За столом переговоров в Куманове лицом к лицу встретились представители воюющих сторон. От имени "международных сил безопасности", то есть НАТО и КФОР, Военно-техническое соглашение ((ВТС), которое объявляло об окончании военных действий, подписал британский генерал-подполковник Майк Джексон, командующий КФОР. От имени Союзной Республики Югославии (СРЮ) и Республики Сербии это сделали генерал-полковник Армии Югославии (АЮ) Светозар Марьянович и генерал-полковник Обрад Стеванович, первые лица в Генштабе АЮ и МВД Сербии.
Был подписан международный договор, обязательный для двух сторон. Важнейшие положения договора были включены в Резолюцию 1244 СБ ООН, которая была принята уже 10 июня. Эта резолюция и доныне остается единственным международным документом, в рамках которого возможно решение вопроса о Косове и Метохии.
С текстом ВТС президента СРЮ Слободана Милошевича предварительно ознакомил президент Финляндии Мартти Ахтисаари, а 3 июня договор одобрил Парламент СР Югославии и ее правительство. Было известно, что в Косове и Метохии будут размещены международные гражданские и военные силы под надзором ООН, о чем должна была быть принята особая резолюция СБ ООН.
В ВТС указывалось, что эти силы будут действовать беспрепятственно, обладая правом предпринимать все необходимые действия для осуществления и поддержания состояния безопасности для всех граждан Косова, а также и то, что "свою миссию эти силы будут выполнять и другими способами".
Кумановмкое соглашение предусматривало, что в установленные сроки из Косова и Метохии будут выведены силы СРЮ. Уточнялось, что это относится к регулярным армейским силам, вооруженным группам граждан, ВВС, территориальной обороне, пограничной полиции, разведке, подразделениям полиции, и любым другим группам, которые укажет командующий КФОР.
Соглашение определяло, что какие бы то ни было силы СРЮ, без предварительного одобрения командующего КФОР, ни под каким предлогом не могут войти на территорию Косова и Метохии.
Однако, подписанты ВТС указали, что "договорено возвращение военного персонала СРЮ и Сербии" в Косово и Метохию, что будет "предметом дополнительного отдельного соглашения".
В Приложении "Б" кумановского соглашения указывалось, что КФОР "будет обеспечивать исполнение обязательств после одобренного возвращения персонала СРЮ в Косово и Метохию".
С точки зрения международного права, это положение ВТС подтверждает территориальную целостность и государственный суверенитет СР Югославии, и, соответственно, Сербии. Впрочем, все это ясно определено в Резолюции 1244 СБ ООН.
За прошедшие десять лет положения ВТС и Резолюции 1244, как и обязательства из них вытекающие, КФОР/НАТО так и не выполнили: не восстановлен порядок и безопасность, из-за чего невозможно возвращение изгнанных и беженцев, отсутствует свобода передвижения тех, кто остался в крае, не завершена полная демилитаризация и окончательное умиротворение Освободительной армии Косова (ОАК), не начаты переговоры о возвращении договоренного количества личного состава сил безопасности Сербии, более того, не принято соглашение об их возвращении, Сербии не возвращен контроль над движением гражданского авиатранспорта.
Согласно пункту 10 Резолюции 1244, СБ ООН " уполномочивает Генерального секретаря при содействии соответствующих международных организаций обеспечить международное гражданское присутствие в Косово в целях создания временной администрации для Косово, под управлением которой население Косово сможет пользоваться существенной автономией в рамках Союзной Республики Югославии; эта временная администрация будет обеспечивать переходную администрацию, одновременно создавая и контролируя развитие временных демократических органов самоуправления в целях обеспечения условий для налаживания мирной и нормальной жизни для всех жителей Косово".
Что касается возвращения сербских военнослужащих в Резолюции указывалось: "Возвращение военнослужащих:
снаряжение возвращающихся военнослужащих;
определение их функциональных обязанностей;
график их возвращения;
делимитация географических зон их действия;
правила, регулирующие их отношения с международными силами безопасности и международной гражданской миссией.
Возвращение военнослужащих... будет осуществляться под наблюдением международных сил безопасности и их согласованная численность будет ограниченной (сотни, но не тысячи человек)".
Подводя итог анализу исполнения ВТС и Резолюции 1244 можно сказать, что ни одна из гарантий данных Сербии так и не была исполнена, в то время как албанские сепаратисты и террористы постоянно подстрекались к провозглашению независимости.
На самом деле, почти одновременно с подписанием ВТС в Куманове КФОР заключил тайное соглашение и с ОАК, о котором Белграду до поры до времени было ничего неизвестно.
Договор касался демилитаризации и трансформации ОАК. Как известно, полная демилитаризация ОАК не проведена, а ее связь с четырьмя-пятью криминальными группами в Косове хорошо известна. Эти группы насчитывают более десяти тысяч вооруженных боевиков. Албанцы располагают до полумиллиона единиц пехотного оружия.
По материалам белградской газеты "Политика" от 07.06.2009
Подготовил Михаил Ямбаев