Культурология семьи

Религиозно-философский очерк

Как мы представляем себе культуру семейной жизни?
Этот вопрос как никогда актуален, если обратиться к удручающей статистике разводов.

Но, прежде зададимся вопросом: что мы как не дипломированные культурологи, но, как обычные люди, вкладываем в понятие культуры вообще?
Здесь мы сталкиваемся с различиями в подходах людей светских и людей религиозных.
Светский человек понимает под культурой некую общепринятую совокупность образовательных и поведенческих стандартов.
Религиозный человек по природе своей духовности обладает более широким взглядом на мир. Для него общепринятые поведенческие стандарты могут быть стандартами со знаком минус. С его точки зрения многое в культуре есть принявший социальные формы объективный процесс развития греха.

Изначально культура, вероятно, была просто ритуалом, подразумевающим конкретные смысловые вещи. Как танец подразумевает трудовой процесс или брачные игры. Как в застолье удар бокалами предполагал переливание вина из бокала в бокал, что исключало отравление. Впоследствии смысл забывался, а ритуал обрастал искусством.

Оно могло быть высококачественное, если потребители имели высокую меру. Но таковых всегда меньше. Вся расстроенная ныне система культуры стояла на подтягивании сторонников массовой культуры до образцов высокой. Таковая была культурой высших слоев общества. Сейчас общество изменилось. Им управляют не сильные, но избранные голосованием. Соответственно, все приходящие наверх потребляют ту же масскультуру. Потому тянуться к высокой культуре нет смысла в контексте иерархии, а иерархия суть общества...

Прежде иерархию формировали сильные. Для сильных присуще покровительствовать и проявлять благородство к меньшему. Помочь, покровительствовать: проявление силы. У ловких такой потребности в благородстве меньше. Так как ловкость это сохранение равновесия на канате. Всегда надо думать о себе. Задумался о другом... и упал.

Демократия - культура иерархии, созданной посредством наибольшей ловкости или лукавства... Общество усложняется, растущее количество людей и отношений требуют постоянных перемен. Чем больше организм, тем быстрее должна бежать кровь по сосудам. Скорость реализации отношений помогает социуму функционировать. Скорость отношений определяет преимущество ловкости и непостоянства... и искушений.

С искушениями как целью социума ловкие или лукавые приходят наверх... "невозможно не придти соблазнам" (Лк.17.1.) Они приходят, продав обещания, которые проверить невозможно и которые редко исполняются, но движение социума к тому времени наполнено энергией новых искушений. Пятилетки в три года, ВВП в два раза, и т.д. и т.п....

Большому социуму, который в основном признал неизбежность и безальтернативность управления им лукавыми, еще может противостоять малый (первичный) социум семья, где пока зачастую сохраняется иерархия и любовь. Здесь другие законы. Искушения не поощряются, так как уничтожают сущность семьи взаимопомощь по уважению и любви. Семья тоже есть выражение иерархии.

"И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Бт.2.18).

Иерархия авторитета присуща семье с чертами патриархальности. В малодетной, а то и неполной, как правило, не хватает здорового напряжения отношений. Поэтому выходцы из них нередко активно ищут этих отношений вовне, в ставшей уже безраздельно лукавой среде общественной жизни.

При этом изнутри, из сердца, человека "давит" потребность в реализации полноценных семейных отношений. Медицинская наука утверждает, что женщина за свой детородный возраст растит в среднем 490 готовых к оплодотворению яйцеклеток. То есть она "заряжена" на рождение около 500 детей. То, что по срокам нынешней человеческой жизни сие невозможно второй вопрос. Согласно Библейской истории праотцы жили как раз столько. "Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей" (Бт. 5.4).
Им-то было возможно...
Но сокращенные сроки земной жизни не изменили сути...

"Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе "до семи", но до семижды семидесяти раз". (Мф.18.21-22).
Небольшой подсчет приводит к той же цифре 7х70=490.

Т. е. у каждого запрограммировано 489, грубо 500 братьев и сестер, от которых, за каждого, даже не рожденного, следует прощать грехи...

Почему их нет, повторюсь, вопрос сроков жизни рода человеческого. У праотцев живших по 800 лет очевидно братья и сестры в таком количестве могли быть... "По рождении Еноса, Сиф жил восемьсот семь лет, и родил сынов и дочерей" (Бт.5.7).

Но и у современного человека эти братья и сестры, как уже сказано, есть - не рожденными... Как у потерявшего ногу или руку отсутствующая часть тела болит, так и человек, по грехам л