"Матронушка - наша спасительница", - эти слова я услышал 2 мая возле тверского собора Белая Троица в очереди к ковчегу с частицей мощей блаженной Матроны Московской. В этот день праздновалось 10-летие прославления блаженной.
Просто огромное для нашего города количество людей страстно желало приложиться к этой святыньке. Это впечатляло и показывало то народное почитание, которое имеет блаженная Матрона.
Но возникали мысли: а что же это за такое "народное" почитание? С чем связано стремление многих прикоснуться к ковчегу с частицей мощей?
Почему-то вспомнилась та навязчивая реклама в СМИ, общественном транспорте, храмах и других людных местах, которая предваряла пребывание частицы мощей блаженной старицы.
И не покидал вопрос, который возник еще в предыдущий привоз этого же ковчежца осенью прошлого года: а приведет ли такой искусственно созданный ажиотаж к крепкой вере во Христа, смогут ли так по-народному почитающие Матрону люди стать настоящими христианами?
Для размышления по этому поводу приведу два примера.
Первый. В церковной лавке женщина покупает иконку блаженной Матроны, чтобы приложить ее к мощам. Продавщица спрашивает: "А иконочка Спасителя у вас есть?" На что следует искренний ответный вопрос: "А кто это?" То есть для спасения вполне достаточно иметь дома иконку Матроны. Она спасительница, Христос не нужен!
Второй. Люди, поддавшись общему ажиотажу, по нескольку часов стояли в очереди с надеждой приложиться к частице мощей блаженной Матроны, часто раздражаясь, томясь, страдая и негодуя, выслушивая различные около- и псевдоцерковные истории, а в то же время в нескольких храмах Твери постоянно пребывают частицы мощей этой святой. Так к кому они шли: к святой или к "святыньке" на поклонение? В этом есть большая и очень серьезная разница!
Увезли "святыньку", и много ли из тех, кто рвался приложиться, будут продолжать молиться блаженной старице как своей заступнице и помощнице? Перерастет ли ажиотажный спрос на чудо в молитвенное почитание? Или будут ждать следующего привоза для поклонения, чего-то новенького? Так ли уж это безобидно?
Хорошо было бы, конечно, если бы организаторы привоза "святыньки" при этом хотя бы разъясняли вновь пришедшим в храм основы христианской веры, говорили им о пути спасении, о церкви, раздавали листовки о православном почитании святых. Но этого-то как раз и не было. Так кто же будет отвечать за то, как мы используем и куда направляем религиозно доверчивых, верящих церкви без рассуждения людей? Конвейер, сплошной поток... За чем? И для чего? Это ли то православие, которое зовет и ведет человека к преображению души? Так и будем наблюдать за тем, как люди, носящие нательные крестики, считающие себя православными христианами, рассуждают: "В баню сходим, все грехи смоем. Свечку поставим и спасемся"? Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях постоянно напоминает нам о необходимости приводить людей в храм не любопытствовать на чудо или красоту и благолепие, а ко Христу Спасителю, просвещать их, приобщать к жизни православной.
В качестве послесловия. После этих долгих майских выходных я устал объяснять своим нецерковным знакомым, которые по какой-то причине не смогли приложиться к "святыньке", что совсем не обязательно для получения молитвенной помощи блаженной Матроны и спасения поцеловать именно эту косточку блаженной, что святой можно молиться и без этого.
Слава Богу, что мощи нашей небесной заступницы и молитвенницы блаженной Ксении Петербургской не подняли и не возят по стране в качестве чуда. Лежит она, бабушка наша любимая, спокойно на Смоленском кладбище в Петербурге и, однако, слышит наши молитвы и просьбы и во всем нам грешным помогает. Ну а тем, кто особенно почитает блаженных стариц, сообщаем, что в нашем храме вокруг иконы блаженной Ксении Петербургской расположены иконы еще четырех блаженных: Матроны Московской и трех дивеевских - Параскевы, Пелагии и Марии, причем все с частицами их мощей! Приходите, молитесь сколько хотите. И без всякого ажиотажа.
Христос воскресе! Простите, если кого-то обидел своей заметкой.
Священник Сергий Дмитриев, настоятель прихода блаженной Ксении Петербургской (Тверь)