236 лет назад, 28 ноября 1683 года (18 ноября по ст.ст.), в Киеве скончался архимандрит Иннокентий Гизель, настоятель Киево-Печерской лавры, известный духовный писатель и общественно-политический деятель. А местом рождения сего выдающегося православного человека был Кенигсберг. Да, Гизель родился в Кенигсберге в прусской реформатской семье. Детство провёл в польской части Пруссии, так называемой Королевской Пруссии, откуда еще в молодости вместе с родителями попал в Киев. Здесь Гизель присоединился к Православию, а затем и вовсе ушёл в монастырь.
Он постригся в монашество в Киево-Печерской лавре с именем Иннокентий. Здесь оценили должным образом его способности к учения и знание иностранных языков. За казённый счёт Гизель был отправлен для усовершенствования в науках в Львовскую академию. По возвращении оттуда Иннокентий занял должность учителя и проповедника в Киевской коллегии, а в 1648 году был назначен её ректором. Гизеля, однако, более привлекала монашеская жизнь, поэтому уже в 1650 году Иннокентий покинул училищную службу и перешел в Кирилловский монастырь, а чрез два года - в Николаевский, уже игуменом.
В 1656 году он сделался архимандритом Киево-Печерской лавры, и на этом месте оставался 27 лет, заслужив от современников название "столпа и подпоры церкви Божией", как характеризует его святитель Дмитрий Ростовский в речи, сказанной над могилою Гизеля. Заслуги, оказанные Иннокентием просвещению, были оценены уже при его жизни, когда киевский митрополит Петр Могила, умирая, завещал ему титул "благодетеля и покровителя Киевских школ". В 1674 году Иннокентий Гизель напечатал в Киеве знаменитую книгу под названием "Синопсис", в основание которой легла хроника Феодосия Сафоновича.
Российский историк Всеволод Соловьёв характеризовал «Синопсис» как "первый, младенческий несвязный лепет русской историографии у нас на юге". Следует отметить, что до выхода в свет "Краткого российского летописца" Михаила Ломоносова "Синопсис" представлял единственный учебник русской истории! Хотя в этой книге встречались и искаженные факты, «Синопсис» был настолько нужен своему времени, что в течение столетия выдержал 12 изданий: 3 -церковною печатью в Киеве и 9 - гражданскою печатью в Москве и Петербурге. Таким образом, до написания Ломоносовым «Краткого российского летописца» все образованные россияне знакомились с историей своей страны по учебнику Иннокентия Гизеля, славного уроженца Кенигсберга.
Из других трудов архимандрита Иннокентия известны: "Мир человека с Богом", книга, посвящённая московскому царю Алексею Михайловичу (известны два издания: 1669 и 1671 годов); "О истинной вере" (или "Ответ иезуиту Бойме о власти папы"), сочинение написанное на польском языке в довольно резком тоне, остается в рукописи. Иннокентий трудился также над изданием патерика Печерского, который вышел в Киеве, в 1661 году. Архимандрит Иннокентий содействовал изданию сочинений малороссийских учёных и пользовался в их среде солидным авторитетом. Один из образованнейших людей в Малороссии Лазарь Баранович отдавал Гизелю на просмотр и исправление свои литературные произведения. Гизель поддерживал частые сношения с московским правительством по монастырско-хозяйственным и политическим вопросам.
Так, в 1654 году Гизель был в Москве в составе делегации от Богдана Хмельницкого. Подавал московским властям разные ходатайства малорусской старшины и духовенства. Произвёл наилучшее впечатление на царя Алексея Михайловича и был им награждён. В целом Гизель был сторонником Москвы как оплота и надежды Православия, но по временам брался отстаивать и "вольности" малороссийские. Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич и правительница София Алексеевна благоволили к архимандриту Иннокентию и посылали ему ценные подарки, но его политические ходатайства по малороссийским «вольностям» обычно оставляли без удовлетворения. Впрочем, когда истекал срок Андрусовского перемирия, и надо было возвращать Киев Польше, архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель вместе с киевским митрополитом Иосифом в ультимативной форме потребовали у царя Алексея Тишайшего, чтобы священный град Киев не был отдан врагам Православия. Тогда царь и решился не возвращать Киев Польше, и в 1679 году официально присоединил этот древний русский город к России.
Таким образом, мы видим огромные заслуги этого православного немца, выходца из Кенигсберга, перед Православной Церковью и Русским государством. В нынешнем Калининграде память о славном уроженце Кенигсберга Иннокентии Гизеле никак не увековечена.