От редакции: В последнее время в СМИ активно обсуждается телесериал «Школа», который демонстрируется на Первом канале. Русская линия не осталась в стороне от дискуссии, у нас было опубликовано несколько кратких и пространных откликов на фильм режиссёра Валерии Гай Германики. В основном - негативных. Совсем неожиданно наш постоянный автор, публицист Дмитрий Терехов, прислал нам статью, в которой весьма позитивно оценивает, правда, другой фильм режиссера «Все умрут, а я останусь...». Верные правилу предлагать разные взгляды на проблему, если только этот взгляд не является антихристианским и русофобским, мы предлагаем вниманию читателя этот текст, который, видимо, не всех устроит.
В ночь с 15 на 16 января на Первом к канале ТВ в рубрике «Закрытый показ» с ведущим Александром Гордоном был показан фильм режиссёра Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь...». Показ фильма был тем более актуален, что практически одновременно по тому же Первому каналу начался показ многосерийной ленты той же Валерии Гай Германики «Школа», который сразу же вызвал дикий скандал и волну протестов, требующих запретить показ фильма. Эти протесты выплеснулись и на телеэкран в передаче «Судите сами», где тоже депутатами Госдумы и видными общественными деятелями обсуждалась сама идея - можно ли нашему зрителю показывать подобные фильмы в принципе. Любопытно, что в требованиях запрета показа с коммунистами сомкнулись в одну шеренгу и лужковские организаторы народного образования, которых ужаснула мысль, что миллионы простых людей увидят мир, который прячется за чинными фасадами московских школ. Впрочем, оставим свору лужковских чиновников. А пока поговорим о фильмах Валерии Гай Германики.
Что вызвало такой взрыв негативных эмоций к её фильмам? Конечно, это предельный натурализм в показе детской среды. Большинство критиков в первую очередь обращают внимание на внешние признаки разложения: подростки (причём не только мальчики, но и девочки) пьют вино и иногда напиваются до такого состояния, что их приходится замертво выносить из школьного туалета, где они валяются на грязном заблёванном полу, они курят, говорят на чудовищном полублатном сленге, не хотят учиться, посылают на три буквы не только учителей в присутствии всего класса, но и родителей, в момент, когда те пытаются им посочувствовать, у них нет никаких высоких целей и мыслей, а вместо этого есть единственное желание попасть на дискотеку и найти там себе парня, у них нет тормозов и они запросто зверски избивают друг друга из-за ничтожного конфликта (который впрочем, им самим в этот момент кажется единственным смыслом существования) и т.д. и т.п. Любопытно, что в фильме не показан ещё один типичный сюжет современной школы - конфликты ещё и на национальной почве. Видимо на эту тему было наложено абсолютное табу, и Валерия Гай Германика не стала рисковать фильмом и эту острейшую проблему вообще обошла.
Но даже то, что показано, безпощадно бьёт по нервам неподготовленного зрителя, которого целенаправленно все последние годы воспитывали на тупых телесериалах, мелодрамах, гламуре и всеми доступными способами отучали думать. И надо сказать, что значительная часть зрителя реально испугалась, увидев почти документальный сюжет из жизни поколения Next, и попытались тут же принять известную позу страуса и не смотреть дальше сериал «Школа» и фильмы подобные «Все умрут, а я останусь...».
Это мы пока говорили о реакции неподготовленных зрителей и отлично подготовленных чиновников. Теперь, поговорим о самом произведении.
Фильм «Все умрут, а я останусь...» (сериал «Школа» мы пока обсуждать не будем, потому что нельзя по первым четырём сериям делать заключение обо всём фильме) безусловно является событием в нашем и мировом кинематографе, который в последние годы совершенно отучился говорить людям ПРАВДУ об окружающей жизни и заставлять о смысле этой жизни хоть как-то задумываться. Фильм пронзительный по искренности и лишённый малейшей фальши.
Когда я смотрел этот фильм, мне сразу вспомнился эпизод мировой кинематографической истории, когда в 1962 году собрались в немецком городе Оберхаузене группа молодых немецких режиссёров и актёров и посовещавшись написали т.н. «Оберхаузенский манифест», который, если быть кратким, говорил, что то кино, которое в том время показывали в немецких кинотеатрах и на немецком телевидении настолько ужасно и лживо, что не только не заслуживает показа на большом экране, но просто-таки должно быть собрано в один контейнер и сожжено в печи крематория, может быть даже вместе с его создателями. А на его место должно прийти новое кино, которое они так и назвали без изысков «Молодое немецкое кино». В дальнейшем, это движение породило фантастический взлёт в немецком кинематографе, создание серии гениальнейших произведений, которые почти все без исключения вошли в копилку не только немецкой, но и всей мировой культуры, но помимо этого, это кино породило настоящий взрыв прогнивших лживых моральных устоев бюргерского общества, изменение настроения в нём, поток жестокой правды и свежих идей.
Далеко не все порождения «Оберхаузенского манифеста» и «Молодого немецкого кино» заслуживают одобрения консервативного самосознания, но струю свежего воздуха в прогнивший и протухший буржуазный мир, его авторы безусловно впустили. Были и политические последствия у этого движения - именно на его волне сформировалась группа RAF (Rote Armee Fraktion - Фракция Красной Армии, более известная как группа «Баадера-Майнхоф» по именам двух самых активных её организаторов Андреаса Баадера и Ульрики Майнхов), которая пыталась преодолеть лживую буржуазную мораль уже не средствами искусства, а методами вооружённого террора и изрядно встряхнула тогдашнее немецкое общество.
Мне кажется, что появление такого яркого автора, как Валерия Гай Германика вполне можно сравнить с движением «Молодого немецкого кино» с той только разницей, что мы пока не видим аналогичного движения в России, а видим только отдельных людей, которые более физически не могут существовать в атмосфере лжи и морального разложения, основанного на утвердившейся идее всевластия денег, и пытаются это выразить методами искусства.
Фильм просто гениальный. Он ничему не учит и не стремится учить. Он просто показывает истинную правду жизни, в данном случае применительно к жизни наших детей. Сделано это практически документалистскими методами (кстати, подлинным соавтором Гай Германики является и гениальный оператор фильма Алишер Хамидходжаев), съёмками изнутри подростковой среды. В фильме всё - концентрированная правда! Могут сказать, что это не вся правда, ибо есть же и совсем другие дети. Разумеется, есть, но тенденцию и господствующий тренд или вектор определяют именно подростки, показанные Гай Германикой и если мы это не поймём, мы вообще потеряем связь с подрастающим поколением России.
Теперь остаётся понять, а нужно ли показывать ТАКУЮ ПРАВДУ массовому зрителю?
С моей точки зрения - обязательно надо! Нам надо преодолеть обволакивающий нас морок сладкого, успокаивающего кино и телевидения, которые отучают нас думать и участь только смотреть за сюжетом и количеством убитых врагов. Нельзя забывать, что этот морок пришёл не сам по себе. Он обволакивает нас в соответствие с чьей-то злой волей и нужен он для того, чтобы нашим народом легче было управлять и манипулировать, легче было внушать нам совершенно чуждые нашей природе и ментальности ценности. Нам просто жизненно необходимо хоть время от времени вдыхать глоток правды и глоток свежего воздуха.
Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны страна стала постепенно восстанавливаться от ужасов свинцовых ельцинских 90-х годов и постепенно преодолевать их чудовищные экономические, политические и военные последствия. А с другой стороны в моральном плане наблюдается даже усиление деградации народа, охваченного культом «Золотого тельца», всю свою жизнь отмеряющего по уровню заработка, точно с тех же позиций оценивающего любого человека. И эта моральная деградация народа намного опасней его физической деградации даже в те же 90-ые годы, хотя понятно, что истоки нынешней моральной деградации лежат именно там, в 90-ых годах. И первое, что мы потеряем, если не изменим эту парадигму - это будет подрастающее новое поколение, наша смена. Мы сейчас воспитываем молодое поколение, которое в значительной степени (разумеется, не целиком, но в значительной части) готово будет просто выбросить старое поколение в буквальном смысле на помойку, как только оно наберёт силу и станет самостоятельным. И если мы это не осознаем, то грядущая моральная и нравственная контрреволюция или революция молодого поколения будет просто ужасающей, а сами мы незаметно превратимся в совершенно другую страну и другую нацию.
И единственное, что может нам помочь - это беспощадная струя правды, которая шокирует нас, но заставить задуматься.
Разумеется, правда нужна не только в освещении темы «отцов и детей» и молодого поколения. ПРАВДА НУЖНА ВО ВСЁМ!!! Мы должны научиться смотреть на окружающий мир ТРЕЗВО, БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ, и на основе такого трезвого и жёсткого (а иногда и жестокого!) взгляда и анализа должны научиться ИЗМЕНЯТЬ САМИХ СЕБЯ и СВОИХ ДЕТЕЙ. Если мы этого не сделаем, наше общество, наши традиции, наша мораль и нравственность, наша Вера, наконец, просто напросто обречены на гибель, а сами мы, повторюсь, скоро, очень скоро будем жить в совершенно другой стране, с другим народом и даже с другим названием. И не помогут нам не ядерные силы сдерживания, ни восстановление экономики, ни внешнеполитические успехи, ничего. Потому что главное - это внутренний духовный стержень, заложенный в сознание миллионов людей. Всё остальное - лишь производное от этого.
Другой вопрос, какова должна быть концентрация ПРАВДЫ в том же кинематографе, литературе и вообще в искусстве. Также как человек не может постоянно дышать чистым кислородом, так и невозможно представить себе что кино, которое мы смотрим, целиком состояло бы только из фильмов подобных «Все умрут, а я останусь...». Если смотреть только их, то спятит даже суперинтеллектуал, не то что простой человек. Впрочем, здесь как раз безпокоиться нечего. Гениальных творцов (а Валерия Гай Германика, несмотря на молодость, без сомнения, выдающийся режиссёр и художник) никогда не бывает слишком много. Их бывает только слишком мало.
Поэтому для меня вопрос стоит ли показывать фильмы Гай Германики вообще и в частности сериал «Школа», решён совершенно однозначно - не просто стоит, а просто необходимо, как больному с воспалением лёгких необходимо принимать антибиотики. Нам просто необходим глоток правды о себе и своих детях, какой бы шокирующей эта правда не была, а прятать от правды голову в песок и надеяться, что всё как-то само собой рассосётся и наладится могут только очень недалёкие люди.
Свежего воздуха!!! Нам надо глотнуть свежего воздуха!!!
6. Терехову на п. 94
5. Д. Терехову 81
4. отв. Д. Терехову на 45
3. Re: «Все умрут, а я останусь...»
2. Автора со "свежим воздухом"!
1. Нужно показывать