Небо или земля?

Проблемы церковной жизни 
0
205
Время на чтение 8 минут
Христианство - религия парадоксальная. В том числе и во внешних своих проявлениях, когда за очевидным фасадом явлений обнаруживаются вдруг смыслы самые неожиданные. Однако, когда на место христианства поставляется его имитация, парадоксальность легко вырождается в примитивную несообразность.

Это становится очевидным, если Церковь в земной своей части становится заложницей модных течений. Когда сдвинуты приоритеты её деятельности и социальная или, тем более, политическая составляющая её жизни становится превалирующей. Истинная Церковь там, где Христос, чьё Царство не от мира сего (Ин. 18: 36). Попытки вписать её в контекст текущей политической ситуации - искушение, напрочь искажающее церковную природу. Такие усилия предпринимались раньше, предпринимаются и теперь. Но, кажется, ни к чему, кроме потери достоинства и авторитета, попытки соглашательства с «лежащим во зле миром» не приводят. Церковь в мире, уже в силу самой природы мира, если не гонима, то тайно или явно презираема. По слову сербского святителя Николая (Велимировича): «Отделить Церковь от государства - это не всё равно, что, как многие полагают, отделить душу от тела; напротив, это значит - разделить два абсолютно противоположных духа, несродных и враждебных друг другу, как Крест и Содом».

В этой связи примечательным представляется высказывание вроде бы верующего российского премьер-министра о том, что он не понимает смысла подвига святых благоверных князей Бориса и Глеба. Нетрудно догадаться из-за чего: он оценивает его с государственных, а не христианских позиций... Впрочем, святитель исходит из конкретно-исторического негативного опыта коммунизма и демократии и не выступает против Православия как государственной религии. Но даже во времена существования православных монархий явление симфонии светской и духовной властей оказывалось недолговечным, зыбким и во многом иллюзорным. Власть духовная, к тому же, - не вся Церковь, а власть мирская - не весь мир. С миром можно и нужно не соглашаться, - в этом, в том числе, - церковная миссия, которая, безусловно, необходима, и о которой сейчас много говорят.

Но миссия Церкви - не социальная мимикрия. Она, прежде всего, - слово о Боге, причём, как и само Евангелие - слово для всех, без какой бы то ни было выборочности, без выделения внутри Церкви отдельного обособленного социума - мира интеллигенции, детей, молодёжи, кого и чего угодно...

Когда говорят о молодёжи, а говорят о ней много, - естественно, имеют в виду будущее, - страны, народа, общества... Всё это важно, но ещё важнее помнить, что земным будущее не ограничивается. Сосредоточиться исключительно на нём значит исказить саму церковную природу, - если мы только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15: 19). Дело Бога в мире, прежде всего - спасение людей в вечности. Причём спасение вне зависимости от социального положения, пола и возраста. Церковь живёт общей человеческой направленностью. Поэтому «заигрывание» с молодёжью, декламируемая ныне идея миссии преимущественно среди молодёжи представляется, по меньшей мере, странной. В стране множество людей пожилого возраста, воспитанных в самых жестких атеистических рамках, стоящих, к тому же, на самом серьёзном пороге, за которым болезни и смерть... Может быть, не очень образованных рабочих, крестьян, жизнь которых нередко - борьба за выживание... Разве они требуют меньшего внимания? Хорошо, конечно, если есть понимание, что это вопрос риторический...

Кажется, о. Александр Шмеман, - человек, ориентирующийся в миссионерстве не понаслышке, говорил, что молодёжь для проповеди - самая неблагодарная среда, - это люди с огромной несамостоятельностью во взглядах, меняющие свою точку зрения каждые 15 минут. И вряд ли есть смысл всякий раз подлаживаться под их мнение, подстраиваться под их порой маргинальную субкультуру. Такая позиция может понравиться, но, кажется, да и только... Наверное, не случайно после встречи Патриарха с молодёжью в Ледовом дворце Санкт-Петербурга в отзывах в блогах больше всего его благодарили за то, что он не «грузил» религией... Понятно, что «твёрдая пища» - для взрослых, и прежде, чем становиться верующим, нужно стать для начала хотя бы просто порядочным человеком, но всё-таки желательно, чтобы эти процессы шли параллельно. Бог в любом случае участвует в жизни людей, но тем более тогда, когда Его об этом просят...

Есть в современном миссионерстве ещё одна настораживающая тональность, идея некоей вседозволенности: живите, как хотите, оставайтесь кем угодно... Своего рода «православный протестантизм»... Даже, несмотря на напоминание, что праведник едва спасается (1 Пет. 4: 18), спасение подразумевается как нечто само собой разумеющееся. И это не удивительно. Современному человеку, особенно интеллигенту, вообще не нравится, когда его пугают. Уже по уши в нечистотах он будет разглагольствовать о непреходящих ценностях, толерантности и свободе совести... Его «свободная» совесть не допускает даже гипотетической возможности наказания, в том числе за самые отвратительные грехи. Впрочем, на эту тему предпочитают и вовсе не «заморачиваться», она где-то за «рамками повестки дня», главное - самоидентификация... Стоит какой-нибудь знаменитости проговориться о своей вере, как тут же появляется надежда, что в скором времени она «засветится» на глянцевой обложке того же, кстати, очень неплохого, журнала «Фома»...

В конце концов, православие можно и имитировать. И такое случается, особенно, если, как сейчас принято выражаться, - у людей проблемы... Оказывается, что для их разрешения хороши все средства, в том числе и в местах уже одним своим статусом долженствующих свидетельствовать о подлинности православия. Например, в московском Покровском монастыре у мощей блаженной Матроны, в многолюдной очереди. Почитание святых - дело, само по себе, почти исключительно православных христиан. Но оказывается, что не только: значительная часть собравшейся публики со своим доморощенным язычеством расставаться и не собирается, нисколько не смущаясь, совмещает посещения святыни с походами к экстрасенсам. Даже если проблемы чисто греховного свойства - пьянство или наркомания, избавиться от них пытаются не потому, что пьяницы Царства Божьего не наследуют (1 Кор. 6: 10), а исключительно из соображений, так сказать, посюсторонней выгоды. Когда перепутаны духовные ориентиры, тогда слова о спасении в вечности превращаются в пустое морализаторство. В таком случае духовным авторитетом простодушных граждан становится, нередко, оракул, уверенно «разруливающий» замысловатые житейские коллизии, но нимало не волнующийся за последствия своего «руководства» и не несущий за них ни малейшей ответственности. Иногда, видимо по привычке, подобного рода актёрство называют старчеством, хотя к подлинному старчеству оно не имеет даже косвенного отношения. Публике, любящей смотреть душещипательные телевизионные сериалы, оно нравится. Но, как говорил один действительно святой старец: «горе священникам, которых любят безбожники»...

В общем и целом, должно признаться, что жизнь значительной части наших соотечественников, по разным причинам именующих себя православными, тео-, христоцентричной становится с трудом или же не становится вовсе. Всё это - как правило, в котором есть, конечно, счастливые и даже значительные исключения. Но кардинальным образом, возможно, положение изменится лишь при осуществлении целенаправленной церковной миссии, в целесообразности которой, кстати, никто не сомневается.

Сомнения возникают в другом: в выборе методов её проведения. Можно, наверное, согласиться, что проповедь уместна и на рок-концертах. Но, всё-таки, только в том случае, если завтра, после неё, захочется придти в храм, а не на очередную пьяную тусовку. И не из праздного любопытства, а из-за понимания того, что жизнь надо менять, что уткнувшись в грязь, к небу не приблизишься.

Вспоминается иная пора, начало 80-х, - времена так называемого «застоя». Тогда, несмотря на разного рода запреты, обратиться к Богу было, пожалуй, проще, чем теперь. Собственно, было от чего отталкиваться и удаляться, - легко и без всяких сожалений - слишком очевидно-фальшивой и, в то же время, незыблемо-твёрдой была окружающая действительность. Сейчас, в обстановке плюралистической неразберихи, когда всё усложнилось, современную молодёжь, да и не только её, окружает вязкое и затягивающее болото. Его свойство - нравиться и не отпускать - вполне в духе господствующего ныне воинствующего гедонизма. Так что совсем не случайно логика современного среднестатистического гражданина естественно вписывается в рамки смысла старой эпикурейской фразы: «станем есть и пить, ибо завтра умрём»... Некоторые юные и не совсем юные персонажи заявляют чуть ли не открытым текстом: отмените седьмую заповедь - тогда, может быть, мы ещё и подумаем - стоит ли иметь с вами какие-либо дела...

Самое печальное, что в самой Церкви обретаются деятели, готовые «отменить» не только эту заповедь, но много чего и ещё: посты, подготовку к Причастию, регулярную исповедь и так далее... И тоже, вроде бы, из «человеколюбивых» миссионерских соображений. Но там, где нет жертвы, там нет и приобретения; Царство Небесное силою берётся (Мф. 11: 12), «отдай кровь, и прими дух» - звучит древнее аскетическое правило. Для того, чтобы слова о Боге имели вес, необходимо иметь о Нём не только умозрительное представление. Не красна похвала во устех грешника (Сир. 15: 9): больше внимания люди обращают не на слова, а на машину, на которой ездит батюшка. И как вера зарождается в человеке от веры другого, так и безверие - от чужого лицемерия, лжи, расслабленности, от торжества зла и греха вокруг. Так или иначе, человек, именующий себя христианином, останется таковым только по имени, если из опыта не познает, что такое благодать Божья, не поймёт, что она - единственно по-настоящему ценное, ради чего стоит жить и трудится. По слову преподобного Исаака Сирина, восприятие истины бывает в меру жития. «Скотоподражательное житие», замечает уже вполне светский Иосиф Бродский, к Богу не приближает:

«Есть истина, есть вера, есть Господь.
Есть разница меж них, и есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье - слепота, но чаще - свинство».

Не только и не столько особое или дополнительное знание, но преодоление «свинства», прежде всего, способно послужить успеху церковной миссии. Само знание, если оно подлинное, начинается с очищения и обновления взора, слуха, каждого чувства. Только переворот в образе жизни приводит к решительному изменению образа мышления. Однако, это, учитывая грехолюбивый характер человеческой натуры, непростое дело становится и вовсе неподъёмным, если переиначивать жизнь Церкви «под собственные немощи», искусственно занижать планку и без того не слишком высоких требований сложившейся в последнее время церковно-дисциплинарной практики. Покойный митрополит Антоний (Блюм) любил повторять, что трудно придти к Богу, пока не увидишь человека, в лице которого отражался бы свет вечной жизни... Откуда ему взяться, если о вечности даже и не задумываться...

Принято оправдывать свои немощи временем и обстоятельствами. Но, при условии сохранения правой веры, духовный опыт в древние времена и в нашу эпоху - один и тот же. Ведение мира горнего, достигаемое подвижниками на заре христианства, не отличается от ведения, которое возможно и теперь. Ибо как Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8), так неизменна и природа людей. Больше стало, разве что, расхлябанности; и чем больше блуда, тем больше заблуждений. Проблема - отнюдь не маловажная, какой многим она представляется... Не случайно в древней Церкви грехи против седьмой заповеди приравнивались едва ли не к греху убийства. А тот же святитель Николай (Велимирович) называл их не иначе, как наиболее ярко выраженным и самым полным сатанизмом, прямым путём к помрачению ума, ядовитым микробом, всю душу обращающим в тление... Было понимание, что естественное следствие блуда - духовное омертвение, потеря адекватного восприятия окружающей действительности, то, что делает человека абсолютно невосприимчивым к Божьей благодати.

Принимая исповеди, убедиться в этом совсем нетрудно... Греховность самого разного свойства становится нормой жизни. И уже в силу одного этого бедственного обстоятельства, перспективы декларируемого ныне миссионерства радужными не представляются. Но не стоит забывать и о том, что само христианство «вызрело» не где-нибудь, а среди ужасающего разврата поздней античности. В среде не только бытового, но и официального государственного язычества. Ни одна эпоха не обладала всей истиной, но ни одна не была её полностью лишена. Так что и у нас есть надежда... Во всяком случае, пока Церковь - столп и утверждение истины и в земном своём измерении таковой и останется.
Игумен Даниил (Гридченко)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Даниил (Гридченко)
Когда всё закончится?
Только при одном обязательном условии: победы одной из сторон
05.09.2022
Дух дышит, где хочет
О песнях Ярослава Дронова (Shaman) «Встанем», «Я русский»
17.08.2022
Под своими именами
О церковной ситуации на Украине
02.06.2022
О непонимании
Нам надо учиться распознавать ложь
20.05.2022
Нравится – не нравится, терпи, красавица
Борьба предлежит Zа Vеру
11.05.2022
Все статьи Игумен Даниил (Гридченко)
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59