Православный богослов родом из Кенигсберга

Новости Москвы 
0
254
Время на чтение 4 минуты
21 сентября 1652 года (11 сентября по ст.ст.) в Кенигсберге родился Адам Зерникав, писатель, православный богослов, апологет. Отец Адама был выходцем из Гольштинии, золотых дел мастером, славянином по происхождению. Мать - немка, урожденная Фамм, дочь кенигсбергского золотых дел мастера. Фамилия Зерникав отнюдь не означает "Черниговец", как то ошибочно утверждают некоторые. Зерникав - онемеченное славянское прозвание Черников. После смерти в 1658 году своего отца Адам воспитывался у второго мужа матери, также золотых дел мастера Гофмана. Со смертью матери в 1666 году Адам хотел было оставить школу, но, оценив его способности, учителя убедили Зерникава продолжать курс обучения, а затем поступить и в Кенигсбергский университет - знаменитую Альбертину. Здесь Адам слушал право, политику, медицину и, главным образом, богословие под руководством ученейших профессоров Дрейера и Зедлера. Эти два преподавателя известны были весьма критичным отношением к традиционному лютеранству. Так, кенигсбергский профессор Дрейер, будучи сам вроде бы протестантом, учил студентов уважать авторитет одной только восточной, то есть православной, церкви, а также авторитет Вселенских соборов и святых отцов. В Кенигсбергском университете Зерникав смог прочитать напечатанное в 1661 году на латыни в Гельмштадте Митрофаном Критопулом, протосинкеллом Константинопольского патриарха, "Исповедание веры Восточной кафолической апостольской церкви". Оно произвело на него глубокое впечатление и заставило усомниться в основных положениях лютеранства.

Окончив курс Кенигсбергского университета, Адам занялся было изучением римского права в университете в Йене, и раздумывая, какую бы выбрать карьеру, остановился на мысли ехать в Россию, "которая тогда не имела наук, но много благоприятствовала искусствам", как позднее написал Зерникав в своей автобиографии. С целью быть полезным в России он, кроме римского права, занялся математическими и военными науками, читая в то же время с увлечением и сочинения отцов восточной церкви, оказавшиеся в собрании книг одного лютеранского пастора. Узнав, что в Оксфорде находятся во множестве творения отцов восточной церкви, как в рукописях, так и в отдельных изданиях, Адам поехал в 1677 году в Англию, поработал в библиотеках Оксфорда, Кембриджа и Лондона. В 1678 году переехал в Париж, поработал в библиотеке местного университета, а в следующем году предпринял путешествие в Италию.

Библиотеки Рима стали последним местом его духовных поисков. Окончательно убедившись в истинности Православия, Адам попробовал найти в Италии спутников для поездки в Россию, и, не найдя, решился ехать самостоятельно. Через Вену и Варшаву, он проехал в Вильно, где прожил зиму. В Вильно Зерникав познакомился с неким "старым православным священником" (старцем?), который, узнав его желание ехать в Россию, дал Адаму рекомендательное письмо к архиепископу Черниговскому Лазарю. С этим письмом в 1680 году Адам явился в Чернигов к знаменитому Лазарю Барановичу и открыл свое намерение присоединиться к Православию и ехать в Москву. Но архипастырь посоветовал прежде изучить русский язык. Узнав же, что Адам изучал и военные науки, он рекомендовал его гетману Самойловичу, с целью удержать в Малороссии. Готовясь соединиться с Православной Церковью, Адам как исповедание своей веры написал опровержение догматов протестантства. При этом он составил и опровержение доводов католика поляка Цеховского о происхождении Святого Духа Кроме того, в это же время он обработал трактат "О крещении".

Писал еще Адам записки политического содержания. 20 сентября 1680 года Адам Зерникав был присоединен преосвященным Лазарем к православию, причем произнес при священнодействии символ веры на латинском языке, но без католического прибавления "филоокве". Уже православным прибыл Адам в Киев, где настоятель лавры, архимандрит Иннокентий Гизель, был тоже обратившийся в православие протестант, и так же - уроженец Кенигсберга! Адам сблизился с ним. Прожив некоторое время в Киеве, он вернулся в Чернигов, а оттуда, вместе с Димитрием, будущим митрополитом Ростовским, направился в Батурин, где представлялся гетману Самойловичу и поступил к нему на службу. С 9 января 1681 года Адам поселился в Батурине и, в ожидании летней военной кампании, могущей угрожать Батурину нашествием турецко-татарского войска, составил проект укрепления его по правилам фортификации. В том же Батурине в 1682 году Адам Зерникав, пересмотрев все свои богословские записи, составил на латинском языке трактат "О происхождении Святого Духа от единого Отца". Главное достоинство этой книги состояло в том, что она содержала подробные выписки из трудов святых отцов первых 10-ти веков христианства, а также все возможные богословские доводы против ложного учения Западной церкви о исхождении Святого Духа "и от Сына".

Попутно Адам обличил западных богословов в подлоге и намеренной порче древних книг. В честь составителю должно указать, что все богословские споры он разбирал без ожесточения на противников и без бранных слов. Слог латинского языка в трактате Зерникава чист и плавен. Благодаря несомненным достоинствам трактат "О происхождении Святого Духа от единого Отца" был размножен многочисленными переписчиками и использовался в качестве учебного пособия в духовных училищах. Феофан Прокопович в своё время даже исходатайствовал от императора Петра Первого два именных Указа об отыскании и присылке подлинника сочинения Зерникава в Санкт-Петербург, для последующего издания. Выполнить задуманное Прокоповичу не удалось, но в личных бумагах Феофана после смерти его было найденное написанное им на латыни предисловие к этой книге.

Впрочем, митрополит Киевский Самуил (Миславский) напечатал-таки труд Зерникава на латыни в двух частях, и, что любопытно - в том же Кенигсберге. Первая часть была издана в 1774 году, а вторая - в 1776 году. Архиепископ Славянский Евгений (Булгарис), прочитав трактат, пришёл в восторг от его содержания, и перевёл текст на греческий язык. В 1797 году по именному Повелению императрицы Екатерины II трактат Зерникава на греческом языке, также в двух частях, с многочисленными примечаниями архиепископа Евгения был напечатан в Санкт-Петербурге. Также по Указу императрицы Екатерины II киево-печерский иеромонах Иероним (Концевич) сделал перевод трактата на русский язык, но по различным причинам русское издание увидело свет только в 1902 году, в типографии Почаевской лавры.

Можно отметить, что и по сей день трактат Адама Зерникава является ценным пособием для богослова, как свод умело и внимательно собранного материала. Закончив свой труд, Адам решил ехать в Москву служить царю Федору Алексеевичу, но смерть этого государя разрушила мечты Зерникава. Тем не менее, в 1683 году Адам в период с 6 февраля по 14 марта побывал в Москве. Из увиденного там он сделал заключение, что поправить к лучшему своё положение службой в Москве не удастся. Вернувшись в Малороссию, он написал в виде исповеди дошедшую до нас "Автобиографическую записку", сдал свои труды в библиотеку киевских митрополитов, а сам постригся в монахи. Это совершилось, вероятно, осенью 1683 года, потому что автобиография оканчивается 21 сентября этого же года.

Скончался Адам Зерникав в 1692 году. О точном времени и месте кончины не известно. Вероятнее всего, что он закончил свою жизнь в Батуринском монастыре. В Калининграде память о славном уроженце Кенигсберга Адаме Зерникаве на сей день никак не увековечена.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Бирюков
«Россия» во мгле
Размышления над символикой праздника «Алые паруса»
30.06.2021
Сон веры рождает чудовищ
Галявиев — доморощенное порождение современной российской системы образования и воспитания, либеральной по своей сути
18.05.2021
Август Коцебу
К 260-летию со дня рождения
04.05.2021
Я плачу русскими слезами, я верю русскою душой…
К 150-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Жуковского
31.03.2021
Все статьи Протоиерей Георгий Бирюков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28