Православный психотерапевтический подход в профилактике и врачевании пристрастий

Доклад на II Всероссийском съезде православных врачей (1-2 октября, Воронеж)

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
365
Время на чтение 4 минуты
В утвержденный Правительством РФ Перечень социально значимых заболеваний (от 1 декабря 2004 г. N 715) включены все психические расстройства и расстройства поведения (Коды F00-F99 по MKБ-10). Среди них значатся психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (Коды F10-F19 по MKБ-10) и расстройства привычек и влечений, в частности, патологическое влечение к азартным играм (Код F63.0 по MKБ-10). Разумеется, что вы уже обратили свое внимание на отсутствие в указанных формулировках понятия "болезнь". Ясно, оно существенно сужает понимание сущности психиатрических и наркологических проблем, сводя его до узко медико-биологической трактовки.

Надо сказать, что работа по интеграции социально-психологических и медико-биологических теорий синдрома зависимости началась уже c середины 60-х годов прошлого века, когда всемирно известный психиатр, профессор кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии медицинского факультета Загребского университета, директор университетской психоневрологической и наркологической клиники больницы "Сестры милосердия" в Загребе, президент Всемирной социально-психиатрической ассоциации Владимир Худолин (2.05.1922-26.12.1996), начал развивать социально-экологическую теорию алкоголизма.

Согласно экологическому психо-социальному, антрополого-спиритуальному (социокультуральному) подходу проф. Худолина, проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков, правильнее рассматривать как расстройство поведения, стиль или образ жизни. Действительно: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".

Говоря о православной психотерапии и психопрофилактике пристрастий, следует признать, что ее критериям наиболее полно соответствует именно такой системный подход.

Профилактика и терапия пристрастий не должны ограничиваться медицинскими и социально-психологическими мерами. Крайне важно направить свою психотерапевтическую активность на духовную сферу личности: на ее ценности, смыслы, значимости. И здесь на помощь нам приходит церковное врачевание, включающее в себя сочетанное влияние на страждущего и его ближних литургического общения, церковных таинств, личной молитвы, пастырского душепопечения, деятельного участия в приходской жизни, всего того, что приводит к оздоровлению личности и ее духовно-нравственному становлению.

Понятно, что такой подход, должен иметь четкий духовный ориентир - восстановление целостности личности, иными словами, исцеление болящего.

К великому сожалению, существующие сегодня методики предотвращения и преодоления пристрастий не ставят перед собой этой цели. Более того, некоторые авторы рассуждают так: "неважно что и как использовать, лишь бы помогло".

Подобное отношение приводит порой к пагубным побочным эффектам: избавившись от наркомании, алкоголизма или игромании, человек, неожиданно для всех, начинает чревоугодничать, блудить, проявлять страсть к сребролюбию и властолюбию, или, вовсе, впадает в какое-либо лжеименное учение.

К таким выводам пришли сотрудники Дома милосердия имени преподобномученицы великой княгини Елизаветы, действующего при Никольском храме села Ромашкова Московской епархии. Исходя из положительного многолетнего опыта душепопечения лиц, пострадавших от потребления одурманивающих веществ мы сформулировали для себя некоторые принципы православной психотерапии и психопрофилактики пристрастий. Позвольте с вами ими поделиться.

На наш взгляд в профилактической и терапевтической работе, важно научиться влиять на личность, а не воздействовать на нее, не манипулировать ею. Мы поняли, что нужно избегать суггестивных методик. Последние могут рассматриваться как насильственный способ воздействия на человека, лишающий его независимой активной позиции. Разъяснительная работа, с нашей точки зрения, должна быть построена на диалогическом собеседовании. Идеально, если в беседе участвуют семейные пары, составляющие группу поддержки, терапевтическую общину. При этом следует объективно обсуждать проблему пристрастий во всей их совокупности и с разных сторон, говоря о вреде не только физическом, но и духовном, показывая глубинную связь нашего мировоззрения и образа жизни. Рассуждая о причинах пьянства, надо правдиво говорить о христианском отношении к употреблению вина и не политизировать проблему [1]. В диалоге со страждущими важно делать упор на совместном поиске разрешения их актуальных проблем. Разговор в целом должен привести к глубокому осознанию необходимости принятия на себя личной ответственности в организации собственного воздержанного, трезвого, благочестивого образа жизни, сопряженного с Богообщением, покаянием и доброделанием.

В завершении всего, нельзя не упомянуть о важности соблюдения принципа бдительности и предусмотрительности теми, кто, с Божьей помощью, умиротворил свою страсть. Им непозволительно успокаиваться и тем более гордиться своими достижениями. Наоборот, нужно быть осмотрительными и продолжать работать над собой. Что касается душепопечителей, то они ни в коем случае не должны пожизненно привязывать людей к своей программе. Напротив, с самого начала, им следует тактично препоручать своих подопечных попечительству Церкви Христовой.

Сейчас много говорят о пьянстве, наркомании, табакокурении, игромании как о явлениях социальных и предлагают самые разные общественные меры борьбы с ними. Между тем, конкретный человек с его проблемами, остается один на один с ними. Поэтому чрезвычайно важно с сознанием дела и с состраданием протянуть руку помощи тем, кто изнемог в борьбе со страстями. И это призваны сделать мы, православные врачи и священники.

Примечание:

[1] В одной из редакций памятника древнерусской литературы 2-й пол. XV в., "Слове о хмельном питии" [Послание о Хмеле. // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. - М.: "Художественная литература", 1989.-С.245.], обращенном от лица Кирилла, философа словенского, ко всем людям, "будь это светский или духовный, священник, царь, князь, богатый, нищий, убогий, будь это женщина - старая или молодая", чтобы не стать жертвой Хмеля рекомендуется: "Вина же для здоровья телесного принимать мало; первая чаша идёт во здравие, вторая для веселья, третья приводит к пьянству, а четвёртая к беснованию". И в другом месте: "Если пить только во славу Божию, то это не вредно, ибо, как пишет апостол Павел, "Ядите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию"[1 Кор., гл. 10, ст.31.]. И, наконец. "Братья, не упивайтесь вином! Огонь истребляет золото, серебро и твёрдое железо, вино же портит сердце человека!". Применительно к нашему времени, я бы хотел процитировать, как призыв, слова апостола Павла: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" [Римл., гл.14, ст.12.].

Впервые опубликовано: http://caritashouse.ru/materials/reports_lectures/10/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Алексий Бабурин
Все статьи Протоиерей Алексий Бабурин
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
«Это сродни игромании на деньги»
То, что зависимость от компьютерных игр, телефонов сродни наркотической зависимости, признают врачи во всём мире
18.07.2024
Оперировал до ста лет
О том, как потомки продолжают дело академика Федора Углова
16.07.2024
10 советов педагога Макаренко
Того, по книгам которого создавались ВСЕ центры реабилитации зависимых мира, но уникальные педагогические труды которого в России забыли …
08.07.2024
Богатый дореволюционный опыт трезвости должен быть востребован сегодня, как никогда
Состоялся круглый стол, посвященный истории православного трезвеннического движения
04.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.07.2024 04:34
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Наблюдатель
23.07.2024 04:06
В Москве открылось сатанинское кафе
Новый комментарий от Александр Волков
23.07.2024 03:56
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
23.07.2024 00:09
Гегемония лингвонационализма. Почему Фарион победила
Новый комментарий от Агафон
22.07.2024 18:53
На Афоне полиция готовится к штурму монастыря Эсфигмен
Новый комментарий от Агафон
22.07.2024 18:06
Русь, не убивай себя на радость злых врагов!
Новый комментарий от Агафон
22.07.2024 17:56