше в метро читали серьезные книги, даже если это были книги приключенческие, фантастические (С. Лем, братья Стругацкие), то посмотрите, что читают сейчас? Печально еще и то, что именно у этих второсортных книг самые большие тиражи».
Священник Олег Шалимов: «Российское телевидение установило заслон против кино, несущего нормальную человеческую мораль. "Наш современный кинематограф во многом уступает советскому, несмотря даже на то, что тот находился полностью под контролем чиновников. Кстати, среди лучших фильмов о войне, на мой взгляд, - фильм о Курской битве из первой части киноэпопеи "Освобождение". Но как раз лучшим фильмам труднее всего попасть на центральные каналы. Еще, видимо, слишком крепки барьеры пошлости и безнравственности на нашем ТВ". "Фильмов исторической и патриотической тематики сейчас создается очень мало. А целый жанр "детского" кино почти совсем исчез".
Иерей Александр Шумский: «Восхваляют Тараса Бульбу, но это чудовищный образ, это не тип православного воина, а скорее ветхозаветный, и даже степной, но никак не русский. По-настоящему русским православным типом воина является Василий Теркин, а также Соколов из "Судьбы человека". Хотя они и имели советскую атрибутику, но оставались по-настоящему православными людьми. Они никогда бы не смогли тронуть женщину, ребенка».
Профессор Московской Духовной Академии Архимандрит Платон (Игумнов): «В чем отрицательная роль телевидения, Интернета? В том, что они отнимают очень много времени. Человек там что-то ищет новое, ценное... Может, он это ценное и найдет, но сколько на это придется потратить времени, сколько придется попутно увидеть вредного для души, просматривая определенные программы!.. А поскольку многие интересные программы бывают в позднее время, люди, их смотрящие, не ложатся вовремя спать. А ведь это вредно для здоровья. Человек должен рано ложиться спать. Хорошо, если бы государство заботилось о здоровье своих граждан и после 10-11 часов вечера просто отключало телевидение. Между прочим, в советское время так и было».
Протоиерей Владислав Свешников: "В советское время государственная власть раздавала заказы художникам, и так было создано немало хороших произведений искусства (хотя, естественно, почти на всех чувствуется идеологический пресс). Сейчас же ситуация иная. Художники внутренне свободные, имеющие правильные духовно-нравственные ориентиры, нашей современной массовой культуре не нужны, не нужны большей части нашего общества, особенно представителям средневозрастной и молодежной аудиторий. Да и на верхних этажах государственной власти также не видно особой заинтересованности в появлении произведений, имеющих здоровую духовно-нравственную составляющую. Так что мы имеем дело с элементарной деградацией национального сознания".
Протоиерей Геннадий Беловолов: «В советское время можно было услышать музыку и северных народов, и народов Средней Азии, жителей Сибири, Кавказа, Закавказья, а сейчас одна попса. Понятно, какую цель ставит толерантность - нивелирование национальных культур, смешение их. Получается толерантность "по-вавилонски".
Художник-иллюстратор Борис Диодоров: «Оказалось, что русская школа иллюстрации востребована там больше, чем на родине. Все наши лучшие художники работают для зарубежных издательств. И не от хорошей жизни. Если в советское время расценки на оформление книги были совершенно прозрачными и понятными, то сейчас художника обманывают и унижают на каждом шагу».
Руководитель православного драматического театра Владимир Уваров: «Православное искусство - это все то, что пропитано нравственным зарядом. В советское время, в отличие от современности, театр был в большей степени приближен к традиционным православным идеалам. Во многом это объясняется преемственностью советского театра от дореволюционного. Сейчас же на сцене зачастую царят безвкусица, пошлость, а часто и откровенный разврат».
Протоиерей Николай Головкин: «Даже вне рамок христианства нация должна заботиться о своем народе. Даже в советское время не было пропаганды разврата. А сегодня мы испытываем диктат так называемой "демократии", которая на самом деле не есть народовластие, но своеволие, открытый сатанизм, пропаганда бескультурия".
Протоиерей Александр Новопашин: «Как предупредить сквернословие? При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами - прямо на улице. Услышали нецензурное слово, повалили на землю, сняли при всех штаны и высекли. Нелишне вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте (нарушение общественного порядка) по Уголовному кодексу СССР также полагалось наказание, если не ошибаюсь, 15 суток ареста. Не пора ли вернуться к этой советской статье?».
Протоиерей Михаил Ильницкий: «Но даже в советское время отношение правоохранительных органов ко мне как священнику было гораздо лучше, чем сейчас. Обращались культурно, проявляли уважение, особо сильно не привязывались. Вот вы спрашиваете: портят ли гаишники мне жизнь? Не то чтобы жизнь, но настроение часто портят. Я вообще считаю, что та ситуация, которая у нас сложилась в России в отношении милиции к духовенству, - она отвратительна».
Игумен Анатолий (Берестов): «В связи со значительной цифрой экономического ущерба от последствий наркотизации российского общества, возникает вопрос: почему же у нас в стране наркомания получила столь угрожающую по темпам роста и охвату населения проблему, которая способна прямо или косвенно уничтожить каждого в отдельности и всё государство в целом. Известно, что в советское время наркомании как социального явления не было. Существовали лишь небольшие группы потребителей наркотиков, главным образом, в криминальных структурах, в так называемых "богемных" группах».
Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Сейчас потребление алкоголя увеличилось в два раза по сравнению с годами советской власти. Почему? Он стал более доступен. Тогда он продавался с 11 до 19 часов. А утром или ночью надо было ухитриться его достать. Я, конечно, не забыл, как таксисты торговали «из-под полы». Но таксиста тоже надо было найти. А сейчас - все рядом, на шаговой доступности, круглосуточно. В Норвегии на 15 000 жителей одна «точка», торгующая водкой. В Подмосковье - одна на 400». «В России преждевременно от алкоголизма в год погибает по данным академика Герасименко, обнародованным в этом году, - семьсот тысяч человек».
«В советское время государство владело монополией на производство и реализацию алкоголя, и деньги, поступавшие в казну, были примерно такими же, как поступления от нефтяной и газовой промышленности - от 17 до 27 процентов всего валового национального продукта. В 1992 году эти огромные деньги были отданы в частные руки. Представляете, какой бешеный азарт начался у людей, когда они поняли, какие деньги они могут заработать на вашем здоровье!»
Иерей Александр Шестак: "Свою положительную роль ЛТП, безусловно, в советское время сыграли". "Мы в то время реже видели пьяных людей на улицах".
Профессор Духовной академии протоиерей Владимир Сорокин: «В советское время ценился труд, возвеличивался человек труда - и это правильно!»
Академик Российской академии образования Александр Корольков: «В советское время пенсия профессора составляла 160 рублей в месяц, а доцента - 130 рублей. Это по тем временам была очень высокая пенсия. Обычный человек тогда получал 120-130 рублей в месяц, а минимальная пенсия, как известно, тогда равнялась 60 рублям. В общем, профессорская пенсия в советское время была очень приличной и позволяла нормально жить, лечиться, пользоваться материальными благами".
В советское время стипендия студентам примерно равнялась сумме от 28 до 36 рублей, человек на такие деньги мог нормально питаться в студенческой столовой, а также оплачивать расходы на транспорт. Если и шел он подрабатывать дополнительно, то заработанные им деньги могли быть использованы для покупки одежды, на посещение театров, Филармонии и т. д. Сегодня же стипендия российского студента настолько мала, что он оказывается не в состоянии даже оплатить транспортные расходы, не говоря уж о более-менее сносном питании в студенческой столовой.»
Кристина Сандалова: «По разным оценкам число беспризорных детей в России достигло как минимум 1 миллиона. Незначительное финансирование детских учреждений закрытого типа, утрата школами педагогической функции, пропаганда «культуры» секса, наркотиков и насилия в СМИ - принесли свои плоды.
Что касается беспризорников, как известно, их в советское время не было - государство этого не допускало. Существовала служба социальных работников, которые снимали маленьких бродяг с поездов, подбирали на вокзалах и распределяли в детские учреждения.
Сегодня модно критиковать советскую систему наказания в отношении несовершеннолетних. При этом старательно забывается, что все дети, отбывающие наказания в исправительных учреждениях, учились одиннадцать лет, получая и полноценное образование, и востребованную специальность. Выходя из заключения, молодые люди имели аттестат о полном среднем образовании общегосударственного образца, в котором значился район, номер школы, но не было ни малейшего упоминания о колонии. С таким аттестатом подросток мог сразу поступать в ВУЗ или техникум».
Иерей Александр Шумский: «Была же в советское время единая школьная форма, и это было лучше, чем сегодня, когда ее нет. Ведь когда дети одеты по-разному - это вызывает зависть, мешает учиться и здесь больше минусов, чем плюсов. Школьная форма способствует и нравственному воспитанию, ведь всё начинается с формы, с внешнего вида».
Религиовед Ольга Кирьянова: «Вспомним, что на Руси испокон веков свидетельством зрелости человека считалось создание семьи, рождение детей - это был определенный рубеж, отделяющий детство от взрослой жизни. К тем, кто уклонялся от этого шага, будучи вполне здоровым и работоспособным, относились без особого уважения, что можно проследить даже по произведениям русской литературы. Отголоски этого, на мой взгляд, оправданно субъективного подхода сохранялись и в советское время: возможно, многие еще помнят, что, например, людей, не состоящих в браке, не посылали за границу, существовали и другие ограничения. Конечно, они имели иную идеологическую мотивацию, но принципиальный подход оставался неизменным - человек, избегающий ответственности за семью, ненадежен».
Доктор исторических наук Ольга Васильева: «Год 1943-й является той точкой отсчета, когда власть, окончательно отказавшись от планов уничтожения религии и Церкви, активно осуществлявшихся в предвоенные десятилетия, переходит к возрождению церковной жизни в стране под строгим государственным контролем. Восстановление церковной жизни проходило стремительно... К 1957 году количество зарегистрированных храмов в СССР составило 13 478 с численностью священства 12 288. Из 70 правящих архиереев половина прошла через тюрьмы, ссылки и лагеря».
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков): «Ни в Тульской епархии, где я служил, ни в Московской, слава Богу, в советский период при мне не был закрыт ни один храм».
Протоиерей Николай Агафонов: «Нужно заметить, что даже в советское время в Москве было более сорока действующих церквей».
Протоиерей Василий Антипов: «Недавние советские граждане, не имеющие христианской закваски, с разрушением "железного занавеса" получили разом информацию обо всех религиях, а чаще всего сектах. Отсюда - масса суеверий, разброд мнений или безразличие в конфессиональном отношении. Не будучи в состоянии разобраться, кому верить, обыватель не верит никому. Очень чувствуется: мятутся люди. В советское время такого не было. Если уж человек был верующим, ясно, что это православный. А сейчас начнешь разговаривать, а у собеседника в голове такая каша... Один, оказывается, у иеговистов побывал, другой оккультизмом увлекался, третий прошел курсы гипноза и биоэнергетики. Потом они поняли, что ищут Истину не там, стали православными христианами, но отпечаток нехороший на душе остался. По сути, такие искатели несут в себе духовную болезнь».
Профессор Сретенской духовной школы протоиерей Владислав Цыпин: «Я мог бы только сопоставить нынешних студентов со студентами советской эпохи. Повторяю, тогда в семинарии учились более сложившиеся личности, с более твердыми и ясными убеждениями».
Протоиерей Леонид Ролдугин: «Люди во все годы советской власти приходили в храм, каялись, занимались благотворительностью. Никто не мог запретить душе человека быть доброй, отзывчивой, сострадательной. Многим людям такое стремление давало силы переносить скорби и испытания.
Церковь многое может теперь позволить себе официально, чего не могла при советской власти. Сейчас все можно делать на законном основании. Раньше все делалось без рекламы, а теперь стало больше внешнего, чуть показного. Господь и тогда ведь знал, что делалось людьми втайне, и додавал явью людям за это. Конечно, многое изменилось. Открылись храмы, они восстанавливаются, строятся монастыри, возрождаются духовные школы - слава Богу, действительно, это за молитвы наших новомучеников, исповедников, подвижников российских Господь даровал нам это время, когда можно не скрывать свою веру. А вот внутреннего горения и трепета стало меньше, к сожалению».
Протоиерей Максим Козлов: «И, кстати, многие из тех, кто в советское время приходил к вере из-за того, что был против советской власти, - они потом куда-то разбрелись. Одни, как Глеб Якунин, до церковных анафем дошли, другие - в сомнительные сообщества попали...»
Профессор Духовной академии Архимандрит Платон (Игумнов): «Я вспоминаю, как уже в конце советских времен - уже была «перестройка» - к нам, в Московскую Духовную Академию, приехал уполномоченный по делам религии К. Харчев и сказал: «Мы (т. е. советское правительство) даем теперь Церкви полную свободу. Вы можете делать все, что хотите».
Профессор Духовной академии протоиерей Владимир Сорокин: «На сегодня уже зарегистрировано 13 православных церквей - автономная, независимая, свободная, катакомбная... Можно представить подобное в царское, да даже в советское время? Нет, была только РПЦ. Беда! запущен и идёт процесс дробления Русской Православной Церкви.»
Священник Валерий Денисенко: «Примечательно, что в учебниках по белорусской истории, изданных в советское время, об этом государстве говорилось с большей ясностью: "Древняя Русь - общая Родина белорусского, украинского и русского народов... В составе древнерусского государства ускорилось образование единой древнерусской народности".
Искусствовед Светлана Вереш: «Мне близка мысль, высказанная однажды при мне: «Русский народ жил всегда своею жизнью, невзирая ни на какие катаклизмы, оставаясь самим собой в течение всей своей истории». Вот и в советское время народное сознание колхозы в значительной степени превратило в общины».
Генерал-лейтенант, доктор исторических наук Николай Леонов: «Реформы» 90-х годов больнее всего ударили именно по сельскому хозяйству. Демократическим лоботрясам не пришло в голову ничего умнее, как в одночасье разрушить всю систему худо-бедно сложившегося за годы советской власти коллективного ведения хозяйства».
«В советское время на время уборочных работ вводился вообще «сухой закон», а сейчас бесчисленные ларьки, киоски, мобильные лавки буквально суют под нос крестьянам бутылки с отравой. То, что стало «золотой жилой» для нечистоплотных дельцов, стало смертельной опасностью для крестьянства и интересов государства».
Павел Кузубов, русский родом из Калифорнии: «Советское время во многом очень парадоксальное. Вот пример. На Западе все одевались всегда по-разному, но выглядели почти одинаково, а здесь все одевались «из одного контейнера», все девушки, как одна, в какую-нибудь черную футболку с бабочкой, а выглядели совсем по-разному. Это фантастика! То же можно сказать о внутреннем своеобразии. На Западе людей в какой-то степени нивелирует сытость и решенность всех проблем. Но как люди отличались друг от друга в Советском Союзе!
В советское время гораздо больше общались. Было время и было желание общаться. Теперь это стремление к общению уступило место целеустремленности, желанию чего-то добиться в жизни. А в советский период были время, свобода, безответственность определенная: работаешь, не работаешь - можно до шести утра просидеть у кого-нибудь на балконе, разговаривать, пить пиво или кофе, философствовать; на следующий день придти на работу, там как-то продержаться и вырваться полпятого отсыпаться. Такое общение при современном темпе жизни невозможно: нет времени. Да и желания общаться».
Георгий Бабая, (из сочинений семинаристов): «В наше время под словом «образование» подразумевается набор каких-либо знаний в той или иной области, но упускается из виду, к сожалению, главная составляющая - воспитание. Надо отдать должное: в прошлом, до революции и в советское время, с этим дело обстояло намного лучше. Если внимательно посмотреть на школьное и вузовское образование в России в наше время, то почти нигде не найдешь идеологии, общей идеи. Редко когда ученикам или студентам прививается любовь к Родине и готовность работать на общее дело, напротив, повсеместно виден индивидуализм и желание преследовать только свои личные интересы».
Иерей Михаил Васильев: "Сейчас, прежде всего, необходимо говорить о воссоздании того положительного опыта в военно-патриотическом воспитании, который был наработан в советское время в рамках системы ДОСААФ, в рамках системы, которая формировала защитника Отечества, начиная с младшей школы».
Протоиерей Геннадий Беловолов: «Если касаться сути вопроса, то здесь нам действительно нужно вспомнить традиции Российской Империи и традиции Советского Союза. Не все было плохо в советское время, люди жили и чувствовали себя братьями и гражданами единой великой страны».
15.09.2009
6. Призываем к самоограничению
5. Артуру -202
4. Наблюдатель`у
3. Артуру
2. Наблюдателю (который "наблюдатель из Москвы"?
1. Re: Даже в советское время...