В последние два десятилетия появились исследования, в которых дается более объективное, взвешенное представление об истории России периода царствования Николая II и об образе последнего российского императора. Однако совершенно иной ракурс мы видим в творчестве малоизвестного для современного читателя поэта Сергея Сергеевича Бехтеева (1879-1954). В его творчестве слились личные впечатления, годы, проведенные в Александровском лицее, участие в Первой мировой и Гражданской войнах и горестное пребывание в качестве беженца в Русском зарубежье. В поэзии Бехтеева мы находим такие нюансы эпохи и личности святых царственных страстотерпцев, которые невозможно постичь из многостраничных фолиантов научных исследований.
Памятные даты искони отмечаются в православной России молебнами. И такие молебны были отслужены в годовщину 90-летия со дня мученической кончины святых царственных страстотерпцев. Сергей Бехтеев в стихотворении "Наш храм" воспроизводит литургическое поминовение царя и его семьи, и при чтении этого стихотворения создается впечатление, что каждый из нас находится в храме и отдает дань памяти:
Не блещет золотом окладов
Наш небольшой и бедный храм
И не пленяют чуждых взглядов
Узоры красок по стенам.
Зато царит в нем мир покоя
И Божьей правды благодать
И так легко у аналоя
Молиться, верить и мечтать.
Мечтать о страждущей России,
Мечтать о Церкви нам родной
И поминать на Литургии
Царя с пресветлою Семьей.
Какой-то кротостью небесной
Вдруг самый воздух напоен
И веет благостью чудесной
От бедных, простеньких икон.
Сама Державная Царица
Здесь в Божьей келии живет
И нас, как яркая зарница,
Сквозь тьму житейскую ведет.
Ведет к святому воскресенью
Того, Кто в кротости Своей
Простив врагам, предал забвенью
Все оскорбленья буйных дней [1].
Вопреки утверждениям либеральных и марксистских концепций о необходимости революционного преобразования России, что, якобы, должно было поставить ее в один ряд с ведущими странами мира, Россия стремительно развивалась и особенно в период 20-летнего царствования Николая II, вплоть до начала Первой мировой войны. Темпы экономического развития впечатляют. Процесс развития культурной жизни России, получивший название "Серебряного века", пожалуй, не имел аналога в истории России. Из многочисленных исследований приведем свидетельства, взятые из трудов выдающегося русского философа И.А. Ильина и историка С.С. Ольденбурга.
И.А. Ильин в книге "Сущность и своеобразие русской культуры" говорит об этом этапе развития России как "последнем органически-нормальном времени". "Это было правление императора Николая II, который заклеймен Европой как "реакционер" и "несчастливец". Чтобы противопоставить такой оценке совершенно объективный источник, я возьму тогдашние выкладки и подсчеты английской службы новостей. Серьезность и достоверность этого источника, думаю, не рискнет оспорить никто. Итак, речь пойдет об отрезке времени с 1894 по 1914 год, то есть 20 лет упорядоченной жизни, правда, не без Японской войны 1904-1905 годов и не без первых революционных мятежей 1905-1906 годов".
Далее Ильин ведет отсчет с 1894 года, принимая за единицу цифру достижений этого времени. Что же оказалось через 20 лет?
Прирост:
- населения + 40%
- урожая зерна + 78%
- количества лошадей + 37%
- рогатого скота + 64%
Промышленность:
- угля + 325% (более чем в 3 раза)
- марганцевой руды + 364% (более чем в 3 раза)
- меди + 375% (почти в 4 раза)
- железной руды + 250%
- нефти + 65%
- добычи золота + 43%
- свекольного сахара + 245%
- хлопка +388% (почти в 4 раза)
- железных дорог + 103%
- телеграфных сетей + 68%
- торгового флота + 59%
Народное образование:
- бюджет Министерства народного просвещения + 628%. При этом выросла сеть церковных школ, сделан рывок в строительстве городских школ, еще больший - муниципальных и частных школ, что в госбюджете не учитывалось.
Число школ:
- высших + 180%, средних + 227%, женских гимназий + 420%, народных школ + 96%2.
Аналогичные данные мы находим в книге С.С. Ольденбурга "Царствование Императора Николая II". За двадцать лет правления Николая II население империи возросло на пятьдесят миллионов человек - на 40%; естественный прирост населения превысил три миллиона в год. Наряду с естественным приростом... заметно повысился общий уровень благосостояния. Благодаря росту сельскохозяйственного производства, развитию путей сообщения, целесообразной поставке продовольственной помощи, "голодные годы" в начале XX века уже отошли в прошлое. Неурожай более не означал голода: недород в отдельных местностях покрывался производством других районов. Государственный бюджет вырос в три раза, золотой запас госбанка - в 2,5 раза. После Японской войны были основательно преобразованы армия и флот. За 20 лет около 4 миллионов человек переселились из внутренних губерний в Сибирь.
Происходящие в России разительные перемены отмечали иностранцы. В конце 1913 г. редактор "Economist Europeen" Эдмон Тэри произвел по поручению двух французских министров обследование русского хозяйства. Отмечая поразительные успехи во всех областях, Тэри заключил: "Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 года идти так же, как они шли с 1900 по 1912, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении" [3].
Снова обращаемся к творчеству Сергея Бехтеева, который в стихотворении "Царская Россия" дает убедительную картину благополучного и целеустремленного развития императорской России этого периода:
Царская Россия: - кротость и смиренье,
У икон столетних жаркие молитвы,
Жажда покаянья, сладость всепрощенья,
Жертвенная доблесть бескорыстной битвы...
Царская Россия: - говор колокольный,
Средь боров дремучих древних келий срубы,
Радость и веселье встречи хлебосольной,
О любви заветной шепчущие губы...
Царская Россия: - общий труд и служба,
Твердая охрана мира и порядка,
Всех ее сословий и народов дружба,
Вековой избыток щедрого достатка...
Царская Россия: - это быт былинный,
Это лад семейный, это строй свободный,
Наш язык могучий, наш уклад старинный,
Удаль и отвага пляски хороводной.
Царская Россия: - вера в подвиг ратный,
В торжество и славу мудрого правленья,
Небом данный свыше жребий благодатный
Родине великой честного служенья...
Царская Россия: - помощь нищей братье,
Смелая защита от чужой угрозы,
Матери счастливой нежное объятье,
Доброю рукою вытертые слезы...
Царская Россия: - наша песнь родная,
Без конца, без края большака дорога,
Царская Россия: - это Русь святая,
Та, что ищет правду, та, что верит в Бога!
* * *
Столь же поразительны результаты развития России за этот 20-летний период в области образования, науки, культуры, искусства.
Объективные исследования, дающие верное понимание сущности и содержания анализируемого нами периода, несомненно, необходимы. И вместе с тем мы сталкиваемся с некоторой идеализацией, в результате чего становится не ясно, почему же весь этот исторический период завершился революцией, Гражданской войной, русской Голгофой - крушением исторической России. Поэтому для оценки эпохи правления императора Николая II следует выбрать верный масштаб и критерий, согласно которому можно постичь сущность всего этого периода и масштаба личности последнего российского императора.
Концептуальная основа нашего исследования заключается в следующем. Парадоксальный, противоречивый характер развития исторических событий в России в конце XIX - начале XX вв., пожалуй, наиболее точный критерий оценки всей этой эпохи. С одной стороны, Россия демонстрировала стабильное восходящее развитие в сфере материального производства, в социально-политической сфере, в науке, в культуре, в росте населения и в качестве жизни. С другой - Россия становится полигоном опасных для общества разрушительных революционных настроений, терроризма, проявлений мятежа и бунтарства, что, в конечном счете, привело к октябрьской революции 1917 года. С одной стороны, мы видим позитивное восхождение страны согласно традиционным принципам православной Святой Руси - уникальное строительство храмов и монастырей, прославление святых, восстановление патриаршества, подготовка к которому шла более десяти лет. С другой - наступление богоборчества, пропаганда революционных идей и их воплощение в революции, утрата русским народом монархического правосознания, беспримерное в истории давление разрушительного сатанинского начала, которое было воочию показано С. Нилусом в опубликованных им впервые "Протоколах сионских мудрецов". Эти противоречия в развитии России имеют реальный и мистический, имманентный и трансцендентный пласты русской истории. В ином случае невозможно постичь феномен Русской Голгофы и распад императорской России.
Уже после революции 1917 года М. Волошин в статье "Россия распятая" писал: "Как повальные болезни - оспа, дифтерит, холера - предотвращаются или ослабляются предохранительными прививками, так Россия - социально наиболее здоровая из европейских стран - совершает в настоящий момент жертвенный подвиг, принимая на себя примерное заболевание социальной революцией, чтобы, переболев ею, выработать иммунитет и предотвратить смертельный кризис в Европе. Этот кризис, вероятно, наступит там очень скоро, будет ужасен, но благодаря России европейская культура переживет его благополучно... Мы вправе рассматривать совершающуюся революцию как одно из глубочайших указаний о судьбе России, и о ее всемирном служении" [4].
Серебряный век русской культуры - феномен малоизученный, ждущий своего исследователя. Условность данного названия и хронологических рамок этого периода несомненна. Во-первых, принято сравнивать Серебряный век с Золотым Пушкинским веком русской культуры. Во-вторых, Серебряный век (или Русский Ренессанс) нередко связывают с развитием русской культуры конца XIX - начала XX вв. В-третьих, уместно поставить вопрос о причинах столь уникального, всестороннего и бурного развития нашей отечественной культуры. Именно с этого последнего пункта целесообразно начать наше исследование. По моему мнению, наиболее глубокой причиной столь уникального развития русской культуры стала реформа 1861 года - "Великая русская бескровная революция", которая с рядом реформ 60-70 гг. XIX века преобразовала социально-политические, экономические отношения, сыграла решающую роль в развитии финансовой системы, всей властной структуры, военного дела и образования.
Но самое главное, результатом всех этих преобразований явился невиданный доселе в России взлет всех сторон духовной жизни - науки и искусства, философии и юриспруденции, богословия и педагогики, художественной литературы и театра. Этот невиданный ранее духовный подъем стал следствием особого пути России, отличного от западноевропейского опыта кровавых революций. Казалось, что сбылись надежды, прогнозы и предсказания славянофилов об особом пути развития России, которая демонстрирует миру свою историческую миссию и свое мессианское предназначение. Становились явью утверждения многих поколений русских мыслителей, что Россия является "Третьим Римом", "Святой Русью". Тем не менее, вопрос о причинах такого уникального явления как Серебряный век русской культуры является открытым, требует детального анализа. Здесь мы наметили лишь абрис, самые общие контуры этой проблемы.
Вопрос о хронологических рамках Серебряного века также не имеет однозначного ответа. Одни исследователи (В. Вейдле) ограничивают Серебряный век первыми двумя десятилетиями XX века. Другие полагают, что Серебряный век нашел продолжение в культуре Русского Зарубежья в 20-30 гг. XX века. На мой взгляд, при всей условности этого социокультурного феномена в развитии России, Серебряный век следует ограничить временным интервалом длиною в полстолетия: с начала 70-х гг. XIX века до революции 1917 года и Гражданской войны, после которой прервалось восходящее развитие русской культуры в ее многообразных направлениях от православных мировоззренческих позиций до либеральных и социал-демократических. Именно с начала 70-х гг. XIX века мы видим бурное развитие отечественного искусства - живописи, музыки, театра, архитектуры, художественной литературы. Но наиболее полно результаты духовного развития Серебряного века проявились в последнее десятилетие XIX и два первых десятилетия XX века, именно этот период хронологически совпадает с царствованием последнего российского императора Николая II.
У истоков Серебряного века русской культуры стояли великий русский писатель Ф.М. Достоевский и русский философ В.С. Соловьев. Именно Достоевский наиболее органично выразил "максимум русского духа" в своих романах, в "Дневнике писателя", в Пушкинской речи, где он сумел дать представление о русском народе, как "народе-богоносце", как народе, который сумеет воплотить в жизнь историческую миссию России - всеединение, всепримиримость, всечеловечность. Достоевский был твердо уверен, что Россия скажет всему миру, всему европейскому человечеству и всей цивилизации свое новое, здоровое и еще неслыханное миром слово. "Если у нас есть литературные произведения такой силы, мысли и исполнения, то почему у нас не может быть впоследствии и своей науки, и своих решений экономических, социальных, почему Европа нам отказывает в самостоятельности, в нашем собственном слове, - вот вопрос, который рождается сам собою. Нельзя же предположить смешную мысль, что природа одарила нас лишь одними литературными способностями. Все остальное есть вопрос истории, обстоятельств, условий времени" [5].
Предположение Достоевского подтвердила последующая история: Россия создала науку, систему образования, промышленность. Имена Д.И. Менделеева, И.П. Павлова, И.И. Мечникова, В.В. Докучаева, И.М. Сеченова, В.И. Вернадского и многих других стали известны всему миру. И.П. Павлов и И.И. Мечников стали одними из первых в мире лауреатами Нобелевской премии. В России были заложены основы для развития исторической науки, философии, экономики, правоведения и литературоведения.
Влияние творчества Достоевского было всеобъемлющим. В романе "Бесы" он сумел выразить и предсказать меру негативных последствий революционного движения в России. Тем самым творчество Достоевского способствовало снижению революционных настроений в России в 80-90 гг. XIX века. Народничество уже утратило свой потенциал, а социал-демократическое движение было лишь на стадии становления. Степень воздействия Достоевского на общественное мнение России можно определить по суждению одного революционера, о котором писал В.В. Розанов: "Для того, чтобы приблизить революцию, России следует преодолеть Достоевского". Весьма показательная мысль - без преодоления Достоевского шансов на успех революции в России не было.
Начало Серебряного века продемонстрировало не только взлет русской художественной литературы, но изобразительного и музыкального искусства. На этот период приходится творчество "Могучей кучки" и "Общества передвижников". Творчество М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана дали русской и мировой культуре выдающиеся произведения искусства и образцы для дальнейшего поступательного развития отечественной культуры.
Наиболее полно и содержательно творческий потенциал Серебряного века русской культуры раскрывается в два десятилетия, предшествующие Первой мировой войне, в период, совпадающий с царствованием Николая II. При этом противоречивый характер развития отечественной культуры с очевидностью проявляется в каждой сфере культурной жизни России. С одной стороны, мы видим стремление следовать и сохранять традиции русской национальной культуры. С другой - утверждение новых принципов искусства, доходящих до полного отрицания национальных традиций, насаждающих разнообразные формы декаданса, формализма и индивидуализма.
Удивительные достижения России в сфере экономического развития, средств транспорта и связи, демографии, резкое возрастание качества жизни прямо или косвенно повлияли на сферу духовного развития - образование, науку, книжное дело, художественную литературу и журналистику, архитектуру и строительство, а также на все виды искусства - музыку и театр, живопись и скульптуру. К этому периоду относится становление отечественного кино и открытие кинотеатров. Начиная с 1908 года русские спортсмены принимают участие в олимпийском движении. Именно в этом году Н.А. Панин-Коломенкин стал чемпионом олимпийских игр в фигурном катании. К этому же времени относится создание первых футбольных клубов в Санкт-Петербурге и Москве
.
То, что совсем недавно в сфере культуры было доступно лишь узкому аристократическому слою, становится достоянием народных масс. И русский народ благодарно ответил на этот духовный подъем в области культуры, выдвинул из своих рядов таких самородков как художники Суриков и Нестеров, писатели Горький и Есенин, артист Шаляпин, мыслители Сорокин и Лосев, руководитель народного хора Пятницкий, капельмейстеры И. Шатров и В. Агапкин - авторы знаменитого вальса "На сопках Манчжурии" и марша "Прощание славянки". В это время русский народ окормляли такие православные духоносные водители как Иоанн Кронштадтский и старцы Оптиной пустыни. Святая Русь породила из своего материнского лона десятки, сотни и тысячи творцов отечественной культуры. Такого духовного подъема Россия не знала никогда прежде. Большое влияние на развитие культуры оказали такие крупные промышленники-меценаты - недавние выходцы из народа - как С.И. Мамонтов, С.Т. Морозов, П.П. Рябушинский и многие другие. Впервые в России происходит координация деятельности художников, музыкантов, писателей и артистов. В 1894 году был проведен первый съезд художников и любителей художеств. В том же году было основано Русское театральное общество, которое возглавила выдающаяся русская актриса М.Т. Савина. А в 1897 году был проведен первый съезд театрального общества. Союз российских писателей был основан в 1896 году, а наиболее известным и плодотворным был Второй Всероссийский съезд писателей в 1910 году.
В 1898 году был открыт Московский художественный театр (первоначально - Художественно-общедоступный театр), который возглавили К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Наряду с Большим и Малым театрами в Москве, Александринским, Мариинским и Михайловским театрами в Санкт-Петербурге, МХТ пользовался огромной популярностью и его значение в русской театральной жизни нарастало год от года. Крупный промышленник, меценат и театральный деятель С.И. Мамонтов (1841-1918) основал частную оперу, которая на равных конкурировала с императорскими театрами. Многие выдающиеся деятели театра, живописи, музыки были под влиянием так называемого Мамонтовского кружка в Абрамцево, где царила атмосфера увлеченности русским народным искусством. Большой популярностью пользовались труды исследователя русской сказки А.Н. Афанасьева, которые открывали древнейшие ее истоки, помогали постичь скрытую символику.
Именно оттуда протянулась невидимая нить к творениям В.М. Васнецова, в которых человек слит безраздельно с русской природой. Роль и влияние С.И. Мамонтова на целую плеяду деятелей русской культуры проницательно оценил К.С. Станиславский: "Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на север, в Архангельск и Мурманск, дал выход к океану, а на юг - к Донецким угольным копям. И это он же меценатствуя в области оперы... дал могучий толчок культуре русского оперного дела, выдвинул Шаляпина, сделал при его посредстве популярным Мусоргского, создал в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова "Садко" и содействовал этим пробуждению его творческой энергии и созданию "Царской невесты" и "Салтана", написанных для мамонтовской оперы и впервые здесь исполнявшихся... Мы впервые увидели вместо принятых ремесленных декораций ряд замечательных созданий кисти Васнецова, Поленова, Серова, Коровина, которые вместе с Репиным, Антокольским и другими лучшими художниками того времени почти выросли и, можно сказать, прожили жизнь в доме и семье Мамонтова" [6].
С 1908 года, благодаря инициативе С.П. Дягилева, стали проводиться Русские сезоны за границей, сначала в Париже, а затем в Милане, Лондоне, Вене и Берлине. Западноевропейский зритель воочию смог познакомиться с русской театральной культурой, ее выдающимися носителями, как Шаляпин, Анна Павлова, Нижинский, Кшесинская и мн. др. Русские сезоны в Европе продолжались вплоть до начала Первой мировой войны.
В 1910 году был создан Воронежский крестьянский хор (руководитель - М.Е. Пятницкий), который успешно продолжает работать вплоть до наших дней. В этот период были открыты две консерватории - в Киеве (1912) и в Саратове (1913), которые наряду с консерваториями Санкт-Петербурга (1862) и Москвы (1866), воспитали многие поколения композиторов и исполнителей. Блестящая плеяда русских артистов в лице Л.В. Собинова, В.С. Калинникова, И.М. Москвина, Ф.И. Шаляпина, М.Н. Ермоловой, О.Л. Книппер-Чеховой, В.Ф. Комиссаржевской, Е.М. Садовской, П.М. Садовского и многих других раскрывала на сценах театров потенциальное богатство русской художественной литературы и искусства.
В 1912-1913 гг. на средства графа В.П. Зубова в Петербурге был открыт Институт истории искусства - исследовательское и учебное заведение с четырьмя факультетами. Большой популярностью пользовались художественные выставки. В 1898 году в Санкт-Петербурге в Конногвардейском манеже была открыта "Народная выставка", которую за довольно короткий срок посетили 60 тысяч человек. Еще в августе 1892 года П.М. Третьяков передал в дар городу Москве свою собственную художественную коллекцию и коллекцию своего покойного брата С.М. Третьякова. Тем самым было положено начало Третьяковской картинной галерее, одному из самых известных хранилищ произведений русской живописи. А в 1900-1905 годах было построено здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, фасад которого был выполнен по проекту выдающего русского художника В.М. Васнецова.
В марте 1898 года в Санкт-Петербурге был открыт музей имени императора Александра III (ныне - "Русский музей") - еще одно из главных хранилищ отечественной и мировой культуры. В 1912 году в Москве, благодаря инициативе И.В. Цветаева, был открыт Музей изящных искусств (ныне - Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Для массового посещения было открыто немало частных картинных галерей. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже русский отдел был представлен коллекцией, включавшей более 400 полотен. В.А. Серов, К.А. Коровин и Ф.А. Малявин получили высшие золотые награды. Огромный успех имела выставка произведений русской живописи в Париже в 1906 году. В 1913 году было учреждено общество для изучения древнерусской иконописи. Вскоре была открыта выставка древнерусского искусства. Одновременно вышли из печати три сборника "Русская икона" (1914) под редакцией С.К. Маковского.
С большим размахом был проведен ряд юбилейных торжеств, имеющий общероссийский характер. В 1899 году Россия отмечала 100-летний юбилей Пушкина. Годом ранее, 28 октября 1898 года в Санкт-Петербурге в Императорской академии наук была учреждена "Комиссия по устройству чествования столетия со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина" под председательством президента Константина Романова. К юбилею был приурочен выход первого тома академического издания Сочинений Пушкина под редакцией академика Л.Н. Майкова. Накануне юбилея и в ходе юбилейных мероприятий были опубликованы многие статьи и доклады, посвященные творчеству Пушкина. В числе авторов мы видим имена В.С. Соловьева, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, Л.И. Шестова, В.О. Ключевского, А.Н. Веселовского и многих других русских писателей, ученых и философов. В ряду публикаций этого периода особо следует назвать речь митр. Антония (Храповицкого) "Пушкин как православный христианин и патриот", которую он произнес в Казанском университете. К этому времени относится публикация протоиерея Иоанна (Восторгова) "Вечное в творчестве поэта". Многие из этих публикаций за давностью лет стали библиографической редкостью. В ходе юбилейных торжеств звания почетных академиков были удостоены Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, В.С. Соловьев, А.Ф. Кони. Не прошла кандидатура А.М. Горького, который в это время был под следствием.
В 1912 году были проведены торжества к столетию со дня победы в Отечественной войне над Наполеоном. В торжествах приняли участие 5 ветеранов Отечественной войны, из которых двое были участниками Бородинской битвы. В 1913 году во всей России проводились торжества в связи с 300-летием династии Романовых. В Москве состоялся крестный ход. За крестным ходом последовал парад войск на Красной площади перед Кремлем. По поводу юбилея были выпущены почтовые марки; на них впервые воспроизведены были портреты русских государей от царя Михаила Федоровича до императора Николая II.
"Особенно сердечным был прием в Костроме (19 и 20 мая), - писал С.С. Ольденбург. - Все население города и окрестных селений вышло встречать Царскую Семью. Великие Князья и Княгини, духовенство, министры - все собрались приветствовать Государя на родине Романовых. В Ипатьевском монастыре, где посланные от Земского Собора умоляли инокиню Марфу благословить своего сына на царство, Государя принимал костромской архиепископ Тихон; он говорил: "Если бы летописец был свидетелем настоящего высокого торжества, если бы он видел это царственное пришествие к нам, если бы слышал этот благовестный гул колоколов, эти клики всеобщего восторга - без сомнения сказал бы о настоящем дне: и была тогда великая радость в Ипатьевском монастыре и во всей Костроме...".
Под Костромой была произведена закладка памятника в честь этого знаменательного события. К этому следует добавить длительный период подготовки к Поместному Собору 1917 года, в результате которого было восстановлено Патриаршество, устраненное Петром I в 1700 году. 17 декабря 1905 года Николай II дал аудиенцию трем высшим иерархам: митр. Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому), митр. Московскому Владимиру (Богоявленскому) и митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) и обсудил с ними вопрос о созыве Собора. На этой аудиенции Император заявил: "В настоящее время, при обнаружившейся расшатанности в области религиозных верований и нравственных начал, благоустроение Православной Российской Церкви - хранительницы вечной христианской истины и благочестия - предоставляется делом неотложной необходимости" [7]. 16 января 1906 года Николай II утвердил состав Предсоборного Присутствия во главе с митр. Антонием. Интенсивная работа Предсоборного Присутствия приходится на 1912-1914 гг., но была прервана началом Первой мировой войны. Всероссийский Поместный собор Русской православной церкви открылся лишь 15 августа 1917 года, на котором новым патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон (Белавин).
Личное благочестие императора Николая II проявилось в том, что за годы его царствования было канонизировано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь пять святых угодников. В годы правления Николая II к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896), преподобный Серафим Саровский (1903), святитель Иоасаф Белгородский, святитель Гермоген Московский (1913), святитель Иоанн Тобольский (1916) и еще двое святых. Николай II высоко чтил святого праведника Иоанна Кронштадтского. После его кончины он повелел совершить всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления. За пределами России, в Ливане, было создано "Императорское православное российское общество", имевшее как в Ливане, так и в Палестине собственную территорию, где было основано около 100 русских школ. За годы правления Николая II было открыто более 10 тысяч новых храмов и более 250 монастырей. Император лично участвовал в закладке многих храмов и других церковных торжествах. И снова мы обращаемся к творчеству С.С. Бехтеева, который в стихотворении "Благочестивейший" особо подчеркнул эти личные качества Николая II:
Он был сама любовь, добро и всепрощенье,
Державный Вождь мятущейся страны,
Хранил в Себе Он кротость и смиренье,
И правду мудрую священной старины.
Ревнитель доблестный твердынь Самодержавья,
Бесстрашный Витязь армии родной,
Он был Блюстителем святыни Православья,
Судьей бесхитростным для чести мировой.
Любил народ Он царственной душою,
Как сыновей возлюбленный отец,
Ему бестрепетно Он жертвовал Собою,
Неся безропотно страдальческий венец.
Но Красоты души его прекрасной
Не мог понять бесчувственный народ,
К великим подвигам Монарха безучастный,
Его винящий в дни лишений и невзгод...
Большое значение предавалось развитию градостроительства, зодчества и ваяния. Многие известные ныне памятники архитектуры были созданы именно в этот период: здание Ярославского вокзала (1902-1904) по проекту Ф.О. Шехтеля; Марфо-Мариинская обитель в Москве (1908-1912) по проекту А.В. Щусева; гостиница "Метрополь" (1899-1903) по проекту В.Ф. Волькотта; Московский художественный театр (1902) по проекту Ф.О. Шехтеля; знаменитое здание Азово-Донского банка в Петербурге (1907-1910); здание ЦУМа в Москве. В 1913 году началось строительство Казанского вокзала в Москве, которое было завершено лишь в 1926 году. К числу этих произведений архитектуры следует добавить здания вокзалов во многих городах России (именно в этот период шло интенсивное развитие железных дорог), среди которых выделяется своим изяществом здание железнодорожного вокзала в Киеве.
В Санкт-Петербурге в 1909 году был открыт конный памятник Александру III (автор проекта - скульптор П.Т. Трубецкой). Этот период в области скульптуры отмечен творчеством А.С. Голубкиной, С.Т. Коненкова. С.Н. Булгаков говорил, что скульптуры Голубкиной смотрятся с необычной серьезностью и задумчивостью, как будто веяние духа носится над толпой, как будто слышны биения собственного сердца. "В трагическом искусстве Голубкиной совершается катарсис, приносится очистительная жертва, творится немая молитва. Плененный дух ищет освобождения, и о преобразовании мира пророчествует это скорбящее уродство и мучащая некрасота. В этом устремлении победно проявляется высшая стихия русской души, помазанность художницы от духа Достоевского. И да хранит на трудном пути ее чрез обступающий и клубящийся мрак сама Небесная Красота!" [8]
Весной 1896 года в Петербурге впервые продемонстрировали кино. Но длительное время кинематограф оставался в России лишь иностранным аттракционом. Но уже в 1904 году предприимчивый промышленник А.А. Ханжонков открыл первую отечественную контору по продаже кинооборудования. Несколько позднее он открыл крупную по тем временам кинофабрику. В 1916 году в стране действовало около 4000 кинотеатров; их ежедневная посещаемость была около 2 млн. зрителей. За десятилетие 1908-1917 гг. на экраны было выпущено около 2 тысяч игровых картин отечественного производства. Экранизировались классические и современные литературные произведения. Большое впечатление оставили фильмы "Мертвые души", "Дворянское гнездо", "Идиот" и "Бесы", "Война и мир", "Пиковая дама". В кино стали сниматься выдающиеся русские актеры того времени - М.А. Чехов, Ф.И. Шаляпин, Е.Н. Рощина-Инсарова, И.И. Мозжухин, Вера Холодная, В.А. Полонский.
В целом, как показывают приведенные материалы, русская культура в период царствования Николая II интенсивно развивалась. Она несла в себе одновременно традиции национального искусства, православного содержания, новых возможностей и изобразительных средств, особенно в области музыки, живописи, театрального искусства и архитектуры. Однако в советской искусствоведческой и культурологической литературе подобный анализ всецело отсутствовал. Как утверждал И.А. Ильин, вся русская живопись имеет свои истоки в иконописи, русская музыка - в духовных песнопениях, архитектура - в храмовом зодчестве, историческая наука - в летописании и т.д. Все достижения отечественной культуры были овеяны духом Православия, базировались на русской национальной традиции.
Это было связано и с тем, что творцами национальной культуры данного периода были, по преимуществу, русские люди, среди которых мы видим и представителей высокородной аристократии, и "самородков", вышедших из гущи народной. Однако в этот период мы наблюдаем и другую тенденцию. Во многих сферах культуры, особенно в средствах массовой информации, было резкое преобладание лиц еврейской национальности. Еще Андрей Белый в статье "Штемпелеванная культура", опубликованной в 1909 году в журнале "Весы", писал: "Главарями национальной культуры оказываются чуждые этой культуре люди... Посмотрите списки сотрудников газет и журналов России: кто музыкальные, литературные критики этих журналов? Вы увидите почти сплошь имена евреев; среди критиков этих есть талантливые и чуткие люди, есть немногие среди них, которые понимают задачи национальной культуры, быть может, и глубже русских; но то - исключения. Общая масса еврейских критиков совершенно чужда русскому искусству, пишет на жаргоне эсперанто и терроризирует всякую попытку углубить и обогатить русский язык" [9].
Еще Ф.М. Достоевский предупреждал, что инонациональная и инославная интеллигенция будет "пускать судорогу" один раз в несколько десятилетий, либо с целью собственного духовного самоутверждения, либо с целью обладания экономической и финансовой властью. А повод и идейные мотивы всегда найдутся - либо коммунистическая, либо либерально-демократическая идея.
Теперь нам предстоит более подробно рассмотреть те сферы культуры и искусства, которые, с одной стороны, выражали духовные устремления Святой Руси, а с другой - готовили революцию в России. Это ключевое противоречие, это борение двух начал, которое привело к крушению императорской России, к Русской Голгофе. С наибольшей полнотой эти крайности воплотились в музыкальном и изобразительном искусстве. Именно музыка и живопись, наряду с православным учением, выражали максимум русского национального духа.
Копалов Виталий Ильич, доктор философских наук, профессор Урал. института бизнеса, научный руководитель городского семинара "Русская идея"
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Здесь и далее цит. по кн.: Бехтеев С.С. Грядущее. Стихотворения. СПб., 2004.
2. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры / Ильин И.А. Собр. соч. В 10-ти т. М., 1996. Т. 6. Кн. 2. С. 612.
3. Цит. по кн.: Непознанный мир веры. М., 2002. С. 182.
4. Волошин М. Стихотворения. Париж, 1982. Т. 1. С. 171.
5. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные страницы. М., 1989.С. 477.
6. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1980. С. 85.
7. См.: Великие святые. "Он всех простил..." СПб., 2003. С. 22.
8. Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996. С. 46.
9. См.: Солженицын А.И. Двести лет вместе. М., 2001. Ч. 1. С. 429.