Он также подчеркнул, что Церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство.
"Единственный прямой путь к возрождению нашего народа - это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции "Добротолюбия" и "Домостроя", повышать в общественном сознании ценность семьи как "малой Церкви" и Церкви как большой семьи", - заключил он.
Памятник литературы допетровской Руси "Домострой" являлся специальным сводом правил поведения, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи. Этот свод правил формировался в течение нескольких веков.
У "Домостроя" нет ни точной даты создания, ни автора, поскольку как любое истинно народное произведение он создавался на протяжении долгих лет, редактировался и переписывался трудами нескольких древнерусских писателей. Многие списки "Домостроя" отличаются друг от друга, составляя три редакции и несколько типов. Его первая редакция составлена в Новгороде в конце XV в., вторая была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным сотрудником молодого царя Ивана IV Васильевича, благовещенским протопопом Сильвестром. Последний добавил к своей редакции личное обращение к сыну Анфиму, своего рода краткий конспект "Домостроя", который также бытовал в самостоятельных списках, частично переработанных. Третья редакция выполнена на основе двух основных с различными частными добавлениями. Три основные части составляют "Домострой" всех редакций; они последовательно излагают правила общежития в отношении "духовного строения" (религиозные наставления, главы 1-15), "мирского строения" (о семейных отношениях, главы 16-29) и "домового строения" (хозяйственные рекомендации, главы 30 - 63 по II редакции).
"Домострой" - памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения; каждое положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты Священного Писания и Отцов Церкви. "Домострой" - не просто "экономия" (таково точное значение кальки "Домострой"), он проникнут нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которые составляют население Дома, а словом "Государь" одновременно обозначается и "хозяин" государства, и вождь общества, и владыка дома. Не знание, обычно связываемое с информацией, интересует автора и читателя "Домостроя", а порядок ведения дел, степенность, т. е. последовательность в отношении к основному и главному в рамках домашнего жития. Не знать, а ведать надлежит Дом.
Православие выработало собственный эталон хозяйственного рационализма. Более того, литературный носитель этого эталона хорошо известен - это "Домострой". Представители московского купечества в большинстве своем происходили из крестьянской среды. О них говорили, что пришли из деревень с котомками и в лаптях и сделались миллионерами. В нравственном же развитии, в привычках, в быту они оставались неизменными, и лишь столичная жизнь отшлифовала их внешне. Купечество хранило древние обычаи и веру отцов и дедов. Художественные и публицистические произведения, посвященные событиям того времени, пестрят указаниями на поразительную религиозность купечества.
Во всех взаимоотношениях "Домострой" призывает своих читателей быть честными, справедливыми и милосердными. Его поучения пронизаны и чувством долга, ответственности. Произведение очень демократичное не только по своей адресности, но и по жанру, по тематике, по языку, образному, сочному, народному, свободному от устоявшихся книжных оборотов и словоблудий, особенно когда речь идет об устроении домашнего хозяйства. Это по-настоящему увлекательная книга для домашнего чтения, и не с каким-то фантастическим сюжетом, а "имеющая в себе вещи зело полезные".
Что же это за вещи, "зело полезные"? Это - рачительность, бережливость, трудолюбие, несущие в семьи достаток. Это - гостеприимство, помощь нищим, малоимущим, страдающим, милосердие к бедным, убогим. Это - почтительность к старшим. Это справедливость и заботливость по отношению к зависимым людям. Это честность в повседневных человеческих отношениях и отношениях с государством. Таким образом, в те времена "Домострой" объединял отдельные хозяйства крепкими нравственными узами, положительными установками, едиными поведенческими нормами в одно общее народное хозяйство, устойчивое ко всяким невзгодам, противостоял "грубости нравов" и "низкому уровню морали". Объединял, скреплял утверждением в жизни христианских добродетелей и призывами к жизни праведной.
Надо также сказать, что "Домострой" находится в самом исходном пункте основного русла русской социально-экономической мысли, является одним из её краеугольных камней. В "Домострое" необыкновенно удачно выделена как раз та ячейка экономической жизни, с которой начиналась тогда экономика государства - домовое хозяйство. Со временем из него вычленятся ремесленные производства, промысловые артели. Был выбран простой и ясный путь: Трудиться! Богатеть! Развиваться! Вот призывы: будьте трудолюбивы, рачительны, воздвигайте дома, мельницы, амбары, распахивайте земли, разводите скот, сады, огороды, развивайте ремесла, торгуйте. Вот она центральная экономическая идея "Домостроя" - богатейте, становитесь сильнее, укрепляйте свое хозяйство, укрепляя тем самым и российское государство.
Свод правил хозяйствования, выстроенный в "Домострое" и помогающий человеку вести достойную жизнь на Земле и трудиться с Богом в сердце, "с чистой совестью и в правде", не потерял актуальности и сегодня.
Миронов Леонтий Михайлович, директор Центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН